+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
21.02.2018
21 Февраля 2018

Погружение в виртуальную гиперреальность

Гости программы – создатели технологии виртуальной реальности: технический директор Дмитрий Дударев и ведущий разработчик Степан Носков компании "The Psycho", которая занимается очень модным направлением – виртуальной реальностью (VR). Мы говорили с ними о виртуальной реальности, о том, насколько она может поглотить нас всех окончательно, и о тех возможностях, которые она даёт нам уже сегодня.

Погружение в гиперреальность (VR - виртуальная реальность).

Погружение в гиперреальность (VR - виртуальная реальность). https://vr-j.ru/stati-i-obzory/intervju-s-psycho-technology-vr/

Технический директор Дмитрий Дударев и ведущий разработчик Степан Носков компании "The Psycho", которая занимается виртуальной реальностью (VR).

Технический директор Дмитрий Дударев и ведущий разработчик Степан Носков компании "The Psycho", которая занимается виртуальной реальностью (VR). /youtube.com/channel/THE PSYCHO & ponedelnikmag.com/

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гости программы – создатели технологии виртуальной реальности: технический директор Дмитрий Дударев и ведущий разработчик Степан Носков компании "The Psycho", которая занимается очень модным направлением – виртуальной реальностью (VR).

Мы говорили с ними о виртуальной реальности, о том, насколько она может поглотить нас всех окончательно, и о тех возможностях, которые она даёт нам уже сегодня.

В студии у нас очень молодые люди, которые свою компанию организовали два года назад. О том, чем занимается их компания, мы ещё поговорим, но сейчас я хочу пообщаться с ними как с экспертами именно о виртуальной реальности, которая входит очень мощно в нашу обыденную реальность. Молодым с этим ещё, наверное, жить больше и дольше, чем нашему поколению. Что такое VR для вас, для миллинеалов?

Дм. Дударев: VR – это сейчас максимально быстро развивающееся направление в области IT, которое проникает в совершенно разные сферы деятельности, начиная от развлечений и заканчивая инженерными и научными изысканиями.

То есть, VR – это виртуальная реальность, которая выглядит каким образом? Вы надеваете очки и…?

Дм. Дударев: Виртуальная реальность выглядит следующим образом: пользователь надевает очки, надевает какое-то дополнительное оборудование, если оно предусмотрено, и попадает в мир, который нарисован художниками и который обладает каким-то определённым функционалом или каким-то сценарием, который тоже прописан заранее и взаимодействует с игроком. Может этот мир использоваться для различных направлений, но основная его задача в том, чтобы максимально глубоко погрузить человека в эту атмосферу. Если речь идёт об образовании или о симуляциях каких-то процессов, то здесь очень важна психологическая сторона вопроса, потому что пользователь начинает верить в то, что он находится в том мире, который нарисован, и уже начинает вести себя соответствующим образом.

В этом есть определённая опасность, не кажется ли вам?

Дм. Дударев: Конечно, есть. Можно придумать много различных негативных сценариев, но мы надеемся, что всё-таки человечество будет умнее, чем кажется, и не попадёт в эту ловушку.

Ст. Носков: Как раз можно ещё и положительные стороны подметить виртуальной реальности. Сейчас одно из её применений – психотерапия с целью излечения пациентов от каких-то фобий. Например, боязни высоты или каких-то других факторов. То есть, в виртуальной реальности моделируется подобная ситуация, и в следующий раз, когда человек сталкивается с подобной ситуацией, он уже не так сильно реагирует, боится и т.п.

Всё сейчас упрощается. Технологии упрощаются, оборудование упрощается. Очки виртуальной реальности тоже. Но если это настоящие фирменные очки, то это довольно дорогая штука, которую не все могут себе позволить. Есть бюджетный вариант. Это, по сути, картонная коробка. Это очки, которые складываются как оригами, внутрь вставляется смартфон, и ты там, в общем, много чего видишь. Это бюджетный вариант. Тем не менее, всё это выглядит довольно громоздко. И мне пришла в голову мысль (я хотела бы её подтвердить или опровергнуть с вашей помощью), что в довольно скором будущем эти очки будут чем-то out-of-fasion. Это будет или что-то совсем маленькое, которое будет крепиться на стекло обычных очков, или это вообще будет вставляться в глаз.

Дм. Дударев: Всё верно. Сегодня технология идёт в сторону миниатюризации аппаратного обеспечения виртуальной реальности. Также можно пофантазировать и экстраполировать развитие этой области на будущее. Уже сейчас ведутся разработки в области искусственной сетчатки, в том числе искусственных глаз, которые применяются при протезировании слепых людей. И можно предположить, что довольно скоро начнётся эпоха внедрения виртуальной реальности уже в биологические субстанции и более плотная интеграция с мозгом. И в таком случае вообще не понадобится никаких очков, никаких компьютеров на себе носить. Но это уже довольно отдалённое будущее.

С одной стороны, это привлекательная картинка. Вот сегодня плохая погода, тебе она категорически не нравится. Ты тепло одеваешься, нажимаешь определённую кнопку где-то на запястье, активизируются очки виртуальной реальности, и даже это уже не очки, а просто линза виртуальной реальности, которая у тебя уже надета, и ты видишь мир совсем иначе: голубое небо, солнце. Это совсем бред или такое может быть?

Дм. Дударев: Нет, это не бред. Такое действительно может быть, и в этом направление сейчас ведутся как раз разработки в области так называемой "дополненной реальности". Это параллельная ветвь данной сферы деятельности, параллельная виртуальной реальности. Дополненная реальность реализуется в том, что поверх реальной картинки, которую видит человеческий глаз, дорисовываются какие-то дополнительные объекты, которых в реальности нет. И сейчас уже есть технологии, которые позволяют это делать. Например, Microsoft Hololens. Это специальные очки с полупрозрачными экранами, через которые видно настоящий окружающий мир, но которые могут дорисовывать на нём какие-то объекты.

Тогда получается, что идут по какой-то улице 100 человек, и у каждого из них своя эта улица?

Дм. Дударев: Да, всё верно. Именно так можно реализовать. Возможно, в будущем так оно и будет. Каждый человек будет подстраивать под себя своё окружение. Может, оно будет подстраиваться автоматически под настроение человека. Посмотрим. Пока что мы только ведём работу.

Очень интересный вопрос. Технически это возможно?

Дм. Дударев: Никаких фундаментальных ограничений, препятствий к реализации такой технологии пока что нет.

Только этические, моральные, ну и юридические нормы?

Дм. Дударев: Да, но это уже не те вопросы, которыми занимаются учёные. Думаю, что они будут нивелированы, и технология всё-таки выйдет в свет.

Ст. Носков: Скорее всего, в ближайшем будущем всё-таки терять связь с реальностью люди не захотят, и дополненная реальность будет некоторым дополнением к виртуальной реальности, чем полной её заменой. Это будут некие вспомогательные интерфейсы как телефон. То есть, человек идёт по улице, у него сразу видна погода, он может позвонить какому-то другу. Также это будет активно использоваться в маркетинге ,когда в дополненную реальность будет активно интегрироваться реклама. То есть, человек, идя по улице, будет видеть различные баннеры, которых на самом деле не существует. То есть, это будет находка для маркетологов на самом деле.

Если говорить о том, как будет развивается мировой рынок VR к 2020 году, ну сколько здесь ещё осталось, эксперты убеждены, что этот рынок увеличится в 20 раз и VR будет использоваться везде. Сейчас это медицина, образование, наука, ритейл, недвижимость, искусство, культура, промышленность, спорт. Что ещё?

Дм. Дударев: Сейчас мы действительно находимся на этапе особого роста популярности виртуальной реальности. Если раньше ею занимались какие-то единичные компании, которые монополизировали для себя возможность создания контента и технологий, то сейчас появляется и очень быстро расширяется инфраструктура для создания проектов, связанных с виртуальной реальностью, для обычных людей. В том числе, даже для тех, кто не очень хорошо знаком с программированием.

Существуют специальные инструменты, которые позволяют создавать контент, например, кардбордов (cardboard), где телефон вставляется в специальную подставку, которая надевается на глаза, и можно создавать какие-то свои игры или мультфильмы для виртуальной реальности, не имея каких-то глубоких познаний. В том числе сейчас такие гиганты, как "Google", "Apple", Microsoft, "Sony", занимаются разработками в этой области, появляются все новые и новые разные очки, разное оборудование, манипуляторы с разными характеристиками. И очень быстро растёт качество и глубина погружения в виртуальную реальность. Поэтому круг применения растёт очень быстро.

В том числе, как я упоминал, очень популярным применением является область симуляции или обучения чему-либо людей. Потому что здесь очень важна именно психологическая составляющая погружения в эту атмосферу, которая заставляет людей вести себя более адекватно ситуации в отличие от других методов обучения. Например, помимо медицинских симуляций, существуют ещё и симуляции, например, военные, где люди попадают в какие-то нештатные и опасные ситуации. Они начинают в виртуальной реальности верить во всё это и уже более качественно подготавливать себя.

Вообще, давно говорится о том, что лётчиков обучают с помощью каких-то тренажёров. Наверное, даже 20 лет назад это уже были какие-то прототипы виртуальной реальности?

Дм. Дударев: Да. Более того, сейчас не только на этапе обучения, но и на этапе эксплуатации самолётов используется виртуальная реальность. Например, пилоты американских истребителей пятого поколения постоянно находятся полностью в виртуальном пространстве. Они летают в специальных очках, которые позволяют пилоту, грубо говоря, смотреть сквозь корпус самолёта, иметь полный угол (360 градусов) обзора во все стороны. Он вращает голову, система отслеживает, куда она смотрит, и отрисовывает на его очках картинку, которая соответствует тому, как если бы корпуса у самолёта не было вообще. В том числе ведётся трекинг глаз, то есть, система определяет, куда пилот смотрит, что также помогает в позиционировании различных боевых частей самолёта и для интерфейсных задач.

Компанию "The Psycho", которая занимается виртуальной реальностью (VR), организовали вы?

Ст. Носков: Организовали её не только мы. У нас были ещё люди.

Сколько вам было лет тогда?

Дм. Дударев: Это было пару лет назад. Изначально нас было двое. Это был я и Владимир Бушуев. Мы придумали саму эту идею создания такого проекта.

И было вам где-то двадцать плюс?

Дм. Дударев: 23-24 года. Потом в скором времени к нам присоединились ещё два человека. Степан Носков и Юрий Гливенко. И мы вчетвером начали эту компанию полноценно развивать. Сейчас она выросла. У нас уже около 12 человек в штате. Мы открыли уже несколько проектов и занимаемся разработкой как аппаратной, так и софтовой составляющей уже довольно активно по разным направлениям.

А какие это направления?

Дм. Дударев: У нас сейчас в широком смысле два направления. Первое – это развлекательное, где мы делаем квесты и шутеры. И второе направление – это область медицинских симуляторов. У нас есть уже прототип симуляторов лапароскопических операций. Это направление сейчас стало резидентом "Сколково" и развивается в сторону расширения круга различных операций, связанных с брюшной полостью и органами малого таза.

Как это вообще всё выглядит?

Ст. Носков: Это выглядит как небольшая коробка, специально красиво вырезанная из оргстекла. В ней находятся два диссектора. Это так называемые "ножницы" для проведения лапароскопических операций через небольшие отверстия в человеке, когда проводится операция. И на этом аппарате интерн может обучаться проводить операцию.

Каким образом?

Ст. Носков: Обучение проводится путём надевания очков. Интерн надевает очки и оказывается в операционной. Он полностью видит операционную, пациента, перед ним те же самые диссекторы, которые находятся в пациенте. И также, помимо этого, он видит то, что находится внутри пациента. То есть, симуляцию органов брюшной полости, где он уже может производить операцию. Интерн берёт реальные диссекторы, симуляция двигается таким же образом, и внутри интерн может тренироваться управлять диссекторами, проводить некоторые операции, и впоследствии, уже когда он будет делать операцию на реальном человеке, он будет уже совершать меньше ошибок.

Ну а система отслеживает точность выполнения действий? Даёт какую-то обратную связь?

Дм. Дударев: Да, система оценивает качество выполнения операции. Она показывает, какие ошибки были совершены интерном во время обучения.

Ст. Носков: Там можно проиграть. Если, например, повредил крупную артерию случайно, началось кровотечение и ты его не остановил, то всё: пациент умер, и игра закончилась.

Да уж, хорошая игра?! Есть такая разработка – беспроводной VR-костюм. Это что такое и для чего он предназначен?

Дм. Дударев: Для практически всех наших проектов мы используем определённый набор технологий, которые позволяют нам не просто, надев очки, видеть, что происходит вокруг, но также и взаимодействовать естественным образом с виртуальным миром. То есть, игрок надевает на себя некоторый набор датчиков, и, надевая очки, он видит уже своё тело, которым он может двигать – двигать руками, двигать ногами, может ходить по виртуальному пространству естественным образом.

То есть, он совершает те же самые действия, но уже в другом пространстве?

Дм. Дударев: Да, всё верно. Вплоть до движения пальцев на руках производится трекинг движений тела человека.

А для чего это? Для игр?

Дм. Дударев: Это применимо для всех направлений. Это универсальный метод, который позволяет максимально погружаться в виртуальную реальность и усиливать ощущения веры в то, что эта реальность настоящая. И в данный момент она используется в основном, конечно, в сфере развлечений. В квестах, например. Несколько игроков приходят на квест, их может быть неограниченное количество, зависит это просто от количества костюмов, которые есть в наличии. Каждый игрок надевает костюм и попадает в виртуальную реальность, где люди могут видеть друг друга, видеть своё тело. И он может являться любым персонажем, который предусмотрен в сценарии квеста. Например, у нас есть один из этапов, где игрок играет за зелёного инопланетянина с тремя пальцами и с большой головой. Он может шевелить этими тремя пальцами и выполнять задачи, которые стоят перед ним на данном этапе.

Также игроки могут кооперироваться друг с другом, могут выполнять совместные задания, могут взаимодействовать с интерактивными объектами, будь то автоматы, фонари, двери, перемещаться по локации естественным образом, совершенно забывая о том, что они находятся в виртуальной реальности, что эта реальность не настоящая.

А почему вдруг виртуальная реальность? Почему вы вдруг этим начали заниматься?

Дм. Дударев: Это сейчас самое активно развивающееся направление в IT-индустрии.

То есть, был такой расчёт?

Дм. Дударев: Да, конечно. Почему не заниматься самым актуальным, что сейчас есть в индустрии. Ну и, вообще, это достаточно интересное направление.

Сами вы сколько времени проводите в виртуальной реальности?

Ст. Носков: Ой, очень много. Очень много времени пришлось провести в виртуальной реальности во время тестирования. Мы, по сути, может весь рабочий день там провести. А что касается медицинского симулятора, о котором только что шла речь, мне кажется, я сейчас как его разработчик уже лучше многих хирургов управляюсь с ним.

То есть, уже можете оперировать?

Ст. Носков: Насчёт оперировать не знаю, но обращаться с именно диссекторами, перетаскивать как минимум органы я могу.

Вы сами как пользователи ощущаете, что этот мир вас засасывает?

Дм. Дударев: На самом деле действительно в процессе разработки приходится постоянно заниматься тестированием железа или программного обеспечения, которым ты занимаешься, и постоянно находиться на стыке виртуальной и реальной реальностей. Поэтому в процессе рабочего дня, да, теряется ощущения, где ты на самом деле.

Грань стирается?

Дм. Дударев: Грань стирается, размывается.

Вы начинаете действительно верить, что то тоже реально?

Дм. Дударев: Происходит сложное для описания состояние в мозгу, когда сложно разделять, что настоящее, а что нет. Особенно после долгого многочасового тестирования. Действительно иногда хочется остаться в виртуальной реальности и не уходить обратно. Всё зависит от сценария.

Ничего себе. Опасные мысли.

Дм. Дударев: Да, к этому идём.

Мне кажется, что это такое новое направление, о котором будут говорить, как сохранить себя, что ли, когда вокруг столько возможностей жить в разных реальностях. Есть определённые, наверное, угрозы, которые несёт в себе развитие этих технологий?

Дм. Дударев: Есть угроза. У неё даже есть название. Это виртуальный эскапизм. Действительно, некоторые люди боятся, что в недалёком будущем реальность уже станет не актуальной. Как это происходит в фильмах "Дивергент" ("Divergent") или "Матрица" ("The Matrix").

Ст. Носков: Также в сериале "Чёрное зеркало" ("Black Mirror"), там описываются последствия.

Дм. Дударев: Такая опасность, конечно, есть. Но нужно понимать, насколько это вообще плохо. Возможно, кому-то хочется уйти в виртуальную реальность, и там он будет счастливее. Это уже вопрос действительно больше этический, чем научный, поэтому его нужно оставить, наверное, философам и психологам.

Полностью беседу с гостями программы слушайте в аудиофайле.

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Эфир от 26.05.2019 (20:10)

Эфир от 26.05.2019 (20:10)

Начало в 20:10 "Акустика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 26.05.2019 (22:10)

Эфир от 26.05.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Устарела ли оперетта?

Устарела ли оперетта?

Начало в 22:30 "От пролога к эпилогу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Эфир от 26.05.2019 (23:10)

Эфир от 26.05.2019 (23:10)

Начало в 23:10 "Культурный код"

Эфир от 26.05.2019 (23:35)

Эфир от 26.05.2019 (23:35)

Начало в 23:35 "Незабытые кумиры. Сюрпризы старого патефона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Эфир от 27.05.2019 (00:10)

Эфир от 27.05.2019 (00:10)

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Эфир от 27.05.2019 (00:35)

Эфир от 27.05.2019 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эфир от 27.05.2019 (01:10)

Начало в 01:10 "Это интересно"

Эфир от 27.05.2019 (01:35)

Эфир от 27.05.2019 (01:35)

Начало в 01:35 "Высокое напряжение"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

"Украинизация" армии

"Украинизация" армии

Начало в 02:25 "История из истории"

Эфир от 27.05.2019 (02:30)

Эфир от 27.05.2019 (02:30)

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 27.05.2019 (03:10)

Эфир от 27.05.2019 (03:10)

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 03:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Эфир от 27.05.2019 (05:10)

Эфир от 27.05.2019 (05:10)

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Эфир от 27.05.2019 (05:45)

Эфир от 27.05.2019 (05:45)

Начало в 05:45 "Русский музей"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Эфир от 27.05.2019 (06:10)

Эфир от 27.05.2019 (06:10)

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Побочные явления Закона о самозанятости

Побочные явления Закона о самозанятости

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Не вредно ли мыло ручной работы для наших рук?

Не вредно ли мыло ручной работы для наших рук?

Начало в 06:30 "Обрати внимание"

Эфир от 27.05.2019 (06:35)

Начало в 06:35 "Это интересно"

Эфир от 27.05.2019 (06:50)

Эфир от 27.05.2019 (06:50)

Начало в 06:50 "Мы очень любим оперу"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Уилла Смита заинтриговали ковры на стенах в квартирах россиян

Уилла Смита заинтриговали ковры на стенах в квартирах россиян

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа