+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
07.08.2018
7 Августа 2018

Цифровая Москва: какая она сейчас и какой станет в обозримом будущем

ООН признала Москву "смарт-сити № 1". Гость в студии – заместитель руководителя департамента информационных технологий правительства Москвы Алексей Чукарин. Мы говорили с ним о будущем столицы России, о том, как она взаимодействует с бизнесом, как Москва и бизнес работают вместе, превращая Москву действительно в "умный" город.

Эксперт в области цифровизации Алексей Чукарин.

Эксперт в области цифровизации Алексей Чукарин. www.m24.ru

В России планируется создать 50 “умных городов”.

В России планируется создать 50 “умных городов”. /фото с сайта greenevolution.ru/

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

ООН признала Москву "смарт-сити № 1".

Гость в студии – заместитель руководителя департамента информационных технологий правительства Москвы Алексей Чукарин.

Мы говорим о Москве в цифрах, то есть в цифровых технологиях. Что делает сегодня город для бизнеса? Огромное количестве сервисов предоставляют бизнесу разные органы власти. Можно и регистрировать бизнес очень быстро, можно его открывать, закрывать, оплачивать налоги. Для московского бизнеса что есть нового?

А. Чукарин: Для московского бизнеса новое, наверное, всё. Мы решили отойти от традиционного подхода, при котором бизнес выступает либо поставщиком каких-то решений для московских структур, либо пользователем каких-то решений от московских структур. Мы меняем всю парадигму развития, в первую очередь информационных технологий в городе. Мы выстраиваем новую, по сути, партнёрскую программу, партнёрскую сеть для работы с бизнесом. Ведь невозможно сказать, что вот сейчас правительство Москвы соберётся и придумает, как дальше жить правильно.При обсуждении Стратегии мы как раз делали на этом особый акцент, заявляя, что одним из основных принципов реализации Стратегии и вообще всего, что мы закладываем в механизмы взаимодействия города, бизнеса и жителей, является совместная деятельность. Есть такой термин API (прикладной программный интерфейс). По сути, мы создаём из города такой прикладной программный бизнес-интерфейс для того, чтобы любой бизнес, который работает в городе, мог предоставлять свои услуги любому потребителю. Мы стараемся убрать все барьеры между бизнесом и конечным потребителем сервисов города, чтобы упростить взаимодействие во всех его проявлениях.

Действительно, сегодня можно с помощью мобильного телефона, наверное, в любое время суток сделать уже всё? Можно заказать себе еду, любой товар, который привезут домой, можно записаться куда-то на приём. Даже не знаю, чего теперь уже нельзя. Причём москвичи довольно активно всем этим пользуются, с большим энтузиазмом и удовольствием. Эта ваша инициатива сделать бизнес-интерфейс или даже потребительский интерфейс означает, что вы просто бизнес, который есть в Москве, помогаете обращать в цифру? Или обращаете для того, чтобы потребители быстрее дошли до конечного продукта. Изначально, чья это была идея?

А. Чукарин: Мы смотрим внимательно на то, что в городе происходит, и нет никаких сомнений в том, что бизнес лучше чувствует, чем живут москвичи. Пример – сервисы, которые бизнес предлагает конечным потребителям. Это такси онлайн-агрегаторы, которые в Москве очень хорошо представлены, сервисы с каршерингом или сервисы с доставкой еды. Абсолютно бесполезно пытаться подменить собой какую-то бизнес-инициативу. Это абсолютно неправильный подход. А вот придать дополнительные свойства этой бизнес-инициативе, чтобы человек при доставке ему еды мог ещё получить (утрированный пример) какой-то документ из МФЦ, который ему нужен: выписку или заверенную справку, чем это не упрощение взаимодействия? Курьер все равно приезжает, и он привозит человеку не только порцию еды из того или иного онлайн-ресторана, но ещё и какой-то документ, который пока всё-таки остаётся бумажным. Мы, конечно, стремимся к цифре, но, тем не менее, много ещё документов пока остаются в бумажном виде.

Или другой пример. У нас в столице, когда речь заходит о здравоохранении, всё время громко начинают говорить о ЕМИАС. Но, помимо государственных медицинских учреждений, у нас достаточно много коммерческих медицинских учреждений, и достаточно большое количество москвичей обследуются, лечатся в коммерческих медицинских сетях и коммерческих медицинских учреждениях. Так почему же не объединить усилия и не дать возможность как коммерческим медицинским клиникам пользоваться сервисом ЕМИАС, так и ЕМИАСу пользоваться сервисами коммерческих клиник. Это такая история в стиле win-win (победа-победа), когда все стороны выигрывают от организации подобного взаимодействия.

Как вы это взаимодействие организовываете? Что это будет такое? Казалось бы, если мы говорим о коммерческих электронных сервисах для потребителей, это дело бизнеса. Хочешь доставлять пиццу потребителям, вот её и доставляй. Хочешь их возить на такси, вот и предоставляй. Где та точка, в которой бизнесу в этой области можно встретиться с государством и синэнергетически ещё чего-то добавить? Со здравоохранением яснее, потому что там единая картина, что происходит с пациентом. Он сдал какие-то анализы в коммерческой поликлинике, а какие-то – в своей районной, и их можно соединить на одной платформе. Но когда вместе с доставкой пиццы ещё и приносят какой-то документ из МФЦ, это уж совсем креативная идея. Как вы до неё дошли?

А. Чукарин: Не могу не отметить в этом активное участие наших бизнес-представителей. Мы всё время говорим им о том, что, по сути, мы даём платформу для обсуждения. Вот и давайте вместе придумывать, как можно взаимодействовать, чтобы наши горожане жили удобнее, комфортнее, приятнее и интереснее.

Слышала, что, когда обсуждали "Стратегию цифрового развития Москвы", вы получили какое-то несчётное количество комментариев. Вы их изучали, потом вроде как приглашали кого-то к себе в гости и расспрашивали?

А. Чукарин: Действительно, было так. Мы получили порядка 500 содержательных комментариев с хорошими и качественными предложениями. А всего более 20 тысяч участников сделали те или иные предложения, поучаствовав в вычитке стратегии. Поэтому это действительно получился такой общенародный проект. Но так как мы целевым образом работали в первую очередь именно с бизнесом, то большинство идей, которые выдвигались, мы агрегировали и скомпоновали по следующим городским направлениям: социальная сфера, управление ЖКХ и строительство, экономика, экология. Объединяя те или иные инициативы, мы встречались и с крупными компаниями, и с маленькими компаниями, и просто с интересующимися людьми, которые хотели донести лучшие идеи, которые для них казались и кажутся нам сейчас тоже очень здравыми с точки зрения реализации в городе. Причём обсуждение их пока не закончено, у нас идёт финальная стадия их публичного обсуждения на одной из городских площадок crowd.mos.ru, где мы сейчас как раз финализируем все идеи и предложения, которых накопилось к данному моменту ещё больше, чем на предыдущим фазах обсуждения, для того, чтобы все они были учтены в Стратегии.

На самом деле это что-то новое, когда приходит бизнес и предлагает сделать так, а государство, не боясь потерять серьёз (это же серьёзные вещи, всё должно быть по-взрослому) вдруг ведётся на такие предложения бизнеса.

А. Чукарин: Ну, не то, что бы ведёмся. Не секрет, что сегодня основная конкуренция в макроэкономике происходит всё меньше и меньше между странами, но всё больше и больше между городами. Москва буквально десять дней назад получила очередное международное признание, заняв первую строчку в рейтинге "умных городов" ООН. То есть, если какое-то время назад я гордился тем, что Москве какие-то консалтинговые компании раздают первые, вторые, третьи, пятые места, то против версии ООН вообще возразить что-то сложно. Россия как страна, к сожалению, заняла в рейтинге пока только 32-е место. Соответственно, некоторый разрыв между столицей и регионами есть.

Мы, по сути, стремимся к тому, чтобы все инновации, которые можно реализовать в городе, были реализованы наиболее эффективным способом с точки зрения бизнеса. По большому счёту, что такое бизнес? Это наше население, это люди, которые живут в городе. Они знают прекрасно, где находятся, как перемещаются по городу, какими сервисами пользуются. И они знают, чего хотят. Поэтому мы совершенно точно убираем искусственные административные преграды и барьеры, ту самую серьёзность, которая не всегда красит чиновников, и даём возможность горожанам предложить те сервисы, которые были бы для них наиболее интересны и наиболее востребованы. И прекрасно, если на этом наши бизнесы будут зарабатывать дополнительные деньги. Всё это способствует развитию городской экономики. А иначе было бы бессмысленно затевать "умный город" ради только того, чтобы повесить большую растяжку в районе МКАДа, на которой написать, что "наш город – самый умный".

Все уже привыкли к тому, что бизнес отдельно пытается что-то сделать для "умного города". Но и вообще ре по-особому видит инновации, а государство по-своему, потому что там всё серьёзно. Там какие-то отчёты, рейтинги, методички, которые иногда не понятны, но, тем не менее, главное для государства, чтобы это как-то выглядело красиво в отчёте. А тут получается, что вы прямо рванули друг к другу навстречу. А что Москва готова сделать для бизнеса как своего партнёра?

А. Чукарин: Вопрос про финансовый или какие-то другие ресурсы достаточно понятен. Любой крупный бизнес располагает достаточным объёмом ресурсов, чтобы инвестировать в город. Чем же обладает город? А город обладает административными возможностями. Пример. Какое-то количество лет назад сотовая связь в городе была не очень хорошей. И руководители страны ставили в пример Москве какие-то другие субъекты. Что Москва сделала? Она выпустила свой нормативный документ, в соответствии с которым радикально упростилась процедура размещения базовых станций на объектах городского хозяйства. Сейчас для того, чтобы оператор пришёл и разместил станцию в городе, у него уходит не сколько-то сотен дней, как это в соответствующем законодательстве прописано, а буквально всего 2-3 недели. Соответственно, город административно поддержал возможность, чтобы операторы связи как можно проще и быстрее стали присутствовать на городских площадках. Другой пример. Мы открываем городские данные и делаем это во всех их проявлениях ровно для того, чтобы бизнес мог их использовать для своих приложений, на этих приложениях, в том числе, строить дополнительные сервисы и зарабатывать деньги.

Первое место в рейтинге "умных городов" – это то, что мы уже имеем сейчас. К чему тогда ещё стремиться?

А. Чукарин: Нет предела совершенству. Как говорил Льюис Кэрролл в своём произведении "Алиса в Зазеркалье", "для того, чтобы оставаться на месте, надо просто идти, а для того, чтобы двигаться вперёд, надо бежать очень и очень быстро". Несомненно все, не только города, но и агломерации, и крупные компании, активно развивают новые технологии управления и новые технологии предоставления услуг. Поэтому, конечно, для того, чтобы оставаться на первом месте или хотя бы в пятёрке лучших, нам надо очень быстро продолжать трансформировать всю систему городского управления в части цифровых и информационных технологий. Мы, конечно, будем изо всех сил стремиться к тому, чтобы наше образование "Московская электронная школа" продолжало быть, по сути, эталоном платформы, в которой ученики получают возможность работать с новейшими знаниями, а родители получают возможность видеть, как их любимые чада усваивают эти знания, в том числе строят аналитику с использованием средств искусственного интеллекта. Ну а учитель будет получать возможность использовать самые лучшие и самые передовые наработки своих коллег, а, что, кстати, немаловажно, те самые коллеги, которые эти передовые наработки создают, будут получать дополнительные доплаты за размещение своего хорошего контента на платформе электронных образовательных материалов.

Вы сказали, что правительство города раскрывает данные, которые бизнес может использовать для предоставления уже каких-то своих сервисов населению. То есть, это та самая работа с открытыми данными?

А. Чукарин: Да, именно так. У нас есть и портальные решения, и решения, связанные с интерфейсом предоставления этих данных. По большому счёту, любой разработчик, будь то веб-разработчик или разработчик приложений, может без проблем пользоваться этими данными, что-то с ними делать в зависимости от того, какая у него бизнес-идея, и дальше, если эта бизнес-идея заработает, он в принципе без проблем может их монетизировать.

Что это за данные? Это какая-то статистика или какие-то конкретные данные?

А. Чукарин: Это "живые" данные, которые относятся в каждый конкретный текущий момент времени к состоянию города. Пример. Этим летом у нас несколько сотен так называемые "дата-сетов" или наборов данных, доступных для пользования. И среди этих дата-сетов есть, например, такие, как адреса и маршруты велодорожек в городе Москве. Или график работы московских парков. Или расписание московских фестивалей со всеми приглашёнными участниками, которые в них принимают участие.

С точки зрения более чиновничьей, у нас доступны наборы данных про работу всех московских учреждений: время их работы, те услуги, которые они должны оказывать, руководители, телефоны, контакты и т.п. Наборы данных, не зависящие от сезона и погоды, конечно, тоже достаточно полезны. Соответственно, есть наборы данных, связанные с лицензиями на перевозку в такси. И очевидно, что наши партнёры, которые являются агрегаторами перевозок такси, тоже этими данными пользуются. Поэтому московское такси в высокой степени безопасно, оно в достаточной степени контролируемо. Те самые агрегаторы, которые этот бизнес предоставляют, всегда прекрасно знают, где, кто у них находится, и, конечно, они стараются добиваться того, чтобы все перевозки такси были лицензированными.

И вы эти открытые данные предоставляете бизнесу абсолютно бесплатно?

А. Чукарин: Конечно.

В чём тогда выгода города?

А. Чукарин: Выгода очень простая: мы же стремимся сделать город комфортным и доступным для всех, поэтому ровно до тех пор, пока мы будем сидеть на своих данных и никому их не отдавать или отдавать по большому секрету...

Но вы же государство!

А. Чукарин: Так как мы – государство, здесь как раз надо отдать должное и нашим федеральным коллегам в их стремлении сделать информацию максимально доступной для всех. Исключения, конечно же, составляют персональные и медицинские данные, но вся остальная информация, особенно про деятельность органов власти или многофункциональных центров "Мои документы", конечно, должна быть открытой. И она уже по факту является открытой. Поэтому здесь выгода очень простая. Чем больше наши горожане знают о том, что им доступно, через все каналы: и московские, и коммерческие, и какие-то альтернативные, тем городу выгоднее. Город получает возможность информировать москвичей о том, что происходит в городе, о том, какие интересные события в городе есть. Или сокращаем время и дистанцию между москвичом и тем учреждением, которое по каким-то причинам ему необходимо посетить.

То есть, вы, по сути, помогаете московскому бизнесу зарабатывать?

А. Чукарин: По сути, да.

Что ещё вы делаете для московского бизнеса? Как ещё готовы его поддержать? Упрощением жизни самих бизнесменов?

А. Чукарин: В Москве бизнес достаточно высококонкурентен, а чем выше конкуренция, тем, так принято считать, среда обитания бизнеса более питательна, более живительна. Поэтому мы смотрим в первую очередь не только и не столько на то, как поддержать все виды бизнеса без исключения, сколько на то, как поддержать маленькие росточки, которые потом смогут принести существенную пользу городу. Поэтому мы активно в партнёрстве с коллегами из других департаментов выбираем стартапы, смотрим на те решения, которые ими предлагаются. Совместно с федеральными коллегами проектируем так называемые "песочницы", в которых маленькие бизнесы на московских данных в московской среде могут развиваться. И, по сути, даём путёвку в жизнь, чтобы наши небольшие предприниматели имели возможность стать предпринимателями побольше.

Если говорить о серьёзных инфраструктурных изменениях, город всячески способствует развитию инфраструктуры, он, например, не строит свою капитальную инфраструктуру. Он не вкладывает деньги в то, что он сам себе что-то построит, сам потом будет это эксплуатировать, сидеть на куче железа и никому ничего не давать. Нет-нет-нет. Мы как раз идём по пути сервисного взаимодействия, сервисных контрактов. Мы разыгрываем конкурсы, операторы строят сети связи, этими сетями связи пользуется и город в том числе. Соответственно, город несёт на себе частичные издержки по эксплуатации этих сетей связей. Но операторы, так как они имеют возможность дополнительно зарабатывать, построив современные сети связи, распределяют издержки между городом, бизнесом, который прибегает тоже к использованию этих сетей связи, и населением. В общем, это такая достаточно эффективная модель взаимодействия, когда мы несём только операционные расходы, а операторы связи, которые являются крупным инфраструктурным, тяжёлым бизнесом, имеют возможность развивать сети, что достаточно не просто, предоставлять в них различные услуги. Соответственно, город сдерживает цены для жителей, следит, чтобы они не повышалиcь, и у горожан по-прежнему были дешёвыми Интернет и связь. Это же прекрасно. В общем, получается такой даже не win-win, а win-win-win (победа-победа-победа).

Очевидно, подобных победителей становится всё больше и больше. Сколько сейчас коммерческих предприятий малого и среднего бизнеса в Москве в сфере IT, которые предоставляют те или иные услуги, связанные с IT, во взаимодействии с вами и находятся с вами в этой инфраструктуре? Речь идёт о сотнях или уже о тысячах и десятках тысяч?

А. Чукарин: Это десятки тысяч компаний, которые работают с департаментом, и тысячи, которые работают ежегодно. Потому что у нас достаточно большой объём государственных заказов, которые мы размещаем. А так как этот рынок открытый, конкурсная процедура открытая, у нас ежегодно заключается огромное количество контрактов, осуществляется взаимодействие с тысячами организаций. Естественно, далеко не все они московские организации и учреждения, что работают с госзаказом.

Приведу другую цифру. В Москве работает чуть больше 20 тысяч только интернет-магазинов. Они продают всё. У нас объём розничной торговли, который уже ушёл в Интернет, вот-вот превысит 10 процентов. Это огромный объём и денег, и выручки, и налоговых отчислений. Если посчитать все остальные категории компаний, это будут ещё десятки тысяч. Поэтому это очень существенный сегмент рынка, вклад сегмента информационных и цифровых технологий, технологий связи в московскую экономику достаточно серьёзный.

ООН назвала Москву первым городом в рейтинге "смарт-сити". Что оценивали?

А. Чукарин: Оценивали как раз степень внедрения информационных технологий в управление городом, количество и качество электронных услуг, которые в различных городах предоставляются, качество городской инфраструктуры, куда входит и связь, и центры обработки данных, и т.п. Оценивали также уровень цифровой грамотности населения и много других параметров. Для составления рейтинга было определено порядка 40 или 50 параметров, по которым затем интегрально проводилась оценка.

А кто на втором и третьем местах?

А. Чукарин: На третьем месте Кейптаун, который совершил гигантский скачок. На втором месте – Нью-Йорк. Соседство этих крупных городов и столиц в рейтинге для Москвы является приятным моментом.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

Эфир от 23.05.2019 (15:10)

Эфир от 23.05.2019 (15:10)

Начало в 15:10 "Будьте здоровы"

Эфир от 23.05.2019 (15:25)

Эфир от 23.05.2019 (15:25)

Начало в 15:25 "Наши песни – наша память"

Рак простаты

Рак простаты

Начало в 15:30 "О самом главном"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Застрявшие" в маневренном фонде

"Застрявшие" в маневренном фонде

Начало в 16:10 "Разное время. Радиоканал"

Телемедицина: опасность диагнозов онлайн

Телемедицина: опасность диагнозов онлайн

Начало в 16:30 "Разное время. Радиоканал"

Театр на колёсах

Театр на колёсах

Начало в 16:47 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Профориентация молодежи

Профориентация молодежи

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

Таганрожский стрит-арт

Таганрожский стрит-арт

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Практика театра"

Начало в 18:10

Буря. Взорвать этот мир!

Буря. Взорвать этот мир!

Начало в 18:35 "Культурный повод"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 19:10 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Разговор о современном театре

Разговор о современном театре

Начало в 20:10 "Вечерняя смена"

На фоне сегодняшних последних звонков разгорелся скандал в Перми

На фоне сегодняшних последних звонков разгорелся скандал в Перми

Начало в 20:43 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Русский композитор, автор романсов Петр Булахов

Русский композитор, автор романсов Петр Булахов

Начало в 21:10 "Равные среди первых"

Эфир от 23.05.2019 (21:35)

Эфир от 23.05.2019 (21:35)

Начало в 21:35 "Вам пригодится"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 23.05.2019 (22:10)

Эфир от 23.05.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Эфир от 23.05.2019 (22:30)

Эфир от 23.05.2019 (22:30)

Начало в 22:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Шведская группа Ghost

Шведская группа Ghost

Начало в 23:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Леонид Соловьев "Иван Никулин — русский матрос". Часть 15-я

Леонид Соловьев "Иван Никулин — русский матрос". Часть 15-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 00:25

Эфир от 24.05.2019 (00:35)

Эфир от 24.05.2019 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эфир от 24.05.2019 (01:10)

Начало в 01:10 "Это интересно"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Лев Троцкий: "... Была такая партия..."

Лев Троцкий: "... Была такая партия..."

Начало в 02:25 "История из истории"

Евгений Федоров  "Хозяин каменных гор"  Часть 2-я. Читает Всеволод Кузнецов. Серия 25-я

Евгений Федоров "Хозяин каменных гор" Часть 2-я. Читает Всеволод Кузнецов. Серия 25-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Яна Вагнер. "Живые люди". Читает Юлия Яблонская. Серия 6-я

Яна Вагнер. "Живые люди". Читает Юлия Яблонская. Серия 6-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа