+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
05.06.2016
5 Июня 2016

Чакона: музыкальное истолкование мироустройства

В этой передаче мы предпримем увлекательное путешествие с чаконой почти с момента её возникновения вплоть до самого конца XVII столетия. Почти, ибо точное время и место возникновения этого танца неизвестно. Зато крайне любопытна его трансформация в эпоху барокко и его особенности в разных регионах Европы...

В этой передаче мы предпримем увлекательное путешествие с чаконой почти с момента её возникновения вплоть до самого конца XVII столетия. Почти, ибо точное  время и место возникновения этого танца неизвестно. Зато крайне любопытна его трансформация в эпоху барокко и его особенности в разных регионах Европы.

Исследователи полагают, что чакона зародилась в испанской популярной культуре, причём в Латинской Америке, возможно, в Мексике или Гватемале в последние годы XVI столетия. Первые литературные упоминания о чаконе мы находим в трудах великих испанских писателей, таких как Сервантес и Лопе де Вега. Они указывают на то, что танец исполнялся слугами, рабами, мулатами, американскими индейцами и носил неистовый, дикий характер со столь откровенными движениями и насмешливыми текстами, не щадящими духовенство, что происхождение чаконы признавалось дьявольским. Наиболее достоверно о такого рода чаконах нам может поведать сочинение Хуана Араньеса (умер ок.1649), капельмейстера испанского двора в Риме, включённое во вторую книгу тонад и вильянсико, изданную в Риме в 1624 году. Характерна не только отчаянно оживлённая музыка этой чаконы с использованием гитар и кастаньет, но и её откровенно беззаботный текст Vida, vida, vida bona!/Vida, vámonos á Chacona (Жизнь хороша, идём к чаконе).

В начале XVII века чакона в Испании быстро становится самым популярным танцем.  Однако, самые первые нотированные чаконы появляются в Италии, где так же, как и в Испании примерно до 1615 года включаются в театральные представления, в частности, в commedia dellarte. Ассоциации чакон с такими персонажами, как арлекин, ещё долго находили отражение в представлениях об этом танце. Это выражалось и в многочисленных живописных и гравюрных изображениях.

Почти все, за небольшим исключением, нотированные чаконы обнаруживаются в Италии. Среди самых ранних инструментальных чакон – произведения Доменико Висконти (1616) в качестве скрипичной ритурнели к арии, Андреа Фальконьери (1616) для двух голосов и гитарного континуо, Николо Пиччинини (1623) для китаррона и Джироламо Фрескобальди (1627) для клавесина.

Характерная особенность итальянских чакон – беспрерывность вариаций, иногда даже с наложением начала следующей на конец предыдущей. Эта техника имела долгую историю также и в Испании. Впрочем, термин «вариации» должен здесь пониматься свободно, ибо в чаконах нет подчёркнутой мелодической темы, связывающей между собой вариации, а лишь формула гармонии, ритмической либо басовой, которая реализуется тоже достаточно свободно. В хрестоматийном мадригале Монтеверди в форме чаконы Zefiro torna особый колорит состоит в риторическом противостоянии двух ритмических формул 3/2 и 3/4.

После 1630 года популярность чаконы в Испании стала уменьшаться. Однако, чакона присутствовала ещё долгое время как популярный народный танец. Есть даже свидетельства о том, что её танцевали в Португалии во время процессий на праздник Тела  Христова даже в XIX веке.

Во Франции испано-итальянская чакона трансформировалась в особый вид, ставший моделью для всеобщего подражания. Но вначале была интересная история проникновения чаконы во Францию благодаря Луису де Брисеньо, эмигранту из Испании. В 1623 году он опубликовал в Париже сборник табулатур для гитары, включающий оживлённые чаконы и пассакальи наподобие ранних итальянских образцов. А в 1625 году при королевском дворе состоялся балет, в котором был выход «испанских чаконистов», которые танцевали свой номер под гитары. Кроме того, в 40-е годы сильно постарался большой любитель итальянской музыки кардинал Мазарини, который пригласил многих итальянских музыкантов в Париж. В результате в 1647 году опера Луиджи Росси «Орфей» прошла с огромным успехом, а драматическая чакона A l’imperio d’Amore из неё произвела неизгладимое впечатление. А в следующем году в Париже обосновался Франческо Корбетта, итальянский виртуоз гитары, обучивший игре на ней будущего короля-солнце Людовика XIV, автор бесчисленных чакон и пассакалий.

Однако, в конце 1650-х и далее французская чакона обретает собственные неповторимые черты, прежде всего благодаря Люлли. Игривая, летучая итальянская чакона становится церемониальным, статусным, помпезным, роскошно оркестрованным номером с тщательно выстроенной архитектурой.

В последние десятилетия XVII  века чакона в Англии также обретает значительное распространение. Однако, выделить какие-либо отличительные черты английской чаконы трудно. Скорее, следует особо отметить выдающиеся образцы Пёрсела – вокальную чакону «Sound the trumpet”, чакону соль минор Z730 и канон для двух флейт и нисходящего остинато  two in one upon a Ground из «Диоклетиана».

Особое осмысление жанра чаконы происходило в немецкой музыкальной культуре. Танцевальный характер размывался новыми и очень строгими, тщательно выверенными формулами басового остинато. Ближе к концу XVII века такие выдающиеся фигуры немецкой музыки, как Пахельбель и Букстехуде, предложили для своих многочисленных чакон, как органных, так и вокальных, формулы баса собственного изобретения. Характер вариаций на них обогащался чисто немецким опытом хоральной гармонизации, что привело к созданию подлинных шедевров.

Чакона – одна из основных форм, основанных на технике остинато. Эту технику почитали Пёрселл, Бибер, Букстехуде и многие другие великие музыкальные мыслители. Для многих из них сочинения на остинато было способом музыкального истолкования мироустройства. А оно уже в XVII веке было объяснено наукой – вслед за Коперником вращение Земли вокруг своей оси и Солнца было подтверждено Галилеем, Кеплер высчитал траектории движения планет, Уильям Харви открыл круг кровообращения. Новое видение мира, кинетическое и циклическое, осталось подтвердить только искусством.  И это было сделано практически сразу. А может и раньше, тогда музыка подтолкнула учёных к открытиям.  А всё благодаря чаконе – форме, оказавшейся идеальной для музыкального истолкования знаменитого «И всё-таки она вертится».

О судьбе чаконы в XVIII веке, в эпоху позднего барокко и классицизма, поговорим в следующей программе. Продолжение следует, впереди - Бах!

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 15:30 Музыкальная программа

Михаил Барышников.1995 год

Михаил Барышников.1995 год

Начало в 15:50 "Такой вот фокус"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

"Профсоюзные вести"

"Профсоюзные вести"

Начало в 16:10 "Профсоюзные вести"

"Люди и песни". Эфир от 25.05.2019 (16:15)

"Люди и песни". Эфир от 25.05.2019 (16:15)

Начало в 16:15

"Живой интерес". Эфир от 25.05.2019 (16:25)

"Живой интерес". Эфир от 25.05.2019 (16:25)

Начало в 16:25

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

Уильямс Теннесси  "Кошка на раскалённой крыше"

Уильямс Теннесси "Кошка на раскалённой крыше"

Начало в 17:10 "Театр у микрофона"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (18:10)

Эфир от 25.05.2019 (18:10)

Начало в 18:10 "Россия – Беларусь. Хроника Содружества"

Эфир от 25.05.2019 (18:35)

Эфир от 25.05.2019 (18:35)

Начало в 18:35 "Фолк-альбом "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (19:10)

Эфир от 25.05.2019 (19:10)

Начало в 19:10 "Культурный багаж"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

В гостях у Дианы Гурцкой – народный артист России Дмитрий Певцов

В гостях у Дианы Гурцкой – народный артист России Дмитрий Певцов

Начало в 20:10 "Дорогая передача"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Песня в  судьбе человека

Песня в судьбе человека

Начало в 21:10 "Встреча с песней"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (22:10)

Эфир от 25.05.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Эфир от 25.05.2019 (22:30)

Эфир от 25.05.2019 (22:30)

Начало в 22:30 "Ключевые знаки"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Начало в 23:10

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 23:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Филипп Жарусски и Эмук Борат: вместе и по отдельности

Филипп Жарусски и Эмук Борат: вместе и по отдельности

Начало в 00:10 "Барочная практика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Хованщина" Модеста Мусоргского. Часть 2-я

"Хованщина" Модеста Мусоргского. Часть 2-я

Начало в 01:10 "Ночь в опере"

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Песня в  судьбе человека

Песня в судьбе человека

Начало в 02:10 "Встреча с песней"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Эфир от 26.05.2019 (03:10)

Эфир от 26.05.2019 (03:10)

Начало в 03:10 "От пролога к эпилогу"

Михаил Барышников.1995 год

Михаил Барышников.1995 год

Начало в 03:40 "Такой вот фокус"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа