+7 800 222 999 2

"Связь времен". Документальный проект Леонида Варебруса

Скоро в эфире
Выбрать рубрику
27.05.2018
27 Мая 2018

Балетмейстер. Жизнь после жизни. Часть 1-я

Исторический портрет в день рождения Санкт-Петербурга и 200-летия Мариуса Петипа, уроженца Марселя, ставшего всемирно известным за годы работы именно в имперской столице России, "создают" архивариусы и мастера классического балета из нового для города на Неве театра – имени Петра Чайковского, репетиционной базой которого стала знаменитая "Александринка", где идет 262 сезон...

Черный лебедь…Алиса Воронова в балете П. Чайковского "Лебединое озеро"

Черный лебедь…Алиса Воронова в балете П. Чайковского "Лебединое озеро" Фото Даниила Кочеткова, Москва

 Наследие Петипа: балет «Лебединое озеро», театр балета имени П.Чайковского, Санкт-Петербург. Фото Д.Кочеткова

Наследие Петипа: балет «Лебединое озеро», театр балета имени П.Чайковского, Санкт-Петербург. Фото Д.Кочеткова Фото Леонида Варебруса

 Коллаж: из прошлого русского балета, частная коллекция. Фото Леонида Варебруса

Коллаж: из прошлого русского балета, частная коллекция. Фото Леонида Варебруса Фото Леонида Варебруса.

Последствия влияния М.Петипа. Гарем иранского шаха – в балетных пачках, после увиденного правителем в Петербурге спектакля «Царь Кандавл» в 1873 году. Фото Антона Севрюгина, Бруклинский музей, США.

Последствия влияния М.Петипа. Гарем иранского шаха – в балетных пачках, после увиденного правителем в Петербурге спектакля «Царь Кандавл» в 1873 году. Фото Антона Севрюгина, Бруклинский музей, США. Фото Леонида Варебруса

 И.Всеволожский. Эскиз декораций к балету М.Петипа «Волшебное зеркало» в Мариинском театре, 1903 год.

И.Всеволожский. Эскиз декораций к балету М.Петипа «Волшебное зеркало» в Мариинском театре, 1903 год. Фото Леонида Варебруса

Петипа сочиняет: разработка сцены "Теней" в балете "Баядерка" с перерисовками иллюстраций из «Чистилища» Г. Доре, 1877 год

Петипа сочиняет: разработка сцены "Теней" в балете "Баядерка" с перерисовками иллюстраций из «Чистилища» Г. Доре, 1877 год Фото Леонида Варебруса

Михаил Бочаров, эскиз декорации к балету М.Петипа «Баядерка» на музыку Л.Минкуса, Большой (Каменном) театре, 1877 год.

Михаил Бочаров, эскиз декорации к балету М.Петипа «Баядерка» на музыку Л.Минкуса, Большой (Каменном) театре, 1877 год. Фото Леонида Варебруса

Костюм из балета М. Петипа «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» для бенефиса Пьерины Леньяни, Мариинский театр, 1900 год.

Костюм из балета М. Петипа «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» для бенефиса Пьерины Леньяни, Мариинский театр, 1900 год. Фото Леонида Варебруса

 Балет "Ромео и Джульетта" театра балета имени П. Чайковского, Санкт-Петербург. Фото Д.Кочеткова.

Балет "Ромео и Джульетта" театра балета имени П. Чайковского, Санкт-Петербург. Фото Д.Кочеткова. Фото Леонида Варебруса

Санкт-Петербург, сад перед Александринским театром и Академией балета с памятником императрице Екатерине II.Фото Л.Варебруса

Санкт-Петербург, сад перед Александринским театром и Академией балета с памятником императрице Екатерине II.Фото Л.Варебруса Фото Леонида Варебруса

Исторический портрет в день рождения Санкт-Петербурга и 200-летия Мариуса Петипа, уроженца Марселя, ставшего всемирно известным за годы работы именно в имперской столице России, "создают" архивариусы и мастера классического балета из нового для города на Неве театра – имени Петра Чайковского, репетиционной базой которого стала знаменитая "Александринка", где идет уже 262 сезон...

За свою жизнь будущий балетмейстер Императорских театров России, уроженец Марселя Мариус Петипа, начинавший танцовщиком в театрах Брюсселя и Нанта, успел поработать в нескольких странах. И всё, с учителем, Жан Антуаном Петипа,своим отцом. В его же постановке в 1931 году он впервые вышел на сцену в "Танцемании". Об этом Петипа-младший потом написал так: "Семи лет я начал обучаться и танцевальному искусству в классе отца, переломавшего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии". Мариус тоже не раз пользовался смычком, но исключительно для работы, лишь в России став "законодателем" в мире балета и поставив за свою карьеру более 70 спектаклей. Его первой крупной премьерой в Петербурге стал балет "Дочь фараона". Это был 1862 год…

Второй после "Дочери фараона" спектакль Мариуса Петипа крупной формы – "Царь Кандавл" был поставлен для балерины Генриетты Дор, приглашённой в Петербург из Вены. Премьера состоялась 29 октября 1868 года на сцене Большого (Каменного) театра. В главных ролях выступили Генриетта Дор (Низия) и Александра Кеммерер (Диана). Здесь Петипа попробовал отступить от негласной традиции императорской сцены, требовавшей непременного благополучия финала в балетном спектакле. Балетмейстер шутливо относил этот спектакль, насыщенный всевозможными танцами – к "грехам молодости". Тем не менее, на петербургской сцене балет шёл до 1876 года…

Историки балета рассказывают удивительную историю, связанную именно с этим балетом. Оказывается, во время визита шаха Ирана ему показали этот балет, в котором ему понравилось всё, но больше всего монарха поразили балерины, одетые в "пачки". Вернувшись, он приказал всем наложницам своего гарем носить именно балетные "туфли". Есть даже фотография, сделанная русским фотографом Антоном Севрюгиным в Тегеране, негатив которой ныне хранится в Бруклинском музее США. Копия – на выставке "Два века Петипа" в московском музее А.Бахрушина.

А на стене экспозиции в разделе "Императорские театры", экскизы и рабочие записи Петипа, костюм для первого акта балета М.Петипа по сценарию С.Волконского – еще один директор Императорских театров – "Волшебное зеркало", поставленное в Мариинском театре в 1903 году. Да много чего. Рассказывать об этом Людмиле Шемраковой и Сергею Коняеву.

Но Биографии маэстро не ждите. Вы услышите лишь некоторые любопытные истории об удивительной жизни "француза в России", ставшего участником сразу трех императорских коронаций…Будет смотреть эскизы к поставленным им балетам, конторские книги разных министерств, письма, реконструированные костюмы, рабочие записи и черновые рисунки, по которым балетмейстер "строил" будущие свои проекты…В общем то, что сегодня и зовется "школой Петипа". А "открытые" и созданные им спектакли – "Баядерка", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Корсар", "Жизель" и другие есть в репертуаре крупнейших мировых театров, как и Большого в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге….И нового совсем, с юным еще возрастом, в 6 лет, театра балета имени Петра Чайковского…Тут говорим о наследии Петипа, сразу после "Лебединого озера" в Эрмитажном театре, на берегу Невы в мае 2018 года с художественным руководителем труппы Елизаветой Меньшиковой, основателем театра, музыкантом Мариинки и симфонического оркестра Петербургской филармонии Павлом Ёлкиным и солистом балета Макисмом Шмаковым.

Эх, дороги!.. О состоянии дорог в России и их ремонте

Эх, дороги!.. О состоянии дорог в России и их ремонте

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

Для Мурманской области создадут единый туристический бренд

Для Мурманской области создадут единый туристический бренд

Начало в 17:45 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Органика"

"Органика"

Начало в 18:10 "Органика"

Мир принадлежит ему!

Мир принадлежит ему!

Начало в 18:35 "Культурный повод"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 19:10 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

"Усадьба Джаз – 2019"

"Усадьба Джаз – 2019"

Начало в 20:10 "Вечерняя смена"

Рост зарплат чиновников: у кого-то кризис кончился

Рост зарплат чиновников: у кого-то кризис кончился

Начало в 20:40 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Развязка Кавказской войны и новые чеченки

Развязка Кавказской войны и новые чеченки

Начало в 21:10 "Кавказский акцент"

Эфир от 22.05.2019 (21:35)

Эфир от 22.05.2019 (21:35)

Начало в 21:35 "Вам пригодится"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 22.05.2019 (22:10)

Эфир от 22.05.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

"Литературный сериал"

"Литературный сериал"

Начало в 22:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

"Музыкальная литература"

"Музыкальная литература"

Начало в 23:10 "Музыкальная литература"

Как сгинуло Удовольствие

Как сгинуло Удовольствие

Начало в 23:35 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 00:00 "Вести"

Леонид Соловьев "Иван Никулин — русский матрос". Часть 14-я

Леонид Соловьев "Иван Никулин — русский матрос". Часть 14-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

"Музыка про..."

Начало в 00:25

Время. События. Люди

Время. События. Люди

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

"Это интересно"

Начало в 01:10 "Это интересно"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Май-1917: война, падение нравов и расцвет спекуляции

Май-1917: война, падение нравов и расцвет спекуляции

Начало в 02:25 "История из истории"

Евгений Федоров  "Хозяин каменных гор"  Часть 2-я. Читает Всеволод Кузнецов. Серия 24-я

Евгений Федоров "Хозяин каменных гор" Часть 2-я. Читает Всеволод Кузнецов. Серия 24-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Яна Вагнер. "Живые люди". Читает Юлия Яблонская. Серия 5-я

Яна Вагнер. "Живые люди". Читает Юлия Яблонская. Серия 5-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Эфир от 23.05.2019 (03:35)

Эфир от 23.05.2019 (03:35)

Начало в 03:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 23.05.2019 (04:10)

Эфир от 23.05.2019 (04:10)

Начало в 04:10 "Датский выбор"

"Музыкальная литература"

"Музыкальная литература"

Начало в 04:30 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Лев Толстой "Севастопольские рассказы". Часть 9-я

Лев Толстой "Севастопольские рассказы". Часть 9-я

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа