+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
01.03.2018
1 Марта 2018

Повальное репетиторство и ЕГЭ. Хотите толк – платите деньги!

30 % одиннадцатиклассников занимаются с репетиторами по русскому языку и почти 40% – по математике. В прямом эфире – об особенностях репетиторства в текущем году и почему эта сфера не исчезает...

Зав. международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования НИУ "Высшей школы экономики" Андрей Борисович Захаров и исследователь той же лаборатории Анастасия Гетман.

Зав. международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования НИУ "Высшей школы экономики" Андрей Борисович Захаров и исследователь той же лаборатории Анастасия Гетман. /ioe.hse.ru & virtualacademy.ru/

Программу "Домашняя академия" ведут Алла Волохина и Константин Корольков.

До итоговых школьных экзаменов ЕГЭ и ОГЭ осталось примерно три месяца. Девяти- и одиннадцатиклассники вышли на финишную прямую. Школьники пишут последние пробники и пытаются понять, где ещё остались белые пятна, которые можно попытаться заполнить, обратившись, например, за помощью к репетиторам. Впрочем, с репетиторами сегодня занимаются даже младшие школьники.

Гости в студии – заведующий международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования НИУ "Высшей школы экономики" Андрей Борисович Захаров и исследователь этой же лаборатории Анастасия Гетман, которая ещё является и репетитором по нескольким предметам.

Исследовательский центр "Superjob.ru" некоторое время назад выяснил, что 27 процентов российских школьников дополнительно занимаются с репетиторами. Чаще всего, их услугами пользуются старшеклассники. 43 процента десятиклассников и одиннадцатиклассников ходят к репетиторам. Пользуются услугами репетиторов также и другие школьники. С 7 по 9 класс – 28 процентов занимаются с репетиторами. С 5 по 6 класс – 22 процента и с 1 по 4 класс – 16 процентов. Огромные цифры. Почему так происходит, что даже в начальной школе каждый шестой ученик сегодня занимается с репетиторами?

А. Захаров: Почему это происходит в старших классах, вполне понятно. Потому что на горизонте ЕГЭ, выбор и поступление в вуз. ЕГЭ сегодня – это экзамен с очень высокими ставками. И родители, и дети очень переживают. Но на самом деле здесь не нужно соотносить, что вот появился ЕГЭ и все стали переживать. Переживали и раньше, и раньше тоже нанимали репетиторов. Но только под тот механизм поступления в вузы, который существовал.

Но ещё 20-30 лет назад учащиеся младших классов не занимались с репетиторами. А сейчас каждый шестой. Что происходит с системой образования, что требуются репетиторы даже маленьким детям?

А. Захаров: Опять-таки здесь не то, что требуется репетиторы. С одной стороны, есть некоторые интенции со стороны родителей, которые, как пользователи образовательных услуг, считают, что их детям необходим репетитор, и они берут репетитора.

То есть, у родителей повысились требования к тем знаниям, которые в школе даются детям?

А. Захаров: К сожалению, я не могу сравнивать ситуацию с прошлым временем, насколько они повысились, но просто для родителей с высшим образованием, и это общеизвестный факт, образование представляет более высокую ценность, и они всегда стараются больше вкладывать в образование детей. Водят детей по различным кружкам, в художественные и музыкальные школы, в том числе и нанимают репетиторов.

В выпускных классах больше всего дети занимаются математикой – 51 процент или около того. Почему именно математикой? Почему больше всего востребованы репетиторы по математике?

А. Захаров: Здесь тоже всё понятно, потому что у нас два обязательных предмета при сдаче ЕГЭ – математика и русский язык. И на многих специальностях математика при поступлении в вуз учитывается.

Русский язык сдают везде, на все специальности, а занимаются русским языком с репетитором 23 процента. А вот математику сдают не на все специальности, а занимаются с репетиторами 51 процент?

А. Гетман: Экзамен по математике с недавнего времени разделён на два уровня. Можно сдавать математику на базовом уровне, а можно на профильном. Обычно к репетиторам обращаются для более углублённой подготовки по математике для сдачи ЕГЭ на профильный уровень, потому что для некоторых специальностей требуется как раз углублённое знание математики. В школах не всегда есть возможность подготовиться ко всем заданиям сложных профильных частей. Именно поэтому школьники и их родители склонны обращаться дополнительно к специалистам, чтобы научиться решать эти задания и, может быть, заполнить какие-то пробелы, которые возникли за время школьного обучения.

Насколько вообще оправдано нынешнее стремление родителей взять детям репетиторов, начиная с самых младших классов? Тут больше пустого родительского беспокойства или это действительно объективная реальность?

А. Гетман: В Фонде "Общественное мнение" есть некоторые данные по поводу того, что среди родителей растёт недоверие к качеству школьного образования. Именно поэтому для того, чтобы они были уверены в том, что у их детей всё будет хорошо и что те смогут успешно дальше учиться, они предпочитают перестраховаться и дополнительно обращаются к специалистам, чтобы у детей не возникало проблем и по школьной программе, и в смысле углублённого изучения предмета.

Как можно оценить современные учебные пособия и дидактические материалы? И возможно ли в наши дни без репетитора сдать ЕГЭ и ОГЭ?

А. Захаров: Вопрос на самом деле хороший. Здесь действительно есть две составляющие. С одной стороны, это то, что думают родители как пользователи образовательных услуг, а с другой стороны, то, что происходит в школе. На самом деле все понимают, что по результатам ЕГЭ не просто дети поступают в вузы, по ним составляются рейтинги школ, по результатам ЕГЭ оценивается работа директоров и учителей. Результаты ЕГЭ могут учитываться также, когда учителя подают заявления о повышении им категории. А от этого зависит их зарплата. И школы, и учителя действительно вкладываются в ЕГЭ. Когда ЕГЭ был определён как единый способ сдачи экзаменов для всей страны в 2009 году, то уже в 2010 году по школам региональными органами управления образованием были разосланы письма о том, что для того, чтобы лучше подготовить детей к ЕГЭ, необходимо увеличить в учебном плане на один час в неделю преподавание математики, русского языка и т.д.

Насчёт учебных пособий – это отдельный вопрос. Здесь всё очень сильно зависит от предмета. После 2012 года, когда был введён федеральный государственный образовательный стандарт так называемого "второго поколения", учебники потихоньку стали переписываться. Опять-таки это процесс длительный, он идёт с первого класса и выше. То есть, он пока ещё не покрывает школу. То, что на учебниках стоит штамп об их соответствии новому стандарту, не всегда означает, что там сильно что-то внутри поменялось. Процесс преподавания очень сложный. Нужно, чтобы поменялись учебники, нужно, чтобы поменялась методика, и нужно, чтобы учителей научили работать с новыми учебниками и с новой методикой.

В чём же причина, что родители берут для своих детей репетиторов? Это недоработка учителей, системы образования, или это просто потому делается, что наши дети плохо учатся? Весь недавний опыт моего сына по сдаче ОГЭ был основан на репетиторах. Потому что школа не смогла дать ему то, что ему она должна была дать. Мне кажется, что сегодня система образования и ЕГЭ – это совсем разные вещи. Образовать человека, дать ему образование, обучить ему чему-то или готовить его к ЕГЭ, чем в последнее время и занимается большинство учителей.

А. Захаров: ЕГЭ – это инструмент (как градусник), который проверяет, насколько ученик освоил содержание образования в рамках государственного стандарта. Он заточен под стандарт. То есть, он заточен под наши ожидания того, что должен уметь и знать школьник на выходе. Если изменяются наши представления о том, что должен и знать школьник на выходе, значит, нужно изменять и сам инструмент. Поэтому здесь как бы претензий нет к самому ЕГЭ, возможно, нужно менять просто всю систему, если мы хотим, чтобы она поменялась.

А. Гетман: Ещё у учителей есть строгая программа, которую они должны пройти с детьми. Бывают такие ситуации, когда тема пройдена и по плану нужно переходить к следующей. И учителей просто нет дополнительных часов, чтобы разобрать ещё раз тему с теми детьми, которые чего-то недопоняли. За счёт этого могут образовываться пробелы в знаниях. Может быть, как раз и поэтому растёт востребованность репетиторов.

70 процентов учителей подрабатывают репетиторством?

А. Захаров: Эта цифра была взята из одного регионального исследования. Какое-то количество учителей было там опрошено, и получилась цифра – 70 процентов. Поэтому результаты данного исследования не нужно распространять на всю страну. На самом деле мы очень мало знаем про рынок репетиторских услуг. Всякие такие вопросы, сколько людей обращаются к репетиторам, каковы цены на услуги репетиторов по разным регионам, сколько домохозяйств и сколько в месяц они вкладывают в репетиторов, какова стоимость этого рынка – по всем этим вопросам есть только отрывочные, эпизодические данные за разные годы, и они плохо сопоставимые.

Кто-то вообще контролирует рынок репетиторов? Сегодня ведь репетиторством многие занимаются.

А. Захаров: Вот как контролировать этот рынок? Репетитор же не учитель. Вот учителя контролировать можно. Для этого есть какие-то инструменты в виде его коллег-учителей, каких-то методистов, его непосредственного руководителя – директора школы. Также учитель периодически должен подавать на аттестацию для повышения категории и т.п. То есть, можно посмотреть, что он делает. Плюс есть результаты, которые как бы говорят, что вот да. Хотя не все результаты, те же итоги ЕГЭ, нужно относить к заслугам именно учителя, потому что там семья вкладывается тоже, но всё-таки что-то у учителя есть.

А вот с репетитором как?

А. Гетман: Как вообще можно оценить работу репетитора? К репетитору обращаются с какой-то целью. Ему ставят какую-то задачу, соответственно, родители могут отслеживать прогресс ученика в течение занятий с репетитором и возможность достижения какого-то конкретного результата, если это подготовка к какому-то определённому экзамену. А если цель – углублённое изучение иностранного языка, то можно отслеживать, как у ребёнка повышается уровень знаний иностранного языка. Опять же это можно подтверждать какими-то международными сертификатами или любыми другими способами. Можно пойти и сдать какие-то тесты в другом месте. А можно просто увидеть какой-то проснувшийся в ребёнке интерес к предмету, какое-то большее использование его в жизни.

Когда можно сделать вывод, хороший ли у вашего ребёнка репетитор или нет?

А. Гетман: Всё это очень индивидуально и зависит от конкретных учеников. Образование обладает таким свойством как накопительный эффект. То есть, результат от занятий с репетитором может быть несколько отсроченным. У каких-то детей это проявляется достаточно быстро. Опять же всё зависит от того, с какой целью вы нанимаете репетитора. Если нужно вытянуть ребёнка с двойки хотя бы на тройку или на четвёрку, это может занять более длительное время, чем подготовить отличника к ЕГЭ.

В работе репетитора одним из самых важных факторов является индивидуальный подход к ученику. Конечно, многое зависит от того, с каким возрастом и с каким учеником приходится репетитору работать. Раньше обучение строилось на каких-то классических методиках, только с использованием учебников. Сейчас есть возможность привлекать дополнительно какие-то мультимедийные материалы, специально разработанные приложения для планшетов. Очень много всего можно придумать такого, что поможет ребёнку быстрее и полнее воспринимать информацию.

Как подобрать для своего ребёнка репетитора?

А. Гетман: Существует несколько способов подбора репетитора. Самым распространённым и самым надёжным считается "сарафанное" радио. Таким образом передаются репетиторы, которые уже себя зарекомендовали как специалисты, которые работают на результат и которые могут найти общий язык с учениками. Если такой возможности нет, то можно обратиться на специализированные сайты, где представлены анкеты очень многих репетиторов по многим предметам. Там можно задать ваши определённые критерии, которым должен соответствовать репетитор, и таким образом будет подобран для вас специалист.

Должен ли репетитор задавать домашнее задание?

А. Гетман: Это зависит от того, какая у него методика преподавания, и считает ли он это целесообразным. Вообще, домашнее задание – это хороший способ закрепить пройдённый материал. Но бывают такие ученики, которым домашнее задание не требуется, они усваивают многое на уроке. Поэтому это всё на усмотрение репетитора и ученика. Здесь нужен индивидуальный подход.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (02:10)

Эфир от 25.05.2019 (02:10)

Начало в 02:10 "Поэтический минимум"

"Культурный багаж"

Начало в 02:30

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 03:10 Музыка на "Радио России"

"Неизвестная планета"

"Неизвестная планета"

Начало в 03:30 "Неизвестная планета"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Мюзикл "Король-солнце"

Мюзикл "Король-солнце"

Начало в 04:10 "Мюзик-холл"

Запретят ли весеннюю охоту в России

Запретят ли весеннюю охоту в России

Начало в 04:35 "Ни пуха, ни пера"

"Музыка про..."

Начало в 04:50

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Сакральный романтизм Микиты

Сакральный романтизм Микиты

Начало в 05:10 "Ключевые знаки"

Эфир от 25.05.2019 (05:40)

Эфир от 25.05.2019 (05:40)

Начало в 05:40 "Кубок интерпретаций"

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (06:10)

Эфир от 25.05.2019 (06:10)

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Эфир от 25.05.2019 (06:30)

Эфир от 25.05.2019 (06:30)

Начало в 06:30 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эфир от 25.05.2019 (07:10)

Эфир от 25.05.2019 (07:10)

Начало в 07:10 "Мир российской усадьбы"

Эфир от 25.05.2019 (07:30)

Эфир от 25.05.2019 (07:30)

Начало в 07:30 "Как это по-русски?"

Музыка на "Радио России"

Музыка на "Радио России"

Начало в 07:45 Музыка на "Радио России"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Экзамены? Вперёд!

Экзамены? Вперёд!

Начало в 08:10 "Радиолучик"

Эфир от 25.05.2019 (08:30)

Эфир от 25.05.2019 (08:30)

Начало в 08:30 "Когда папа был маленьким"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

"Доверительный разговор"

Начало в 09:10

"Хорошее начало"

"Хорошее начало"

Начало в 09:24 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Секреты огурцов: сажаем правильно!

Секреты огурцов: сажаем правильно!

Начало в 10:10 "Хорошее начало"

Евгений Киндинов:" На плаву меня держит жизнь, она мне – нравится!"

Евгений Киндинов:" На плаву меня держит жизнь, она мне – нравится!"

Начало в 10:21 "Хорошее начало"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Выбор Ольги Русановой 25 мая

Выбор Ольги Русановой 25 мая

Начало в 11:10 "Музыка в событиях"

Эфир от 25.05.2019 (11:25)

Эфир от 25.05.2019 (11:25)

Начало в 11:25 "Вашей помощи ждут"

Белые медведи: мифы и факты

Белые медведи: мифы и факты

Начало в 11:30 "О животных" с Иваном Затевахиным

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Как сохранить здоровой психику ребенка, сдающего ЕГЭ?

Как сохранить здоровой психику ребенка, сдающего ЕГЭ?

Начало в 12:25 "От первого лица"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Лучевая диагностика

Лучевая диагностика

Начало в 13:10 "Посоветуйте, доктор"

Пётр Чайковский "Воевода"

Пётр Чайковский "Воевода"

Начало в 13:45 "Мы очень любим оперу"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа