+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
20.09.2014
20 Сентября 2014

Самое ужасное слово для газетчика и гонорар сотрудницам борделя

В программе "За кадром" - разговор об особенностях и тонкостях работы журналистов в печатных изданиях. Гость в студии - корреспондент газеты "КоммерсантЪ" Елена Владимировна Черненко

Корреспондент газеты "КоммерсантЪ" Елена Владимировна Черненко.

Корреспондент газеты "КоммерсантЪ" Елена Владимировна Черненко. /фото с сайта pircenter.org/

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Мы продолжаем рассказывать о том, как работают журналисты, точнее, говорим о той стороне работы, которая остаётся как бы за кадром, о чём не знает и даже не догадывается широкая аудитория. Вы узнаете, как делаются репортажи со светских раутов и из "горячих" точек, или, например, об особенностях и специфике работы наших коллег в газетах и журналах. Мы рассказываем о том, с какими трудностями зачастую сталкиваются мои коллеги, чтобы сделать хороший, добротный репортаж и вовремя поведать миру о происшедшем событии.

Сегодня у нас в гостях – корреспондент газеты "КоммерсантЪ", очаровательная и обаятельная Елена Владимировна Черненко.

Мой первый вопрос. Как ты попала в журналистику? Я этот вопрос задаю всем своим гостям. Дело в том, что профессиональных журналистов, то есть тех, кто заканчивал факультет журналистики, на самом деле в нашей профессии не так уж и много. Многие репортёры по образованию – это инженеры, педагоги, врачи, но судьба распорядилась таким образом, что они пришли в нашу профессию и не жалеют об этом. Так, как ты попала в журналистику?

Е. Черненко: Я историк по образованию. Но поскольку я также очень увлекалась языками, то в какой-то момент на третьем курсе буквально случайно попала в так называемый Российско-германский институт публицистики при журфаке МГУ. И когда я попала туда, мне предложили пройти практику сначала в России, поскольку никакого журналистского опыта у меня не было. Так я попала на иновещательную радиостанцию "Голос России" в немецкую редакцию. Сначала фактически была просто переводчиком. Потом мне предложили делать собственные материалы. Это было в 2003 году. Вот уже 2014 год, и я до сих пор занимаюсь именно этим.

А как появился в жизни "КоммерсантЪ"? И почему "КоммерсантЪ"? Как сложились обстоятельства, что ты попала именно в эту газету?

Е. Черненко: О "Коммерсанте" я мечтала очень давно. Но, наверное, не решилась бы попробовать себя именно в этом издании, если бы не сложилась судьба так, что журнал "Русский Newsweek", в котором я проработала почти пять лет (это русскоязычное издание американского журнала "Newsweek"), не был бы закрыт в октябре 2010 года. И тогда буквально вся редакция оказалась на улице, мы все искали работу. Кто-то друг другу что-то подсказывал. Я буквально обмолвилась своему бывшему коллеге Михаилу Зыгарю, сейчас он главный редактор телеканала "Дождь", о том, что я бы очень хотела попробовать себя в "Коммерсанте". А он много-много лет до этого проработал в "Коммерсанте". Он сказал, что да, конечно, почему бы нет, попробуй, и пообещал дать мне рекомендацию. Позвонил нужному человеку и сказал, чтобы девочке дали шанс.

И они дали?

Е. Черненко: И они дали ей шанс. И вот я уже три года как в "Коммерсанте".

Хорошо. Ты должна помнить свою первую статью? О чём была эта статья? Как ты её писала?

Е. Черненко: Меня отправили на выступление некоего немецкого диджея, который приехал в 1993 году в Москву. Сказали взять у него интервью, потому что это молодёжная тема, молодой человек приехал, чтобы выступить на Горбушке. Правда, редактор не предупредил меня о том, что диджей работает по ночам, и выступление у него закончилось в 4 утра. А я приехала часов в 20.00 и просидела буквально под сценой до глубокой ночи. И только после того, как он уже отработал, он вышел и наговорил мне что-то в течение 5 минут на диктофон. Тогда, если помните, были такие большие аппараты. И я с этим гигантским аппаратом по ночной Москве брела. Машины тогда тоже не было. Вот это была моя первая журналистская работа. Уже забыла имя артиста, но до сих пор помню свои ощущения, как я счастливая шла в пять утра.

Я представляю.

Е. Черненко: В "Коммерсанте" всё было уже несколько иначе. Я пришла туда в октябре 2010 года. И поскольку у меня изначально была к этому моменту такая специфика, что я интересовалась Интернетом, спецслужбами и, конечно же, всей международной тематикой, мне предложили выбрать любую тему. И тогда ещё был актуален Викиликс, история с ним только раскручивалась. И так сложилось, что у меня были хорошие отношения с пресс-секретарём WikiLeaks, чего у других коллег в "Коммерсанте" не было. Я ему дозвонилась, и в первый же день он мне рассказал действительно важную на тот момент новость о том, что WikiLeaks хотел бы заняться территорией России и Китая. То есть, найти и в России, и в Китае таких же информаторов, как Сноуден, которые будут "сливать" какие-то новости государственной важности этому интернет-порталу, и он бы их публиковал. То есть, у них были такие планы на тот момент. Сейчас мы понимаем, что всё это не сложилось, но тогда казалось, что действительно вдруг какие-то тайны из России и Китая станут известны всему миру. Он мне об этом рассказал. Я рассказала редактору, и мы тогда дали эту тему на первой полосе. Это была моя первая статья в "Коммерсанте".

Да, настоящая бомба. Ты упомянула "Голос России". У "Коммерсанта" тоже есть своё радио. Тебе приходится там работать в качестве радиокорреспондента?

Е. Черненко: Когда какие-то очень интересные, эксклюзивные материалы идут в номер, а коллеги с радиостанции "Коммерсант-FM" это видят, конечно же, заранее, у них есть доступ к системе, они периодически вечером вызванивают соответствующих корреспондентов и просят у них комментарий. Я неоднократно давала такие комментарии. То есть, коллеги связывались со мной, говорили, что у меня завтра выходит такая-то статья, и просили рассказать о ней немного подробнее. И утром, начиная буквально с самого раннего времени, они дают в эфир комментарии корреспондентов, которые участвовали в подготовке материалов.

Они заранее тебя записывают?

Е. Черненко: Да, обычно записывают, но иногда бывают даже прямые включения.

А ты не ностальгируешь по поводу того, что как "Голос России" радио "Коммерсант-FM" не предлагает тебе делать какие-то материалы, давать какие-то заключения, которые они бы записывали и выдавали в эфир? Тебе не хочется, не тянет на радио? Или тебе комфортнее в газете?

Е. Черненко: Есть такое. Тянет, конечно. Радио – это совершенно другой формат, который, безусловно, очень и очень привлекателен. Но я чувствую себя комфортно и там, и там. Хотя, конечно, приятно, когда, как сейчас, есть возможность опять вернуться к истокам.

Мне раньше казалось, когда я ещё работала в еженедельном журнале, что работа в газете – это невероятно сложно, потому что фактически каждый день надо что-то писать. Это действительно невероятный темп, постоянная нагрузка. Но в этом есть и свои плюсы, потому что, когда работаешь в журнале-еженедельнике или ежемесячном издании, ты неделю или месяц ходишь с одной темой. В газете всё иначе. Ты написал заметку, и вечером после deadline, то есть после сдачи номера, ты забываешь о ней. На следующий день всё начинается по-новому. В этом есть определённые плюсы.

Конечно, не так просто работать в таком издании, как "КоммерсантЪ", требования там достаточно высокие. У нас часто бывают молодые практиканты из тех, кто учится на факультетах журналистики в различных московских вузах, и не все они справляются. Однако бывают прямо звёздочки, когда ты видишь, что пришёл молодой человек или девушка, и буквально уже с первого или второго дня чувствуется, что у него глаза горят, что даже если опыта нет, но потенциал большой, и что у человека всё будет хорошо.

Ты только что упомянула deadline. Давай объясним нашим радиослушателям, что это такое. Как я понимаю, что крайний срок у газетчиков?

Е. Черненко: Ужасное слово.

Почему это слово ужасное для газетчика?

Е. Черненко: Потому что редактор отдела с какого-то момента начинает нервно ходить по редакции и говорить: ну когда, когда ты уже сдаёшься, сейчас, теперь. То есть, "deadline" – это в идеале срок, к которому ты должен сдать материал. Конечно, вряд ли какой журналист когда-либо сдаётся к deadline. Я мало знаю таких людей, и я уж точно не из их числа. Для меня deadline – это какой-то такой условный срок, после которого надо ходить к завотделу в кабинет и говорить, что вам нужно ещё десять минут, ещё десять минут, ну, можно ещё, пожалуйста, ещё чуть-чуть. Да, не очень приятное слово.

А почему обычно наши братья-газетчики вот так затягивают сдачу материалов? Это связано… ну, понятно, если очевидно, что это какой-то оперативный материал, он постоянно обрастает всё новым "мясом". То есть, постоянно поступает какая-то новая информация, и, наверное, только поэтому, чисто технически журналист не может, он хочет в свою статью как можно больше свежего материала вписать?

Е. Черненко: Ты – идеалист. Ну, иногда действительно происходит так. Скажем, сейчас, когда все мы следим за украинскими событиями, буквально каждые 10-15 минут, если не 5, появляется какое-то важное сообщение, которое не включить в заметку, которую прочтут завтра, нельзя. Однако, честно признаюсь, я, например, часто нарушаю deadline просто из-за того, что не хватает какой-то дисциплины. Ведь это не радио, не телевидение, когда передача выходит ровно секунда в секунду. А здесь ты знаешь, что всегда можно чуть-чуть отодвинуть deadline.

Протянуть, да?

Е. Черненко: Конечно, с какого-то момента наступает уже так называемая "красная линия", после которого тебя уже будут штрафовать.

Даже есть такие штрафные санкции?

Е. Черненко: Конечно. Если ты сорвёшь номер, но это уже совсем поздно вечером, тебя могут оштрафовать. И не только тебя, но и весь отдел. До этого, конечно, никто старается не доводить. У меня такое, наверное, только один-единственный раз случилось за три года работы.

Когда? Что это было?

Е. Черненко: Честно говоря, я не помню. Это был какой-то материал, в котором мы что-то меняли. Появился какой-то комментарий, и его надо было обязательно внести в заметку, которая уже была сдана. Полоса уже была отправлена на тот момент в печать. Её возвращали, мы что-то там правили. Это был какой-то принципиально важный момент. Но до этого, конечно, все стараются не доводить. Хотя если есть возможность чуть-чуть этот deadline отодвинуть, пользуются. Ну, у меня он обычно отодвигается на час-два. Этим мы злоупотребляем.

Это нормально. Считается, что пишущим журналистам живётся гораздо вольготнее, чем радио- и тележурналистам в том смысле, что не надо готовить материалы под эфир, а в командировках можно немного расслабиться. У вас даже остаётся время, чтобы походить, посмотреть какие-нибудь достопримечательности…

Е. Черненко: Я вижу в твоих глазах лёгкую грусть и зависть.

Немножко есть, да. То есть, у вас больше времени?

Е. Черненко: Есть такое, да. В принципе ты можешь не появляться в редакции. Если у тебя нормальные отношения с главным редактором или завотделом, ты можешь писать материал на коленке, ты можешь писать его из дома, главное, чтобы ты его отправил. Хотя, конечно же, никакой редактор не любит, чтобы он пришёл в отдел, а там никого нет, потому что все пишут из дома. Это заставляет редакторов нервничать. Ну, да, в принципе времени больше. Я стараюсь первую часть суток посвящать каким-то встречам, каким-то бэкграундным моментам, когда ты просто встречаешься с кем-то, узнаёшь какие-то подробности, какие-то новости, и появляюсь я в редакции где-то к 13.00-14.00, но зато я работаю до 22.00.

Давным-давно у тебя была большая статья о проституции в Европе. Что это была за поездка? И как вообще возникла такая идея?

Е. Черненко: Я тогда работала в журнале "Русский Newsweek", и в России вдруг депутаты, представители политического сообщества начали обсуждать идею легализации проституции. Была такая тема, в какой-то момент она была достаточно общественно значимой. Все вдруг ринулись её обсуждать. Мы решили проверить, а как же это работает в странах, где проституция действительно легализована. Для этого отправились в Германию, там есть профсоюз сотрудниц соответствующей сферы, и выяснили у них, какие заведения считаются наиболее цивилизованными, приближенными к их идеальным стандартам. Нашли одно такое заведение в Берлине, одно чуть попроще, менее развитое в Кёльне и сделали фоторепортаж, а также два больших текста из этих заведений.

Действительно, это запомнилось на всю жизнь. Я в таких условиях ещё не работала, потому что девушки, скажем так, отказались общаться с нами без гонорара.

Но они были готовы?

Е. Черненко: Они были готовы общаться, они не возражали против фотосъёмки, но они попросили гонорар, поскольку мы задействовали их в рабочее время. И для меня самым щекотливым моментом в этой истории было то, что мне пришлось потом в бухгалтерии по возвращению в Москву писать служебную записку.

О том, куда пошли деньги?

Е. Черненко: О том, что я потратила 120 евро на услуги сотрудниц борделя, в скобках – на интервью и фотосъёмку. Тогда наши коллеги из бухгалтерии очень долго смеялись, потому что таких служебных записок у них ещё не было, учитывая, что всё это не было подтверждено никакими чеками. Проститутки, естественно, их не выдают. Да-а-а, но тогда мы с ними общались.

Сегодня завершим на этом. Продолжим разговор в следующий раз.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Ирина Миловидова.
 

Антон Чехов "Степь". Серия 18-я

Антон Чехов "Степь". Серия 18-я

Начало в 00:10 "Литературный сериал"

Модест Мусоргский "Борис Годунов"

Модест Мусоргский "Борис Годунов"

Начало в 00:25 "Мы очень любим оперу"

Эфир от 26.06.2019 (00:35)

Эфир от 26.06.2019 (00:35)

Начало в 00:35 Время. События. Люди

"Вести"

"Вести"

Начало в 01:00 "Вести"

Эфир от 26.06.2019 (01:10)

Начало в 01:10 "Это интересно"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Призраки гражданской войны

Призраки гражданской войны

Начало в 02:25 "История из истории"

Дина Рубина "Наполеонов обоз". Серия 7-я

Дина Рубина "Наполеонов обоз". Серия 7-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Яна Вагнер. "Живые люди". Серия 29-я, заключительная

Яна Вагнер. "Живые люди". Серия 29-я, заключительная

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Эфир от 26.06.2019 (03:35)

Эфир от 26.06.2019 (03:35)

Начало в 03:35 "Саундтрек"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Эфир от 26.06.2019 (04:10)

Эфир от 26.06.2019 (04:10)

Начало в 04:10 "Экзотика"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Василь Быков "Его батальон". Часть 8-я

Василь Быков "Его батальон". Часть 8-я

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Парадоксы мясного производства глазами производителей

Парадоксы мясного производства глазами производителей

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Можно ли заменить спорынью и сныть на газон за один день

Можно ли заменить спорынью и сныть на газон за один день

Начало в 06:30 "Обрати внимание"

Эфир от 26.06.2019 (06:35)

Начало в 06:35 "Это интересно"

Эфир от 26.06.2019 (06:50)

Эфир от 26.06.2019 (06:50)

Начало в 06:50 "Аурум" (Aurum Inutile)

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Беспохмельное и с витаминами!

Беспохмельное и с витаминами!

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

Секретное московское метро: правда и вымысел

Секретное московское метро: правда и вымысел

Начало в 07:30 "Сигналы точного времени"

Большинство россиян интересует работа бортпроводников

Большинство россиян интересует работа бортпроводников

Начало в 07:45 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

Молодо-зелено

Молодо-зелено

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

Мечта и реальность

Мечта и реальность

Начало в 08:30 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Воссоединение коллекции Щукина

Воссоединение коллекции Щукина

Начало в 09:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

"Музыкальная пауза": группа "Бостонское чаепитие"

"Музыкальная пауза": группа "Бостонское чаепитие"

Начало в 10:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Энергия юного Мендельсона

Энергия юного Мендельсона

Начало в 11:10 "Кубок интерпретаций"

Александр Пушкин "Арап Петра Великого". Часть 7-я, заключительная

Александр Пушкин "Арап Петра Великого". Часть 7-я, заключительная

Начало в 11:30 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

"Актуально"

"Актуально"

Начало в 12:10 "Актуально"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа