+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
18.09.2015
18 Сентября 2015

О подвиге В. Талалихина и поисках родственников погибших солдат

В программе Н. Мамулашвили – рассказ командира поискового отряда "Обелиск" Михаила Полякова о том, как поисковиками был обнаружен самолёт, на котором Герой Советского Союза Виктор Талалихин совершил свой знаменитый ночной таран в ходе битвы за Москву, а также каким образом происходит поиск родственников найденных погибших солдат

Поляков Михаил – командир московского поискового отряда "Обелиск".

Поляков Михаил – командир московского поискового отряда "Обелиск". /фото с сайта vk.com/club68297775/

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – командир московского поискового отряда "Обелиск" Михаил Поляков.

Михаил со своими товарищами делает великое дело: он находит и возвращает стране героев, без вести пропавших и погибших в Великую Отечественную войну. Кстати, именно Михаил и его команда обнаружили самолёт Героя Советского Союза Виктора Талалихина, таранившего немецкий бомбардировщик. В прошлый раз вы коснулись этой темы, но за эту неделю было так много звонков и писем от наших радиослушателей, что я просто не могу не начать нашу беседу с обнаруженного вами истребителя. Давайте поговорим более подробно о том, как происходил поиск.

М. Поляков: Что касается самолёта Виктора Талалихина, мы подошли к поиску этого самолёта не сразу. Несколько лет назад, примерно в 2005 или в 2006 году один из работников лесного хозяйства осуществлял осмотр просек и случайно на одном дереве увидел табличку. То есть, табличка заржавелая висела на дереве. Внизу лежали какие-то деформированные обломки из дюралюминия. Видимо, от какого-то самолёта, он подумал. Но сообщил он об этом не сразу. Информация пришла к краеведам только через несколько лет. Краеведы подключили нас, и мы этой темой заинтересовались.

С большим трудом нашли место. Табличку эту отмочили в кислоте, и на ней проступил текст, что эта табличка была установлена в 1971 году некоей пионеркой Аллой Катько. На ней было написано, что это, по словам очевидцев, место падения самолёта Виктора Талалихина. И стали мы после этого собирать разные факты, которые бы непосредственно указывали на то, что самолёт Виктора Талалихина упал в этом месте.

Я вспомнил, что много лет назад мне довелось общаться с очевидцем произошедшего тарана. Это была Лидия Ивановна Богомолова. Она проживала во время войны в деревне Антропово, и буквально над их деревней часто пролетали немецкие самолёты, которые шли в сторону Москвы. Жители деревни уже заранее готовились к пролёту немецких самолётов. Почему? Потому что когда наши зенитки и наши истребители отгоняли немецкие самолёты от Москвы, немцы освобождались от своих бомб, сбрасывая их всюду. Они падали и в районе деревни, поэтому местные жители вырыли всевозможные щели, в которые можно было спрятаться, ну и прятались, естественно, в погребах. По звуку они уже различали, какие самолёты летят: наши или немецкие.

И вот, как она рассказывала, в одну такую памятную ночь августа 1941 года она слышит звук самолётов. Было это примерно между 11 и 12 часами ночи. Она выскочила, а ночь тогда была довольно-таки светлой, и увидела силуэты двух самолётов. Один большой, другой поменьше. И между ними идёт воздушный бой. То есть, самолёты стреляют друг в друга трассирующими пулями. Словом, идёт воздушный бой. И вдруг она видит, что два самолёта через какое-то время врезаются друг в друга, слышится глухой удар, и самолёты, объятые пламенем, начинают падать в разных направлениях. Один – в одну сторону, а другой падает в другую.

А на утро мальчишки из деревни Антропово бегали смотреть упавший немецкий бомбардировщик. Упал он недалеко, примерно в километрах десяти. И после этого они узнали фамилию того самого советского лётчика, который протаранил этот немецкий бомбардировщик. Его звали Виктор Талалихин. Вот так она узнала, что явилась свидетелем того самого тарана.

Когда мы начали работать уже более детально по самолёту Виктора Талалихина, она нам подсказала, в каком районе самолёт Виктора Талалихина упал. И как бы всё сошлось на одном квадрате. Когда мы приехали в этот квадрат и стали проводить экспедицию, то с большим трудом нашли эту воронку. Она была совершенно затянута землёй, а сверху рос кустарник, который пришлось вырубать. Тем не менее, следы упавшего самолёта были видны в виде каких-то обломков. Они покрылись листьями, обросли мхом. И нам пришлось работать металлоискателями. И когда центр места падения попытались пробить щупом, оттуда всплыло моторное масло, что говорило о том, что мотор, двигатель находится там. Естественно, когда начали углубляться вниз, стали поднимать всевозможные обломки самолёта. И чем глубже, тем больше было обломков. Кстати, обломки были обожжены, местами оплавлены, но на некоторых обломках всё-таки сохранилась заводская краска самолёта, в которую он был в то время окрашен. Много интересных деталей было поднято. После экспедиции, конечно, все эти фрагменты самолёта, а самое главное – двигатель самолёта, были переданы в Домодедовский историко-художественный музей.

Лётчик Виктор Талалихин совершил таран на истребителе И-16. В 30-х годах И-16 или "Ястребок", как его ласково называли лётчики, считался очень неплохим самолётом, который успел повоевать в небе Испании. Испанцы этот самолёт также ласково называли "Чатос" ("Курносый") из-за характерного силуэта. А фашисты в той же Испании окрестили его "Рата" ("Крысой"). Самолёт был быстрым, юрким, и часто фашистским асам в той же Испании показывал свои острые зубы и коготки. Но к 1941 году он устарел и по многим характеристикам уступал немецким самолётам. Считается, что именно на этом самолёте В. Талалихин совершил первый ночной таран. И за это, буквально на второй день, он получил звание Героя Советского Союза.

М. Поляков: Таран этот был не первым. До него, оказываются, совершали тараны. Но это один из первых ночных таранов.

Да, и считается, что Виктор Талалихин совершил таран, потому что израсходовал весь боекомплект, и чтобы не дать фашисту уйти, рубанул его своим винтом.

М. Поляков: Когда происходила наша экспедиция, то с этой официальной версией нам пришлось распрощаться. Почему? Потому что, когда мы поднимали фрагменты самолёта, боезапас оставался в самолёте, и эти патроны, которые оставались, мы нашли. У нас есть такая версия. Когда завязался воздушный бой, В. Талалихин стрелял по немецкому самолёту, который стрелял по истребителю Виктора. Именно в процессе боя у Виктора Талалихина было перебито управление огнём. Кстати, в том бою он сам был ранен в руку, и тогда Виктор, когда он уже стрелять не мог, пошёл на таран. В горячке боя ему могло показаться, что у него кончились патроны.

То есть, он нажимает на гашетку, а выстрелов нет, и он подумал, что израсходовал все боеприпасы. А на самом деле в самолёте перебило систему управления огнём.

М. Поляков: Когда произошёл таран, обе машины загорелись. Немецкий самолёт стал падать в одну сторону, самолёт Виктора Талалихина стал падать в другую. Но ему удалось покинуть машину и выброситься с парашютом. Что интересно, когда поднимали фрагменты кабины самолёта, то была найдена приборная панель. А на этой приборной панели, кроме других приборов, находились ещё бортовые часы. Так вот, на часах зафиксировалось время тарана, на них сохранилась минутная стрелка и фрагмент часовой стрелки. И на часах было время 22 часов 30 минут. Как раз в это время произошёл таран. Это произошло с 6 на 7 августа 1941 года.

Кстати, буквально недавно, 1 июня 2015 года, на этом месте был поставлен мемориальный памятный знак. У нас существует такая общественная организация, называется она "Мы – талалихинцы", куда входят исследователи боевого пути Виктора Талалихина, те люди, которые занимаются этой темой. Слёты талалихинцев проводятся каждый год. В прошлом году, в октябре, состоялся Второй слёт талалихинцев, на котором было принято решение на месте находки этого самолёта поставить мемориальный памятный знак. Был организован фонд, и в течение нескольких месяцев собирались финансовые средства для того, чтобы сделать этот мемориальный памятный знак. И 1 июня 2015 года произошло открытие этого памятного знака. Данному событию был посвящён и автопробег "Наследники Победы", в котором участвовали участники общественной организации "Мы – талалихинцы". Были привлечены школьники, студенты, поисковики, ветераны войны, и всё это торжественно произошло именно на той поляне, где был найден самолёт И-16 Виктора Талалихина. Там теперь стоит памятный знак. И в лесу есть указатели к этому месту, чтобы люди могли по лесной дороге дойти и почтить подвиг великого лётчика, положить цветы в память о нём.

Михаил, вот обнаружен солдатский медальон, установлена его личность. Дальше происходит поиск родственников. Это ведь тоже не простая задача?

М. Поляков: Если нашу поисковую работу разобрать по деталям, то можно сказать, что обширная работа проводится по поиску родственников найденных солдат. На основании данных из тех медальонов, которые мы находим, мы, чтобы нам легче было искать родственников, заводим на каждого бойца так называемую "учётную карточку". Что в эту учётную карточку попадает? Во-первых, данные из медальона, которые мы сумели прочитать. Дальше эти медальоны сверяются с Книгой памяти того региона, откуда этот солдат был призван. То есть, во-вторых, в эту учётную карточку вносятся данные, которые мы дополнительно почерпнули в Книге памяти. Затем идёт работа с архивами. То есть, все медальоны сверяются с данными Центрального архива Министерства обороны. То есть, сравниваются данные медальона и данные непосредственно архива. И если что-то мы в медальоне не сумели прочитать, то в учётную карточку, в-третьих, мы ещё дополнительно вписываем данные архива. То есть, из архива мы можем узнать дополнительно, в каком звании этот человек был, в какой именно дивизии, в какой части воевал. В архиве также можно найти какой-то дополнительный адрес родственников, если он, допустим, в медальоне не указан.

Далее, когда мы ищем родственников, то работаем по нескольким направлениям. Пишем запросы на военкомат того региона, откуда этот солдат призывался, в местную администрацию. Очень хорошо нам в поиске родных помогают краеведы, музейные работники. Обращаемся мы также в средства массовой информации, в какие-то районные газеты. Стараемся корреспонденту забросить информацию, далее идёт публикация, и вот на неё родственники могут откликнуться. Много нам помогают наши коллеги-поисковики из различных регионов. Эта тема им близка, они постоянно с этим сталкиваются. Допустим, я же не могу поехать куда-то там в Сибирь, например, в город Томск, а в Томске живут знакомые коллеги-поисковики, которые с большой радостью откликаются на нашу просьбу и помогают найти своих земляков.

Иногда, если этот солдат призывался откуда-то близко от Москвы, мы выезжаем по адресу, указанному в медальоне. Такой случай у нас был, когда нами был найден солдат Ельшаев Андрей Иванович. Его останки были найдены в Смоленской области, а проживал он до войны в Подмосковье в Мытищенском районе. В медальоне был указан адрес: станция Тарасовская. Вот по этому адресу я поехал лично. И когда я шёл по этому посёлку, то увидел улицу с тем же названием, дома с той же нумерацией. Подхожу к деревянному дому, открываю калитку и смотрю, по крыльцу спускается пожилая женщина. Я её спрашиваю: "Скажите, а Ельшаев Андрей Иванович здесь проживал?" Она на меня внимательно посмотрела и сказала, что это был её муж, который в 1942 году ушёл на фронт и больше она о нём никаких вестей не получала. Я ей говорю, так получилось, что мы его нашли. Она достала старые фотографии. И мы очень долгое время их разглядывали. Бывает ещё так, что находятся даже жёны солдат. В нашей практике три таких случая было.

Но в основном, конечно, это дети и внуки. Года два назад мы нашли одного солдата и, когда приехали из экспедиции, я набрал в Интернете в Яндексе его данные, ввёл фамилию, имя и отчество. И тут же поисковик привёл меня на сайт "Забытый полк". Оказывается, его уже целый год разыскивают родственники. То есть, вот так мы и встретились с его родственниками.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

Лучшие залы мира с Ольгой Русановой

Лучшие залы мира с Ольгой Русановой

Начало в 11:10 "Архитектура звука"

Александр Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".  Часть 11-я, заключительная

Александр Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Часть 11-я, заключительная

Начало в 11:30 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 12:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Александр Пыжиков: Национальные проекты в истории России

Александр Пыжиков: Национальные проекты в истории России

Начало в 13:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Выставка "Место под солнцем. Беньков / Фешин"

Выставка "Место под солнцем. Беньков / Фешин"

Начало в 14:10 "Действующие лица"

"Вести"

"Вести"

Начало в 15:00 "Вести"

Эфир от 17.06.2019 (15:10)

Эфир от 17.06.2019 (15:10)

Начало в 15:10 "Будьте здоровы"

Эфир от 17.06.2019 (15:25)

Эфир от 17.06.2019 (15:25)

Начало в 15:25 "Наши песни – наша память"

Василь Быков "Его батальон". Часть 1-я

Василь Быков "Его батальон". Часть 1-я

Начало в 15:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 16:00 "Вести"

Запись в первый класс: правила, сроки, проблемы

Запись в первый класс: правила, сроки, проблемы

Начало в 16:10 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 17:00 "Вести"

На Байкале массово погибли рыба и раки

На Байкале массово погибли рыба и раки

Начало в 17:10 "Разное время. Радиоканал"

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой. Как бороться с этой проблемой?

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой. Как бороться с этой проблемой?

Начало в 17:20 "Разное время. Радиоканал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 18:00 "Вести"

"Такой разный театр"

"Такой разный театр"

Начало в 18:10 "Такой разный театр"

«Арт-Овраг»: воспеваем уличное искусство!

«Арт-Овраг»: воспеваем уличное искусство!

Начало в 18:35 "Культурный повод"

"Вести"

"Вести"

Начало в 19:00 "Вести"

События, факты, комментарии...

События, факты, комментарии...

Начало в 19:10 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 20:00 "Вести"

Учебники с фактическими ошибками и устаревшими данными

Учебники с фактическими ошибками и устаревшими данными

Начало в 20:10 "Вечерняя смена"

Российский телефон  за 30 млн рублей

Российский телефон за 30 млн рублей

Начало в 20:43 "Вечерняя смена"

Работай, пока молодой

Работай, пока молодой

Начало в 20:50 "Вечерняя смена"

"Вести"

"Вести"

Начало в 21:00 "Вести"

Начало Великой Отечественной...

Начало Великой Отечественной...

Начало в 21:10 "Шинель"

Эфир от 17.06.2019 (21:35)

Эфир от 17.06.2019 (21:35)

Начало в 21:35 "Вам пригодится"

"Вести"

"Вести"

Начало в 22:00 "Вести"

Эфир от 17.06.2019 (22:10)

Эфир от 17.06.2019 (22:10)

Начало в 22:10 "Стадион". Спортивная программа

Василь Быков "Его батальон". Часть 1-я

Василь Быков "Его батальон". Часть 1-я

Начало в 22:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 23:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа