+7 800 222 999 2
Скоро в эфире
Выбрать рубрику
07.11.2016
7 Ноября 2016

Владимир Третчиков - всемирно известный художник

Успехом Третчиков был обязан прежде всего портретам, выполненным в стиле модного в 1950-х гиперреализма. Чрезвычайно четкие, подробные, напоминавшие увеличенные цветные фотографии, картины русского живописца расходились по миру в десятках тысяч репродукций, открыток, фотообоев. Они украшали собой стены кафе, отелей, парикмахерских, салонов красоты…

Владимир Третчиков - всемирно известный художник

Владимир Третчиков - всемирно известный художник /фото: wikipedia.org/

Владимир Третчиков (1913–2006)

Владимир Григорьевич Третчиков родился 13 декабря 1913 г. в Петропавловске-Камчатском, в большой крестьянской семье. Ему было пять лет, когда родители, спасаясь от революционных преобразований, увезли сына в Китай. Как и тысячи других эмигрантов, Третчиковы обосновались в Харбине, где существовала огромная русская колония. В 1925-м Владимир осиротел и начал зарабатывать себе на хлеб тем, чем умел, — рисованием, устроившись помощником художника в Харбинский оперный театр и иллюстрируя учебники. Его портреты привлекли внимание руководства Китайско-Восточной железной дороги, и Третчикова даже решили отправить в СССР на учебу. На дорогу его снабдили деньгами, вручив солидную сумму в 5 тысяч рублей золотом. Никакого предубеждения против Советской власти подросток не испытывал, поэтому на Родину возвращался с охотой. Но в Шанхае его планы изменил родной брат: решительно объяснил Володе, что в Совдепии делать нечего, лучше начать собственный бизнес здесь, в Китае, и выгодно вложить имеющиеся средства.

Небольшой пансион, собственниками которого стали братья, Владимир оформил своими силами, но когда пришло время открываться, выяснилось, что брат уже продал заведение и исчез вместе с деньгами. От голодной смерти спас только конкурс на должность карикатуриста, объявленный газетой «Шанхай ивнин пост» — Третчиков выиграл его и получил работу. На рубеже десятилетий жизнь более-менее наладилась — в 1930 г. молодой художник основал рекламную студию «Меркьюри Пресс», три года спустя провел первую персональную выставку и занял 2-е место на конкурсе эскизов обложки альбома «Русский Шанхай». В 1934-м Третчиков получил первую премию на конкурсе, объявленном сингапурской рекламной фирмой «Уоррен Студио», подписал с ней контракт и переехал в Сингапур.

Помимо работы в рекламе он сотрудничал в местной газете «Стрэйт таймс», рисовал портреты английских офицеров, преподавал в художественной школе. Картина Владимира «Последний ныряльщик» в 1938 г. выставлялась в павильоне Британской Малайи на Всемирной выставке в Нью-Йорке и была отмечена медалью. Но, возможно, Третчиков так никогда и не состоялся бы как всемирно известный художник, если бы не… Вторая мировая война. В ее начале он, уже обзаведшийся к тому времени семьей, по-прежнему жил в Сингапуре.

В декабре 1941-го, спасаясь от японской оккупации, супруги решили присоединиться к эвакуировавшимся британским войскам, но попали на разные корабли. Пароход, на котором оказался Владимир, попал под обстрел сразу семи японских эсминцев и пошел ко дну. Третчикова спасло лишь то, что он находился в шлюпке, в которую забрался от недостатка места на пароходе. До ближайшей земли — ею оказался остров Ява — грести пришлось ни много ни мало три недели. Мозоли, которые Владимир заработал на ладонях за время этого плавания, не сходили с его рук десять лет.

Ява, бывшая тогда голландской колонией, тоже оказалась под японской оккупацией. Владимира задержали и отправили в лагерь, но его выручила национальность — убедившись в том, что Третчиков русский, японцы выпустили его из заключения (до 1945 г. Япония и СССР не находились в состоянии войны). Деваться было некуда, пришлось как-то вписываться в местную жизнь. До конца войны Владимир жил в Батавии (ныне Джакарта, столица Индонезии). Чтобы заработать, Третчиков начал рисовать карикатуры для местных газет, оформлять театральные спектакли, а в свободное время писал портреты местных жителей, которые пользовались хорошим спросом. Любимой моделью художника стала местная девушка Леонора Молтема. Большую поддержку Третчикову оказал богатый коллекционер живописи Сукарно — в будущем президент Индонезии.

Одновременно художник не терял надежды отыскать семью. И в 1945-м мечта сбылась — через Международный Красный Крест он узнал, что жена и дочка благополучно достигли Южно-Африканского Союза. Вместе со всем своим скарбом — четырьмя десятками картин — Третчиков перебрался в Кейптаун, не предполагая, что Южная Африка станет его домом на всю оставшуюся жизнь. 13 августа 1946 г. в кейптаунском порту его встретили жена Наталья и 8-летняя дочь Мими. Ее портрет был первым, что Третчиков нарисовал в Африке.

Именно в Кейптауне к Владимиру пришла первая известность. В 1948 г. в городе прошла выставка его работ (в основном это были написанные на Яве пейзажи), вызвавшая неожиданно большой интерес. Следующую выставку — в городе Дурбан — за 11 дней посетили около 35 тысяч человек. Дальнейший успех нарастал подобно снежному кому, уже в 1953–1955 гг. Третчиков провел двухлетнее выставочное турне по США и Канаде. Всего художник провел 52 персональные выставки, в 1961 г. поставив своеобразный рекорд — на его вернисаж в лондонском супермаркете «Хэрродз» одновременно пришло 205 тысяч человек, выстроившихся в гигантскую очередь.

Успехом Третчиков был обязан прежде всего портретам, выполненным в стиле модного в 1950-х гиперреализма. Чрезвычайно четкие, подробные, напоминавшие увеличенные цветные фотографии, картины русского живописца расходились по миру в десятках тысяч репродукций, открыток, фотообоев. Они украшали собой стены кафе, отелей, парикмахерских, салонов красоты… Особенно популярны были его картины «Китайская девушка», «Зеленая леди», «Черное и белое».

В профессиональной среде творчество Третчикова вызывало презрительные или в лучшем случае снисходительные отзывы, его именовали «королем китча», «Пикассо супермаркетов», «художником больших денег». Ни один (!) оригинал его полотен не был приобретен музеем или художественной галереей. Но самого художника это не смущало. Согласно данным английской газеты «Дейли миррор», по коммерческому успеху своего творчества он уступал только Пикассо. В 1973 г. была опубликована автобиография Третчикова «Счастье голубя», которая, согласно анонсу на обложке, «читалась как триллер».

Новое восприятие творчества Третчикова принесли с собой 1990-е. О художнике заговорили как о глубоко гуманистичном творце, влюбленном в жизнь во всех ее проявлениях. И это действительно так. Третчиков стал настоящим «певцом» ЮАР, редкий художник до него с такой теплотой воспроизводил на своих полотнах мир Африки и населяющих ее людей. Герои Третчикова могут быть самыми разнообразными — это негритянский мальчик с арбузом в руках, уличные музыканты, крестьяне. Это обычные люди, испытывающие самые разные эмоции — они смеются, грустят, погружены в размышления или воспоминания… Но прежде всего они красивы.

Жизнь на полотнах Третчикова ярка, впечатляюща, напоена радостью. Работать художник перестал только в начале 2000-х гг. из-за болезни рук. Он жил в роскошном особняке в богатом квартале Кейптауна Бишопскоорт. С 1950 г. был гражданином ЮАС (затем ЮАР). В Советском Союзе и России Третчиков никогда не был, но до конца жизни отлично говорил по-русски (на английском он изъяснялся с сильным акцентом, а второго официального языка ЮАР, африкаанс, не знал вообще).

Несмотря на то что в Западной Европе и США имя Третчикова имело культовый статус еще с 1950-х, советские любители искусства с его творчеством не были знакомы. Первые публикации о нем на Родине появились только в 1990 г. Маститый художник, навсегда вписавший свое имя в историю африканской и мировой живописи, скончался в Кейптауне 26 августа 2006 г. в возрасте 92 лет.

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 01:35 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 02:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 02:10 "Этот безумный мир"

Недовольство деятельностью Временного правительства нарастает

Недовольство деятельностью Временного правительства нарастает

Начало в 02:25 "История из истории"

Дина Рубина "Наполеонов обоз". Книга 2. "Белые лошади". Серия 9-я

Дина Рубина "Наполеонов обоз". Книга 2. "Белые лошади". Серия 9-я

Начало в 02:30 "Литературный сериал"

"Вести"

"Вести"

Начало в 03:00 "Вести"

Валентин Пикуль "Нечистая сила". Серия 16-я

Валентин Пикуль "Нечистая сила". Серия 16-я

Начало в 03:10 "Литературный сериал"

Альбер Камю  "Посторонний"

Альбер Камю "Посторонний"

Начало в 03:35 "Музыкальная литература"

"Вести"

"Вести"

Начало в 04:00 "Вести"

Рок-новости и традиционные рубрики

Рок-новости и традиционные рубрики

Начало в 04:10 "Восьмая нота"

"Вести"

"Вести"

Начало в 05:00 "Вести"

Алексей Толстой "Хождение по мукам". Часть 10-я

Алексей Толстой "Хождение по мукам". Часть 10-я

Начало в 05:10 "Литературный сериал"

Музыка на "Радио России"

Начало в 05:35

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 05:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 06:00 "Вести"

"Этот безумный мир"

"Этот безумный мир"

Начало в 06:10 "Этот безумный мир"

Выбросить – не поднимается рука, есть – не принимает организм...

Выбросить – не поднимается рука, есть – не принимает организм...

Начало в 06:25 "Обрати внимание"

Куда девать сливы, если их некуда деть?

Куда девать сливы, если их некуда деть?

Начало в 06:30 "Обрати внимание"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 06:35 Музыкальная программа

"Музыка про...". Эфир от 23.08.2019 (06:45)

"Музыка про...". Эфир от 23.08.2019 (06:45)

Начало в 06:45

"Вести"

"Вести"

Начало в 07:00 "Вести"

Эмодзи повышают шансы на свидание

Эмодзи повышают шансы на свидание

Начало в 07:10 "Сигналы точного времени"

Ипотечный долг россиян превысил 7 триллионов рублей

Ипотечный долг россиян превысил 7 триллионов рублей

Начало в 07:20 "Сигналы точного времени"

"Карлики несут кольцо в вулкан"

"Карлики несут кольцо в вулкан"

Начало в 07:30 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 08:00 "Вести"

"Пирамиды позора" законны

"Пирамиды позора" законны

Начало в 08:10 "Сигналы точного времени"

Кнопочные телефоны занимают четверть рынка РФ

Кнопочные телефоны занимают четверть рынка РФ

Начало в 08:30 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 09:00 "Вести"

Продажа и покупка стран и территорий как средство политического влияния

Продажа и покупка стран и территорий как средство политического влияния

Начало в 09:10 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 10:00 "Вести"

Как вести себя в кинотеатре?

Как вести себя в кинотеатре?

Начало в 10:10 "Сигналы точного времени"

"Матрица" возвращается

"Матрица" возвращается

Начало в 10:30 "Сигналы точного времени"

"Вести"

"Вести"

Начало в 11:00 "Вести"

"С миру по песне"

Начало в 11:10

Юлиан Семенов  "Альтернатива". Серия 22-я

Юлиан Семенов "Альтернатива". Серия 22-я

Начало в 11:30 "Литературный сериал"

Музыкальная программа

Музыкальная программа

Начало в 11:45 Музыкальная программа

"Вести"

"Вести"

Начало в 12:00 "Вести"

Здравоохранению требуется модернизация

Здравоохранению требуется модернизация

Начало в 12:10 "Актуально"

"Вести"

"Вести"

Начало в 13:00 "Вести"

Город и деревня накануне столыпинских реформ

Город и деревня накануне столыпинских реформ

Начало в 13:10 "Российский радиоуниверситет"

"Вести"

"Вести"

Начало в 14:00 "Вести"

Прямой эфир
Радио России
Радио России FM

Программа