8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Особое мнение»

Эпизод

11 февраля 2015

Место русского языка в цифровую эпоху

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.

"Цифровые аборигены" – такой термин сегодня получает всё большее распространение, когда мы говорим о современных детях. Действительно, в эпоху цифровых технологий меняются многие традиционные подходы. И не в последнюю очередь это относится и к обучению. Например, к обучению русскому языку.

Гость в студии – руководитель "Центра современных образовательных технологий" Сергей Владимирович Буланов.

Известно, что вы выступали с докладом на тему "Как учить русскому языку "цифровых аборигенов" на слушаниях в Общественной палате РФ в декабре 2014 года. Почему было уделено такое внимание именно русскому языку?

С. Буланов: Мы занимаемся проектами по продвижению и популяризации русского языка в мире и, естественно, не можем обойти вниманием изменения того образовательного дизайна, которые происходят в настоящее время. Очень сильно меняется структура деятельности детей, возникают какие-то новые форматы. Естественно, обучение должно отражать ту реальность, которая существует сегодня.

А что, современные дети так сильно отличаются по восприятию от своих родителей, дедушек и бабушек?

С. Буланов: Да. Они не слушают радио. Они не смотрят телевидение. Они не читают газет и журналов. Но это не означает, что они не получают информации или они не читают. То есть, это вообще совсем другой подход к получению информации. Современные дети – не пассивные потребители информации, каковыми являемся мы, старшее поколение. Мы слушаем, смотрим, читаем то, что нам дают. У нас есть "комплексный обед" в виде программ телевидения, и мы информацию из них получаем.

Дети так не могут. Они уже привыкли к другому формату. Они в Интернете находят только то, что им интересно. Естественно, это нужно учитывать и в обучении.

Да, современные дети не читают газет и журналов, но они активны в гражданской журналистике. Они читают блоги, смотрят новости на YouTube, какие-то пользовательские каналы, сами что-то пишут. Поэтому мы ни в коем случае не говорим, что дети перестали читать и писать. Наверное, они стали больше писать и читать, просто такие исследования не проводились. Но сегодня можно говорить об очень яркой реинкарнации эпистолярного жанра, потому что дети пишут, пишут в Интернете, они пишут посты, они ведут блоги. И, естественно, все эти особенности нужно учитывать.

К сожалению, учительская среда достаточно консервативна, и мы привыкли оценивать детей какими-то своими мерками.

Образование – вообще штука консервативная.

С. Буланов: Да. Мы вспоминаем, как мы учились в том возрасте, какие были у нас интересы. Взрослые любят говорить, что в своем детстве они гуляли, а их дети сидят в Интернете. И это касается не только обывательского уровня. Это касается и профессиональной среды. Очень часто учителя русского языка и литературы сетуют на то, что, например, с телевидения совершенно ушло декламирование поэзии, например. Раньше ни один концерт ко Дню милиции не обходился без декламирования стихов. Но сегодня мы должны понимать, что если декламирование стихов будет на концерте ко Дню милиции, то дети его просто не увидят, потому что они туда не зайдут.

Так они его не увидят нигде.

С. Буланов: Правильно, они его не увидят нигде. Но дети сегодня слушают гораздо больше, чем более старшее поколение. Потому что они ходят и слушают в наушниках. Слушают аудиоспектакли, поэзию…

Они в основном слушают музыку!

С. Буланов: Они слушают не музыку в основном. Нет.

Серьёзно? Вы открыли мне глаза.

С. Буланов: Они слушают очень многое. Они слушают аудиокниги. Аудиокниги крутятся у родителей в автомобилях, а это фактически то, что мы сегодня вообще не рассматриваем как образовательный ресурс. Сейчас на самом деле возникло огромное количество аудиокниг, начитанных, может быть, не со всегда корректным качеством, когда это делают, например, рок-звёзды. Мы можем говорить именно об этой стороне.

Это в основном коммерческая продукция?

С. Буланов: Да, это касается коммерческих продуктов. Но говорить о том, что дети перестали слушать слово, нельзя. Просто меняется формат. И это особенность, которую необходимо учитывать в образовании.

Александр Николаевич из Сергиева Посада: Я занимаюсь подростками более 20 лет. А преподавательский стаж у меня около 40 лет. Хочу сказать, что бить тревогу надо, поскольку человек, который занимается уже в 7-8 классах, к сожалению, плохо читает. А раз подросток плохо читает, значит, он плохо пишет, плохо излагает свои мысли. Отсюда, в общем-то, и неудовлетворительные оценки.

Но меня беспокоит нечто другое, а именно: постановка на коммерческие рельсы средней школы по новому Закону об образовании и приводит к таким результатам. Если, например, преподаватель будет с прохладцей относиться к своему предмету на уроке, за преподавание которого он получает свои копейки, то потом ему можно будет за дополнительную плату разъяснять некоторые вопросы, которые он не додал на основном уроке. Так что читать надо.

С. Буланов: Хотел бы сказать, что, конечно же, никто нас не толкает к коммерческому обучению. Это не совсем верно, не совсем корректно, не совсем правильно. Я лишь говорил о том, что судить о современных детях, используя мерки 80-х годов прошлого века, не совсем правильно. Поэтому, может быть, имеет смысл как-то увидеть по-новому методики обучения.

Если мы опять же не учитываем цифровой формат современной жизни, если учитель не владеет современными технологиями, то достаточно сложно ребёнка вообще заставить читать, сделать так, чтобы он полюбил процесс чтения. И здесь, конечно же, упрёк не к детям, а к педагогам должен быть.

Я начал с того, что сказал, что современные дети не являются пассивными потребителями информации. К сожалению, большинство учителей сегодня позиционируют себя только как трансляторы этой информации, что в эпоху Интернета абсолютно бессмысленно. Для того чтобы получить информацию, достаточно открыть браузер. Совсем не нужно, чтобы кто-то стоял перед тобой и рассказывал прописные истины. Учитель сегодня должен кардинально поменять свою роль. Он должен стать организатором познавательной деятельности ребёнка. В основе обучения должен быть деятельностный подход, деятельность ребёнка. То есть, когда ребёнок перестанет пассивно воспринимать информацию, тогда у него сформируется самое главное: не какие-то базовые знания и умения, а компетенции, которые позволят ему сориентироваться в будущем в не стандартной для себя ситуации. Поэтому здесь, конечно же, претензии, связанные с ухудшением качества подготовки детей, – это претензии к педагогам.

Всё-таки я не могу не согласиться с Александром Николаевичем в том смысле, что (я, конечно, не большой специалист в плане деятельности человеческого мозга, есть гораздо более сведущие в этом смысле люди) всё-таки восприятие информации через слух (аудиокниги) и чтение – это разные отделы головного мозга и разная степень усвоения информации. Конечно, современные технологии во многом облегчают нашу жизнь. Известно, что в некоторых школах в развитых западных странах уже не пишут от руки, а печатают исключительно на компьютере, потому что писать от руки – это считается архаизмом. Но послушайте, если завтра вдруг что-то нарушится в нашей цивилизации, как мы жить-то будем? Существуют же такие базовые вещи, как писать, читать и так далее.

С. Буланов: Но эти базовые вещи меняются со временем. Очень хорошо, что вы вспомнили, что в Финляндии отказались от практики письменной речи. У нас, конечно, реакция на такой зарубежный опыт истеричная. Иначе нельзя сказать. Но мы должны понимать, что действительно навык письменной речи утрачивает свою актуальность. Фактически мы учим детей писать от руки для того, чтобы развивать мелкую моторику, для того, чтобы развивать память. Потому что развитие памяти связано с мелкой моторикой. Но письменная речь – это не единственный способ развития мелкой моторики. Просто так взять и убрать письменную речь нельзя. Нужны какие-то другие способы: игра, тренинги, которые будут развивать мелкую моторику, что в конечном счёте будет сказываться на развитии речи и мышления ребёнка. Это всё должно быть в комплексе. Но и формально подходить к тому, что вот мы должны писать обязательно, заниматься чистописанием, конечно, нельзя. Это уходящий навык. Давайте объективно это признаем.

Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.
 

интервью ток-шоу русский язык гость

Место русского языка в цифровую эпоху

22:55
Архив