8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Гости эфира Армия Авто Про деньги Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Особое мнение»

Эпизод

25 июня 2015

Что принёс России ЕГЭ?

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.

Единому государственному экзамену в этом году исполнилось 15 лет. Но говорят, что название – это единственное, что не изменилось с тех пор. О достижениях, неудачах и мифах про ЕГЭ мы поговорим с гостьей в студии – директором Федерального института педагогических измерений Оксаной Александровной Решетниковой.

Чем занимается ваш институт? Название у него звучит очень серьёзно.

О. Решетникова: И название звучит серьёзно, и институт занимается серьёзными делами. Федеральный институт педагогических измерений создан в 2001 году, и предназначен он для того, чтобы осуществлять разработку инструментария, которым меряются учебные достижения в рамках итоговой аттестации российских выпускников как основной школы, так и средней. Этот цикл очень насыщенный, очень длительный. Задействовано в нём очень много коллег-профессионалов по всем учебным предметам, которые выходят на итоговую аттестацию. Действительно мы заняты очень плотно и работаем продуктивно, как показывает практика.

То есть, за всё то, что получают школьники на ЕГЭ, за все контрольно-измерительные материалы отвечает ваш институт?

О. Решетникова: Совершенно верно.

Вас в своё время очень критиковали за какие-то несуразности, которые попадались в этих материалах. Как сейчас с этим?

О. Решетникова: Прежде всего, хотелось бы отметить, что тех несуразностей, о которых мы иногда читаем в СМИ, например, какого цвета глаза были у коня Александра Невского или ещё кого-то, никогда не было в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ. Ни по литературе, ни по остальным предметам. Это миф, созданный для того, чтобы, может быть, как-то обозначить какое-то своё неудовольствие. Или ещё для каких-то целей, я не знаю каких.

Создание инструментария – дело серьёзное. Необходимо понимать, что вовлечённые в эту специфичную работу специалисты отвечают за свой предмет, знают его, знают основы тестологии, знают, как нужно составить подобное задание, чтобы оно было корректным и чтобы можно было спрогнозировать ответы участников ЕГЭ, которые потом будут вводиться в программу как правильные ответы.

Также наши материалы проходят большое количество экспертиз как содержательных, так и тестологических. На всех этих рубежах отсекаются задания, которые сколь-нибудь могут рассматриваться как некорректные. Безусловно, существуют некоторые погрешности, опечатки. Но на всех этапах методика подготовки измерителя такова, что через много этапов проходит инструментарий, и в нём отсекаются, находятся, шлифуются изъяны бесконечно долго до того, как он пойдёт в тираж. Поэтому мифы о каких-то некорректных, смешных и даже забавных вопросах, по которым мы якобы аттестуем российских выпускников либо отбираем их в лучшие вузы России, – это не более чем нелепость.

Ответственность стоит серьёзная перед теми людьми, которые составляют эти задания. 15-й ЕГЭ для вашего института и ваших сотрудников что-то означал? Или это было рядовое событие?

О. Решетникова: Скажем так, нам пока не до отмечаний. Мы сейчас находимся в процессе ЕГЭ, ответственно относимся ко всем его рубежам. Нужно не только подготовить своевременно необходимое количество измерителей, но и сопровождать консультативно и методически саму процедуру ЕГЭ. Например, в процессе ЕГЭ мы оказываем мощную поддержку региональным предметным комиссиям, которые мы предварительно готовим к этой процедуре, а затем сопровождаем, если возникают какие-то сомнения, какие-то вопросы в процессе оценивания работ.

Как известно, контрольно-измерительный материал для ЕГЭ состоит из двух частей, и одна из них развёрнутая. Ответы участников испытания проверяются экспертами региональных экспертных комиссий. Сегодня как раз последний день ЕГЭ, и мы очень плотно продолжаем взаимодействовать с нашими региональными коллегами.

Поговорим об итогах ЕГЭ за 15 лет. Я где-то прочёл, что за 15 лет только название не изменилось у ЕГЭ, а всё остальное, в общем, за это время в той или иной форме менялось. Что-то упразднялось, что-то добавлялось. Что вы думаете по этому поводу? Действительно ли так сильно изменился ЕГЭ с момента самого первого?

О. Решетникова: Необходимо сказать следующее. Если вы сумеете назвать хоть одну систему в нашей стране в любой сфере жизни, которая не менялась бы в течение 15 лет, то я буду сильно удивлена. Меняется всё.

А я не сказал, что это плохо.

О. Решетникова: Меняется просто потому, что меняется время. Система образования бесконечно движется, развивается, прирастает новыми методиками преподавания, расширяется круг учебных пособий и учебников. В принципе, приходят другие учителя. Да и дети у нас тоже меняются. У них век информатизации, увлечения компьютерами. То есть, очень много разных факторов влияют на изменения. И мы должны на эти изменения реагировать.

Реакция эта происходит по двум направлениям.

Первое – коррекция содержания экзамена. То есть, того, что мы проверяем. Безусловно, основой для измерителя является государственный образовательный стандарт. Есть федеральный компонент государственного образовательного стандарта, на котором базируются абсолютно все наши измерители. Безусловно, возникновение каких-либо коррекций самого этого стандарта, создание каких-то новых концепций, например, концепции исторического образования, математического образования, например, историко-культурный стандарт был принят, – все эти документы влияют на изменение содержания экзамена по конкретному предмету. Это изменения содержательные.

Также к содержательным изменениям относится, например, и то, когда мы пересматриваем структуру КИМа. Изначально в структуре КИМа преобладали задания с выбором одного ответа, так называемые задания типа "А" (сейчас они уже так не называются). Были также задания с кратким ответом и задания с развёрнутым ответом. И доля заданий с развёрнутым ответом была невысока в начале нашего пути.

Это то, что называется "угадайкой"?

О. Решетникова: Не совсем она "угадайка", даже совсем не "угадайка" на самом деле. Но с прошлого года действительно изменился бланк ответов. По одной простой причине. Мы убрали поле, в котором в свободном, произвольном виде можно было поставить крестик, как говорится, наобум. Хотя ответить на задание с выбором ответа, в общем-то, не разобравшись в теме задания, путём угадывания очень и очень затруднительно.

Также один из мифов, что задания с выбором ответа – это самый лёгкий тип заданий. Это не так. Среди этих заданий были задания и базового уровня сложности, и повышенной сложности, и сложные.

Тем не менее, мы говорим о том, что нам бы хотелось мотивировать наших участников к более продуманному ответу, к ответу осознанному. Поэтому это поле ушло из бланка ответов. Соответственно, в КИМе по литературе у нас с 2008 года нет заданий с выбором ответа, с 2011 года их нет в КИМах по математике, и с 2015 года задания с выбором ответа исключены в заданиях КИМ по русскому языку.

И мы продолжим эту же работу. Безусловно, всё это проходит достаточно долгий путь профессионального обсуждения, когда мы меряем и понимаем влияние этих изменений на оценку. И когда мы уверены в том, что это не приведёт к каким-то революционным изменениям, то предлагаем это системе образования. Надо сказать, что в русском языке это не привело ни к какому усложнению. КИМ по русскому языку сбалансирован. И, по предварительным результатам, которые мы видим, с ЕГЭ по русскому языку справилось большинство наших участников.

Это я всё говорила о содержательных изменениях. Но есть ещё изменения технологические. В начале нашего 15-летнего пути с ЕГЭ такого обилия мобильных телефонов, видов интернет-связи ещё не было. Поэтому технология сдачи ЕГЭ тоже должна была подстраиваться под эти изменения. Те факты, что мы имели в 2013 году, когда в Интернет выкладывались КИМы, и другие неприятные сюжеты были полностью пресечены в 2014 году. 2013 год стал самым скандальным годом в истории ЕГЭ. Но с 2014 года максимальные усилия были сосредоточены на достижении объективности процедуры проведения экзамена. И необходимо отметить, что нам это удалось сделать.

То есть, сейчас можно говорить, что в 2014 и 2015 годах мы имеем честный ЕГЭ, который объективно оценивает уровень учеников?

О. Решетникова: Да, мы можем так сказать.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.
 

ЕГЭ/единый госэкзамен Россия интервью ток-шоу гость

Что принёс России ЕГЭ?

22:55
Архив