8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Особое мнение»

Эпизод

22 июня 2016

Год кино плюс кинофикация всей страны

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.

В России проходит Год кино. Его главной и амбициозной составляющей министр культуры России назвал поддержку кинопоказа в малых городах. Во времена СССР каждый райцентр должен был иметь один зимний и один летний кинотеатр. Надо ли создавать в российских городах новые киноплощадки? Решит ли это проблемы отечественного кино или обернётся пустой тратой денег?

Гость в студии – кинорежиссёр Юрий Вячеславович Грымов.

- Во-первых, поздравляю вас с проходящим Годом кино. Действительно хочется верить, что это как-то сможет повлиять на судьбу и существование отечественного кинематографа. Но давайте о сути проблемы. Министр культуры РФ сказал, что в России примерно 50 млн человек вообще никогда не были в кино, - за последние 20 лет у них просто не было физической возможности, поскольку все кинотеатры в районных центрах закрылись. А потому  надо возрождать советскую систему кинопоказа. На сегодняшний день около 660 населённых пунктов, где проживают около 15 миллионов человек, вообще не имеют кинотеатров, и правительство уже выделило на модернизацию кинозалов в малых и средних городах около 705 млн рублей. А в 2016 году планируется потратить ещё 1,5 млрд рублей на кинофикацию всей России. Что вы думаете по поводу этой идеи – новой кинофикации страны?

Ю. Грымов: Ну, как идея, она, наверное, имеет место быть, потому что, конечно, важно, когда у людей в городе есть кинотеатр и они могут в него пойти. Но тут возникает сразу второй вопрос. А что там будет идти? Когда в новой России было, условно говоря, 300 кинотеатров, что, конечно, очень мало, сегодня их уже более 2000, говорили, что, когда у нас будет много кинотеатров, российское кино, которого очень мало по объективным причинам, будет там показываться. Но ведь этого не произошло. Те единицы картин, именно коммерческого толка, а не художественного…

Это те, которые доходят до экрана? Потому что ведь снимается фильмов много.

Ю. Грымов: До экрана, да. Но снимается фильмов тоже мало. По официальной статистике, которой я не очень верю, снимается в стране порядка 70 картин в год. Это вообще ничего! А до экранов из них доходит 5-10. И мне кажется, проблема заключается в том, что мы будем в кинотеатрах показывать. Поэтому, если сейчас кинотеатры в глубинке откроются, никто меня не убедит в обратном, но там будет идти американское кино. Не будем обсуждать его качество – хорошее оно или плохое, но там будет идти американское кино. Потому что главный производитель кинокартин – это Америка.

Даст ли это возможность российскому кино в регионах прокатываться? Ну, если будет опять на то воля государства. Если воля государства будет, там, наверное, российское кино будет.

В чём плюс этой идеи? Вообще, я считаю, возрождение того, что мы называем культурой, может случиться только через регионы. Я в этом уверен и честно об этом говорю. Все знают, какие прекрасные спектакли идут в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. Они с трудом доезжают сюда и то благодаря каким-нибудь фестивалям. Я считаю, что только через регионы может возродиться культура. Москва – это всё-таки очень большой перевалочный пункт, где много случайных людей. Кино здесь уже перешло в категорию фаст-фуда. А его надо вернуть в категорию искусства, как это было в Советском Союзе. Это правда. И диапазон фильмов в СССР был очень широким: от народных комедий до авторского кино и т.д. Поэтому идея эта неплохая. Но что будем показывать?

Мне кажется, что всё-таки сравнение кино с театром не совсем корректно, потому что театральная жизнь и происходит на местах. Актёры в том же Новосибирске живут, и там же находится их зритель. А кино – это, в общем, всегда экспансия из центра. Да, в советские времена были региональные киностудии (Свердловская), были киностудии в союзных республиках. Как-то старались распределять. Но сегодня всё кино в России находится в столице. Здесь деньги, актёры, продюсеры, режиссёры, здесь всё. Так что относительно возрождения кино через регионы я не очень понимаю, каким образом это может произойти.

Ю. Грымов: Я думаю, что возрождение кино – это, прежде всего, те темы, которые ты в них поднимаешь. Да, ты можешь жить в Москве, но ты должен поднимать темы, которые интересуют всю страну. Я вот сейчас собираюсь снимать "Три сестры" по А. Чехову, изменив их возраст. У А. Чехова сёстрам было по 20-25 лет, а у меня им по 65-70 лет. Я собрал для фильма великих актёров, практически не меняя Чехова. Но те проблемы, которые поднимает А. Чехов, они же понятны всем. И в Ярославле, и в Сызрани, и в Москве. Это стопроцентно. Поэтому мне кажется, что в регионах могут появиться ребята, которые захотят снимать кино. Я даже в этом уверен.

Ну, там же театры существуют. Да, при помощи государства. Конечно, то, что театры в регионах сохранились, произошло благодаря государственной политике. Это точно. Если бы их отпустили в самостоятельное плавание, как поступили с кино в 90-х годах, что бы произошло с ними? Сейчас бы у нас был филиал Бродвея, шли бы одни лишь мюзиклы, а некоторые театры стали бы автосалонами. Поэтому я считаю: то, что начинают обращать внимание на регионы, – это правильно. Но нужно подкреплять это внимание собственным производством, развивать собственное кино.

Хорошо. Давайте поговорим про то, где сегодня живёт кино? Сегодня кино живёт где? В мультиплексах и в Интернете.

Ю. Грымов: Да, в мультиплексах и в сети. Хорошее кино живёт в сети. Кино интересное, которое можно не просто посмотреть, пожевав при этом поп-корн, кино разное живёт в сети.

Зритель привык это кино именно там и искать. Вопрос: будет ли ходить зритель в кино?

Ю. Грымов: Его отучили ходить.

Вот Мединский говорит, что у людей не было физической возможности посещать кинотеатр. Сейчас же есть масса других возможностей посмотреть кинофильмы. Пойдёт ли зритель в кинотеатры, как вы считаете?

Ю. Грымов: Пойдёт. Потому что кино – это одно из самых дешёвых развлечений. С финансовой точки зрения. Это не так дорого, как театр. Поэтому пойдёт. Если там будет вестись грамотная кинополитика. Ведь что происходит? Когда сегодня выходит на экраны какой-нибудь блокбастер, неважно какой, пусть даже отечественный, или какой-нибудь яркий фильм, то он выходит сразу на большом количестве экранов. Но если вы посмотрели этот фильм или хотите посмотреть другой фильм, у вас возможности такой нет. Практически все экраны забиты этими блокбастерами. Но тут вам сразу скажут, что в России всего 2000 экранов, а вот в Америке 30 тысяч экранов. Эти разговоры в пользу бедных. Все равно будет идти на 30 тысячах экранов один фильм. И те фильмы, которые мы объективно в силу нашего возраста хотим смотреть, а хотим мы смотреть что-то другое, почти не идут. Зрителю, которому чуть-чуть больше 20 лет, уже нечего смотреть. Мало фильмов, чтобы подумать, задуматься о себе, о том, что происходит, чтобы тебе это было близким. Просто фильмы с пиф-паф и ой-ой-ой есть, но эту политику диктует американский производитель. Опять же мы не оцениваем, плохо он их делает или хорошо. Такова объективная реальность. Почему? Потому что все кинотеатры работают на пакетном размещении. Что значит пакетное размещение? Когда твоему кинотеатру гарантируют определённое количество фильмов в год. Это означает, что ты работаешь как бы на крючке. Ты не можешь сказать, что сегодня не будешь брать американское кино. Тебе прокатчик скажет, что ты берёшь у нас 20 картин в год. А если не берёшь, тогда мы тебя снимаем из пакетного размещения. А из этих 20 картин пять – суперфильмы с большим бюджетом и 15 картин – понятно каких. Но вы обязаны их показать. Поэтому это большая индустрия.

Если такую же индустрию мы хотим построить в России, то нужно проводить реформу кино. То есть, нужно поддержать производителя. А насчёт того, чтобы строить кинотеатры, ну, кто против этого? Я – за, давайте строить. Вопрос – что в них показывать. И этот вопрос серьёзнее и сложнее. Когда случились санкции и импортозамещение, многие политики стали говорить: "Даёшь русскую корову!" и т.д. Но эта корова не появится по приказу. Корове нужно несколько лет, чтобы вырасти. Землю тоже несколько лет нужно обслуживать, чтобы она что-то дала. Так и с кино. Нельзя по приказу снять кино. Съёмки фильма занимают обычно два года. Если у вас сейчас нет идеи, год нужен на сценарий, ну, полгода, полтора года на то, чтобы снять кино. Понимаете, какая это серьёзная вещь!

Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.

 

город Юрий Грымов село ток-шоу кинопрокат интервью гость

Год кино плюс кинофикация всей страны

22:33
Архив