8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Особое мнение»

Эпизод

02 июня 2016

Беспилотный транспорт будущего

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.

Развитие науки и технологий вносит всё больше изменений в нашу жизнь. И возможно, что уже очень скоро по российским дорогам поедут автомобили без водителей – автомобили-беспилотники. Во всяком случае, депутаты уже задумались о внесении соответствующих изменений в нормативные акты.

О перспективах развития в России беспилотного транспорта мы говорим с гостьей в студии – президентом Национальной ассоциации инноваций и информационных технологий Ольгой Анатольевной Усковой.

Что, действительно мы уже приблизились к тому периоду, когда на дорогах общего пользования могут появиться беспилотные автомобили, которые едут по своим делам?

О. Ускова: Очень вплотную. То есть, сейчас мы уже говорим о новом международном законодательстве, которое градуирует "умность" машины. Мало того, "глупые" машины, то есть, те машины, которые не будут снабжены элементами искусственного интеллекта, будут запрещены через некоторое время для движения по дорогам Европы и Америки. Таково прямое европейское и американское законодательство, которое начинает действовать с 2018 года. По нему страны будут проходить разные стадии вплоть до полного ухода водителя из машины. Это займёт где-то лет десять, по моим представлениям. Однако "умные" системы, когда водитель убирает руки с руля, а машина сама подруливает, держит ряд, реагирует на какие-то препятствия и так далее, уже сейчас устанавливаются на машины класса "люкс", то есть на элитные машины. Уже можно видеть рекламу "Мерседеса", который содержит элементы беспилотности.

Который сам паркуется?

О. Ускова: В рекламе говорится, что у нас есть "умные" системы, которые нас паркуют. И в этом смысле мне очень приятно сказать, что есть одна зона из не такого уж их большого количества, в отношении которой можно сказать, что Россия здесь не в аутсайдерах. И мы пошли немного по другому пути. Если американцы пошли со стороны легковых автомобилей, то Россия зашла со стороны грузовых автомобилей. Это транспортные перевозки. Экономически это более обусловлено, что подтверждается во всём мире, потому что тут можно считать, когда проекты выходят на прибыль, и это даёт достаточно широкий объём для среднего и малого бизнеса, для перевозчиков, для тех, кто зарабатывает на жизнь грузовыми перевозками, в том числе буквально владея одним-двумя грузовиками.

И тут я хочу рассказать, что с конвейера "КамАЗа" через год уже сойдут пять первых машин с "умными" системами, которые, конечно, появятся на дорогах. Водитель будет ещё за рулём, то есть будет присутствовать, но это уже будут "КамАЗы", которые будут видеть дорогу, понимать препятствия, будут понимать, когда перед ними будет возникать человек…

И насколько они "умными" будут?

О. Ускова: Они очень "умные". Они такие же "умные", как "Мерседесы". Мы вообще рассчитываем, что к 2022 году они станут "умнее" "Мерседесов" по ряду направлений просто потому, что та концепция, которую взяли российские разработчики из компании "Cognitive Technologies" ("Когнитив технологии") с КамАЗом, с самого начала строилась из обучения "умных" систем на дорогах плохого качества.

Вот как? У нас таких дорог большинство.

О. Ускова: Здесь мы исходили из того, что мы хотим именно выйти на эти рынки. И не только у нас таких дорог большинство, в мире таких дорог большинство (пять шестых всех дорог). Например, в Индонезии, на всём Африканском континенте, практически везде. И это большие рынки. В то время немецкие и американские производители сразу изначально начали учить свои беспилотники на "умных" дорогах, когда там есть разметка, есть асфальт, нет снега и т.п. А мы с самого начала поставили себе задачу более сложную. Это другой математический путь, он задействует так называемые "нейронные сети".

Вообще, это очень интересная тема. Представляете, фактически автомобиль становится субъектом, снабжённым мозгом и нервной системой. То есть, это другое ощущение от автомобиля. Был объект, а стал субъект. Это фантастика в реальности. Её тяжеловато понять. Как устроена нейронная сеть? Происходит перебор огромного количества ситуаций и идёт обучение системы для реакции на эти ситуации. Точно так же, как человек учится. Вот он родился, встаёт на ножки, понимает, что это острое, а то холодное. Только у него это медленно происходит, и набор ситуаций идёт в течение всей жизни. А у автомобиля через компьютерную систему это происходит очень быстро. И в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что это вполне себе мышление. То есть, автомобиль может выдать реакцию, которую ты не ожидаешь. И она может быть более оптимальной, чем ты бы сделал, если сидел за рулём, просто потому что у него перебор больший и итог зависит только от той базы, которую в него вкачали. Вот это самый большой шок. Когда ты вдруг понимаешь, что это не просто объект, снабжённый искусственным интеллектом, но он ещё способен на диалог через некоторое время.

И вот здесь, конечно, начинаешь думать про другие вещи. Начинаешь думать про то, насколько это может быть опасно.

То есть, опасения многих учёных-фантастов, которые описывали роботов, подтверждаются?

О. Ускова: Да не фантастов, а уже реальных учёных. Поэтому я бы хотела сказать, что мы с вами каждый раз в ходе наших бесед рассматриваем проблему в таком позитивно-промышленном формате, однако сейчас мы ставим вопрос несколько в ином ключе. Мы ставим вопрос о том, что необходимо срочно, точно так же, как и по ядерному оружию, собрать Всемирную хартию производителей, в первую очередь математиков, которые занимаются этим вопросом, и ввести что-то типа трёх правил робототехники А. Азимова. То есть, необходимо ввести ограничения, которыми должны быть снабжены все "умные" системы, иначе мы получим достаточно серьёзное оружие массового поражения на базе таких предметов.

Вообще, позитивная часть этого процесса очевидна. Это экономика, освобождение людей от тяжёлого труда, другой уровень жизни, другой уровень свободы людей и т.п. Много ещё можно сказать про позитив.

Но негативная часть у этого явления – такая же, как от атома. Атом может снабжать электричеством, а может погубить город. И здесь история примерно такая же. Если, например, в искусственный интеллект при беспилотном управлении автомобиля внедрится какой-нибудь хакер, который поставит или изменит определённую программу и т.д., то грузовик, который перевозит груз, может начать крошить дома и людей. И не только грузовик, но и домашний пылесос тоже может начать безобразничать. То есть, всё, что связано с искусственным интеллектом, беспилотными технологиями и роботизацией, – это такое глубокое проникновение в жизнь человека, и свой тыл ему надо защищать. О необходимости разработки международных правил, обязывавших бы разработчиков следовать международным правилам стандартизации и т.д., начали говорить несколько лет назад. Стивен Хокинг (Stephen Hawking) является одним из апологетов возможного негативного развития сюжета по дальнейшему движению человечества. И вместе с ним этого придерживается целая группа учёных. Я думаю, что это вопрос уже не только учёных, но и политиков. Поэтому мы сейчас в Госдуме наряду с вопросами о том, что необходимо разработать Правила дорожного движения, соответствующие знаки, внести изменения в систему отношений при страховании (если раньше это была система "человек – человек", то сейчас это "человек – робот"), то есть, это целый комплекс юридических документов, есть ещё вопрос безопасности. И здесь мы рассчитываем, что Россия выступит своего рода инициатором в этом деле, во всяком случае, для стран азиатского региона. Возможно, мы будем подавать этот документ через Совет Безопасности на world wide для того, чтобы разработать правила игры на следующие 50-60 лет, правила о том, как правильно пользоваться такими сложными технологиями.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.

транспорт Ольга Ускова беспилотник интервью ток-шоу гость

Беспилотный транспорт будущего

22:42
Архив