Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Гости эфира Армия Авто Про деньги Общество Культура История Здоровье

"Особое мнение" Ток-шоу

Эпизод

21 мая 2014

Африканский опыт для России

Программу "Особое мнение" ведёт Игорь Гмыза.

Сегодня мы снова будем говорить о санкциях. Точнее, не о самих санкциях, а об опыте существования в режиме санкций и выхода из этих санкций. В последнее десятилетие санкции против стран, нарушающих международное право или понятия, применялись неоднократно. Максимально жёсткие действуют сейчас против Ирана. В своё время санкции действовали против Ирака, Мьянмы, некоторых стран бывшей Югославии, но, как считают эксперты, санкции против России будут гораздо мягче. И в этой связи у нас есть повод вспомнить опыт Южно-Африканской Республики, против которой с 70-х по 90-е годы прошлого века действовали международные санкции.

Гостья в студии – научный сотрудник Института Африки РАН Архангельская Александра Александровна.

Для начала, что такое сегодня Южно-Африканская Республика? Вроде страна на слуху, вроде бы как что-то мы о ней помним, но на самом деле ничего не знаем, поскольку она такая близкая и такая далёкая.

А. Архангельская: Это действительно так. Про ЮАР и не только про ЮАР, но и про Африку российское общество очень мало знает. К сожалению, Африка у нас не на слуху. Но в последнее время ЮАР стала ближе, буквально с 2010 года, когда эта страна вступила в БРИКС. Это сообщество, организация или общность государств, в которую входят и Россия, и ЮАР. И с 2010 года наблюдается больший интерес с точки зрения России к ЮАР и ЮАР к России.

Что сегодня представляет собой Южно-Африканская Республика? 7 мая в ЮАР прошли очередные всеобщие выборы, и была отмечена 20-я годовщина демократии в стране. 20 лет назад закончился апартеид, и страна всё это время находится в новых экономических, социальных и политических условиях. Сегодня ЮАР – демократическая страна, одна из лидеров своего региона, претендующая на лидерство на всём Африканском континенте. Можно сказать, что это политический и экономический локомотив всей субсахарской Африки.

Несмотря на то, что многие страны-соседи оспаривают лидирующий статус ЮАР, тем не менее, все крупные международные компании представлены своими штаб-квартирами в ЮАР, зарегистрированы на Йоханнесбургской бирже. ЮАР сегодня – это развитое по западным меркам государство.

В этой связи любопытно понять, каким же образом ЮАР в 70-е годы прошлого века оказалась в числе стран-изгоев, как принято называть такие страны на Западе? Кто и за что ввёл санкции против ЮАР?

А. Архангельская: ЮАР – уникальная страна. У неё очень интересная история. Среди её основных моментов то, что ЮАР никогда не была колонией. ЮАР находилась под британским протекторатом и, соответственно, несёт это наследие, что выражается в её законодательной системе и во влиянии британского бизнеса в раскладке южноафриканских экономических сил.

После определённого периода, связанного с несколькими войнами, ЮАР попадает в начале 40-х годов в период дискриминации, когда по цвету кожи одна группа населения дискриминирует другую. То есть, белые дискриминируют всех не белых. Осуществляется политика апартеида, разделения рас, экономического и политического ущемления прав по расовому признаку. Запрещено, например, ехать в одной машине белому и чёрному, запрещено какое-либо общение, ограничены право голоса и всякие иные права. Например, нельзя сидеть вместе на одной скамейке. Скамейки подписывались раздельно: "Для белых" и "Для не белых".

Подобное, собственно, было и в США примерно в тот же период.

А. Архангельская: На самом деле в ЮАР было всё гораздо жёстче, в том числе было законодательно закреплено. Соответственно, если проводить параллели между Россией, США и ЮАР, можно сказать, что ЮАР была своего рода разменной монетой, в которой сталкивались интересы великих держав времён "холодной войны". И эта политика апартеида, которая во многом неофициально поддерживалась западными государствами, потому что в ответ на неофициальную поддержку крупные компании, которые оперировали на рынках ЮАР, получали льготные условия. Вообще, ЮАР обладает большими природными ресурсами, огромным ресурсным потенциалом в плане полезных ископаемых. И это очень лакомый кусочек для многих.

На протяжении всего периода апартеида, который начался ещё тогда, когда британцы законодательно ограничили права чёрных жителей на землевладения, но официально длился с 40-х годов и вплоть до 1994 года, в ЮАР действуют две политические силы. Это официальное правительство и появившийся на политической арене Африканский национальный конгресс (АНК), который сейчас является партией, стоящей у власти. АНК имеет более чем 100-летнюю историю. То есть, одна официальная сила – это правительство. Вторая сила – действующий подпольно Африканский национальный конгресс. Обе они проводили и экономическую, и внешнюю политику, имели свои структуры. АНК, конечно же, был запрещён, большинство его лидеров находились в изгнании, преследовались внутри страны.

Между этими силами происходили постоянные столкновения. С 60-х годов уже начинаются вводиться санкции, потому что международное сообщество замечает, что в ЮАР требуется остановить развитие ситуации, которая развивается там. В южноафриканском городке Шарпевиль расстреливают толпу чёрных протестующих. Конечно же, большинство населения является в ЮАР не белым, и ему не нравится ситуация, когда притесняются его права. Поэтому начинаются забастовки. В 1963 году Совбез ООН рекомендует всем странам воздержаться от поставок оружия и пытается предпринять меры по введению эмбарго на поставки оружия в ЮАР.

Однако только в 1977 году этот запрет становится обязательным. Совбез ООН принимал решение очень долго, и период начала 60-х – конца 70-х годов стал очень показательным. И не только тем, что происходило внутри ЮАР, но и международной обстановкой. Итак, в 1977 году вводится эмбарго против ЮАР. Но ещё с 1968 года ООН ввела ограничения на участие южноафриканских спортсменов в различных спортивных мероприятиях. Однако люди, стоявшие у власти, а это были в основном африканёры, особо не жаловались на то, что южноафриканские спортсмены не участвовали в соревнованиях. И продолжали активно развивать эту политику. И лишь в 80-х годах, когда Конгресс США принял закон о всесторонних мерах против апартеида и в ООН было преодолено вето, наложенное, как ни странно, Р. Рейганом в 1986 году, только с 1986 года начинается серьёзное экономическое давление на ЮАР. С 70-х годов идёт как бы официальное давление, но фактически оно не осуществляется. Западные державы всякий раз используют очень активно данный момент. Получают соответствующие экономические льготы и очень хорошие условия для своих компаний. Существует огромное количество "серых" схем.

Была даже одна очень забавная история, когда было наложено эмбарго на торговлю золотом, а золото – это очень важная статья в экономике ЮАР. Там была оговорка, что нельзя покупать у ЮАР золотые монеты, но ничего не было сказано о слитках. Соответственно, шла спокойная торговля золотыми слитками. То есть, подобные лазейки всегда были, и они очень активно использовались на благо заинтересованных сторон.

Но с 1986 года, опять здесь нужно понять, что происходит в мире, вспомнить, что происходило в этом году в Советском Союзе, и дальнейшее развитие событий на международной арене, всё это приводит к тому, что уже с 1989 года ЮАР начинает предпринимать активные шаги по пути демократизации, по отмене каких-то законов.

Начинается один из самых кровавых периодов в истории ЮАР. И в 1994 году происходят первые демократические выборы, отмена всех санкций, и официально ЮАР становится демократическим государством.

Что в итоге? С чём Южно-Африканская республика, кроме смены политического строя, вышла из более чем 20-летних санкций? Некоторые эксперты сейчас сравнивают опыт ЮАР и возможное ведение санкций против России.

А. Архангельская: ЮАР именно благодаря этим международным санкциям была всё-таки вынуждена провести демократические реформы. Конечно, это была не единственная причина демократических преобразований, были и забастовки внутри страны и вне страны. Влияли мощные другие силы. Был предпринят целый комплекс мер. Но экономически ЮАР, конечно же, было невыгодно находиться в международной изоляции. Тем более, что с конца 80-х годов они действительно находились в экономической изоляции. Рос, соответственно, внешний долг страны, и ЮАР начала задыхаться из-за того, что не могла сама себя обеспечивать на протяжении такого длительного периода. В 1994 году страна открывается и выходит на международную арену

С чем же она выходит? Ежегодные убытки составляли примерно 350 миллионов долларов или 0,5 процента ВВП. По тому времени это были достаточно серьёзные вещи. К тому же, инфраструктурно ЮАР остановилась в своём развитии и уже не могла обеспечивать растущие потребности экономики. Увеличивающееся население, так или иначе, требовало для себя других социально-экономических условий. Поэтому экономическая ситуация была сложной. Тем не менее, ЮАР – регион, действительно богатый ресурсами. Доля африканёрского капитала, то есть доля капитала той части белого населения, которому приписывали поддержку апартеида, после 1994 года выросла. То есть, для тех, кто был у власти, смена режима и смена экономического направления страны была выгодна. И очень многие сейчас ссылаются именно на это.

Почему ЮАР в данный момент тоже испытывает определённые экономические трудности. Конечно, длительный период изоляции и международных санкций привёл к тому, что страна не смогла ответить на вызовы большинства населения. Огромное количество бедствующих, голодающих людей оказалось такими же равными гражданами, что и белые люди. Они, понятно, требовали для себя нормальных социальных условий: жилья, электричества, водоснабжения и образования.

Вопрос образования очень важен в ЮАР. Многие люди говорят, что проблемы, которые испытывает страна, связаны именно с тем, что во времена апартеида не дали населению образования. Не только в классическом понимании этого слова, но и экономического образования, то есть навыков того, как следует обращаться с деньгами. Сейчас страна испытывает огромные сложности. Более 20 процентов составляет уровень официальной безработицы. Соответственно, эти безработные сидят на социальных дотациях. И это бремя лежит на государстве и на налогоплательщиках.

С 1994 года к власти в ЮАР пришёл Африканский национальный конгресс. То, что происходит в ЮАР сейчас, эти проблемы в экономике, – это все ещё последствия санкций? Или это последствия, может быть, не очень правильной политики, которая проводится в последние 20 лет уже новыми властями ЮАР?

А. Архангельская: Наверное, можно сказать, что причина и в том и в тругом. Потому что изначально, когда управление этим "кораблём" было передано другой команде, "корабль" был не в лучшем состоянии. С другой стороны, можно говорить, что АНК не реализовал те надежды, которые на него возлагались. И прошедшие 20 лет свидетельствуют о том, что в ЮАР огромное количество экономических проблем. Но опять-таки не надо вырывать страну из международного контекста, из того, что происходит сейчас в мире и насколько стабильно чувствуют себя другие страны в экономическом отношении. Кризис и глобализация влияют, конечно, на все страны, потому что они экономически интегрированы.

Но, сравнивая ЮАР с соседями, можно признать, что ЮАР находится в очень выигрышном положении. И у ЮАР действительно стабильная экономика. Она привлекает международные компании. И не только международные компании, но и большинство государств рассматривают ЮАР в качестве "ворот в Африку". Так себя ЮАР позиционирует: либо "голос от Африки", либо "ворота в Африку".

И действительно бизнес-потоки извне в Африку идут через ЮАР. ЮАР – своего рода мостик, потому что там действуют международные стандарты, потому что это экономически стабильная страна, в принципе, достаточно хорошо себя чувствующая, несмотря на все кризисы и прочие социальные и экономические вызовы.

Россия и ЮАР?

А. Архангельская: Очень интересная аналогия. Насколько действительно Россия и ЮАР похожи? Параллелей очень много. Есть они в историческом развитии. Есть они и в вопросе санкций. Но есть принципиальная разница между ситуацией, которая была в ЮАР тогда, и санкциями, о которых сейчас говорят в отношении России. Дело в том, что ЮАР была своеобразной ареной войн, она не была основным игроком в этих санкциях. В ЮАР сталкивались интересы других держав, и её использовали. Она было своего рода разменной монетой. Конечно же, её роль очень велика и в том, что происходило в стране, это тоже очень важно, никто этого не отрицает. Но дело в том, что не было международного конфликта ЮАР и всего мира. Хотя официально так и было. ЮАР всё-таки была использована в борьбе между Западом и Востоком.

Что происходит в России сейчас? Наверное, Россия всё-таки не является разменной монетой, а является одной из сторон в этом конфликте, в этом напряжении. Поэтому здесь заключается принципиальная разница.

Есть ещё одна существенная разница. Это участие России в Совете Безопасности ООН. Так или иначе, те санкции, которые налагались на ЮАР, были сделаны с точки зрения международного права с помощью ООН. Это было решением всего международного сообщества. В этом вторая принципиальная разница.

Кроме того, санкции ряда государств, которые налагались на ЮАР, были достаточно мягкими, и также тогда были разные лазейки, чтобы их обойти. В этом можно провести параллели между ЮАР тогда и Россией сегодня можно.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.
 

ЮАР санкции Россия интервью ток-шоу гость

Африканский опыт для России

36:59
По будням
14:23
Следующий выпуск

Пятница, 27 мая

14:23

Гражданская инициатива "Nesmrtelný pluk" в Чехии
Гость в студии – заместитель председателя Международного всеславянского комитета Сергей Константинович Комков. Тема: "Об акции "Бессмертный полк" в Чехии"