8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"От первого лица" Информационные

Эпизод

21 декабря 2005

Пушкину посвящается

21 декабря 2005 года в старом здании Музея личных коллекций открылась выставка "Парижские находки", приуроченная к 100-летию со дня рождения Ильи Зильберштейна, известного российского коллекционера. Гость в студии - зам. директора по выставкам и международным связям ГМИИ им. А.С. Пушкина Зинаида Аматусовна Бонами.

- В Музее личных коллекций открывается выставка, которая будет дорога тем, кто обожает и любит А.С. Пушкина и все, что с ним связано, что связано вообще с историей русской литературы и живописи. Но сначала расскажите о том, что такое Музей личных коллекций.

БОНАМИ: Событие, которое случится 21 декабря в старом здании Музея личных коллекций, связано с именем выдающегося отечественного литературоведа, коллекционера и автора идеи создания Музей личных коллекций Ильи Самойловича Зильберштейна. Именно ему принадлежит честь еще в 70-е годы инициировать эту идею, а потом еще несколько лет очень настойчиво вместе и директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Ириной Александровной Антоновой пробивать ее через разные инстанции.

Илья Самойлович, сам собиратель с юных лет, сумел убедить начальство тех лет в том, что частное коллекционирование – это страсть и увлечение, которое очень полезно для культуры, для государства. Он сам первым передал свою замечательную коллекцию, практически целиком, новому музею. Идея реабилитировать в глазах общества личное коллекционирование, к которому долго относились с недоверием, - замечательный гражданский поступок.

Илья Зильберштейн был из числа тех коллекционеров, которые делали это с удивительным горением души. В отличие от некоторых современных собирателей, которые понимают свои коллекции как, прежде всего, инвестирование. Инициатива И. Зильберштейна предполагала, что в конце жизненного пути коллекционеров их собрания как бы переходили в распоряжение музея и таким образом становились памятником не только истории культуры, но и самому собирателю. Потому что каждая коллекция несет в себе образ того человека, который ее собирал.

- Если говорить о коллекционировании как увлечении, то это, наверное, очень хорошо, когда человек собирает какие-то нехитрые вещи.

БОНАМИ: Это замечательно, потому что культура вообще заключена в памяти, а память передается через вещи, поэтому всякое собирание – это сохранение определенной культурной традиции в различных областях. Именно осознание того, что многие вещи не должны находиться на помойке, и есть понимание человеком в известном смысле своих обязательств перед культурой.

- Какие "парижские находки" будут представлены на выставке?

БОНАМИ: История "парижских находок" связана с 60-70-ми годами XX века. Илья Самойлович, чья деятельность была чрезвычайно разносторонней (как известно, он – основатель серии "Литературное наследство", коллекционер, автор и редактор целого ряда исследований), на каком-то этапе своей жизни понял, что очень важные реликвии русской культуры, архивные материалы в силу обстоятельств оказались за рубежом. Начиная с 50-х годов он начинает переписываться с деятелями русской эмиграции, жившими в Париже, в частности, с Александром Николаевичем Бенуа. Где-то в начале и середине 60-х годов ему предоставляется возможность выезда в Париж и общения в кругах русской эмиграции с людьми, к которым Илья Самойлович ранее обращался через эмигрантские издания. Он знакомится с их домашними архивами, коллекциями и отыскивает в них очень важные для понимания истории России, ее национальной культуры книги, изобразительные материалы, архивные документы.

Илья Самойлович вращается в кругу очень известных коллекционеров. В Париже знакомится с известным балетмейстером и танцовщиком Сергеем Лифарем, учеником и другом другого знаменитого собирателя Сергея Дягилева. Благодаря этим своим знакомствам с представителями русской эмиграции И. Зильберштейн получает возможность возвратить на Родину целый ряд интереснейших произведений искусства, архивных документов, театральных декораций, эскизов театральных костюмов, книг и т.п.

Очень важна роль Ильи Самойловича и в создании в Москве экспозиции Литературного музея А.С. Пушкина, который был основан в столице практически на пустом месте и начал собирать свою коллекцию как раз в начале 60-х годов. И именно благодаря находкам И. Зильберштейна этот музей стал обладателем очень важных произведений камерного русского изобразительного искусства, акварелей, принадлежавших кисти Петра Федоровича Соколова, или портрета Марии Николаевны Волконской с сыном. Этот чудный акварельный портрет имеет свою трагическую историю. Сделан он был незадолго до отъезда Марии Николаевны, жены декабриста Сергея Волконского, к мужу в ссылку и расставания со своим маленьким сыном, который изображен на портрете. Вскоре после отъезда матери этот мальчик умирает, и акварельный портрет, который уехал вместе с ней в Сибирь, становится последним воспоминанием матери о сыне. В пушкинистике существует какое-то количество легенд, версий и историй. Существует и история о том, что именно Мария Николаевна была тайной любовью Пушкина. И именно ей посвящено его знаменитое вступление к поэме "Полтава".

Это только одна из историй, свидетельствующая о том, как замечательно, что эта вещь вернулась в Москву и заняла свое место в экспозиции Музея А.С. Пушкина на Пречистенке.

- Хотелось бы затронуть тему национальных реликвий, которые оказываются, так или иначе, за рубежом. Часто приходится читать информацию, что на всемирно известных аукционах продаются картины известных русских художников за баснословные деньги. В связи с тем, что в России появилось много богатых людей, картины русских художников возвращаются в страну, но ведь все они остаются в частных руках. И кто может предугадать судьбу этих ценностей? Кто-то может и отдаст их в музей когда-то, а кто-то предпочтет оставить у себя в сейфе или загородном доме. Можно ли как-то повлиять на сознание и совесть коллекционера, если он обладает такой вещью, место которой, несомненно, только в музее?

БОНАМИ: Одной из задач музейных работников, особенно нас, кто работает в Музее личных коллекций, является общение и взаимодействие с коллекционерами. Выставка, которая начинается 21 декабря, откроет для зрителей и специалистов три уникальных миниатюры, которые и сейчас находятся в частном собрании за рубежом. Когда-то они находились в знаменитой коллекции Сергея Лифаря и впервые были выставлены на знаменитой пушкинской выставке в Париже, посвященной 100-летию гибели поэта. Та выставка стала грандиозным событием для русской эмиграции, представители которой к тому времени уже 20 лет жили вне родины и видели миссию русских людей, которые живут среди европейцев, в том, чтобы передавать последним ощущение и представление о величии русской культуры.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).

Пушкину посвящается

23:09
Суббота
10:10
Следующий выпуск

Суббота, 17 ноября

10:10