8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

"От первого лица" Ток-шоу

Эпизод

21 декабря 2005

Пушкину посвящается

21 декабря 2005 года в старом здании Музея личных коллекций открылась выставка "Парижские находки", приуроченная к 100-летию со дня рождения Ильи Зильберштейна, известного российского коллекционера. Гость в студии - зам. директора по выставкам и международным связям ГМИИ им. А.С. Пушкина Зинаида Аматусовна Бонами.

- В Музее личных коллекций открывается выставка, которая будет дорога тем, кто обожает и любит А.С. Пушкина и все, что с ним связано, что связано вообще с историей русской литературы и живописи. Но сначала расскажите о том, что такое Музей личных коллекций.

БОНАМИ: Событие, которое случится 21 декабря в старом здании Музея личных коллекций, связано с именем выдающегося отечественного литературоведа, коллекционера и автора идеи создания Музей личных коллекций Ильи Самойловича Зильберштейна. Именно ему принадлежит честь еще в 70-е годы инициировать эту идею, а потом еще несколько лет очень настойчиво вместе и директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Ириной Александровной Антоновой пробивать ее через разные инстанции.

Илья Самойлович, сам собиратель с юных лет, сумел убедить начальство тех лет в том, что частное коллекционирование – это страсть и увлечение, которое очень полезно для культуры, для государства. Он сам первым передал свою замечательную коллекцию, практически целиком, новому музею. Идея реабилитировать в глазах общества личное коллекционирование, к которому долго относились с недоверием, - замечательный гражданский поступок.

Илья Зильберштейн был из числа тех коллекционеров, которые делали это с удивительным горением души. В отличие от некоторых современных собирателей, которые понимают свои коллекции как, прежде всего, инвестирование. Инициатива И. Зильберштейна предполагала, что в конце жизненного пути коллекционеров их собрания как бы переходили в распоряжение музея и таким образом становились памятником не только истории культуры, но и самому собирателю. Потому что каждая коллекция несет в себе образ того человека, который ее собирал.

- Если говорить о коллекционировании как увлечении, то это, наверное, очень хорошо, когда человек собирает какие-то нехитрые вещи.

БОНАМИ: Это замечательно, потому что культура вообще заключена в памяти, а память передается через вещи, поэтому всякое собирание – это сохранение определенной культурной традиции в различных областях. Именно осознание того, что многие вещи не должны находиться на помойке, и есть понимание человеком в известном смысле своих обязательств перед культурой.

- Какие "парижские находки" будут представлены на выставке?

БОНАМИ: История "парижских находок" связана с 60-70-ми годами XX века. Илья Самойлович, чья деятельность была чрезвычайно разносторонней (как известно, он – основатель серии "Литературное наследство", коллекционер, автор и редактор целого ряда исследований), на каком-то этапе своей жизни понял, что очень важные реликвии русской культуры, архивные материалы в силу обстоятельств оказались за рубежом. Начиная с 50-х годов он начинает переписываться с деятелями русской эмиграции, жившими в Париже, в частности, с Александром Николаевичем Бенуа. Где-то в начале и середине 60-х годов ему предоставляется возможность выезда в Париж и общения в кругах русской эмиграции с людьми, к которым Илья Самойлович ранее обращался через эмигрантские издания. Он знакомится с их домашними архивами, коллекциями и отыскивает в них очень важные для понимания истории России, ее национальной культуры книги, изобразительные материалы, архивные документы.

Илья Самойлович вращается в кругу очень известных коллекционеров. В Париже знакомится с известным балетмейстером и танцовщиком Сергеем Лифарем, учеником и другом другого знаменитого собирателя Сергея Дягилева. Благодаря этим своим знакомствам с представителями русской эмиграции И. Зильберштейн получает возможность возвратить на Родину целый ряд интереснейших произведений искусства, архивных документов, театральных декораций, эскизов театральных костюмов, книг и т.п.

Очень важна роль Ильи Самойловича и в создании в Москве экспозиции Литературного музея А.С. Пушкина, который был основан в столице практически на пустом месте и начал собирать свою коллекцию как раз в начале 60-х годов. И именно благодаря находкам И. Зильберштейна этот музей стал обладателем очень важных произведений камерного русского изобразительного искусства, акварелей, принадлежавших кисти Петра Федоровича Соколова, или портрета Марии Николаевны Волконской с сыном. Этот чудный акварельный портрет имеет свою трагическую историю. Сделан он был незадолго до отъезда Марии Николаевны, жены декабриста Сергея Волконского, к мужу в ссылку и расставания со своим маленьким сыном, который изображен на портрете. Вскоре после отъезда матери этот мальчик умирает, и акварельный портрет, который уехал вместе с ней в Сибирь, становится последним воспоминанием матери о сыне. В пушкинистике существует какое-то количество легенд, версий и историй. Существует и история о том, что именно Мария Николаевна была тайной любовью Пушкина. И именно ей посвящено его знаменитое вступление к поэме "Полтава".

Это только одна из историй, свидетельствующая о том, как замечательно, что эта вещь вернулась в Москву и заняла свое место в экспозиции Музея А.С. Пушкина на Пречистенке.

- Хотелось бы затронуть тему национальных реликвий, которые оказываются, так или иначе, за рубежом. Часто приходится читать информацию, что на всемирно известных аукционах продаются картины известных русских художников за баснословные деньги. В связи с тем, что в России появилось много богатых людей, картины русских художников возвращаются в страну, но ведь все они остаются в частных руках. И кто может предугадать судьбу этих ценностей? Кто-то может и отдаст их в музей когда-то, а кто-то предпочтет оставить у себя в сейфе или загородном доме. Можно ли как-то повлиять на сознание и совесть коллекционера, если он обладает такой вещью, место которой, несомненно, только в музее?

БОНАМИ: Одной из задач музейных работников, особенно нас, кто работает в Музее личных коллекций, является общение и взаимодействие с коллекционерами. Выставка, которая начинается 21 декабря, откроет для зрителей и специалистов три уникальных миниатюры, которые и сейчас находятся в частном собрании за рубежом. Когда-то они находились в знаменитой коллекции Сергея Лифаря и впервые были выставлены на знаменитой пушкинской выставке в Париже, посвященной 100-летию гибели поэта. Та выставка стала грандиозным событием для русской эмиграции, представители которой к тому времени уже 20 лет жили вне родины и видели миссию русских людей, которые живут среди европейцев, в том, чтобы передавать последним ощущение и представление о величии русской культуры.
(Полную версию программы "От первого лица" слушайте в аудиофайле).

Пушкину посвящается

23:09
Суббота
10:10
Следующий выпуск

Суббота, 19 января

10:10

Детям необходимо чувствовать вашу любовь
Гость автора и ведущей передачи Натальи Бехтиной – Владимир Поляков, главный редактор журнала "Детская энциклопедия". Тема беседы: "Детям необходимо чувствовать вашу любовь"...