8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Вольный слушатель»

Эпизод

18 июня 2015

Борис Любимов: заметки "увлечённого дилетанта"

Биография нашего собеседника Бориса Николаевича Любимова, профессора,  заслуженного деятеля искусств, советского и российского  театроведа и педагога, театрального критика,  ректора Высшего театрального училища им. Щепкина, заместителя художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, заведующего кафедрой истории театра России ГИТИСа, очень творческая. Борис Любимов, - сын литературоведа, переводчика, исследователя культуры Николая Любимова, - окончил театроведческий факультет ГИТИСа, затем - аспирантуру.

Борис ЛЮБИМОВ: Я сначала поступил в аспирантуру Литературного  института им. Горького, но в 72-м году поехал в стройбат на Байконур. А вернувшись через год в Москву, пошел в аспирантуру ГИТИСа. И с 73-его года оттуда уже не уходил...

- С 2003-его по 2007-й год вы были директором Государственного центрального театрального музея им. Бахрушина. А почему ушли оттуда?

Борис ЛЮБИМОВ: Просто потому, что предложили участие в конкурсе на замещение должности ректора Щепкинского училища, и я с большим удовольствием пошел туда. Но при этом с бахрушинцами связи не теряю: я - член ученого совета Бахрушинского музея, так что эта "измена" наших уз не разорвала...

- Ваши основные работы посвящены истории русского театра, теории театра, его актуальным проблемам, методологии театроведения, русской литературы, а также истории Русской Православной церкви, русской религиозно-философской и общественной мысли. Где вы изучали все это?

Борис ЛЮБИМОВ:  Дома... Может показаться странным, - я никогда не думал, что это может мне пригодиться. Просто семья была верующая, а кроме того, у отца была замечательная библиотека, в основном дореволюционные издания. Уже потом я сам доставал труды Булгакова, Бердяева...Но у него были все издания Московской Патриархии, в 50-70-е годы издававшиеся закрыто, для специалистов, издание "Богословские труды", и я увлекался ими со студенческих лет... И когда в 88-м году приоткрылись шлюзы, выяснилось, что специалистов по этим вопросам не так уж много: одни знаю, а писать не умеют, другие умеют писать, но не знают...

В журнале "Театральная жизнь" я вел рубрику "Русские деятели", публиковал фрагменты из Флоренского, Булгакова со своими комментариями. Потом меня привлек журнал "Новый мир"...Могу сказать. что первая републикация известнейшего русского  мыслителя Ивана Ильина, которого сейчас часто цитируют, - заслуга вашего покорнейшего слуги... Более того: на канале "Культура" я два года вел программу "Читая Библию". Впрочем, сейчас я уже не дерзнул бы: появились специалисты, люди знающие, и такие "увлеченные дилетанты", возможно, и овладевшие зачатками профессии, как я, все же должны были уступить место. Что я и сделал...

- Не столкнулись ли вы с неким внутренним противоречием? Тем, что изучали в трудах богословов и... лицедейством?

Борис ЛЮБИМОВ: Противоречие есть всегда, что бы я ни изучал: от грехопадения до наших дней человек противоречив. Возможно, Высший суд будет более строгим по отношению к лицедею, но что такое, скажем, работа журналиста или спортсмена? Тоже ведь в известной мере лицедейство...

ГИТИС Борис Любимов искусствоведение

Борис Любимов: заметки "увлечённого дилетанта"

14:01

Посредник между театром и литературой

14:00

Куда делись драматурги?

14:00

"Драматургия с Малой Арнаутской"

13:59

Борис Любимов: театр просто "взял паузу"...

14:03
архив