8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Специальный репортаж Леонида Варебруса" Радиофильм

Эпизод

28 сентября 2010

Смальта. Урок второй, академический: как варят смальту

"Радио России" предлагает вниманию радиослушателей специальный репортаж Леонида Варебруса из мозаичной мастерской Академии художеств Санкт-Петербурга, где сначала варят смальту, а потом из нее делают картины. Эфир: суббота, 18 сентября, 02:10, повтор вторник, 21 сентября, 21:10




Если заглянуть в словарь, то и не специалист поймет, что же это за слово, смальта. Хотя бы раз, но каждый из нас обязательно видел смальту, "цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок". Из них, как раз, и делают мозаики. В Санкт-Петербурге, в грандиозном Исаакиевском соборе, часть живописных картин самых знаменитых художников, работавших над оформлением интерьеров церкви, давным-давно "переведена" с холстов в мозаику. Как именно? Если случится зайти в собор, увидите сами – одна из них "оставлена" реставраторами для наглядности процесса в одном их церковным пределов.

А наши станции метро? Будь то Москва, скажем, станция "Маяковская". Поднимите голову, и увидите целые мозаичные картины, того же Александра Дейнеки. Тут и парашюты, и ночной бой и многое другое. В Петербурге, практически все новые станции, в том числе "Спортивная" и "Звенигородкая", также украшены мозаикой. Автор знаменитый – академик Александр Быстров. Человек, считающий, что ему несказанно повезло, ведь местом его работы, где и создаются мозаики, стала единственная в стране мозаичная мастерская, сооруженная еще во времена императорской академии художеств. Штука уникальная и знаете, работает поныне. Здесь же, по соседству, варят и смальту. Как именно, профессиональный секрет. Нам же с вами повезло, специальное разрешение было получено и - начался репортаж.

Мастер Павел Васильевич Степанов сразу же "удивил". Оказывается, коэффициент водопоглощения смальты равен нулю. Даже самый тупой ученик, и то поймет…А тут еще, мороустойчивость, не меняющиеся от времени цвета и многое, многое другое. Вся технология, в его, Павла Васильевича руках. И, конечно же, поднявшись уже на балкон самой мастерской, он "наглядно", на старинных образцах, показал нам главное качество смальты, известное еще со времен древней Греции - ее способность иметь сотни тысяч цветов и оттенков. Из них и "набирают" картины. Вот уж для кого неблагодарная работа, так именно для мозаичистов, когда для создания своей картины, приходится каждый раз не просто "откалывать" нужный по величине кусочек смальты, но и тщательно подбирать цвет…

Когда спросим академика Александра Быстрова про самое важное качество художников, занимающихся мозаикой, ответ удивит простотой – терпение. Конечно, все это прописные истины для любого художника. Наша же задача была пройти по мастерской и вместе с вами, слушателями, увидеть историю, "заглянуть" в цех, где стоят огромные печи, в которых и варится смальта. Потом, вот фокус, ее "раскатывают" специальным металлическим валиком, словно блин из теста и…получаются неправильной формы "лепешки". А дальше за дело и берутся художники. Но это уже другая история… Мы увидели, что увидели, а вы, надеюсь, послушаете все истории вместе с нами: как рассказанные мастерами "смальтоварами", так и самими художниками. В Петербурге, на берегу Невы, в Академии художеств.



Петербург, Императорская Академия художеств(1864-88 гг). Фото Л. Варебруса
Петербург, Императорская Академия художеств(1864-88 гг). Фото Л. Варебруса


Из архива мозаичной мастерской - портрет императора Александра III Фото Л. Варебруса
Из архива мозаичной мастерской - портрет императора Александра III Фото Л. Варебруса



Мастерская Академии художеств. Здесь делают мозаику. Фото Л. Варебруса
"Мастерская Академии художеств. Здесь делают мозаику. Фото Л. Варебруса"



Павел Степанов. Консультация...Фото Л. Варебруса
Павел Степанов. Консультация...Фото Л. Варебруса



Петербург, фрагмент мозаики А. Быстрова в метро. Фото Л. Варебруса
Петербург, фрагмент мозаики А. Быстрова в метро. Фото Л. Варебруса



Коллеги. Профессора АХ Н.Кутейникова и А. Быстров. Фото Л. Варебруса
Коллеги. Профессора АХ Н.Кутейникова и А. Быстров. Фото Л. Варебруса



В цехе смальтоварения. Фото Л. Варебруса
В цехе смальтоварения. Фото Л. Варебруса



И здесь смальта...Фото Л. Варебруса
И здесь смальта...Фото Л.Варебруса



И правда, почти блин...Так катают смальту...Фото Л.Варебруса
И правда, почти блин...Так катают смальту...Фото Л.Варебруса



Остывающая смальта. Фото Л. Варебруса
Остывающая смальта. Фото Л. Варебруса



Смальта, превращенная художником в картину из мозаики...АХ, середина 19 века. Фото Л. Варебруса
Смальта, превращенная художником в картину из мозаики...Академия художеств, середина 19 века. Фото Л.Варебруса

Смальта. Урок второй, академический: как варят смальту

14:02
По пятницам 05:40 и 15:32
Следующий выпуск

Пятница, 29 сентября

05:45

У Репина. Память осени
Программа приглашает на  берег Финского залива в канун "ухода" знаменитого художника Репина 29 сентября 1930 года в усадьбе "Пенаты", где с 1962 года работает  музей Ильи Ефимовича. 19-летним иконописцем приехал он в Петербург из Чугуева, чтобы стать студентом Императорской Академии художеств…