8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Народы России"

Эпизод

26 августа 2005

Карагаши – жизнерадостный и добродушный народ

"Этнические новости":

• В Реcпублике Марий Эл появилась новая радиостанция, вещающая на марийском языке. Ее сигнал можно принимать во всех районах республики. Работают на "Марий Эл - Радио" всего несколько человек. В основном, это студенты йошкар-олинских вузов. Они видят свою задачу в сохранении языка и культурных традиций марийского этноса. С 1 сентября радиостанция будет в эфире 48 часов в неделю.
• В Архангельске издан первый краткий словарь поморского языка – "Поморьска говоря". В него вошло около 2,5 тысячи народных слов Поморья, а главное его отличие от всех других диалектических словарей Архангельской области в том, что составляли его не ученые, а коренные жители Поморья, увлеченные родной "говорей".

• В Кочевском районе Коми-Пермяцкого автономного округа прошел фольклорный праздник "Турун вежа лун". Истоки праздника - в старинном коми-пермяцком обряде смены травы. Ежегодно на большой лесной поляне в ранние утренние часы женщины собирают семь разных трав, шепчут над ними заклинания и просят у лесных богов хорошего урожая, достатка семье, мира каждому дому, а потом ждут, что ответят им лесные птицы. Действие в этом году продолжалось и на улицах села под задорные наигрыши народных инструментов. На "Турун вежа лун" собрались фольклорные коллективы со всего округа.

• В Удмуртии состоялся 10-й традиционный ежегодный Международный этнофутуристический фестиваль-симпозиум "Артана". Он собрал творческих людей из Удмуртии, финно-угорских районов России, Эстонии и Финляндии. Цель фестиваля – помочь удмуртам-горожанам сохранить свое этнокультурное самосознание.

• IV Волгоградский фестиваль корейской культуры прошел на сцене областной филармонии. Под девизом "Область мира, дружбы и согласия" в фестивале приняли участие не только представители культурной автономии корейцев, но и других национальностей, проживающих на территории Волгограда и области.

• 29 августа в Казани состоится торжественное собрание Международного союза общественных объединений "Всемирный конгресс татар", посвященное 1000-летнему юбилею Казани. Из тысячи делегатов – 294 представляют зарубежные страны, а 706 – россияне из 62 субъектов РФ.

"Сами о себе":

Эльдар Идрисов представляет ногайцев-карагашей, небольшой народ, проживающий в Астраханской области. Что это за народ?

ИДРИСОВ: Ногайцы-карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе от общего массива ногайцев на Волго-Уралье. Там они пребывали с середины XVI века до начала XVIII века. Именно в начале XVIII века произошло отделение ногайцев-карагашей от массива ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Они были захвачены калмыками и находились до конца XVIII века в составе Калмыцкого ханства. В 1771 году, когда основная масса калмыков уходит в Чжунгарию, группа ногайцев, которая была подчинена им, остается на территории Астраханской области. На свое современное постоянное место жительства они пришли во второй половине XVIII века.

- Карагаши сохранили свой язык?

ИДРИСОВ: Классификацию языка карагашей сделал один из тюркологов Леонид Ш. Арсланов. Он провел его сравнение с существующими литературными нормами различных языков, и по его классификации считается, что язык карагашей является диалектом ногайского языка.

- Внешне вы абсолютно европейский человек: светлая кожа, русые волосы, карие глаза, довольно высокий. А принято считать, что ногайцы – люди небольшого роста, а те, которые под калмыками были, у них, наверное, должен быть особый разрез глаз. Вы типичный карагаш?

ИДРИСОВ: Я типичный карагаш из городской среды. Говоря об антропологии карагашей, можно сказать, что на их внешнем облике сказалось влияние народов Кавказа, в селах астраханских ногайцев-карагашей всегда можно найти 5-6 семей, которые выглядят как кабардинцы. Но есть и другие моменты, связанные с влиянием, которое оказывалось, в частности, на территории Астраханской области. Во-первых, в составе карагашей есть род "туркменов" ("туркпен"). Произошло это тогда, когда туркмены перекочевали на земли карагашей, а затем переженились на карагашках и как бы вошли в состав рода "туркмен". Есть еще один род, который называется "калпак". Происходит он от казанских татар, которые сначала находились в составе Орды Букея (казахской), бежали из армии Николая I, а потом были приписаны к общине карагашей или кундровских татар, как они называются в древних источниках, то есть вошли в состав карагашей. Название "калпак" они получили потому, что носили черные шапки.

- Всего карагашей 5-6 тысяч, а внутри их столько всяких национальностей…

ИДРИСОВ: Это родовые группы, которые сейчас уже не фиксируются.

- Как карагаши себя отделяют от других народностей? Как они своим детям объясняют, что они - карагаши? В чем это выражается? Язык у большинства малых народов, думаю, что карагаши тоже не исключение, утерян или только сейчас возрождается. В чем заключается особенность карагашей?

ИДРИСОВ: В самосознании. Если брать период XIX века – начала XX века, на первом месте был карагаш, а потом уже ногай. Но сейчас все происходит наоборот: субъэтническое определение карагаш уходит, молодежь даже не знает, кто такие карагаши. В основном, самоопределение ее идет либо по линии ногайцев, либо по линии татар. Как известно, в XX веке карагаши попали под политику интеграции малых народов в более крупные общности. И были записаны татарами. Казанско-татарская культура и татарский язык оказали очень сильное влияние на их среду.

Если поискать компоненты культуры, которые отличают современных карагашей, можно назвать песенный жанр "Озын ногай джыр", представляющий речитативное мужское пение на различные темы без музыкального сопровождения. Что касается национальных танцев, то в них чувствуется сильное влияние танцев ногайцев Кавказа. Широкое распространение получила лезгинка. Современные карагашские фольклорные коллективы даже выдают фольклор ногайцев Кавказа за свой собственный, потому что у собственного фольклора карагашей в советский период не было профессиональной поддержки. Была татарская культура, а теперь больше ногайская, чисто кавказская, а что касается своей собственной, то над ней еще надо работать.

- Карагаши женятся в основном между собой, или распространены интернациональные браки?

ИДРИСОВ: Если в прошлом был некая консолидация внутренняя: ногайцы-карагаши больше стремились найти себе пару в своей среде, то сейчас национальный диапазон браков стал шире. В городах часто встречаются браки с татарами, а в сельской местности – с казахами. Есть браки и с русскими. Еще интересный момент: в начале XX века часты были браки с татарами, потому что не надо было платить калым. Калым тогда требовался, и чтобы не платить положенную сумму, городские карагаши женились на татарках. Модная тенденция последнего времени – жениться на ногайках с Кавказа. Те считаются более воспитанными, консервативными в смысле поведения.

- Много ли детей в карагашских семьях?

ИДРИСОВ: Если сравнивать нас с казахами, то немного поменьше. Двое-трое – обычное явление, но не больше.

- Калым сейчас платится? Если да, то какова его сумма?

ИДРИСОВ: Калым платится, по сговору, не так уж и жестко, но прилично. Надо. У карагашей есть несколько сел, девушки из которых считаются красивыми. Так там калым составляет примерно 10 тысяч рублей.
(Полную версию программы "Народы России" слушайте в аудиофайле).

Карагаши – жизнерадостный и добродушный народ

13:57
архив