8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Завтра в мире" Ток-шоу

Эпизод

13 декабря 2017

IT-технологии, творящие добро

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – руководитель направления Добро Mail.Ru Александра Бабкина.

С ней мы говорим о том, как IT-решения помогают развивать в России благотворительность.

За последнее время мы наблюдаем прямо эволюцию благотворительности в России. И это выглядит уже надёжно, профессионально. Люди этому уже доверяют. Это уже не какие-то бантики, когда говорят: давайте мы что-то придумаем, но для чего мы собираем деньги и куда они пойдут, мы не очень понимаем, но есть такой порыв душевный. Результат трудно определяем. Сейчас это уже структура. И вы внесли в хорошем смысле слова огромный вклад в её развитие. Что сейчас происходит?

А. Бабкина: Сейчас происходит очень мощный рывок в благотворительности. И не последнюю роль в этом играет то количество новых технологий, которые появляются для того, чтобы благотворительность развивалась. На нашем сервисе это видно тоже очень чётко. Если сравнивать даже по объёму пожертвований 2016 год с 2015 годом, мы приросли на 200 процентов. И в этом году тенденция тоже такая же. То есть, этот "прекрасный поток" не ослабевает.

И это связано с тем, что помогать стало, во-первых, очень удобно. Действительно, это можно сделать в два клика. Но главное – не только в удобстве. Главное – то, что люди, помогая, понимают, что всё – по-настоящему, по-честному. На "Добре" могут появиться проекты только благотворительных организаций, которые прошли трёхступенчатую проверку, самую жёсткую в некоммерческом секторе: проверку репутации, проверку службы безопасности и проверку юристов. Проверяют саму организацию для того, чтобы она получила возможность рассказывать о тех, кому они помогают и оказывают поддержку не только в виде пожертвований, но и организуют волонтёрскую помощь. А дальше по завершении каждого проекта организация обязана отчитаться, представить финансовый отчёт. И это не просто новости и фотографии, которые подтверждают, что произошло что-то хорошее, а это финансовые документы, которые позволяют показать рациональным, довольно серьёзным людям, которые готовы жертвовать не только импульсивно, но и думать о том, что они делают, это позволяет показать им, что всё по-настоящему, что всё произошло так, как было договорено, и результат, правда, есть.

Потрясающе. Но, тем не менее, есть и мошенничество в сфере благотворительности. Как распознать его? Как с мошенниками бороться?

А. Бабкина: Конечно, есть. На самом деле бороться с мошенниками становится всё сложнее, потому что мошенники, которые наживаются на эмпатии и на том, что люди хотят помочь, развиваются так же активно, как и хорошие благотворительные фонды и хорошие сервисы. Иногда мне кажется, что преступники – это интеллектуально одарённые товарищи, поэтому они развиваются тоже. Если раньше достаточно было знать, что на сайте честного благотворительного фонда есть отчёты, а на сайте мошенников их нет, то теперь и мошенники пытаются изобразить какие-то отчёты у себя на сайте. И это уже не служит каким-то дифференцирующим признаком.

Отличить же мошенников на самом деле можно следующим образом. Во-первых, посмотрите, есть ли этот фонд на "Добре". Правда. Это не потому, что я хочу продвинуть везде помощь только через "Добро Mail.Ru", у нас просто 133 благотворительных организации из 34 регионов России. Это довольно большая цифра. Если человек хочет помочь, то он точно у нас найдёт для себя то направление, тот проект, который он захочет поддержать. Это однозначно. Второе, о чём следует помнить совершенно точно: никогда не помогайте наличными на улице, ни при каких условиях. Не думайте, если вы купите флажок возле станции метро у волонтёров, вы помогаете детям. Это не так. Ни одна из честных благотворительных организаций никогда не собирает наличные на улицах. Хорошие фонды собирают деньги в ящики. Но, если этот ящик стоит, например, в торговом центре, он опечатан специальным образом, на нём есть информация, как найти и проследить судьбу пожертвований. А главное – на сайте фонда есть информация о том, что именно в этом торговом центре по такому-то адресу стоит такой ящик. Если этой информации нет, не надо туда никаких денег отдавать, пожалуйста.

Что мешает развитию честной благотворительности в России? Есть такая поговорка, которая у каждого в голове: "Делай добро и бросай в воду". Я вот сейчас помог, это такое моё импульсное желание, и не важно, что будет потом. А на самом деле важно. Во-первых, потому, что всё-таки часть ответственности лежит на том человеке, который отдаёт это пожертвование. Во-вторых, очень часто бывает, что собирают деньги, если речь идёт о ребёнке, который заболел, на то, что этому ребёнку не только не поможет, но сделает только хуже. Так бывает очень часто. Если честные благотворительные организации тщательно советуются с экспертным советом медиков, как лучше решить проблему, как правильно помочь, как именно нужно лечить, то мошенники просто получают историю, например, от мамы ребёнка (если это вообще реальная история, часто бывает, что это всё выдумано), и есть риск того, что своей "помощью" вы спонсируете лечение, которое сделает человеку только хуже. И вот от этого, честно говоря, тоже никуда не деться. Поэтому пусть эта мысль поможет вам остановиться в тот момент, когда вы уже хотите достать 100 рублей из своего кошелька. Лучше это делать там, где гарантирована честность.

Если говорить о технологиях для благотворительности, как они выглядят сейчас?

А. Бабкина: Во-первых, есть и очень активно развиваются онлайн-платежи, онлайн-пожертвования. Сейчас всё меньше людей, которые побаиваются в Интернете платить. Сегодня уже всё-таки большинство людей это делают с лёгкостью. Важно, чтобы, как только ты перевёл деньги, сразу же эта сумма отобразилась, тебе пришло письмо с подтверждением этой оплаты, и всё произошло мгновенно, в течение минуты-двух, и ты сам видишь, что всё произошло так, как надо.

С другой стороны, активно развиваются автоплатежи. Это тоже безумно удобно для обычного человека, потому что не всегда хочется читать какие-то грустные истории и пускать это в свою жизнь. Всё-таки проблем много у всех, по большому счёту. Автоплатёж – это возможность помогать регулярно, назначая сумму и дату платежа. Это у нас называется "День добра". То есть, ты назначаешь "День добра". В этот день у тебя автоматически с карточки списываются 100 рублей в пользу того благотворительного фонда, который ты выбрал. Всё происходит вообще само собой, но при этом, конечно, это обязательно, отчёты все равно ты получаешь, все равно ты можешь узнать, что произошло с твоим пожертвованием, ты знаешь, что это случилось, а главное – чувствуешь себя отлично, потому что ничего дополнительно для этого не нужно делать. Один раз настраиваешь – и всё работает. Вот это тоже классная вещь.

На самом деле, дальше всё это будет развиваться и, наверное, уходить в сторону технологий?

А. Бабкина: Да.

Но бывает ещё такой момент: ты видишь в социальных сетях пост с просьбой о помощи. Что человек в этом случае может сделать? Ну, перепост. Что можно сделать с помощью IT-технологий для того, чтобы направить благотворительность в нужное русло и помочь?

А. Бабкина: Тут история такая. Первое. Если вы знаете лично того человека, который опубликовал пост с просьбой о помощи, вы можете с ним поговорить, узнать, куда он обращался за помощью, что привело его к тому, что он решил опубликовать просьбу о помощи в социальной сети. И если этот человек ещё не обращался в благотворительный фонд, вы можете дать ему ссылку. Мы недавно запустили новый сервис, который называется "Маяк". Этот сервис нужен для того, чтобы найти подходящий благотворительный фонд, который решает именно эту проблему, помогает именно в этом случае буквально за два клика. Причём вы получаете на выходе не только название фонда, куда можно обратиться, тоже кликнув фактически одной кнопкой, но и номера "горячих линий", на которые можно обратиться и получить дополнительную информацию. Есть сайты, которые позволяют глубже понять проблемы. Это нужно для того, чтобы вашему знакомому или знакомой, правда, оказали квалифицированную помощь. Потому что очень часто в России люди не знают, куда идти. И люди теряют своё драгоценное время, занимаясь сбором денег подобным образом в социальных сетях, просто от не знания того, куда можно обратиться. А мы говорим, куда следует обращаться.

Второй случай – если вы не знаете, кто опубликовал этот пост. Пожалуйста, не нажимайте на репост в этом случае. Во-первых, нажимая на репост, вы можете распространять мошенничество. К сожалению, мошенников в социальных сетях, публикующих просьбы о помощи, много. Нельзя сказать, что каждое объявление, которое вы видите, – мошенническое, но их много. Опять же, если вы просто в комментарии к этому посту опубликуете ссылку на "Маяк", вы, с одной стороны, не распространите мошенничество дальше. А с другой стороны, если всё-таки перед вами человек, которому реально нужна помощь, или его близким нужна помощь, он получит ту информацию, которая может спасти жизнь.

Потрясающе. На самом деле, это всё легко и просто уже становится делать.

А. Бабкина: Правда, да.

Есть какая-то у вас статистика? В заключение очень хочется хороших новостей. Скольким вы помогли?

А. Бабкина: У нас больше 500 проектов завершены успешно, но не каждый проект помогает только одному человеку. Во многих случаях проекты – системные, помогают сразу многим. Ну, чтобы добавить немножечко милоты. В Иваново благодаря нашим пользователям, которые в течение нескольких лет помогают проекту "Майский день", построили приют для бездомных животных с ветеринарным кабинетом, где их лечат, где им ищут хозяев и помогают, вообще, не замёрзнуть, особенно зимой. Это вообще прекрасно, когда ты видишь, что что-то происходит по-настоящему, это можно даже пощупать, посмотреть, как это работает.

Полностью беседу с гостьей в студии слушайте в аудиозаписи программы.

 

общество IT/технологии благотворительность гость

IT-технологии, творящие добро

10:19
Вторник
18:30
Следующий выпуск

Вторник, 26 июня

18:30