8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Завтра в мире" Ток-шоу

Эпизод

04 апреля 2018

Молодые учёные: стране нужны таланты

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студииАлёна Фомина, генеральный директор Центрального научно-исследовательского института экономики, систем управления и информации "Электроника".

Мы говорили с ней о том, как сегодня государство работает с молодыми учёными, как стимулирует молодёжное техническое предпринимательство, что должно совмещать в себе современное российское образование, как нам удержать и не упустить талантливых молодых людей, предоставив им в нашей стране все возможности для успешного и продуктивного развития.

Молодые учёные… Кажется, что их сейчас появилось довольно много. Лет двадцать назад эта профессия не была популярной. Молодые люди с каким-то стеснением в студии рассказывали, что они занимаются научной деятельностью, у них не было того блеска в глазах, которые объективно можно увидеть сейчас. И очень много среди героев программ, что приходят в студию, молодых людей в возрасте 25-30 лет. И действительно такое ощущение, что многие молодые люди в России сегодня сделали ставку на науку. Не ошибаются ли они?

А. Фомина: Как доктор наук, скажу, что не ошибаются, хотя я чуть с вами не согласна. 20 лет назад, когда росла я, профессорская дочка, это было престижно. И были правильные истории.

Дочке-то профессора было престижно заниматься наукой, а каково было начинающим аспирантам?

А. Фомина: А вот потом уже, где-то ближе к 90-м годам, в стране произошли спад интереса к науке и переключение на так называемую "лжекоммерцию". Но случилось это в связи с теми условиями, которые вообще были в стране. Да, к сегодняшнему дню страна совершила некий рывок. И здесь надо сказать огромное спасибо и высшей школе, которая смогла сохранить фундаментальные знания, и нашим ребятам, которые действительно очень высококонкурентны на мировом рынке. С другой стороны, безусловно, мы все вместе созрели до понимания: чтобы быть серьёзно конкурентоспособным на рынке, нужно заниматься не только куплей-продажей, но и действительно серьёзными научными разработками как в фундаментальной, так и в прикладной научных сферах.

По поводу прикладной сферы… В чём проблема?

А. Фомина: Как преподаватель МИФИ я вижу, что очень много ребят, особенно тех, кто учится у меня на втором высшем, пишут дипломы уже из-за рубежа. Если сказать образно, "троечников" приглашают в Португалию, "хорошистов" – во Францию, а "отличников" – в Америку. Разбирают наших выпускников сразу. С одной стороны, это здорово, потому что означает, что мы по-прежнему конкурентоспособны. Значит, наши специалисты нужны во всём мире, и это огромная заслуга нашей страны с точки зрения образования. С другой стороны, это печально, есть на чем нам задуматься.

Но не хочется ведь быть вечными донорами?

А. Фомина: Да, поэтому надо подумать, а что нужно создать и как нужно подойти, какой системный подход выстроить, чтобы у ребят горели глаза и они именно работали у нас. И первые шаги уже сделаны. У нас в стране полно институтов развития, полно различных инновационных фондов. Но, с моей точки зрения, ещё нужен системный подход, чтобы каждый молодой талантливый человек мог найти и поддержку, и знания, и понимание, и стабильность в будущем.

Я вижу здесь несколько проблем. Первая история следующая. У нас нет вообще популяризации науки, популяризации различных инновационных направлений. Мы, наверное, достигаем с помощью телевидения популяризации спорта, всегда достигали популяризации политики. Но с точки зрения науки… Давайте сравним. В России мы включаем телевизор и что там видим? "Дом-2" круглосуточно. Смотрим телевидение Америки и Японии. Там постоянно идёт популяризация среди широких масс населения космоса, различных инновационных открытий, причём делается это доступным языком. Я уже не говорю про Корею и Китай, где задумываются об этом ещё на уровне детских садов. Когда лет 15 назад я разговаривала с президентом компании "Самсунг", я его спросила, какие у него планы на Россию? И первое, что он сказал, что он отбирает физматшколы, анализирует и присматривает себе ребят. По его словам, вообще его интересовали детские сады в городах-миллионниках, куда он поставлял оборудование в качестве благотворительности. Это, по его мнению, даёт то, что даже если дети в садах не будут потом программистами и айтишниками, то однозначно они станут потребителями продукции "Самсунг". То есть, таким образом южнокорейцы формируют спрос и свою целевую аудиторию в будущем, через 15-20 лет. Вот такой системной стратегической истории у нас нет.

Моя компания находится в Ростехе, и Ростех очень серьёзно занимается и мотивационной, и социальной политикой, и мне кажется, что мы потихоньку двигаемся в этом направлении: к достойным зарплатам, к достойному существованию. Но с точки зрения именно популяризации науки на всех уровнях нам этого не хватает.

Вы затронули тему коммерциализации науки. У меня такое ощущение, что в большинстве вузов нашей страны к теме коммерциализации относятся как к чему-то, не достойному имени истинного учёного. Я вам перескажу, не называя имён, свой разговор с одним из руководителей одного из крупнейших вузов страны. Так вот, он на голубом глазу сказал мне: "Ну, подумаешь, что точно такой же университет у наших коллег в Италии. Они же там вообще наукой не занимаются, а целый год выполняют задание "Бугатти". А на следующий год к ним придёт компания "Мазератти", они ими будут заниматься? А где же наука?" И получается, что наши ребята, изучая фундаментальные знания, занимаются искусством ради искусства. А в это время их коллеги за рубежом делают то, что моментально появляется на рынках и действительно им заменяет жизнь. Как вы оцениваете отношение российских вузов к теме коммерциализации науки сейчас?

А. Фомина: Главное, чтобы не было подмены понятий. Коммерциализация – очень правильная история. Конечно, мы должны с самого начала исследовать рынки, должно быть правильное количество форсайтов, надо искать точки роста, но при этом, чтобы не происходило подмены вуза, чтобы они не оставляли без внимания фундаментальные знания и некие фундаментальные стандарты, на которых основывается математика, физика и т.д. И чтобы они не занимались только псевдоНИРами и псевдокоммерческими проектами.

С моей точки зрения, фундаментальные знания и предметы должны быть обязательно. Это то, в чём мы конкурентоспособны. Нужно просто дополнительно развивать именно направления, связанные с инновационной деятельностью. И как раз такую цель мы в своё время поставили. Хотя на самом деле её поставил Денис Валентинович Мантуров, когда понял тоже, что нужно заниматься кадрами, и первоначально именно он поставил задачу создания стратегического кадрового резерва. Но под молодёжным стратегическим кадровым резервом он понимал именно то, что нужно развивать прикладные инновационные навыки, которые ведут к коммерциализации научных идей. Такой подход был бы правильным. И, мне кажется, те, кто так двигается, будут успешны.

Сейчас какой процент вузов так двигается в стране? Они понимают, что фундаментальные знания – это замечательно, что они – основа, а движение и жизнь дают именно процесс коммерциализации, и ничего постыдного в этом нет?

А. Фомина: НИИ "Электроника" как раз занимается мониторингом всего Ростеха. Соответственно, это репрезентативная выборка, в нём достаточно много предприятий, у которых есть базовые кафедры. Но одного этого недостаточно.

Мы пошли немного другим путём. Мы выбрали 56 вузов страны по своим критериям с точки зрения их фундаментальности и инновационности, с точки зрения IQ ребят, и начали заниматься с ними по дополнительной образовательной программе на предприятиях и с институтами развития. То есть, мы взяли на себя роль некоего интегратора, куда стекаются самые умные и талантливые ребята (причём всё это делается в онлайн-сети, можно каждый этап посмотреть) и разработали некие программы, чтобы не было разрыва между промышленностью и образованием.

Плюс мы работаем с Арменией, там очень умные и талантливые ребята. Безусловно, нельзя замыкаться в себе. И мы возим ребят и показываем им различный зарубежный опыт, причём всё это делается на высоком уровне. У нас, например, межправительственное соглашение подписано с Китаем. И мы, замечу, не продаём ребят, а, наоборот, показываем им всё, заимствуем технологии, устраиваем различные лекции с успешными людьми. Соответственно, работаем мы со всеми партнёрами, которые заинтересованы в правильной коммерциализации инноваций.

Вы объединили 56 российских и несколько зарубежных вузов в сеть, которая собрала кого?

А. Фомина: Мы объединили их на своей площадке вместе с Минпромторгом и во взаимодействии с предприятиями промышленности, которые на сегодняшний день туда входят. Это более 180 предприятий, и это не те, которые просто приходят на финальный этап или беседуют с нашими выпускниками, а те, которые непосредственно с нами работают. То есть, выстроена некая годовая программа, которая способствует популяризации радиоэлектроники как отрасли (IT, телеком и т.д.), даёт новые знания. При этом среди ребят происходит отбор.

На сегодняшний день мы принимаем 560 заявок в год, потому что считаем, что честно и качественно нам больше не обработать. И хотя у нас достаточно большая экспертная сеть, мы хотим не только посмотреть их проекты, но и вырастить ребят с интеллектуальной точки зрения, социальной точки зрения и т.п.

Что в итоге должно получиться? 560 ребят каждый год в течение скольких месяцев?

А. Фомина: В течение 12 месяцев.

Они в течение 12 месяцев превращаются из кого в кого?

А. Фомина: У нас обучаются ребята до 28 лет: от студентов, магистрантов, аспирантов и до молодых учёных. У них как раз реальные проекты, которые попадают после этого уже в программу акселераторства, если им это интересно.

Здесь я просто хочу заметить, что у нас на самом деле два направления. Одно направление – это фундаментальные науки, потому что мы считаем, что нельзя быть просто ремесленниками. А другое направление – это как раз прикладное направление, инновационное. Я просто делаю больший акцент сейчас на инновационном направлении. И они выходят от нас с готовыми проектами. У нас не просто успешные проекты, по принципу Парето это всегда 20 на 80, но у наших финалистов – 100-процентное внедрение.

В тех организациях, которые с вами сотрудничают?

А. Фомина: Мы считаем, что это уже их история. Как они посчитают, так дальше и будет. Вообще, у нас есть большой призовой фонд, ребята получают из него деньги как физлица. У нас также есть грантовая история. Мы зовём и руководителей отрасли, и министерства, и институты развития. А дальше свой путь ребята выбирают сами.

Какие-то ребята, а у нас есть своя электронная кадровая площадка, уже на начальном этапе устраиваются на работу, знакомятся с организациями, узнают о них много интересного. Другие ребята выходят с совершенно разными проектами. Есть проекты и совершенно прикладные. Из области IT, телекома и медицины. То есть, очень много прикладного в данной отрасли. И ребята находят себя совершенно в разных сферах, а главное – они могут лично пообщаться с теми людьми, до которых обычно тяжело дотянуться. И это успешные проекты только за последний год.

Вообще молодёжное предпринимательство можно стимулировать, но то, что настоящее, растёт само. Например, так называемое "гаражное предпринимательство", когда собрались ребята в гараже и сделали какое-то чудо, которое потом захватило рынки. У вас есть такие истории среди ваших подопечных, когда они пришли к вам с уже чем-то готовым, придуманном буквально на коленке и это стало чем-то?

А. Фомина: Конечно, есть. Если говорить про прикладные работы, они все придуманы на коленках. Просто мы их подтягиваем до того уровня, чтобы они стали инновационно и инвестиционно привлекательными. Проблема, когда есть сильные ребята, у которых хорошие системные фундаментальные знания, но не хватает им именно прикладных знаний, которые развиты во всём мире. И вот это грамотное взаимодействие и даёт мощный толчок. Если говорить про экспертов и директоров холдингов, понятно, что это люди от 40 и до. В зависимости… Ведь это профессура и т.п. А если говорить про команду, в которой у нас 40 человек, которая на операционном уровне всё выстраивает, состыковывает, развивает, думает, что это интересно, то это, в основном, талантливая молодёжь. Это МИФИ, Физтех, Бауманка, которые каждый раз приносят какие-то инновационные истории в развитие, потому что они чувствуют и понимают рынок. Мы на одном языке общаемся с такими ребятами, поэтому и получился у нас такой интересный и правильный проект.

Как планируете развивать свой проект? Что дальше будет?

А. Фомина: Конечно, в первую очередь, это ширина захвата, образно выражаясь. На сегодняшний день мы работаем с Арменией, Францией, Испанией и Китаем. Конечно, хотелось бы все эти научные центры и компетенции в мире схватить и свести в единую систему. Потому что чем больше мы будем делиться и учиться, тем выше у нас будет успех. И второй момент. Конечно, проекту не хватает популяризации. Не хватает его на телевидении, не хватает информационной популяризации. Причём не именно нашего проекта, а, как мне кажется, это в принципе проблема всей нашей страны, всей нашей системы. Мы говорим часто широким массам одно, а им хотелось бы слышать другое. И чтобы ребёнок уже в 3-4 года знал какие-то интересные для него научные моменты, к чему-то тянулся. Ведь всё это можно рассказать на доступном языке и сделать это очень красиво, благо технологии позволяют.

Ну а на выходе, конечно, мы хотим иметь больше успеха, больше проектов, больше просто успешных российских ребят, которые станут революционерами в инновациях. И чтобы таких успешных проектов было не десятки или сотни, а тысячи. Тогда в нашей стране будет возникать положительные тренды, и экономика получит новый всплеск. Потому что мы понимаем, что на сырьевых историях далеко не уедешь. Даже если это будет крупный холдинг, который значим в экономике. Только здоровая экономика будет развиваться, если в стране малый и средний бизнес будут инновационного характера.

Совершенно справедливо, что нужно популяризировать эти идеи среди молодёжи. Но не знаю, насколько здесь поможет телевидение. Молодёжь, говорят, сегодня не смотрит телевидение…

А. Фомина: Смотрят всякие YouTube и прочее.

Да. И живёт в совершенно других сферах. Думаю, что здесь можно действительно предложить массу интереснейших форматов. Будем следить за тем, как это всё развивается. Сейчас довольно много форматов. К нам приходят ваши коллеги и рассказывают про форматы стем, форматы научных стендапов. Чего сейчас только нет. И это действительно как-то всё в геометрической прогрессии растёт. Растёт количество проектов.

А. Фомина: Главное – чтобы было качество.

Будем следить, во что это выльется в итоге? Какие результаты, кроме красивых выступлений, появятся на российском рынке?

А. Фомина: Вы совершенно правы. Действительно, очень хочется, чтобы и вузы, и наша наука не гнались за показателями слишком яро, и не забывали о качестве образования, потому что качество образования, качество инноваций влияют на качество нашей с вами жизни. Но в любом случае мы живём в интересном времени, в очень быстром времени. И однозначно нам с вами повезло, потому что сегодня ребята своими руками могут действительно создать будущее.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

электроника наука общество ученые образование гость молодежь

Молодые учёные: стране нужны таланты

25:01
Вторник
20:32
Следующий выпуск

Вторник, 16 октября

20:30