8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

21 мая 2017

Играет Эдвард Григ

Людмила Осипова: Сегодня в нашей программе – музыка норвежского композитора Эдварда Грига. Прозвучат редкие архивные записи, сделанные в начале ХХ века фирмой звукозаписи «Вельте миньон». Это значит, что музыка записывалась на бумажные перфорированные рулоны. Сравнительно недавно они были восстановлены, оцифрованы и сейчас звучат так, словно современные – без технических шероховатостей. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» звучит  в исполнении Ольги Самаровой.

Запись 1908 года. Играла Ольга Самарова. Это псевдоним американской пианистки Люси Мари Эгнес Хикенлупер. 13 лет прожила она в счастливом браке с дирижёром Леопольдом Стоковским. Некоторое время пианистка преподавала в знаменитой Джульярдской школе и в консерватории  Филадельфии. Давай послушаем в её исполнении «Танец Анитры» из той же сюиты «Пер Гюнт».

Современники Эдварда Грига признавали его оригинальнейшим из пианистов. Хотя его техника несколько пострадала из-за травмы, которую он получил в дорожной аварии – тяжёлый экипаж почти раздавил его руки, – это мало повлияло на характер его интерпретаций. Недостаток ширины, доступной профессиональным виртуозам, возмещался у Грига поэтичностью исполнения лирических пьес и чрезвычайно сильным и свежим ритмом. Американский биограф Эдварда Грига – Финк – сделал следующую запись в своём дневнике о норвежском пианисте: «Его туше напоминает очаровательную манеру игры Падеревского. Его нежные, ровные, тонкие маленькие руки были бескровны, но я боялся за них только до тех пор, покуда они не коснулись клавишей. Это удивительные руки!»

Григ был неподражаемым исполнителем лирических миниатюр. Он едва выдерживал сольные концерты и почти не играл крупных произведений. После серии его венских концертов 1897 года австрийская пресса отмечала, что в его стиле игры есть что-то сверхъестественное, воздушное, что он – пианист, прикасающийся к клавишам с величайшей деликатностью. А звук, который он извлекал из рояля, – был необычайно мягким и красивым.  В его воздушном «пиано» современники слышали «что-то нематериальное». Обаяние личности Грига распространялось на всех, кто хотя бы однажды видел его, разговаривал с ним, или слушал его игру. Появление Грига в концертных залах любого европейского города сопровождалось ажиотажем. Тройной кордон полицейских охранял его 19 апреля 1903 года при выходе из парижского театра Шателе, после концерта. «Я чувствовал себя, по крайней мере, столь же важным, как Кромвель», – шутил Григ в письме к своему другу. А в Лондоне, задолго до начала его концерта «публика с самого утра сторожила у дверей зала, совсем как прежде у Рубинштейна», – констатировал журналист одной из влиятельных английских газет.

Музыка Э. Грига в программе:

«Утро», «Танец Анитры». Исп. Ольга Самарова (Люси Мари Эгнес Хикенлупер)

«Норвежский марш», «Бабочка». Исп. Эдвард Григ

 

Режиссёр: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Вторник, 21 ноября

03:10

Великан ритма
85 лет назад С. С. Прокофьевым был создан Пятый фортепианный концерт. Прокофьев был необычайно популярным и модным в 1930-е годы композитором в Европе. Его называли "великаном ритма". Но вот исполнять музыку его соглашались далеко не все. Почему? Об этом – в программе "Музыкальная Европа"