8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

18 июня 2017

Юбилейный вологодский конкурс "За роялем вдвоём"

Людмила Осипова: Старинный русский город Вологда известен кружевами, резными палисадниками удивительной красоты, на Вологодчине сохранились фрески Дионисия и иконы Андрея Рублёва – они в храмах  и монастырях. Есть чему подивиться в этом северном крае. Не будем забывать, что родина Деда Мороза – тоже в Вологодской области, в Великом Устюге. Десять лет назад в Вологде впервые был проведён Всероссийский конкурс фортепианных дуэтов. Конкурсов подобных в нашей стране немало. Но вологодский с каждым годом притягивает к себе всё больше участников. А знаете, почему?  Конкурс носит имя выдающегося советского и российского пианиста, ансамблиста Александра Георгиевича Бахчиева. Тот, кто бывал на концертах с его участием, запомнил его интеллигентную исполнительскую манеру, задушевность фортепианного тона, уважительное отношение к композиторскому тексту и – увлечённость. Не просто играть, а музицировать. Радоваться жизни за роялем.  Вдвойне радоваться – «За роялем вдвоём».

У нас совсем немного времени, чтобы познакомиться с лауреатами и дипломантами Десятого Всероссийского открытого конкурса «За роялем вдвоём» имени А. Бахчиева. Конкурс завершился не так давно в Вологде, и мы знакомим вас с первым участником гала-концерта – фортепианным дуэтом. Кстати, их преподаватель Ната-Ли Саккос и её партнёр по дуэту Тойво Пэяске были награждены специальным дипломом «Радио России» «За верность традициям фортепианно-дуэтного музицирования». Ната-Ли и Тойво стояли у истоков основания Всесоюзной Ассоциации фортепианных дуэтов, давшей импульс многим дуэтным фестивалям и конкурсам. Арко Наритсу и Арго Йентсону, молодым пианистам из Эстонии, выпал на жеребьёвке первый номер! – можете представить себе, какое волнение испытывали ребята! В итоге – 4-е место, диплом. Участие зарубежных фортепианных ансамблей стало возможным после того, как Всероссийский конкурс «За роялем вдвоём» стал открытым, т. е. международным. В Вологду на конкурс приезжали в разные годы и китайские музыканты, и монгольские, и американские. Здесь рады всем. Бессменный председатель жюри конкурса – доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Елена Геннадьевна Сорокина всегда призывает членов жюри внимательно относиться к каждому конкурсанту и услышать в игре каждого дуэта что-то необычайное, хорошее, присущее только этому ансамблю. Ни один из конкурсантов не уехал из Вологды без почётной грамоты или специального диплома за исполнение определённого сочинения.

Лауреатами первой премии в номинации «студенты учебных заведений высшего профессионального музыкального образования» стали москвички, объединившиеся в трио. Это студентки Российской академии музыки имени Гнесиных Валерия Каландарова, Елена Минько и Татьяна Нефёдова. Программа их впечатлила всех: виртуозные сочинения в шесть рук они исполняли втроём на одном рояле! Это, поверьте, очень сложно. Кстати, выдающийся пианист, профессор Института искусств имени Гнесиных Александр Львович Иохелес некогда, ещё в прошлом столетии рассуждал так о фортепианных дуэтах: «Какое жалкое зрелище представляют собой два пианиста, если они сидят на эстраде большого концертного зала за одним роялем и толкают друг друга локтями. Это – для глаза. А для ушей четырехручная игра в концертном зале тоже малопривлекательная по причине звукового однообразия”. Сейчас, как видите и слышите, за одним роялем на сцене играют не два, а больше пианистов. И никто никому не мешает.

За роялем вдвоём, втроём, и вчетвером, правда, уже  за двумя роялями, в  восемь рук! Фортепианный ансамбль преподавателей московской детской музыкальной школы имени Генделя победил в составе: в педагогической номинации. Хорошие педагоги – на вес золота, а играющие педагоги – это счастье и для учеников, и для дирекции школы. Вот имени победителей-педагогов: Ирина Владимировна Рачук, Светлана Николаевна Володина, Татьяна Владимировна Орлова и Наталья Петровна Шорникова.

Парад победителей Десятого Всероссийского открытого конкурса «За роялем вдвоём» продолжил фортепианный дуэт занявший первое место в номинации «Учитель-ученик». Людмила Станиславовна художественный руководитель конкурса, его она считает делом своей жизни.

Листая буклет конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём», вглядываешься в фотографии, на которых запечатлены ясные лица людей, влюблённых в музыку. А какая красивая география фортепианных дуэтов! Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Иваново, Таллинн, Минск, Нижний Новгород, Белгород, Астрахань, Саратов, Екатеринбург, Челябинск, малые города: Тотьма, Сосновый бор, Полярные Зори Мурманской области. В главной номинации конкурса «Концертные исполнители» два фортепианных дуэта стали победителями: москвички Татьяна Шатковская-Айзенберг и Анна Шатковская и дуэт ростовчанок Дарьи Музыки и Марии Котовой. Д. Музыка и Д. Котова были удостоены также специального диплома «Радио России» «За артистическое обаяние». 

Музыка-Котова Г. Андерсон. Кармен-фантазия

С. В. Рахманинов. Тарантелла для фортепиано в 4 руки. Исп. Арко Наритс и Арго Йентсон (Таллинн)

М. И. Глинка. «Блестящий дивертисмент на мотивы оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепиано в 6 рук. Исп. Валерия Каландарова, Елена Минько и Татьяна Нефёдова (Москва)

Э. Холст. Концертный вальс «Диана» дл двух фортепиано в 8 рук. Исп. Ирина Владимировна Рачук, Светлана Николаевна Володина, Татьяна Владимировна Орлова и Наталья Петровна Шорникова (Москва)

К. Сен-Санс. Пляска смерти. Исп. Людмила Станиславовна Андреева и Евгений Макаров (Вологда)

Ф. Шуберт. Рондо Ре мажор дл фортепиано в 4 руки. Исп. Татьяна Шатковская-Айзенберг и Анна Шатковская (Москва)

Г. Андерсен. "Кармен-фантазия" для двух фортепиано. Исп. Дарья Музыка и Мария Котова (Ростов-на-Дону)

 

Режиссёр программы – Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Вторник, 21 ноября

03:10

Великан ритма
85 лет назад С. С. Прокофьевым был создан Пятый фортепианный концерт. Прокофьев был необычайно популярным и модным в 1930-е годы композитором в Европе. Его называли "великаном ритма". Но вот исполнять музыку его соглашались далеко не все. Почему? Об этом – в программе "Музыкальная Европа"