8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

02 июля 2017

Пианистка Бет Левин

Людмила Осипова: Название  нашей программы  – "Музыкальная Европа" – адресует слушателя к современным или историческим музыкальным событиям в Европе. И только раз в году – в начале июля, в День независимости Соединённых Штатов Америки, мы изменяем нашей европейской направленности и переносимся на американский континент. Но всякий раз наша американская тема непременно пересекается с европейской.  Вот и сегодня впервые на  «Радио России» и вообще – впервые в российском радиоэфире – пианистка Бет Левин (Beth Levin) с музыкой старой Европы. В репертуаре Бет Левин, преимущественно, музыка европейских романтиков. Откуда такое тяготение? Думаю, всё определяет её романтическая, мечтательная натура, лирический склад  мышления пианистки. А ведь это удивительный фактор. Бет Левин была вундеркиндом:  в 12 лет она уже выступала с Филадельфийским симфоническим оркестром. А вундеркинды в большинстве своём – это крепкие, цельные натуры, высекающие огонь из любой партитуры. Ранняя виртуозность, если позволите такое выражение, оставляет отпечаток на взрослом пианизме. Но в случае с Бет Левин всё наоборот: она нашла себя в камерной лирике. Её слушатель – интеллектуал салона и не слишком больших, помпезных сцен.  Ей, как музыканту, очень важно донести авторскую идею, слово композитора до каждого сердца. И радио, как мне кажется, идеальный формат для пианистки Бет Левин.

Бет Левин родилась в Филадельфии, и уроки музыки начались для неё в три года. А так и бывает в детстве – и мальчикам, и девочкам нравится "бренчать на клавишах". И неважно, кто усадил тебя за рояль или пианино – сам ты забрался на банкетку, или это как бы невзначай сделали родители. Главное – твой первый педагог, который смог заинтересовать и влюбить в музыку. Сесиль Шарлип, эмигрантка из Европы, которая жила за углом, и стала первой учительницей музыки Бет Левин. Чуть позже в жизни вундеркинда Бет были фортепианные педагоги, благодаря которым и сформировался её исполнительский стиль: Мариан Филар, прошедший фашистские концлагеря,  Рудольф Сёркин, игравший с такими дирижёрами, как Артуро Тосканини и Клаудио Аббадо, Леонард Шур, ученик Артура Шнабеля. О Л. Шуре написало одно бостонское издание, что он был: «Бескомпромиссным и бесстрашным пианистом, набрасывающимся на клавиши с яростью, влекущим себя самого, инструмент, музыку к самым дальним пределам». Для молодых тогда и ищущей себя в музыке студентки Boston University School of Fine Arts Бет Левин общение с такими личностями дало очень многое. Я хочу, чтобы вы сейчас послушали изумительную по красоте  музыки и отточенности формы миниатюру старинного французского композитора, а потом продолжим наш разговор. Играет  Бет Левин. Вот что вас, друзья,  удивляет в этом исполнении? Да, это современное исполнение. И своеобразная трактовка. Пианистка Бет Левин вовсе не старается подражать клавесину, не «высушивает» звук, как делают это многие пианисты, не навязывает нам эпоху рококо. Бет Левин – романтик. Она даёт свободу нотной партитуре, она активно использует педаль. Ну, то есть пианистка достигает совершенства в этой композиции всеми возможными современными средствами – педалью, свободным дыханием, движением, динамической палитрой – звуковыми красками, которых не было на клавесине в эпоху Жан-Филиппа Рамо.

Вот так необычно, дебютным выступлением замечательной камерной пианистки романтического стиля Бет Левин, мы поздравили американцев с их Национальным праздником.

Музыка в программе в исполнении Бет Левин:

Ф. Шуберт. Скерцо из Сонаты A-dur № 20

Ж.-Ф. Рамо. "Перекличка птиц"

Р. Шуман. Фрагмент из "Крейслерианы"

Режиссёр программы: Ирина Высоцкая

 

На фото: Бет Левин (из личного архива пианистки)

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Вторник, 21 ноября

03:10

Великан ритма
85 лет назад С. С. Прокофьевым был создан Пятый фортепианный концерт. Прокофьев был необычайно популярным и модным в 1930-е годы композитором в Европе. Его называли "великаном ритма". Но вот исполнять музыку его соглашались далеко не все. Почему? Об этом – в программе "Музыкальная Европа"