8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

15 августа 2017

Феномен Микаэла Таривердиева

Людмила Осипова: Музыка Микаэла Таривердиева имеет свою особенную, неповторимую интонацию – щемящую, ностальгическую, с оттенком грусти. И вот что удивительно: она естественно звучит в любом обличье: будь то симфонический оркестр кинематографии, духовой оркестр, или ансамбль японских традиционных инструментов. Ну, а мы сегодня слушаем ставшие раритетом песни Микаэла Леоновича в исполнении популярных артистов.

Неудивительно, что Микаэл Таривердиев приобрёл популярность благодаря своей киномузыке. "До свидания, мальчики!", "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или с лёгким паром!"… Всего 132 саундтрека к фильмам разных режиссёров. Киномузыка занимала важную часть жизненного пространства Микаэла Таривердиева. Она была его утешением, его любовью, его хлебом насущным. Киномузыка дала композитору множество лауреатских званий и даже – помогла попасть в Книгу рекордов Гиннесса. В настоящую Книгу Гиннесса. На 268-й странице знаменитого издания за 2002 год – портрет композитора и расшифровка его рекорда: "Самое большое количество национальных премий в области киноискусства "Ника". Таривердиев был удостоен трёх премий "Ника" за музыку к фильмам: "Загадка Эндхауза", "Летние люди" и "Русский регтайм" режиссёра Сергея Урсуляка.

Музыкальная интонация Микаэла Таривердиева стала символом эпохи 60-х, поэтических вечеров в Политехническом музее, театральных встреч в "Современнике" и дружеских бесед близких по духу ему людей – Белы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Родиона Щедрина, Андрея Тарковского. "Серебреннейший композитор!" - сказал о Таривердиеве Вознесенский. Интонация 60-х – это, в первую очередь, джаз. Джаз и свобода!

Микаэл Таривердиев во многом был первым, он был в авангарде, скажем так. В чём же этот его авангард? - Он написал музыку к фильму, который мог бы в корне изменить отечественный кинематограф. Изменить в том числе, благодаря его музыке. Речь идёт о ленте Михаила Калика «До свидания, мальчики!».

Таривердиев первым стал активно использовать клавесин в популярной музыке. Он первым открыто вывел на экраны стихи запрещённых поэтов – Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Вы помните песни на их стихи в «Иронии судьбы».

Микаэл Таривердиев создал первый отечественный киномюзикл, отвечавший всем правилам этого жанра – "Король-олень". И он научил петь даже тех, кто считал себя неспособным делать это. Например, Олега Ефремова.

Микаэлу Таривердиеву, наверное, не так легко было бы донести до наших дней свою музыку, если бы в мире его музыки не встречались те, кто становился проводниками его музыкальных идей.

Многим исполнителям именно музыка Микаэла Таривердиева помогла завоевать сердца миллионов слушателей.

Музыка Микаэла Таривердиева в программе:

​ Голуби (сл.: В. Ешуков). Исп. Галина Писаренко

​ Бывает так из к/ф «Человек за бортом» (сл.: Б. Гайкович). Исп. Людмила Гурченко

​ Маленький принц из к/ф «Пассажир с экватора» (сл.: Н. Добронравов). Исп. Елена Камбурова

​ Играем вместе (инструментальная). Исп. инструментальный ансамбль, солист – Микаэл Таривердиев (фортепиано)

​ Песня доброго волшебника из к/ф «Король-олень» (сл.: В. Коростылёв). Исп. Олег Ефремов

​ На Тихорецкую из к/ф «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (сл.: Н. Львовский). Исп. арт-группа «Сопрано Турецкого»

Режиссёр: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 01 октября

23:10