8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

15 августа 2017

Феномен Микаэла Таривердиева

Людмила Осипова: Музыка Микаэла Таривердиева имеет свою особенную, неповторимую интонацию – щемящую, ностальгическую, с оттенком грусти. И вот что удивительно: она естественно звучит в любом обличье: будь то симфонический оркестр кинематографии, духовой оркестр, или ансамбль японских традиционных инструментов. Ну, а мы сегодня слушаем ставшие раритетом песни Микаэла Леоновича в исполнении популярных артистов.

Неудивительно, что Микаэл Таривердиев приобрёл популярность благодаря своей киномузыке. "До свидания, мальчики!", "Семнадцать мгновений весны", "Ирония судьбы, или с лёгким паром!"… Всего 132 саундтрека к фильмам разных режиссёров. Киномузыка занимала важную часть жизненного пространства Микаэла Таривердиева. Она была его утешением, его любовью, его хлебом насущным. Киномузыка дала композитору множество лауреатских званий и даже – помогла попасть в Книгу рекордов Гиннесса. В настоящую Книгу Гиннесса. На 268-й странице знаменитого издания за 2002 год – портрет композитора и расшифровка его рекорда: "Самое большое количество национальных премий в области киноискусства "Ника". Таривердиев был удостоен трёх премий "Ника" за музыку к фильмам: "Загадка Эндхауза", "Летние люди" и "Русский регтайм" режиссёра Сергея Урсуляка.

Музыкальная интонация Микаэла Таривердиева стала символом эпохи 60-х, поэтических вечеров в Политехническом музее, театральных встреч в "Современнике" и дружеских бесед близких по духу ему людей – Белы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Родиона Щедрина, Андрея Тарковского. "Серебреннейший композитор!" - сказал о Таривердиеве Вознесенский. Интонация 60-х – это, в первую очередь, джаз. Джаз и свобода!

Микаэл Таривердиев во многом был первым, он был в авангарде, скажем так. В чём же этот его авангард? - Он написал музыку к фильму, который мог бы в корне изменить отечественный кинематограф. Изменить в том числе, благодаря его музыке. Речь идёт о ленте Михаила Калика «До свидания, мальчики!».

Таривердиев первым стал активно использовать клавесин в популярной музыке. Он первым открыто вывел на экраны стихи запрещённых поэтов – Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Вы помните песни на их стихи в «Иронии судьбы».

Микаэл Таривердиев создал первый отечественный киномюзикл, отвечавший всем правилам этого жанра – "Король-олень". И он научил петь даже тех, кто считал себя неспособным делать это. Например, Олега Ефремова.

Микаэлу Таривердиеву, наверное, не так легко было бы донести до наших дней свою музыку, если бы в мире его музыки не встречались те, кто становился проводниками его музыкальных идей.

Многим исполнителям именно музыка Микаэла Таривердиева помогла завоевать сердца миллионов слушателей.

Музыка Микаэла Таривердиева в программе:

​ Голуби (сл.: В. Ешуков). Исп. Галина Писаренко

​ Бывает так из к/ф «Человек за бортом» (сл.: Б. Гайкович). Исп. Людмила Гурченко

​ Маленький принц из к/ф «Пассажир с экватора» (сл.: Н. Добронравов). Исп. Елена Камбурова

​ Играем вместе (инструментальная). Исп. инструментальный ансамбль, солист – Микаэл Таривердиев (фортепиано)

​ Песня доброго волшебника из к/ф «Король-олень» (сл.: В. Коростылёв). Исп. Олег Ефремов

​ На Тихорецкую из к/ф «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» (сл.: Н. Львовский). Исп. арт-группа «Сопрано Турецкого»

Режиссёр: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 19 августа

23:10