8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

20 августа 2017

Лучшие моменты оперного фестиваля "Барток плюс"

Людмила Осипова:  Золтан Кодаи для венгров больше, чем композитор – собиратель фольклора, основоположник  педагогического метода, который был ориентирован на музыкальное воспитание обычных людей, начиная с детей. Кодаи придумал такую систему, при которой каждый день  в начальной школе дети ежедневно обучались музыке, композиторы сочиняли для них специальные композиции. Можете себе представить, что на 16 год эксперимента, в 1965 году, половина всех школ в Венгрии уже были музыкальными! Неудивительно, что венгры такой музыкальный народ. И даже в Мишкольце, небольшом городке, все оперные представления в дни фестиваля "Барток плюс" были аншлаговыми! Ни одного свободного места! А ведь за один вечер бывало минимум два музыкальных спектакля.  На фестивале звучала музыка Золтана Кодаи, в частности, его "Секейская прядильня" в постановке польского режиссёра Михала Знанецки. Она стала украшением, кульминацией оперного фестиваля "Барток плюс".

Художественный руководитель фестиваля Гергию Кешеяк, отвечая на мой вопрос о его музыкальных приоритетах, ответил: из оперных композиторов это Пуччини, Верди, Вагнер, а вершиной симфонизма считает Шостаковича. Когда создавали фестиваль – это было 17 лет назад – у Гергию Кешеяка было такое… смелое предложение: возможности идут с Запада, а таланты – с Востока. И Мишкольц должен был стать встречей, перекрёстком двух этих составляющих. Наверное, Европа может обидеться  на такую мысль, ведь в Европе тоже много талантливых музыкантов. Особенно много их сейчас, когда у людей появилась возможность свободно передвигаться по миру.

Гергию Кешеяк не скрывает своей любви к русской музыкальной культуре. Мне, как гостье из России, особенно было приятно видеть, что русская музыка, русская литература совершенно естественным способом вписалась в канву этого фестиваля.

Уже под занавес фестиваля приехал композитор Алексей Рыбников – постоянный и любимый гость и участник оперного фестиваля «Барток плюс». Он – член международного жюри конкурса молодых композиторов – конкурса, который проводится в рамках фестиваля. В этом году Алексей Львович представил вне программы две своих оперы: мы посмотрели "Дух Соноры" (фильм-оперу, созданную на основе "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты"), которую снял ещё и как кинорежиссёр, причём, в этой рок-опере совершенно новое либретто и весьма интересные режиссёрские находки. На просмотре были, в основном, итальянские критики, и Алексей Львович шутил: мол, чувствую себя словно на обсуждении худсовета в советские времена, когда присутствовало несколько избранных персон. А ещё был ночной просмотр его оперы "Война и мир".

Завершал музыкальный праздник гала-концерт Русской камерной филармонии из Санкт-Петербурга. В программе вечера звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Хачатуряна, Масканьи, Гаврилина, а принимали участие в концерте звёзды мировой оперы:  Нора Фридрихс и Михаил Агафонов.

Среди любимых композиторов Гергию Кешеяка – Алексей Рыбников.

В Мишкольце, судя по всему, существует специальная формула аплодисментов, которая ранее мне не была известна: сначала обычные хлопки, затем ускорения, замедления, в общем, темп меняется на протяжении одной сессии аплодисментов, и никто зрителями не дирижирует.

Оперный фестиваль "Барток плюс" стал рекордсменом по числу мировых премьер за небольшой временной отрезок времени.  Меня же фестиваль поразил не только этим, – я заметила неподдельный интерес и даже любовь его организаторов к русской музыкальной культуре. А в наше время выражение любви к России дорогого стоит. В наше непростое время этот жест любви к России, к её прошлому и настоящему – дорогого стоит.

 

Музыка в программе:

А. Рыбников. Ария Андрея Болконского из оперы «Война и мир». Исп. Никита Поздняков

Б. Барток. Дивертисмент. Исп. камерный оркестр «I Musici Da Roma»

З. Кодаи. Финальная сцена из оперы «Секейская прядильня». Исп. Солисты, хор и оркестр Национальной оперы Будапешта

Л. Бернстайн. Финальная сцена из оперетты «Кандид». Исп. солисты, хор и оркестр Театра Пфорцхайма

 

Режиссёр – Ирина Высоцкая

 

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Вторник, 21 ноября

03:10

Великан ритма
85 лет назад С. С. Прокофьевым был создан Пятый фортепианный концерт. Прокофьев был необычайно популярным и модным в 1930-е годы композитором в Европе. Его называли "великаном ритма". Но вот исполнять музыку его соглашались далеко не все. Почему? Об этом – в программе "Музыкальная Европа"