8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

20 августа 2017

Лучшие моменты оперного фестиваля "Барток плюс"

Людмила Осипова:  Золтан Кодаи для венгров больше, чем композитор – собиратель фольклора, основоположник  педагогического метода, который был ориентирован на музыкальное воспитание обычных людей, начиная с детей. Кодаи придумал такую систему, при которой каждый день  в начальной школе дети ежедневно обучались музыке, композиторы сочиняли для них специальные композиции. Можете себе представить, что на 16 год эксперимента, в 1965 году, половина всех школ в Венгрии уже были музыкальными! Неудивительно, что венгры такой музыкальный народ. И даже в Мишкольце, небольшом городке, все оперные представления в дни фестиваля "Барток плюс" были аншлаговыми! Ни одного свободного места! А ведь за один вечер бывало минимум два музыкальных спектакля.  На фестивале звучала музыка Золтана Кодаи, в частности, его "Секейская прядильня" в постановке польского режиссёра Михала Знанецки. Она стала украшением, кульминацией оперного фестиваля "Барток плюс".

Художественный руководитель фестиваля Гергию Кешеяк, отвечая на мой вопрос о его музыкальных приоритетах, ответил: из оперных композиторов это Пуччини, Верди, Вагнер, а вершиной симфонизма считает Шостаковича. Когда создавали фестиваль – это было 17 лет назад – у Гергию Кешеяка было такое… смелое предложение: возможности идут с Запада, а таланты – с Востока. И Мишкольц должен был стать встречей, перекрёстком двух этих составляющих. Наверное, Европа может обидеться  на такую мысль, ведь в Европе тоже много талантливых музыкантов. Особенно много их сейчас, когда у людей появилась возможность свободно передвигаться по миру.

Гергию Кешеяк не скрывает своей любви к русской музыкальной культуре. Мне, как гостье из России, особенно было приятно видеть, что русская музыка, русская литература совершенно естественным способом вписалась в канву этого фестиваля.

Уже под занавес фестиваля приехал композитор Алексей Рыбников – постоянный и любимый гость и участник оперного фестиваля «Барток плюс». Он – член международного жюри конкурса молодых композиторов – конкурса, который проводится в рамках фестиваля. В этом году Алексей Львович представил вне программы две своих оперы: мы посмотрели "Дух Соноры" (фильм-оперу, созданную на основе "Звезды и смерти Хоакина Мурьеты"), которую снял ещё и как кинорежиссёр, причём, в этой рок-опере совершенно новое либретто и весьма интересные режиссёрские находки. На просмотре были, в основном, итальянские критики, и Алексей Львович шутил: мол, чувствую себя словно на обсуждении худсовета в советские времена, когда присутствовало несколько избранных персон. А ещё был ночной просмотр его оперы "Война и мир".

Завершал музыкальный праздник гала-концерт Русской камерной филармонии из Санкт-Петербурга. В программе вечера звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Хачатуряна, Масканьи, Гаврилина, а принимали участие в концерте звёзды мировой оперы:  Нора Фридрихс и Михаил Агафонов.

Среди любимых композиторов Гергию Кешеяка – Алексей Рыбников.

В Мишкольце, судя по всему, существует специальная формула аплодисментов, которая ранее мне не была известна: сначала обычные хлопки, затем ускорения, замедления, в общем, темп меняется на протяжении одной сессии аплодисментов, и никто зрителями не дирижирует.

Оперный фестиваль "Барток плюс" стал рекордсменом по числу мировых премьер за небольшой временной отрезок времени.  Меня же фестиваль поразил не только этим, – я заметила неподдельный интерес и даже любовь его организаторов к русской музыкальной культуре. А в наше время выражение любви к России дорогого стоит. В наше непростое время этот жест любви к России, к её прошлому и настоящему – дорогого стоит.

 

Музыка в программе:

А. Рыбников. Ария Андрея Болконского из оперы «Война и мир». Исп. Никита Поздняков

Б. Барток. Дивертисмент. Исп. камерный оркестр «I Musici Da Roma»

З. Кодаи. Финальная сцена из оперы «Секейская прядильня». Исп. Солисты, хор и оркестр Национальной оперы Будапешта

Л. Бернстайн. Финальная сцена из оперетты «Кандид». Исп. солисты, хор и оркестр Театра Пфорцхайма

 

Режиссёр – Ирина Высоцкая

 

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 19 августа

23:10