8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

03 сентября 2017

Оперный фестиваль "Барток плюс"

Людмила Осипова: В венгерском городе Мишкольц ежегодно проводится летний оперный фестиваль «Барток плюс». Впервые он открылся в 2000 году, и должна сказать вам, друзья, фестиваль этот достоин всяческого уважения. Фестиваль назван в честь Белы Бартока – всемирно известного венгерского композитора, гордости венгерского народа. Семнадцать лет в Национальном театре Мишкольца в рамках фестиваля звучали все три его музыкально-сценических произведения, нынче было исключение: организаторы сделали доминантой юбилей Золтана Кодаи. Кульминацией стала опера Золтана Кодаи «Секейская прядильня», в музыкальной основе которой венгерский фольклор.

Любой фестиваль привлекает внимание в первую очередь, всё-таки, приглашёнными звёздами – кумирами оперной сцены, а также мировыми премьерами. В Мишкольце случаются удивительные премьеры. Ну где вам ещё удастся послушать оперу-регтайм? На фестивале «Барток плюс». А теперь и на «Радио России».

Оперу-регтайм «Лютеры» написали композитор Тамаш Итцеш и либреттист Габор Ланцкор. Надо же придумать такой сюжет: Мартин Лютер, средневековый реформатор церкви и Мартин Лютер Кинг встречаются на небесах. Опера – своеобразная художественная дань к 500-летию Реформации. В этой смелой постановке раскрываются все джазовые элементы: свинг, блюз, рэгтайм, здесь можно услышать строки из Евангелия, а сопровождает сидящий на сцене Богемский Регтайм джаз-бэнд. Кстати, с превосходными медными духовыми. Ни одного кикса у духовиков за весь вечер. Разве это опера? – скажете вы. Но как раз на такие оперы ориентируется фестиваль в Мишкольце: чтобы это было в стиле мюзикла, но, всё-таки, не мюзикл в чистом его виде, а опера. С увертюрой, ариями, вокальными ансамблями, хорами. Опера, которую бы понимала и принимала абсолютно любая публика.

Опер, понятных народу, на фестивале в Мишкольце было немало. В один вечер с «Лютерами» на камерной сцене шла опера-танго «Мария из Буэнос-Айреса» Астора Пьяццолы. Честно говоря, меня не столько интересовали певцы, их голоса, сколько сам сюжет и музыка. Ведь до сих пор многие профессиональные композиторы считают музыку Пьяццолы пошлой, уровня ширпотреба. А тут – на оперном фестивале! – история несерьёзной, скажем так, девушки, развитие линии её судьбы, злой ангел, возлюбленный предатель-убийца… А танго – главный музыкальный элемент зла – соблазна. Сленг борделей и поэзия ангелов, страсть и похоть, танго и вальс, игра света и живопись – всё смешалось в этой постановке.

Идея создания фестиваля пришлась по душе тогдашнему главному дирижёру Национального театра Мишкольца Гергию Кешеяку, который сейчас является художественным руководителем фестиваля. Театр был построен в 1857 году, архитектурный стиль здания – смешение неоклассицизма и барокко. Театр располагает тремя сценами – главной (её там называют Большим театром), камерной сценой и летним театром на тысячу зрителей. В интерьер Большого театра Мишкольца удачно вписываются массивные красивые люстры, ложи, перила которых отделаны позолоченной краской, и тёмно-бордовый занавес. На этой сцене показывают не только музыкальные спектакли, но и драматические. Опера же безраздельно хозяйничает тут только в дни Международного оперного фестиваля «Барток плюс».

Голос великого Энрико Карузо. Эта запись звучала на оперном фестивале в Мишкольце. И вот по какому поводу: в Мишкольц на фестиваль приехал итальянский полицейский Джузеппе Николо – он привёз с собой 100 граммофонов, это лишь часть его коллекции. Все они в прекрасном состоянии, все звучат. И пластинки как новые. Сеньор Николо сначала представил своё собрание граммофонов, а потом эти предметы участвовали в исполнении премьерного сочинения PHONE' итальянского композитора Джироламо Дерако с участием хора и цифрового оркестра.

Дирижёр и художественный руководитель фестиваля Гергию Кешеяк, работающий сейчас в Будапеште, не скрывает своей любви к русской музыкальной культуре.

Русская музыка, русская литература совершенно естественным способом вписалась в канву этого фестиваля. Завершал музыкальный праздник гала-концерт Русской камерной филармонии из Санкт-Петербурга. В программе вечера звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Хачатуряна, Масканьи, Гаврилина, а принимали участие в концерте мировые звёзды: Нора Фридрихс и Михаил Агафонов. Русская тема прозвучала и в мировой оперной премьере венгерского композитора Левенте Гьёнгощи и либреттиста Сабольч Варади. Они написали оперу «Мастер и Маргарита». Литературный шедевр Михаила Афанасьевича Булгакова нашёл отклик в оперной постановке. Кроме симфонического оркестра в партитуре присутствует рок-группа. На музыкальном фрагменте из «Мастера и Маргариты» мы закончим нашу программу, арию Маргариты исполняет молодая венгерская певица, сопрано Шафар Оршоя. Она только начинает свой творческий путь. И кто знает, может, совсем скоро она, как и многие другие участники фестиваля «Барток плюс», станет кумиром для многих любителей оперы!..

режиссёр – Ирина Высоцкая.

Музыка в программе:

О. Николаи. Увертюра к опере "Виндзорские кумушки"

 Л. Гьёгощи - С. Варади. Ария Маргариты из оперы "Мастер и Маргарита". Исп. Шафар Оршоя

​ А. Пьяццола - О. Феррер. Ария Марии из оперы-танго "Мария из Буэнос-Айреса". Исп. Беатрис де Ларрагойти и "Деко Ансамбль"

​ Т. Итцеш - Г. Ланцкор. Сцена из оперы-регтайма "Лютеры". Исп. Хор, солисты и Богемский регтайм джаз-бэнд.

 Д. Верди - Ф. М. Пьяве. Песенка Герцога из оперы "Риголетто". Исп. Энрико Карузо. Запись из коллекции Джузеппе Николо.

Режиссёр: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12