8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

03 сентября 2017

Оперный фестиваль "Барток плюс"

Людмила Осипова: В венгерском городе Мишкольц ежегодно проводится летний оперный фестиваль «Барток плюс». Впервые он открылся в 2000 году, и должна сказать вам, друзья, фестиваль этот достоин всяческого уважения. Фестиваль назван в честь Белы Бартока – всемирно известного венгерского композитора, гордости венгерского народа. Семнадцать лет в Национальном театре Мишкольца в рамках фестиваля звучали все три его музыкально-сценических произведения, нынче было исключение: организаторы сделали доминантой юбилей Золтана Кодаи. Кульминацией стала опера Золтана Кодаи «Секейская прядильня», в музыкальной основе которой венгерский фольклор.

Любой фестиваль привлекает внимание в первую очередь, всё-таки, приглашёнными звёздами – кумирами оперной сцены, а также мировыми премьерами. В Мишкольце случаются удивительные премьеры. Ну где вам ещё удастся послушать оперу-регтайм? На фестивале «Барток плюс». А теперь и на «Радио России».

Оперу-регтайм «Лютеры» написали композитор Тамаш Итцеш и либреттист Габор Ланцкор. Надо же придумать такой сюжет: Мартин Лютер, средневековый реформатор церкви и Мартин Лютер Кинг встречаются на небесах. Опера – своеобразная художественная дань к 500-летию Реформации. В этой смелой постановке раскрываются все джазовые элементы: свинг, блюз, рэгтайм, здесь можно услышать строки из Евангелия, а сопровождает сидящий на сцене Богемский Регтайм джаз-бэнд. Кстати, с превосходными медными духовыми. Ни одного кикса у духовиков за весь вечер. Разве это опера? – скажете вы. Но как раз на такие оперы ориентируется фестиваль в Мишкольце: чтобы это было в стиле мюзикла, но, всё-таки, не мюзикл в чистом его виде, а опера. С увертюрой, ариями, вокальными ансамблями, хорами. Опера, которую бы понимала и принимала абсолютно любая публика.

Опер, понятных народу, на фестивале в Мишкольце было немало. В один вечер с «Лютерами» на камерной сцене шла опера-танго «Мария из Буэнос-Айреса» Астора Пьяццолы. Честно говоря, меня не столько интересовали певцы, их голоса, сколько сам сюжет и музыка. Ведь до сих пор многие профессиональные композиторы считают музыку Пьяццолы пошлой, уровня ширпотреба. А тут – на оперном фестивале! – история несерьёзной, скажем так, девушки, развитие линии её судьбы, злой ангел, возлюбленный предатель-убийца… А танго – главный музыкальный элемент зла – соблазна. Сленг борделей и поэзия ангелов, страсть и похоть, танго и вальс, игра света и живопись – всё смешалось в этой постановке.

Идея создания фестиваля пришлась по душе тогдашнему главному дирижёру Национального театра Мишкольца Гергию Кешеяку, который сейчас является художественным руководителем фестиваля. Театр был построен в 1857 году, архитектурный стиль здания – смешение неоклассицизма и барокко. Театр располагает тремя сценами – главной (её там называют Большим театром), камерной сценой и летним театром на тысячу зрителей. В интерьер Большого театра Мишкольца удачно вписываются массивные красивые люстры, ложи, перила которых отделаны позолоченной краской, и тёмно-бордовый занавес. На этой сцене показывают не только музыкальные спектакли, но и драматические. Опера же безраздельно хозяйничает тут только в дни Международного оперного фестиваля «Барток плюс».

Голос великого Энрико Карузо. Эта запись звучала на оперном фестивале в Мишкольце. И вот по какому поводу: в Мишкольц на фестиваль приехал итальянский полицейский Джузеппе Николо – он привёз с собой 100 граммофонов, это лишь часть его коллекции. Все они в прекрасном состоянии, все звучат. И пластинки как новые. Сеньор Николо сначала представил своё собрание граммофонов, а потом эти предметы участвовали в исполнении премьерного сочинения PHONE' итальянского композитора Джироламо Дерако с участием хора и цифрового оркестра.

Дирижёр и художественный руководитель фестиваля Гергию Кешеяк, работающий сейчас в Будапеште, не скрывает своей любви к русской музыкальной культуре.

Русская музыка, русская литература совершенно естественным способом вписалась в канву этого фестиваля. Завершал музыкальный праздник гала-концерт Русской камерной филармонии из Санкт-Петербурга. В программе вечера звучала музыка Рахманинова, Стравинского, Хачатуряна, Масканьи, Гаврилина, а принимали участие в концерте мировые звёзды: Нора Фридрихс и Михаил Агафонов. Русская тема прозвучала и в мировой оперной премьере венгерского композитора Левенте Гьёнгощи и либреттиста Сабольч Варади. Они написали оперу «Мастер и Маргарита». Литературный шедевр Михаила Афанасьевича Булгакова нашёл отклик в оперной постановке. Кроме симфонического оркестра в партитуре присутствует рок-группа. На музыкальном фрагменте из «Мастера и Маргариты» мы закончим нашу программу, арию Маргариты исполняет молодая венгерская певица, сопрано Шафар Оршоя. Она только начинает свой творческий путь. И кто знает, может, совсем скоро она, как и многие другие участники фестиваля «Барток плюс», станет кумиром для многих любителей оперы!..

режиссёр – Ирина Высоцкая.

Музыка в программе:

О. Николаи. Увертюра к опере "Виндзорские кумушки"

 Л. Гьёгощи - С. Варади. Ария Маргариты из оперы "Мастер и Маргарита". Исп. Шафар Оршоя

​ А. Пьяццола - О. Феррер. Ария Марии из оперы-танго "Мария из Буэнос-Айреса". Исп. Беатрис де Ларрагойти и "Деко Ансамбль"

​ Т. Итцеш - Г. Ланцкор. Сцена из оперы-регтайма "Лютеры". Исп. Хор, солисты и Богемский регтайм джаз-бэнд.

 Д. Верди - Ф. М. Пьяве. Песенка Герцога из оперы "Риголетто". Исп. Энрико Карузо. Запись из коллекции Джузеппе Николо.

Режиссёр: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 01 октября

23:10