8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

17 сентября 2017

Музыка латиноамериканского барокко

Людмила Осипова: XVI-XVII столетие – золотой век латиноамериканской музыки. Он совпал по времени с политическим декадансом испанской монархической династии. Кто-то слышит в музыке латиноамериканского барокко сильное влияние  венецианских вокальных жанров, а кто-то – очевидные характерные черты испанской музыки и, конечно же, континентальной традиционной культуры – индейской, креольской и афро-американской. Наверное, местный “диалект” присутствует, но… всё же… как  мне кажется, - в этой музыке больше европейского. И яркое подтверждение тому – звучащая композиция Лукаса Руиса де Рибаяса в исполнении ансамбля старинной музыки “Вильянсико” под управлением Петера Понтвика.

На фестивале “Tage Alter Musik in Herne” в исполнении ансамблей “Вильянсико” и “Компанья музикаль” за исключением одной композиции звучали… вильянсики.

Вильянсико – самая популярная в Латинской Америке эпохи барокко музыкально-поэтическая форма. Свои истоки она ведёт от средних веков, и происходит от испанского слова “вилла” – “деревня”, что указывает на её простонародное происхождение. Как и итальянские мадригалы, вильянсики сочинялись для трёх или четырёх голосов, каждый голос развивался свободно, но подчинялся одной музыкальной и словесной теме, которую проводил верхний голос. Одно время вильянсико даже входил в состав церковной службы, в XVII веке это был духовный жанр. Но были и светские миниатюры, которые распевались и разыгрывались в салонах и гостиных богатой знати.

С начала XVIII века в Европе на смену этим вокально-инструментальным шедеврам пришли романсы, кантаты, насыщенные театральными эффектами, и только в Испании и в Латинской Америке вплоть до середины 19-го столетия можно было услышать вильянсики.

В 1765 году вышел первый королевский декрет, который запрещал исполнять в церкви вильянсики на простонародные тексты. Духовенство было озабочено тем, что храмы заполнялись по большей части любовниками музыкальных спектаклей, нежели благочестивыми верующими. Но вот что интересно: именно в церковных архивах сейчас находят ноты запрещённых композиций.

Автор одной из гватемальских находок – “Ау де ми” – Себастьян Дурон. Он был очень консервативным композитором для своего времени. С. Дурон служил органистом королевской капеллы в Мадриде. Неизвестно за что был выслан из Испании в 1706 году и последние свои годы провёл в одном из тихих городков на юге Франции. Дурон обожал итальянскую музыку и первым из испанских композиторов начал писать кантаты с ариями “да капо” и речитативами.

Композиция Лукаса Руиса де Рибаяса с типично итальянским названием  “Тарантелла” подтверждает явную связь испанской музыки с итальянской, правда, тарантелла, так любимая в XVII веке меломанами Перу, Мексики и Гватемалы, совсем не та зажигательная тарантелла, которую мы с вами знаем.

Насладимся музыкой старины!..

Музыка в программе:

Хуан Кереролс.  “Вуэла, палома дывина”. Ансамбль “Компанья музикаль”

Лукас Руис де Рибаяс. “Тарантелла”. Исп. ансамбль «Вильянсико»

Хуан Кэрерольс. Вильянсико. Ансамбль “Компанья музикаль”

Себастьян Дурон “Ау де ми”. Исп. ансамбль "Вильянсико"

Режиссёр программы: Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 03 декабря

23:10