8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

20 ноября 2017

Великан ритма

Людмила Осипова: Сегодня мы будем слушать архивную запись – Пятый фортепианный концерт Сергея Прокофьева в исполнении Владимира Ашкенази и Королевского Концертного оркестра Концертгебау под управлением Бернарда Хайтинка. Будем слушать и делать то, чего нельзя делать: читать чужие письма. Но сначала – краткая предыстория. Пятый концерт был написан Прокофьевым в 1932 году. Концерт вышел свежим по музыке, по музыкальным конструкциям, мелодиям и ритму. Недаром Прокофьева называли «великаном ритма». Прокофьев был необычайно популярным и модным в те годы композитором в Европе. Но вот исполнять музыку его соглашались далеко не все. Четвёртый фортепианный концерт для левой руки он сочинил специально для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, ставшего инвалидом в Первой мировой войне. И что вы думаете? Получив партитуру концерта, Витгенштейн написал Прокофьеву: "Я не понимаю ни одной ноты и играть не буду".

Поэтому Пятый фортепианный концерт Прокофьев уже «примерял» только на себя, на свои собственные возможности

На волне «Радио России" Пятый фортепианный концерт Сергея Прокофьева». А сейчас несколько его юношеских летних писем к соученице Вере Алперс. 18-летний Прокофьев отдыхал в Сонцовке, Вера – в Павловске. Она предложила ему переписываться. Вот его первое письмо, датированное 1-м июня по старому стилю (по новому стилю – 14-м июня) 1909 года:

«Многоуважаемая Вера Владимировна! Целый день вожусь с роялем, сочинением и шахматами. Я играю очень много и без всякого толку: сначала упражняюсь с полчаса, а затем валю самую разнообразную музыку, начиная с «Золотого петуха» и кончая сонатами Скрябина, Глазунова, «Исламеем» и «Божественной поэмой», которую разыгрываю по четырёхручному переложению. Когда к вечеру голова разболится от шахмат, а пальцы от Скрябина, любуюсь нашими ночами, которые действительно очаровательны, с ярким белым месяцем и тёмным садом, и только злят меня орущие вовсю соловьи, которым вторит из соседнего ручья целый хор лягушек».

Ещё одно письмо 18-летнего Прокофьева к Вере Алперс. В своём письме из Сонцовки в Павловск он сообщает ей о нечто таком!..

«Недавно в наше захолустье проникла цивилизация, выразившись тем, что один богатый мужик купил себе граммофон. И вот под вечер это дьявольское изобретение устанавливается на вольном воздухе перед хатой и начинает хрипеть свои ужасные песни. Собравшаяся толпа галдит от удовольствия и фальшиво подпевает, собаки лают и воют, идущие из поля коровы мычат и бегут в разные стороны и, в довершение всех мук, кто-то начинает не в тон подыгрывать на гармошке! Я сначала закрываю все окна, затем сажусь играть на рояле, но, наконец, выхожу из себя и уезжаю на велосипеде в поле, спасаясь от этой отчаянной какофонии»...

Вот видите, друзья, какофония для разных людей имеет разное значение. Для Прокофьева какофонией была граммофонная пластинка, которой не в лад подпевают любители, а для многих – музыка Сергея Сергеевича. Но это раньше. Отношение к музыке Прокофьева давно изменилось в лучшую сторону.

Музыка в программе:

С. С. Прокофьев. Концерт для фортепиан с оркестром № 5. Исп. Владимир Ашкенази в сопровождении Королевского концертного оркестра под управлением Бернарда Хайтинка. Трансляционная запись 1977 года.

Режиссёр программы: Ирина Высоцкая

 

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 06 мая

23:10