8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

21 января 2018

День рождения органа

Людмила Осипова: Под старый Новый год в Калининграде пышно отпраздновали десятилетие Большого органа Кафедрального собора. На этот праздник пригласили десять органистов из разных стран. Первый концерт стал открытием Международного фестиваля «Орган плюс», который полностью решили посвятить дню рождения Большого соборного органа. Почти каждый месяц в Калининград будут приезжать музыканты с разнообразными программами: Аркадий Шилклопер, Александр Князев, Московский Камерный хор Владимира Минина, знаменитый дудукист Геворг Дабагян… Из Третьяковской галереи на один из концертов фестиваля привезут картину В. Поленова «Московский дворик», завершится всё в Международный День музыки грандиозным двенадцатичасовым музыкальным марафоном. Все эти задумки – только ради слушателей.

«Мы рады каждому гостю, туристу, каждому посетителю Собора. Но нам нужна своя постоянная публика, профессиональные любители музыки, – говорит Генеральный директор Калининградского Кафедрального Собора Вера Таривердиева. – Чтобы хоть чем-то удивить калининградцев, я придумала акцию с картиной из Третьяковки. Я хочу хоть чем-то их поразить, а сделать это в Калининграде очень сложно». 

Действительно, с приходом Веры в Собор в качестве директора, жизнь в нём заметно изменилась. Сейчас здесь проводится рекордное количество концертов, порой по три в день, чем не может похвастаться ни один собор или органный зал Европы. Приходя в Калининградский собор, люди «идут на поклон» Большому органу, любуются его красотой. Так в своё время люди стремились попасть в Домский собор… Под сводами Калининградского собора не один, а два органа! Большой – на хорах, другой, малый, или хоровой, расположен в противоположном конце зала, рядом со сценой. В России нет второго такого пространства с двумя органами. Ну как не воспользоваться уникальной возможностью? Вера Таривердиева предложила Александру Чайковскому, которого случайно встретила в Москве в переходе метро «Пушкинская», написать что-то торжественное к открытию фестиваля «Орган плюс». По прошествии нескольких месяцев композитор, вспомнив о разговоре, загорелся идеей и за пару дней сочинил «Увертюру для двух органов и литавр». Мировая премьера состоялась как раз под Старый Новый 2018 год на открытии фестиваля. За Большим органом восседал титулярный органист Калининградского Собора Мансур Юсупов, за хоровым – Владимир Королевский. Литаврами «управлял» Вячеслав Тимен, солист Калининградского областного симфонического оркестра. Автор остался вполне доволен исполнением: «Два органа – это, по сути, два оркестра. Мне хотелось, чтобы сначала один орган словно выплывал из-под звуков другого, а потом они бы соединились в апофеозе. У музыкантов всё получилось».

Начало фестиваля было великолепным: лаконичная, ничуть неперегруженная программа, в которой десять органистов исполнили по одному произведению. Разумно было просить немецкого органиста Вольфганга Абендрота исполнить музыку И. С. Баха, а француза Оливье Пенена – С. Франка. Это, что называется, услышать музыку из первых рук. Почти вся органная карта Европы была представлена на открытии фестиваля «Орган плюс»: кроме вышеупомянутых – представители Польши (Вацлав Голонка), Италии (Антонио ди Дэдда), Литвы (Балис Вайткус), России (Владимир Хомяков, Даниэль Зарецкий, Евгений Авраменко). Но организаторам хотелось признаться в любви к органу ещё и на словах. Это желание воплотила прилетевшая из Вены любимица калининградской публики колоратурное сопрано Термине Зарян, которая исполняла моцартовский мотет “Exsultate, jubilate”. Термине скоро станет мамой. Интересное положение, в котором она пребывает, сразу же заметили многочисленные поклонники певицы. Они обнаружили, что голос её приобрёл особый оттенок, стал мягче, и оттого ещё более трогательным было её нежное пение, полное сердечной теплоты.

История органа Кёнигсбергского собора началась в XIV веке. Мы не знаем имени его первого мастера. Известно лишь, что с ним расплатились весьма скромной суммой, эквивалентной тогдашней стоимости плаща. За семь столетий орган перестраивался, реконструировался, украшался и модернизировался. И всегда – на средства города и меценатов.

Из старинных мастеров – известных и безымянных – больше всех мы обязаны Мозенгелю, построившему «барочное чудо» – так называли орган Кёнигсбергского собора из-за пышной красоты его фасада. В 1721 году Мозенгель закончил строительство органа. Простые жители города так долго ждали этого события, что готовы были отдать мастеру для ускорения дела свои скудные сбережения, но гильдия купцов и пивоваров решила взять все расходы по строительству на себя. И, как это часто бывает, затраты превысили смету, и Мозенгелю пришлось доводить всё в одиночку, на собственные средства. Спонсоры доплачивать отказались. И тогда он обратился в магистрат с письмом, которое заканчивалось словами: «Да благословит вас Всевышний и защитит он орган наш, чтоб стоял он вплоть до самого Страшного суда». Тогда этим словам отцы города не вняли…

Новому Большому оргáну Калининградского Кафедрального собора исполнилось десять лет. Собор стоит на острове Канта. У этого места своя неповторимая магия. И орган – своеобразная точка притяжения для калининградцев и гостей города. Безусловно, короля инструментов можно считать гением этого места – места, где нескончаемым потоком должна звучать музыка, ежедневно, буднично и на фестивалях «Орган плюс».

 

Режиссёр программы: Ирина Высоцкая

Звукорежиссёр трансляционной записи Николай Явир (Калининград)

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 19 августа

23:10