8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

"Музыкальная Европа" Музыкальные

Эпизод

07 октября 2018

Джузеппе Верди: последний классик оперы

Десятого октября любители оперной музыки отмечают юбилей: 205 лет со дня рождения Джузеппе Верди. Творчество его изучено вдоль и поперёк, его мелодии знает наизусть каждый меломан, никаких музыкальных и жизненных тайн нам уже не осталось. Удивлять нечем. Разве что – редкими записями… Сегодня мы приготовили вам несколько музыкальных номеров, фрагментов из опер Верди. Очень надеемся, вы оцените наш выбор. Во всяком случае, в нашей программе кое-что вы услышите впервые.

Энрико Карузо был младшим современником Джузеппе Верди и слышал многих певцов, занятых в его операх. И оттого ценным для нас становится любой подобный звуковой артефакт из того прошлого. 19-летний Карузо дебютировал в опере «Риголетто» Верди на сцене лондонского Ковент-гардена в 1902 году, через год после смерти великого композитора.

Мария Немет блистала на сцене Венской оперы в 1920-х годах. Венгерская певица, драматическое сопрано, настоящая оперная звезда.

Выдающийся венгерский баритон Александр Швед выступал под сценическим именем Александр Шандор фон Швед. Он учился в Музыкальной академии имени Листа как скрипач, лишь позже развил свой певческий талант. Именно Верди стал его судьбой: в 1928 году Александр Швед дебютировал в Будапештском Национальном Оперном театре в «Трубадуре». А с 40-го по 50-й годы был занят в нью-йоркском театре Метрополитен Опера в «Бале-маскараде».

Джузеппе Верди – автор 26-ти опер. Одна из них называется «Сила судьбы». В чём же сила музыки Верди? Ведь он не писал оперетт, все сюжеты его – исторические драмы, трагедии. Недавно его оперу «Бал-маскарад» назвали оперой-триллером. Но почему же Верди был так безумно популярен? Да и сейчас ему равных в оперном жанре, пожалуй, нет. Давайте подумаем над этим, а пока послушаем

Эмоциональная правдивость, красота мелодий… Верди был не просто мастером шлягеров, он был гением музыкального драматизма, зрители переживали драмы вместе с певцами, с оркестром. Всё, что пели, произносили на сцене, всё было предельно ясно – композитор добивался от исполнителей чёткости в пении и декламации, требовал раскрытия психологии героев, он требовал от всех правды.

Людмила Осипова


Джузеппе Верди и либреттист Арриго Бойто


Музыка Д. Верди в программе:

La Donna e Mobile [Песенка Герцога Мантуанского из оперы «Риголетто»].
Либретто: Франческо Мария Пьяве. Исп. Энрико Карузо. Архивная запись (граммофонная пластинка из коллекции Джузеппе Никколо)

Ария Леоноры из оперы «Трубадур».
Либретто: Сальваторе Каммарано, Леоне Эмануэле Бардаре. Исп. Мария Немет и Оркестр Венской Оперы. Запись 1929 года. Дирижёр Карл Альвин

Ария Ренато из оперы «Бал-маскарад».
Либретто: Антонио Сомма. Исп. Александр Швед и Оркестр Венской Оперы. Запись 1936 года, дирижёр Клеменс Краусс

Sì, pel ciel marmoreo giuro! Сцена из оперы «Отелло».
Либретто: Арриго Бойто. Запись 1914 года. Энрико Карузо – Отелло, Тита Руффо – Яго.

Режиссёр программы Ирина Высоцкая

Воскресенье
23:10
первое, третье воскресенье месяца
Вторник 03:12
Следующий выпуск

Воскресенье, 18 ноября

23:10