8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

06 сентября 2014

Джаз из Восточной Европы (731-я программа)

Программу "Бесконечное приближение" ведёт обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в нашей программе два имени, два музыканта, оба – представители Восточной Европы, и одновременно это очень важные фигуры в истории мирового джаза вообще. Наверняка эти имена знакомы радиослушателям. Это польский саксофонист Збигнев Намысловский (Zbigniew Namysłowski) и замечательный контрабасист, имеющий чешское, а точнее моравское происхождение, Йиржи Мраз (Jiri Mraz), который получил, уже играя на Западе, другое имя – Джордж. Так им понятнее. Йиржи им труднее произносить.

• Начнём с польского саксофониста Збигнева Намысловского, который появляется в программе просто потому, что родился 9 сентября 1939 года. То есть, мы приближаемся к его юбилею. 75 лет этому замечательному музыканту будет 9 сентября.

Для старшего поколения любителей джаза имя польского саксофониста Збигнева Намысловского значит очень многое. Это легендарная фигура 70-х годов, один из несомненных лидеров европейского джаза, который в последнее время стал чаще приезжать в Россию. И за пару минут, да и за час не расскажешь историю одного из влиятельнейших людей джаза послевоенного поколения. Во всяком случае, начало этого рассказа должно быть связано с первым появлением Збигнева Намысловского и его ансамбля на нашей сцене. Это было в Советском Союзе в 1967 году на знаменитом международном Таллинском джазовом фестивале, фестивале очень представительном и очень важном для нашей джазовой истории. Ансамбль Збигнева Намысловского был воспринят с необыкновенным энтузиазмом. Действительно это было великолепнейшее, интереснейшее выступление.

Потом мы уже узнали о том, что он – один из птенцов славного гнезда польского джазового лидера Кшиштофа Комеды (Krzysztof Komeda), такого своеобразного отца польского джаза. Так или иначе, благодаря и влиянию Кшиштофа Комеды, и серьёзному влиянию очень творческой обстановки в 60-е – 70-е годы в польском джазе Збигнев Намысловский в какой-то момент превратился из виолончелиста, а он учился изначально играть на виолончели, в тромбониста, причём диксилендового, а затем в саксофониста, который играет совершенно современную музыку. Именно таким он и предстал в Таллине в 1967 году.

Сейчас мы вернёмся в то время и послушаем ансамбль Збигнева Намысловского, хотя бы фрагмент его выступления, который потом был зафиксирован на пластинке фирмы "Мелодия", посвященной этому фестивалю.

В ансамбле у Збигнева Намысловского (альт-саксофон) играли пианист Адам Матышкович (Adam Matyszkowicz), контрабасист Януш Козловский (Janusz Kozłowski) и барабанщик Чеслав Бартковский (Czesław Bartkowski) по прозвищу Малый.

В исполнении ансамбля польского джазового саксофониста Збигнева Намысловского звучит колыбельная из оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" из альбома фирмы "Мелодия" 1967 года "Таллин-67. Международный джазовый фестиваль":
1. "Summertime" ("Летом", George Gershwin).

Родился Збигнев Намысловский в Варшаве 9 сентября 1939 года. С четырёхлетнего возраста он начал обучаться игре на фортепиано, с 12 – на виолончели, затем изучал теорию музыки в Варшаве. Дебют З. Немысловского как джазмена состоялся в 1956 году, когда он в качестве тромбониста выступил в диксиленде Витольда Кротохвила (Witold Krotochwil). На следующий год он, уже в качестве виолончелиста, впервые соприкоснулся с миром современного джаза, выступив с ансамблем "Modern Combo" Кшиштофа Садовского (Krzysztof Sadowski). В 18 лет в 1957 году он участвовал в легендарном фестивале в Сопоте (Sopot International Jazz Festival), в 1958 году принял участие в историческом событии – первом джазовом концерте в Варшавской филармонии. Дальше он оказался в ряду тех польских джазменов, которые впервые после войны гастролировали по странам Западной Европы. На знаменитом польском джазовом фестивале "Jazz Jamboree" в 1959 году З. Намысловский играл одновременно в двух коллективах: в качестве тромбониста и саксофониста. К концу 50-х годов он завоевал репутацию лучшего тромбониста Польши.

Однако уже в 1960 году он берёт в руки альт-саксофон, чтобы участвовать в хардбоповой группе "The Wreckers" Анджея Тжасковского (Andrzej Trzaskowski). С этим ансамблем З. Намысловский выступил в США на фестивале в Ньюпорте (Newport Jazz Festival) в 1962 году. С тех пор саксофон стал основным его инструментом. В 1963 году З. Немысловский собирает свой собственный квартет, с которым начинает гастролировать по Европе и записываться.

Причём именно там, в Европе, он стал первым польским джазменом, записавшим свой альбом за границей. Сделано это было группой современного джаза Збигнева Намысловского (Zbigniew Namysłowski Modern Jazz Group) на лондонской студии Decca Records. Альбом называется "Lola". На этом диске со Збигневым Намысловским играют: пианист Влодзимеж Гулковский (Wlodzimierz Gulgowski), контрабасист Тадеуш Вуйцик (Tadeusz Wojcik) и барабанщик Чеслав Бартковский (Czeslaw Bartkowski).

В исполнении квартета современного джаза польского саксофониста Збигнева Намысловского звучит композиция из альбома 1964 года "Lola":
2. "Blues Shmues" (Zbigniew Namyslowski).

Вообще время, когда делалась эта запись, время, когда Збигнев Намысловский выступил в Таллине, – это было замечательное время поворота к современному джазу и выхода польского джаза на европейский уровень, почти мировой. Во всяком случае, легендарный польский джазовый музыкант, а заодно ещё и врач Кшиштоф Комеда, автор музыки к очень многим фильмам, повернул многих своих учеников именно в эту сторону. Он сдвинул их с некоего традиционного мышления, и З. Намысловский записывался с Кшиштофом Комедой в середине 60-х годов.

В конце 60-х годов Збигнев Намысловский начинает активное внедрение польских фольклорных элементов в американскую джазовую канву. Такая музыка была современной на то время. Приближался джаз-рок. В конце 60-х годов это явление уже было более-менее знакомо полякам, которые получали информацию из-за рубежа, с Запада достаточно активно. Канву эту З. Намысловский знал неплохо, ведь уже в начале 60-х молодые польские джазмены вместе с З. Намысловским провели успешный тур по США. И вот в 70-е годы появляются великолепные работы музыканта: диск "Winobranie" ("Сбор винограда"), а затем альбом "Kujaviak Goes Funky" ("Куявяк становится фанки"), который имел невероятную популярность.

В исполнении джазового ансамбля польского саксофониста Збигнева Намысловского звучит пьеса из альбома 1975 года "Kujaviak Goes Funky":
3. "Zablakana Owieczka" ("Little Lamb Lost" или "Заблудшая овечка").

Вместе со Збигневым Намысловским здесь играют: саксофонист Томаш Шукальский (Tomasz Szukalski), пианист, клавишник Войцех Кароляк (Wojciech Karolak), контрабасист Павел Яржебский (Pawel Jarzebski) и барабанщик Чеслав Бартковский.

На волне успеха пан Збигнев Намысловский отправляется в США в 1977 и 1979 году на гастроли вместе ещё с одним знаменитым польским музыкантом – скрипачом и саксофонистом Михалом Урбаняком (Michael Urbaniak). В эти же годы он пытался найти своё место на музыкальной сцене Соединенных Штатов, но это было не лучшее время для него, для иностранного музыканта, желавшего продолжать развитие своей оригинальной авторской музыки, а не играть стандарты. В 1980 году З. Намысловский возвращается в Польшу, где продолжает развивать свою собственную стилистику, в основном построенную на соединении славянских фольклорных интонаций и современного камерного джаза.

Последующие десятилетия добавили музыканту опыта и даже некоторого консерватизма, ну а мы вернёмся вместе со З. Намысловским в 70-е годы. Тогда, в 1975 году, на "Jazz Jamboree" прозвучало замечательное "Der Schmalz Tango" ("Сальное, пошлое или похотливое танго"), которое Збигнев Намысловский записал вместе с норвежской певицей Карин Крог (Karin Krog). Позже он вновь вернулся к этой очень памятной теме, которая вышла уже в начале XXI века в записи 1997 года. Тогда, в 1975 году, это танго имело внутри себя элементы "фри джаза" и элементы "старого" звука. Новый саунд появился в 1997 году. Пан Збышек добавил здесь ещё и аккордеон.

В исполнении ансамбля польского джазового саксофониста Збигнева Намысловского звучит его композиция, записанная в студии Польского радио в 1997 году:
4. "Der Schmalz Tango" (Zbigniew Namyslowski).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Джордж Мраз (George Mraz), урожденный Йиржи Мраз (Jiří) контрабасист чешского происхождения /s562.photobucket.com/

• Оставшееся время программы будет посвящено ещё одному музыканту, который тоже родился 9 сентября, но на пять лет позже, в 1944 году. Причём в Богемии и Моравии (ныне – Чехия). Имя этого музыканта хорошо известно в джазовом мире. Его зовут Джордж Мраз (George Mraz). А когда он родился, в Чехии его звали Йиржи Мраз (Jiri Mraz). Это замечательный контрабасист, один из первых чешских музыкантов, добившихся признания в США. Его мастерство высоко оценили Чарльз Мингус (Charles Mingus), Тэд Джонс (Thad Jones) и многие другие джазмены Америки. Благодаря этому его имя можно встретить в самых разнообразных проектах, в основном, конечно же, американского джаза.

Йиржи Мраж или Мраз, как его стали называть в Америке, в 1961-1966 годах учился в Пражской консерватории, играл в трио органиста Яна Хаммера (Jan Hammer). В 1966 году он переехал в Мюнхен, работал с Хэмптоном Хоузом (Hampton Hawes), Бенни Бейли (Benny Bailey). В 1968 году в Швейцарии он выступал с замечательными музыкантами, настоящими европейскими звёздами Пьером Фавром (Pierre Favre) и Ирен Швайцер (Irene Schweizer). В том же году в августе в Праге появились танки. Йиржи не вернулся в Чехию. Он в 1969-1971 годах учился в школе Бёркли в Бостоне. Впоследствии играл с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson), Эллой Фитцджеральд (Ella Fitzgerald).

В 1973 году, став к этому времени гражданином США, он четыре года работал в биг-бенде Тэда Джонса – Мела Льюиса (The Thad Jones/Mel Lewis Orchestra). Трудно перечислить всех музыкантов, с которыми он выступал. Это и Стефан Граппелли (Stephane Grappelli), и Стэн Гетц (Stan Getz), и Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco), и Зут Симс (Zoot Sims), и многие другие. В конце 1970-х годов Йиржи Мраз регулярно сотрудничал с пианистом Роландом Ханной (Roland Hanna) и с нью-йоркским джаз-квартетом Фрэнка Уэсса (Frank Wess). Так что стилистически его выступления были тоже весьма разнообразны.

Сейчас мы послушаем его проект в трио, который посвящён Биллу Эвансу (Bill Evans). Называется альбом "Elegy For Bill Evans". А трио состоит из, кроме самого контрабасиста Джорджа Мраза, пианиста Ричи Бейраха (Richie Beirach) и барабанщика Эла Фостера (Al Foster), известного российской публике благодаря нескольким выступлениям в Москве, ну и, конечно же, благодаря сотрудничеству с Майлзом Дэвисом (Miles Davis). Запись эта сделана в 1981 году. А играть это трио будет пьесу Майлза Дэвиса "Solar".

В исполнении джазового трио американского контрабасиста Джорджа Мраза чешского происхождения звучит пьеса из альбома 1981 года "Elegy For Bill Evans":
5. "Solar" (Miles Davis).

Конечно же, Йиржи Мраз – это контрабасист, который занимает вполне мейнстримовскую позицию в современном джазе, однако разнообразие проектов приводило его в самые различные стилистики. Потому что ведь он играл и с гитаристом Джоном Аберкромби (John Abercrombie), и с пианисткой Тосико Акиёси (Toshiko Akiyoshi), и со Стивом Куном (Steve Kuhn), Мэлом Уолдроном (Mal Waldron). Кстати, в Москву он приезжал с пианистом МакКоем Тайнером (McCoy Tyner). Мы могли послушать его "живьём". А недавно мы слушали в наших программах его моравский проект со скрипачкой и певицей-авангардистом Ивой Биттовой (Iva Bittová). Это была менее традиционная работа.

В общем, спектр его музыки действительно очень широк, и мне хотелось бы закончить нашу сегодняшнюю программу одной записью, которая была сделана в январе 2000 года. Это квартет, в котором играют саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), гитарист Джим Холл (Jim Hall), контрабасист Джордж Мраз (George Mraz) и барабанщик Льюис Нэш (Lewis Nash). Эта запись представляет всех музыкантов совершенно полноправно и полнокровно.

В исполнении джазового квартета в составе саксофониста Джо Ловано, гитариста Джима Холла, контрабасиста Джорджа Мраза и барабанщика Льюиса Нэша звучит пьеса из альбома 2000 года "Grand Slam":
6. "Feel Free" (Joe Lovano).

№ 731 Саксофонист Збигнев Намысловский (09.09.1939 г.) и контрабасист Йиржи (Джордж) Мраз (09.09.1944)