8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Школа Авто Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

30 мая 2015

Трио Пола Блея: впереди своего времени (769-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Давненько мы не обращались к циклу "Персоналии". Надо сказать, что всякие юбилеи всё время заслоняют от нас музыкантов, которым я бы отдал максимальное время, потому что я сам их очень люблю. Вот один из этих музыкантов у нас как-то завис. Очень давно мы начали разговор о нём, но не продолжили. И сегодня будет его продолжение. Речь идёт о пианисте, которого зовут Пол Блей (Paul Bley).

Надо сказать, что, помимо Билла Эванса (Bill Evans), Пол Блей – один из самых влиятельных пианистов 1960-х годов. Канадец, живущий в Соединенных Штатах, Пол Блей сыграл в истории джаза на протяжении последних 50 лет очень важную роль. Его можно считать одним из основоположников современного импровизационно-композиторского мышления. Как и Билл Эванс, он отталкивался всегда от би-бопа (bee bop) и хард-бопа (hard bop). Язык Б. Эванса строился вокруг его мелодических и гармонических построений, а П. Блей, в большей степени, всегда экспериментировал со свободной игрой, иногда с электроникой.

Пол Блей родился 10 ноября 1932 года в Монреале. В Канаде он получил приличное музыкальное образование. В 5 лет он уже начал играть на скрипке, в 8 лет был довольно хорошим пианистом, а в 11 лет окончил консерваторию. Профессионально П. Блей начал выступать уже в конце 40-х годов в Монреале. В 1948 году П. Блею довелось встретиться с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). Ну а год спустя О. Питерсон рекомендовал его на замену себя для выступления в клубе "Альберт Лаунж" ("Alberta Lounge"), когда О. Питерсон отправился в Нью-Йорк, чтобы начать свою карьеру.

Так или иначе, в Нью-Йорке оказывается и Пол Блей. В прошлый раз, когда мы о нём говорили, а это было очень давно, я даже не очень помню, с чего мы начали слушать Пола Блея. Помню, что это была одна из записей, сделанных в последние годы уже не просто зрелым, а сильно пожилым музыкантом. Ну а сейчас мы вернёмся к самому началу, к пластинке, на которой Пол Блей появляется в трио под собственным именем. Рядом с П. Блеем здесь играют контрабасист Чарльз Мингус (Charlie Mingus) и барабанщик Арт Блейки (Art Blakey). Между прочим, неплохая компания. Фактически этот диск был выпущен по инициативе и на лейбле Чарли Мингуса, к которому и под влияние которого в значительной степени попал Пол Блей. Это 1953 год. В то время у Чарльза Мингуса недолго существовал собственный лейбл, который назывался Debut Records. Надо заметить, что Debut Records был предназначен для записи проектов самого Чарльза Мингуса и творческих "чёрных" музыкантов, которые нравились Ч. Мингусу. Надо сказать, что Пол Блей в расовом отношении не подходил под критерии этого лейбла, тем не менее, его дебют состоялся именно там. И сейчас мы услышим его игру в этом трио.

В исполнении трио американского пианиста канадского происхождения Пола Блейка звучит пьеса Ричарда Карпентера из альбома 1953 года "Introducing Paul Bley":
1. "(Teapot) Walkin'" (Richard Carpenter).

В 1950 году Пол Блей отправился в г. Нью-Йорк, чтобы учиться в знаменитой Джульярдской школе (The Juilliard School), которая на самом деле не школа, а одна из самых главных американских консерваторий. Разумеется, параллельно, будучи увлечён джазом, он играл с музыкантами на 52-й улице в Нью-Йорке. Причём ему доводилось выступать и играть с Чарли Паркером (Charlie Parker), Филом Вудсом (Phil Woods), Чарльзом Мингусом (Charles Mingus), Артом Блейки (Art Blakey). Он работал в трио, которое аккомпанировало Лестеру Янгу (Lester Young), и даже в течение одного месяца в секстете Луи Армстронга (Louis Armstrong Sextet), как это ни забавно сейчас звучит, имея в виду его дальнейшую музыкальную карьеру.

Однако мы будем двигаться по шагам в этой карьере и сейчас обратимся к записи, которая была сделана в августе 1954 года. Пластинка эта называется "Ранние трио" ("Early Trios"). Идёт она по именем самого Пола Блея. На этот раз в составе его трио оказываются контрабасист Пёрси Хит (Percy Heath) и барабанщик Эл Левитт (Al Levitt).

В исполнении трио американского пианиста канадского происхождения Пола Блея звучит джазовый стандарт Харри Уоррена из альбома 2005 года "Early Trios" (запись 1954 года):
2. "There Will Never Be Another You" (Harry Warren – Mack Gordon).

Пол Блей и его трио. Это ранние годы музыканта, пианиста, удивительного человека, который прошёл всю главную джазовую практику мейнстрима за какое-то десятилетие – с 1950 года и до конца 50-х годов. "Новой музыкой" он начал заниматься ещё до того, как наступили 60-е годы.

В 1955 году в Лос-Анджелесе Пол Блей работал с Четом Бейкером (Chet Baker), Чарли Мариано (Charlie Mariano), играл со своим собственным трио. В 1956 году он встретил Карен Борг (Karen Borg). Это отдельная история, которой мы сегодня не уделим внимания, иначе далеко отойдём от музыки. Тем не менее, эта шведская официантка, на которой он позднее женился, под именем Карла Блей (Carla Bley) сделалась знаменитой в джазовом мире и как клавишница, и в первую очередь как композитор. Пол и Карла Блей решили участвовать в школе джаза в Леноксе (The Lenox School of Jazz, шт. Массачусетс), которая была основана пианистом и лидером "The Modern Jazz Quartet" Джоном Льюисом (John Lewis). Эта школа была предназначена для того, чтобы усилить теоретическую подготовку музыкантов "нового джаза", новой волны, которая надвигалась на джаз и готова была его кардинальным образом изменить. Так вот, действительно эта подготовка осуществилась усилиями преподавателей, которые оказались в этой школе. Среди них в том году были Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), Чарльз Мингус, Джордж Расселл (George Russell), Рэн Блейк (Ran Blake) и многие другие.

Чета Блей прибыла в последний день, перед последней сессией. Тем не менее, Пол Блей получил шанс, по крайней мере, поиграть в одной из пьес. И это ему помогло в последующие годы. Результатом того взаимодействия явилась пластинка "Solemn Meditation" ("Торжественная медитация"), которая вышла под именем Пола Блея и вибрафониста Дейва Пайка (Dave Pike). Диск этот довольно любопытный. В нём явно проступают признаки "нового джаза". Впрочем, участниками этой записи являются молодые музыканты. Самому Полу Блею – 24 года, Дейву Пайку из Детройта – 19 лет. Здесь играет Чарли Хейден (Charlie Haden), которому всего 20 лет. Это действительно молодёжь. Ну и ещё в этом составе барабанщик Ленни МакБраун (Lennie McBrowne). Диск получился достаточно интересным. Он был записан в Голливуде 21 августа 1957 года. Мы услышим сейчас оттуда запись пьесы Карлы Борг, которая ещё выступает под своей девичьей фамилией.

В исполнении квартета американского джазового пианиста канадского происхождения Пола Блея, в котором участвует вибрафонист Дейв Пайк, звучит пьеса Карлы Борг из альбома 1957 года "Solemn Meditation":
3. "O Plus One" (Carla Borg).

Развитие и прогресс пианиста и композитора Пола Блея начинается с начала 50-х годов. Именно в то время возникает его долговременное творческое сотрудничество с "Jazz Workshop" Чарльза Мингуса, а к концу 50-х именно под руководством Пола Блея в Калифорнии выкристаллизовывались идеи "свободного джаза". Именно в его ансамбле начали выступать саксофонист Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) и трубач Дон Черри (Don Cherry). Фактически Пол Блей искал таких людей. И нашёл их в музыкальном стиле, в котором он имел больше свободы, чем предоставлялось ему в би-боповых идиомах. Так что Пол Блей был на самом гребне волны новых идей. Неслучайно, что Орнетт Коулмен, Дон Черри, Чарли Хейден (Charlie Haden) на контрабасе и барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins) оказались рядом с ним. Всё это происходило в Лос-Анджелесе. Это знаменитые записи в клубе Хиллкрест Клаб (Hillcrest Club), сделанные в 1958 году и представляющие собой раритетные, с одной стороны, а с другой, классические записи самого начала "фри джаза" ("free jazz").

В исполнении ансамбля американского пианиста канадского происхождения Пола Блея звучит пьеса Орнетта Коулмена из альбома 1958 года "Live At The Hillcrest Club":
4. "Free" (Ornette Coleman).

Да, вот так возникал ансамбль американского саксофониста Орнетта Коулмена. Именно под именем Пола Блея. Впрочем, этот факт широко известен.

Программу "Бесконечное приближение" готовят: автор и ведущий Михаил Митропольский и звукорежиссёр Ольга Рудакова.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Сегодня у нас на повестке дня творческая биография одного из важнейших и интереснейших музыкантов – пианиста Пола Блея, канадца по происхождению, человека, который участвовал во многих новых веяниях джазового прогресса середины прошлого века и продолжает играть потрясающе интересную музыку по сию пору.

Школа у Чарльза Мингуса для Пола Блея была очень важной. Взаимодействие с этим музыкантом он продолжал на протяжении многих лет, в том числе и на материале, который, казалось бы, не имеет отношения к "новому джазу". Но, если поглубже подумать, посмотреть внимательнее, то имеет, потому что творчество Дюка Эллингтона, как выяснилось, влияло на очень многих создателей совершенно перпендикулярных новоджазовых направлений. И для Чарльза Мингуса, и для Пола Блея, эта школа была тоже очень важной. Материал Д. Эллингтона они исследовали по-настоящему. В том числе к этому относится известная запись на диске "Pre-Bird", сделанная в мае 1960 года, можно сказать, уменьшенным оркестром Чарльза Мингуса, который играет, в том числе, и темы Дюка Эллингтона. За фортепиано в этом оркестре – пианист Пол Блей.

В исполнении оркестра американского контрабасиста Чарльза Мингуса, в котором на фортепиано играет Пол Блей, звучит тема, характерная для оркестра Дюка Эллингтона, но которая Ч. Мингусом и П. Блеем переосмысливается по-своему, из альбома 1960 года "Pre-Bird":
5. "Take The "A" Train" (Billy Strayhorn – Duke Ellington).

Это была запись оркестра Чарльза Мингуса с довольно традиционным материалом. И, тем не менее, здесь есть определённый угол зрения, под которым смотрят музыканты на этот материал, угол зрения, который отличает их от всей остальной массы музыкантов.

Но вернёмся к взаимодействию пианиста Пола Блея и Джорджа Расселла, создателем теории "ладового джаза". Дж. Расселл в какой-то момент пригласил Пола Блея для записи одного очень сложного сочинений для фирмы "Декка" (Decca Records). Это был сет с Рэном Блейком (Ran Blake). И именно на этом сете Пол Блей встретил впервые басиста Стива Своллоу (Steve Swallow). В результате возникло объединение, очень важное для истории джаза, – объединение Пола Блея, Стива Своллоу и, через некоторое время, кларнетиста Джимми Джюффри. Результат взаимодействия этих трёх музыкантов, старшим из которых и более опытным был, конечно же, саксофонист и бас-кларнетист Дж. Джюффри, был абсолютно непредсказуем для музыкантов. Они играли очень интересную для себя музыку. Это были импровизации без тональности или темпа. Эта музыка сыграла очень важную роль в становлении всех последующих стилей.

А впоследствии старые записи Джимми Джюффри, Пола Блея и Стива Своллоу повлияли очень сильно на создателя фирмы ECM, её главного хозяина Манфреда Айхера (Manfred Eicher), который в своё время настолько заинтересовался этой старой музыкой, что два альбома Джимми Джюффри "Fusion" и "Thesis", записанные в начале 60-х годов, были переизданы на ECM в виде двойного диска "Jimmy Giuffre 3". Один из них, альбом "Thesis" был записан в Нью-Йорке в августе 1961 года, а переиздан на фирме ECM в 1992 году. Несмотря на то, что имя Джимми Джюффри на двойном альбоме стоит главным, первым, что связано с его возрастом и опытом, все три музыканта играют очень важную роль в становлении фактически "новой музыки".

В исполнении американского джазового трио в составе пианиста Пола Блея, кларнетиста Джимми Джюффри и басиста Стива Своллоу звучит композиция П. Блея, посвящённая Карле Блей, из альбома 1992 года "Jimmy Giuffre 3":
6. "Carla" (Paul Bley).

Начало 60-х годов в истории джаза – особое время, когда параллельно развивалось много интереснейших идей. И этим занимались очень талантливые люди. Трио в составе Пола Блея, Джимми Джюффри и Стива Своллоу относится несомненно к категории этих людей. И, несмотря на то, что их музыка, их записи в то время были не столь популярны, какими они являются сейчас и как хотелось бы этого тогда, тем не менее, влияние их велико, а музыка великолепна. И поэтому следующая пьеса, которую мы услышим в сегодняшней программе, посвящённой Полу Блею, так или иначе, связана именно с этим трио.

Но хочется сказать несколько слов о басисте Стиве Своллоу. Американский музыкант Стефен (Стив) Своллоу (Stephen Swallow) родился 4 октября 1940 года в г. Нью-Йорке. Это контрабасист, электробасист, человек, который много играл на электробасе и достаточно рано занялся этим инструментом, музыкант, который выступает в разных стилистках – постмодерне, стилистике ECM, "нового джаза".

Детство его прошло в г. Фейр Лоун, штат Нью-Джерси. Стефен поначалу учился играть на фортепиано, потом на трубе, а в 14 лет перешёл на контрабас. В 1960 году после окончания Йельского университета, где он изучал композицию, музыкант переехал в Нью-Йорк. Там началось его бурное восхождение в области "новоджазовой музыки", которое было связано сначала с трио Пола Блея, а затем с трио Джимми Джюффри (1960-1962 годы). В эти же годы он выступает и с секстетом Джорджа Расселла, а затем, с 1962 по 1965 год, работает в квартете Арта Фармера (Art Farmer). Спектр его выступлений очень велик: от вполне традиционного музыканта Бенни Гудмена до достаточно продвинутых и необычных музыкантов. Так или иначе, трио в составе Пола Блея, Джимми Джюффри и Стива Своллоу было точно впереди своего времени. Они нащупали чувствительные точки в "новой музыке". И дальше уже все поколения музыкантов не могли это не учитывать. Сейчас прозвучит запись этого же трио с альбома "Emphasis", который был записан в ноябре 1961 года.

В исполнении американского джазового трио в составе пианиста Пола Блея, кларнетиста Джимми Джюффри и басиста Стива Своллоу звучит пьеса Дж. Джюффри из альбома 1961 года "Emphasis":
7. "Sonic" (Jimmy Giuffre).

Настало время прощаться, и прощание это будет на фоне трио, которое мы только что слушали и которое увлекло Пола Блея по определённой тропинке, по определённому пути в "новую музыку". Это начало 60-х годов.

В исполнении трио американского кларнетиста Джимми Джюффри, в составе которого на фортепиано играл Пол Блей, звучит пьеса из альбома 1962 года "Free Fall":
8. "Motion Suspended" (Jimmy Giuffre).

№ 769 Пол Блей (Paul Bley II): часть 2. Трио Пола Блея: впереди своего времени

культура фортепиано музыка пианист

Трио Пола Блея: впереди своего времени (769-я программа)

49:49