8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Выкл.
Вкл.
00:00
00:00
Гости эфира Армия Школа Авто Про деньги Общество Театр Культура История Здоровье Готовим вкусно! Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

06 июня 2015

Энтони Брэкстон и Миша Менгельберг (770-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня наша программа посвящена двум музыкантам, юбилеи которых прошли только что. Я думаю, не страшно, что мы с небольшим опозданием (всё-таки программа "Бесконечное приближение" выходит не каждый день) эти юбилеи отметим. Музыканты эти действительно большие и очень интересные. На каждого из них придётся примерно половина передачи, то есть совсем мало, а они заслуживают большего, но ничего не поделаешь.

Одного из них зовут Энтони Брэкстон. Наверняка большая часть слушателей "Бесконечного приближения" знают, о ком идёт речь. И второй музыкант – это пианист Миша Менгельберг, менее известный в мире, хотя весьма знаковый и любопытный музыкант, творчеству которого стоит уделять больше внимания.

Надеюсь, что сегодняшняя программа будет просто затравкой для слушателей. Если они не очень хорошо знакомы с творчеством этих людей, значит, они обратят на них внимание и будут слушать самостоятельно. Для этого, собственно, мы и работаем в программе "Бесконечное приближение".

• Американский саксофонист Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) – один из крупнейших джазовых музыкантов и композиторов во всей истории джаза. Он очень глубок и многообразен. И у него немало противников. Дело в том, что в джазе, который для большинства людей находится где-то недалеко от эстрадной музыки, немало людей, которые хотят, чтобы джаз оставался лёгкой, незамысловатой музыкальной частью нашего бытования. И им не надо никаких сложностей, которые обеспечивает Энтони Брэкстон.

4 июня исполнилось 70 лет этому афроамериканскому музыканту, у которого огромная дискография, сотни композиторских работ, в том числе и для больших оркестров. "Печально, но для афроамериканских музыкантов не существует категорий в композиционной музыке, и это одна из причин её непонимания, – так считает сам Энтони Брэкстон. – Я – афроамериканский музыкант, который не может определить место своему творчеству в категориях современной истории музыки".

Надо сказать, что с Энтони Брэкстоном мы встречались несколько раз в Москве. Нам повезло, он приезжал сюда со своими проектами, один из которых был представлен в 2008 году. Я сейчас, не раскрывая всех обстоятельств жизни и биографии этого саксофониста, хотел бы остановиться именно на этом проекте, который недалеко отстоит от нас по времени. Проект этот называется "Diamond Curtain Wall Quartet". Это трио и очередное воплощение брэкстоновской концептуальной идеи, которая пришла на смену предыдущей "Ghost Trans Music" и в которой участвуют замечательные музыканты из разных концов мира. Среди них – трубач, флюгельгорнист, корнетист Тейлор Хо Байнэм (Taylor Ho Bynum). Это представитель нового направления в музыке. Он рядом с Энтони Брэкстоном. И гитаристка, которая в последние годы приковывает к себе внимание любителей музыки, белая исполнительница с острыми радикальными идеями. Её зовут Мэри Хэлвёрсон (Mary Halvorson). Она тоже привлекла внимание Энтони Брэкстона, который включил её в свой проект.

В исполнении трио Энтони Брэкстона "Diamond Curtain Wall Trio" звучит фрагмент композиции, сыгранной во время XIV Международного джазового фестиваля "Along Came Jazz" в Тиволи (Tivoli, Италия) в 2008 году:
1. "ABDCW3".

Американский саксофонист Энтони Брэкстон родился в 4 июня 1945 года в Чикаго (шт. Иллинойс, США). С 1959-го по 1963 год посещал Чикагскую музыкальную школу. Первым его инструментом был кларнет. После школы последовал Рузвельтский университет (Roosevelt University), где Э. Брэкстон слушал лекции по философии и композиции. Именно в то время у него появляется интерес к академической и, в первую очередь, к авангардной музыке.

После первого семестра обучения в университете Э. Брэкстона призвали в армию. Он попал в Корею и именно в армии освоил альт-саксофон, познакомился с Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell), который является участником группы "Art Ensemble Of Chicago". В 1966 году Энтони Брэкстон становится членом только что организованной Ассоциации поддержки творческих музыкантов (Association for the Advancement of Creative Musicians или AACM). Кроме него, туда входят пианист Мухал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams), саксофонисты Роско Митчелл и Джозеф Джарман (Joseph Jarman), трубач Лео Смит (Leo Smith) и скрипач Лерой Дженкинс (Leroy Jenkins).

"Творческая музыка" – это музыка, когда к свободной импровизации добавились методы, характерные для европейской музыки второй половины XX века. Уже в 1967 году Э. Брэкстон собирает своё трио под названием "The Creative Construction Company", в состав которого входят Лерой Дженкинс и Лео Смит. В то время любители "новой волны" в музыке слушают главных героев этой музыки. Это Джон Колтрейн (John Coltrane), Орнетт Коулмен (Ornette Coleman) и Альберт Айлер (Albert Ayler). В отношении композиции "свободный джаз" даже сделал шаг назад в те времена относительно музыки эпохи свинга или периода расцвета "третьего течения". Фри-джазовые музыканты попытались совместить методы коллективной и сольной импровизации, освободившись при этом от всех формообразующих принципов.

Совершенно не так обстоит дело у Энтони Брэкстона. Для него эти формообразующие принципы являются важными. В 1968 году на лейбле Delmark выходят два первых альбома Э. Брэкстона. Это двойной альбом "Для альт-саксофона" ("For Alto Saxophone") и "Три композиции "нового джаза" ("Three Compositions Of New Jazz"). Первый представил полуторачасовой сеанс сольной игры Э. Брэкстона на альт-саксофоне, второй – музыкантов ансамбля "The Creative Construction Company" и Махэля Абрамса на одной из композиций. Здесь нет тех методов, которые характерны для "свободного джаза" тех лет. Наоборот, в "Трёх композициях "нового джаза" саксофон, труба и скрипка занимают независимые музыкальные пространства, почти не пересекаясь друг с другом. В этой музыке отсутствует некий "центр тяготения", музыка звучит даже сейчас достаточно необычно, хотя на самом деле это классика "свободного джаза". В записи 1969 году, которая прозвучит, участвуют скрипач Лерой Дженкинс, трубач Лео Смит и саксофонист Энтони Брэкстон.

В исполнении трио Энтони Брэкстона "The Creative Construction Company" звучит фрагмент композиции Лероя Дженкинса из совместного альбома 1969 года Энтони Брэкстона и Ричарда Тейтельбаума (Richard Teitelbaum) "Silence & Time Zones":
2. "Off The Top Of My Head" (Leroy Jenkins).

Энтони Брэкстон уже в те времена, в 60-е годы, обратил на себя внимание довольно странной формой нотации, с помощью которой он обозначает свои композиции. Каждая композиция имеет название, которое состоит из трёх компонентов. Первый – это просто текст, где указывается порядковый номер. Например, "Композиция № 34". Дальше идут: второй – кодированный текст из символов (цифры, буквы, знаки препинания) и третий – графическая часть в виде диаграммы, которая имеет 6 степеней свободы обозначения.

Кодированная часть представляет формулу, в которой содержится система взаимоотношений и совокупность альтернатив развития музыкального материала. Довольно сложная конструкция. Причём для кодирования используются самые различные методы: от нумерологии до астрологии. В графических заголовках Э. Брэкстон пытается в виде диаграмм показать композиционный образ пьесы, её развитие в динамике от начала до конца, причём со всеми возможными вариациями.

Мне пришлось видеть подобные обозначения, когда Э. Брэкстон приезжал в Москву. Я просто заглядывал в клавир, в ноты. Там были совершенно удивительные рисунки. Ну, эта музыка, конечно, доступна для её создателей. И подобная нотация тоже. А вот о коммерческом успехе речи, конечно, не могло быть.

Энтони Брэкстон покинул США и переехал в Париж. Там он познакомился с молодыми и малоизвестными в то время музыкантами – басистом Дейвом Холландом (David Holland) и пианистом Чиком Кориа (Chick Corea). Тогда они имели больший авторитет, чем Э. Брэкстон, поскольку успели поиграть у Майлза Дэвиса (Miles Davis) в группах. Так сложилась группа "Circle", четвёртым участником которой стал барабанщик Барри Альтшуль (Barry Altschul). В 1971 на лейбле ECM вышел их первый и последний двойной альбом "Paris Concert" ("Парижский концерт"). Очень любопытный, "живой" альбом, фрагмент из которого мы сейчас услышим. Вообще говоря, для Э. Брэкстона он достаточно традиционен, и, тем не менее, музыка эта в высшей степени интересна. Темой, которая послужила затравкой для совместной импровизации Энтони Брэкстона, Чика Кориа, Барри Альтшуля и Дейва Холланда, послужила композиция Уэйна Шортера "Нефертити".

В исполнении группы "Circle", в составе которой на саксофоне и контрабас-кларнете играет Энтони Брэкстон, звучит фрагмент композиции Уэйна Шортера из альбома 1971 года "Paris Concert":
3. "Nefertitti (Wayne Shorter).

Энтони Брэкстон недолго пробыл в группе "Circle". Группа эта чрезвычайно интересная, но дело в том, что Чик Кориа был разочарован тем, что эта музыка не имеет коммерческого успеха, и он решил заняться джаз-роком. Что касается остальных музыкантов, они некоторое время продолжали взаимодействовать, однако Энтони Брэкстону было интересно усложнение его музыки. И дальше его история развивалась очень любопытно, в самых разных направлениях. Пожалуй, эта история требует отдельного рассмотрения, чем мы и займёмся в одной из программ "Бесконечное приближение" внимательно и не торопясь. Тем более что дискография Энтони Брэкстона огромна.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

Голландский пианист, исполнитель джаза и импровизационной музыки Миша Менгельберг (Misha Mengelberg).

• Сегодня мы отмечаем юбилей ещё одного замечательного музыканта, которому 5 июня исполнилось очень немало лет, а именно – 80. Это пианист Миша Менгельберг (Misha Mengelberg). Вторую половину сегодняшней программы мы посвятим именно ему.

Но прежде цитата из Миши Менгельберга, сказанная им в интервью Кеннету Энселлу: "Мы играем серьёзную музыку, но делаем это весело. Я не особенно интересуюсь музыкой других людей, а, когда играю свою, обычно нахожусь в плохом настроении, и мне не хочется веселиться. Я по натуре пессимист и мало изменился с течением времени".

Это всё показывает отчасти его характер – характер странного человека, человека, который одновременно является потрясающим пианистом и находится в естественной для него среде. Это абсурдистский юмор.

Немного истории. Миша Менгельберг родился в Киеве. Правда, жил там очень недолго. Младенцем был оттуда увезён и, в общем, является голландским музыкантом. Кстати, голландским композитором и дирижёром был его отец. Мать его была немецкой арфисткой. Ну а рождение его произошло 5 июня 1935 года.

Сейчас пианист Миша Менгельберг – лидер голландского ансамбля "ICP Orchestra". Он известен своей ролью в развитии "новой музыки", которая начала возникать в Нидерландах под влиянием джаза в 1960-х. М. Менгельберг начал именно тогда заниматься импровизацией и тогда уже считался одним из главных джазовых пианистов.

Запись, которая сейчас прозвучит, сделана в XXI веке – в 2006 году. Это будет дуэт Миши Менгельберга и его младшего партнёра, одного из выдающихся немецких музыкантов – альт-саксофониста, кларнетиста и бас-кларнетиста Франка Гратковски (Frank Gratkowski), человека в высшей степени талантливого.

В исполнении дуэта в составе голландского пианиста Миши Менгельберга и немецкого альт-саксофониста Франка Гратковски звучит пьеса из альбома "Frank Gratkowski vis-à-vis Misha Mengelberg":
4. "Geburtstags Mix".

Миша Менгельберг написал свою первую пьесу для фортепиано в четыре года и с тех пор довольно много сочинял в джазе и в академической музыке. Несомненное влияние, которое испытывал этот музыкант, – это, конечно, влияние пианистов Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Херби Николса (Herbie Nichols). Что касается академической музыки, то это композитор Джон Кейдж (John Cage), чьи лекции он слушал в Дармштадте в 1958 году. Ну и, конечно, абсурдистско-художественное движение Fluxus, с которым он взаимодействовал в 1960-х.

Музыкальное образование Миша Менгельберг получил в Королевской консерватории в Гааге. Он закончил её в 1964 году. И в том же году он принял участие в записи исторического альбома саксофониста и кларнетиста Эрика Долфи (Eric Dolphy) "Last Date". На этом альбоме также появился барабанщик Хан Беннинк (Han Bennink), с которым Миша до сих пор играет в дуэте. Эрик Долфи умер 29 июня 1964 года в Берлине в возрасте 36 лет. Сессия, о которой идёт сегодня речь, была сделана 2 июня 1964 года в Хилверсуме (Голландия). То есть, времени до смерти Э. Долфи прошло совсем ничего. Это одна из последних записей Э. Долфи, очень важная и интересная.

Собственно, это были гастроли Эрика Долфи в Амстердам. Первый раз он играл там с Джоном Колтрейном в 1961 году. После записи в Хилверсуме он уехал в Париж, а 30 июня к музыкантам, которые участвовали в этой записи в Голландии, пришло известие о его смерти. Причём интересно, что барабанщику Хану Беннинку от Эрика Долфи пришло письмо с приглашением поиграть в Монмартре. Письмо это было доставлено в Копенгаген через два дня после того, как Эрика Долфи уже не было на свете.

Сейчас будет, наверное, уместно послушать одну из записей с диска 1964 года "Last Date". Эрик Долфи, Миша Менгельберг, Хан Беннинк и басист Жак Шольс (Jacques Schols). Прозвучит пьеса Миши Менгельберга. Это очень важно, поскольку Эрик Долфи согласился играть пьесу молодого голландского пианиста. Название этой пьесы, боюсь, не смогу произнести. То ли это сложное голландское слово, то ли это микст из различных слов. Начинается оно со слов "Гипокрист", а вот дальше… Но это не имеет значения, поскольку дальше будет звучать музыка.

В исполнении квартета американского саксофониста Эрика Долфи, в составе которого на фортепиано играет голландский пианист Миша Менгельберг, звучит пьеса из альбома 1964 года "Last Date":
5. "Hypochristmutrecuzz" (Misha Mangelberg).

С Мишей Менгельбергом повторяется та же ситуация, что и с Энтони Брэкстоном в нашей коротенькой программе, которая идёт всего 50 минут. Мы не успеваем сколько-нибудь подробно рассмотреть личности и музыку этих двух больших музыкантов. Поэтому всего понемногу. И Миша Менгельберг тоже будет представлен сейчас ещё одной записью, хотя на самом деле их огромное количество, огромная дискография у этого музыканта. Это, собственно, его огромная жизнь, которая продолжается. Миша Менгельберг, конечно, в этой жизни сделал уже очень многое.

А если вернуться к истории, то в 1966 году квартет Миши Менгельберга появился на Нью-портском джазовом фестивале в США. В следующем году М. Менгельберг, Х. Беннинк и Виллем Брёкер (Willem Breuker) основали сообщество музыкантов под названием "Instant Composers Pool" (ICP). Это был поворотный пункт в развитии независимой голландской импровизационной музыки, которая ориентировалась на джаз, но не ограничивала себя каким-то определенным стилем или эстетикой.

Когда-то, несколько лет назад, Миша Менгельберг, будучи на гастролях в России, доехал до Екатеринбурга и там дал интервью моему коллеге Геннадию Сахарову, имеющему в Екатеринбурге свою джазовую программу. Так вот, М. Менгельберг в интервью Г. Сахарову сказал: "Когда я начал заниматься импровизацией, единственной музыкой, к которой я мог обратиться, был американский джаз. Благодаря джазу можно было найти единомышленников, чтобы играть вместе. Поэтому я увлёкся джазом и вскоре оказался под влиянием Телониуса Монка. Вообще-то, Т. Монк – не совсем американец, потому что всегда находился в стороне, в тени основного направления американского джаза. Многие даже говорили, что он не умеет играть. А мне очень нравились его композиции, и я с интересом их анализировал".

Должен заметить, что к мнению Миши Менгельберга присоединяются очень многие музыканты. Телониус Монк, будучи, конечно, американцем по рождению, по происхождению, остаётся каким-то непознанным "островом неизвестности", который ещё предстоит открывать очень многим, может быть, даже поколениям музыкантов. Так что это вполне естественный процесс.

В 2000 году Миша Менгельберг и Хан Беннинк дали два концерта в Нью-Йорке в Центре Линкольна и в течение недели выступали в манхэттенском клубе “Iridium” вместе с трубачом Дейвом Дагласом (Dave Douglas), с которым они впоследствии записывались и который у нас тоже проходит по линии "Персоналий" в программе "Бесконечное приближение". Просто эти персоналии, к сожалению, редко появляются в наших программах, но Дейвом Дагласом мы ещё тоже будем заниматься.

Так вот, вместе они записывались не раз, и одна из записей будет сейчас представлена. Она-то и закончит сегодняшнюю передачу. Это диск, выпущенный в 2001 году под названием "Four In One": Миша Менгельберг (фортепиано), Дейв Даглас (труба), Брэд Джонс (Brad Jones, контрабас) и Хан Беннинк (барабаны). Такой европейско-американский состав, играющий всё того же неизведанного Телониуса Монка.

В исполнении квартета голландского пианиста Миши Менгельберга звучит знаменитая тема из альбома 2001 года "Four In One":
6. "Monk's Mood" (Thelonious Monk).

№ 770 Anthony Braxton & Misha Mengelberg (Энтони Брэкстон и Миша Менгельберг)

 

авангард джаз музыка

Энтони Брэкстон и Миша Менгельберг (770-я программа)

49:50