8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

27 июня 2015

Музыка американских композиторов Терри Райли и Джона Медески (773-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в программе "Бесконечное приближение" – два героя, два музыканта, которые представляют разную музыку. Один из них – композитор, причём уже, можно сказать, классик. Но при этом импровизирующий композитор. Второй – джазовый музыкант, но не вполне джазовый. Итак, Терри Райли (Terry Riley), которому 24 июня исполнилось 80 лет, и Джон Медески (John Medeski), гораздо более молодой музыкант, которому 28 июня исполнится 50 лет.

• Американский композитор Терри Райли – не просто музыкант, не просто композитор, это экспериментатор, отец минимализма и многих других музыкальных штук. Вообще, это один из немногих гигантов, чьё имя фигурирует в академических изданиях, но при этом на его выступлениях можно видеть как консерваторскую молодёжь, так и интеллектуалов от рок-музыки и "нового джаза". Т. Райли пишет музыку для огромных симфонических оркестров, для знаменитого американского струнного "Кронос-квартета" ("The Kronos Quartet"). Его играют джазовые музыканты, да и сам он, садясь за специально настроенный рояль, импровизирует совершенно уверенно в джазовом контексте.

Другая его привычная среда – это североиндийская классическая музыка, которую Т. Райли изучил настолько, что способен даже преподавать её. Терри Райли действительно является пионером стиля, который получил название "музыкальный минимализм", наряду со Стивом Райхом (Steve Reich) и Филипом Глассом (Philip Glass). Но С. Райх и Ф. Гласс пришли чуточку позже. Основополагающей партитурой такой музыки стала композиция "In C" Терри Райли, созданная в 1964 году. В 70-е годы Т. Райли пригласили преподавать в колледже Миллс (The Mills College) в Окленде, где он познакомился с Дэвидом Харрингтоном (David Harrington), основателем и лидером "The Kronos Quartet", для которого впоследствии было написано немало музыки.

Первую композицию Терри Райли мы, кстати, в исполнении "The Kronos Quartet" и услышим. Это знаменитая "G Song", которую Т. Райли написал для квартета, но она основана на более ранней пьесе Т. Райли 1973 года для саксофона и клавишных. Мелодия саксофона была позже расшифрована для струнного альта. Вообще, вся пьеса "Джи-песня" ("G Song") имеет развитие из джазового аккорда, поверх которого играются темы в соль-минор.

В исполнении американского струнного квартета "The Kronos Quartet" звучит пьеса Терри Райли из альбома 1984 года "Terry Riley: Cadenza On The Night Plain":
1. "G Song" (Terry Riley).

Надо сказать, что минималистская музыка обычно весьма продолжительная, поэтому в программах, вроде "Бесконечного приближения", приходится ограничивать звучание, давать фрагменты. Ничего не поделаешь. Замысел композитора был иной. Это прекрасно понятно. И если кто-то хочет получить полное впечатление от композиции, то, конечно, слушать её надо не по радио, а специально покупать пластинки или каким-то образом находить их в Интернете.

Американский композитор Терри Райли родился 24 июня 1935 года у подножья гор Сьерра-Мадре (Sierra Madre) в северокалифорнийском городке Колфакс (Colfax). Стараниями матери в доме появилось пианино, а у Терри – первый учитель музыки в лице его собственной мамы. Отучившись в Государственном колледже Сан-Франциско, в 1959 году Т. Райли поступил в Университет Калифорнии Бёркли (University of California, Berkeley) и спустя некоторое время присоединился к прославленному "San Francisco Tape Music Center", объединявшему авангардистов Северной Калифорнии. Для Т. Райли это был период интереса к серийной музыке, к фортепианным сочинениям Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg, изначально Schönberg). Там же у Терри завязалась дружба с авангардным композитором-минималистом Ла Монте Янгом (La Monte Young). Ещё до встречи с Терри Ла Монте занялся изучением свойств расширенной тональности и разработкой специфической концепции времени, в основе которой лежала идея освобождения от внешнего времени, создания при минимуме композиционных приёмов своеобразной воронки, через которую происходит проникновение в изолированное безграничное временное пространство.

Благодаря этой идее возник так называемый "Театр вечной музыки", основанный Ла Монте Янгом в 60-х годах. В тот же период Терри начинает увлекаться экспериментами с технологией тейп-лупов ("плёночных петель" или "tape loops"), с помощью которой можно зацикливать музыку. Тогда ещё не было никаких компьютеров, а такая технология уже возникла. И возникала она посредством нехитрых манипуляций с плёнкой. Звуковые циклы многократно комбинировались и накладывались друг на друга. По сути, это был простейший сэмплинг.

Впечатлённый творчеством саксофониста Джона Колтрейна (John Coltrane) и авангардного композитора Джона Кейджа (John Cage), Терри Райли начал тщательно изучать открытую импровизацию и авангардную музыку, что привело к появлению у Терри Райли в 1960 году психоделического произведения "Mescalin Mix" в духе "musique concrete" для танцевального номера мастерской (San Francisco Dancer’s Workshop) Анны Халприн (Anne Halprin). Так или иначе, он преобразовывал свою музыку, создавая "абстрактную фабрику звука".

И в 1964 году появляется известная композиция Т. Райли "In C", которую отличает импровизация последовательностями музыкальных фраз различной длины. Идея пьесы родилась у Т. Райли в Сан-Франциско в автобусе. По пути на работу он придумал конструкцию, состоящую из 53 отдельных частей (фраз), в большинстве своём равных одному такту. Каждая из них содержит свой музыкальный рисунок, но играется это всё "в тоне "до". Кроме того, один из исполнителей, задавая темп, отвечает за ровную пульсацию ноты "до" на клавиатуре фортепиано.

В этом участвуют ещё музыканты, количество которых, как и количество инструментов, заранее намеренно не оговаривается. Так что здесь полная, в этом смысле, свобода, правда, ограниченная очень скупыми примечаниями к тексту. Исполняемые одна за другой 53 фразы накладываются, сливаются и перекликаются по ходу исполнения произведения. Впервые "In C" было исполнено Стивом Райхом, флейтистом и саксофонистом Джоном Гибсоном (Jon Gibson), аккордеонисткой Полин Оливерос (Pauline Oliveros) и мультиинструменталистом-электронщиком Мортоном Саботником (Morton Subotnick). Однако после этого исполнения только множились.

Мы сейчас для того, чтобы всё-таки приникнуть к источнику, к оригиналу, услышим запись 1968 года, в которой участвуют Терри Райли и музыканты центра "Center Of Creative And Performing Arts". Используется множество инструментов: саксофон, гобой, фагот, труба, кларнет, флейта и другие.

В исполнении американского композитора и клавишника Терри Райли и центра "Center Of Creative And Performing Arts (SUNY-Buffalo)" звучит фрагмент пьесы из альбома 1968 года "In C":
2. "In C" (Terry Riley).

О музыке Терри Райли можно говорить очень много и слушать её можно очень долго, поскольку за свою длинную жизнь Т. Райли создал огромный арсенал этой музыки, причём частично она записана, а частично – нет. О многочисленных проектах музыканта тоже сказать в течение короткого времени невозможно, но нельзя не упомянуть, что в 1980 году Т. Райли становится учеником и последователем исполнителя индийских раг Пандит Пран Натха (Pandit Pran Nath), отправляется в Индию и занимается там с мастером. Вплоть до смерти Натха в 1996 году Т. Райли очень много выступает с ним как аккомпаниатор на тампуре, табле и бэк-вокалист. Позже сам исполняет раги со своими студентами.

У Терри Райли очень много интересных и театральных работ. В мае 2000 года музыкант впервые побывал с концертами в России. С тех пор такие встречи стали довольно регулярными. Ну, и, конечно, взаимодействие с "Кронос-квартетом" и его основателем и первой скрипкой Дэвидом Харрингтоном – тоже очень важная часть творчества Терри Райли. Их знакомство и активизация "The Kronos Quartet" пришлись на то время, когда жанр классического струнного квартета стал как бы вымирающим жанром. И взаимодействие с Терри Райли для "Кронос-квартета" стало поводом и способом выживания. В результате получились великолепные работы. Некоторые из них были представлены на премию "Грэмми", например, такие, как альбом "Танец Саломеи ради мира" ("Salome Dances For Peace").

И одну из работ Т. Райли с "Кронос-квартетом" хотелось бы представить. Это три необычные несходные композиции, объединённые названием "Реквием для Адама" ("Requiem For Adam "). Три части этого "Реквиема" созданы в память об Адаме Харрингтоне, сыне Дэвида Харрингтона, но при этом ни одна из этих частей не является траурной. Весёлое, навеянное Белой Бартоком "Восхождение по Небесной лестнице" ("Ascending The Heaven Ladder") уступает дорогу откровенной электронике во второй части под названием "Траурный кортеж на гору Дьявола" ("Cortejo Funebre en el Monte Diablo"), которая, в свою очередь, ведёт к энергичному движению в третьей части, названной "Реквием для Адама".

В исполнении американского коллектива "The Kronos Quartet" звучит фрагмент произведения Терри Райли из альбома 1999 года "Terry Riley: Requiem For Adam"
3. "Cortejo Funebre en el Monte Diablo" ("Funeral March On Mount Diablo") (from "Requiem For Adam", Terry Riley).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Американский композитор и клавишник Энтони Джон Медески (Anthony John Medeski).

• Оставшаяся часть программы будет посвящена ещё одному герою, человеку, более молодому, чем Терри Райли. Это американский клавишник и композитор Энтони Джон Медески (Anthony John Medeski), который своим творчеством в значительной степени определяет ближайшее будущее музыки под названием "джаз". Хотя он себя далеко не всегда причисляет к джазовым музыкантам. Это нормальное явление. Джону Медески исполняется 50 лет, и он уже вполне входит в когорту ветеранов джаза. Однако, по-моему, он остаётся до сих пор молодым музыкантом, причём музыкантом, который своей деятельностью разрушает установившиеся представления о джазе. В общем, молодой-то он молодой, но уже давным-давно Джон Медески со своими партнёрами: перкуссионистом Билли Мартином (Billy Martin) и контрабасистом Крисом Вудом (Chris Wood) – вошёл в число немногочисленных звёзд современного джаза.

Но сегодня в преддверии его юбилея мы вспомним его раннюю музыку. Раннюю потому, что после юбилея можно будет уже поговорить о музыке более свежей и более современной.

Американский пианист, клавишник и композитор Джон Медески родился в г. Луисвилле (шт. Кентукки). Он получил классическое музыкальное образование, заинтересовался параллельно фанком и джазом. Ещё тинейджером ему удалось поиграть с Марком Мёрфи (Mark Murphy) и Жако Пасториусом (Jaco Pastorius). Обучаясь в Консерватории Новой Англии, он побывал в сайдменах у блестящей плеяды музыкантов от Дьюи Редмана (Dewey Redman) до Боба Минцера (Bob Mintzer). В 1991 году сформировалось звездное трио Медески – Мартин – Вуд (Medeski, Martin & Wood), которое декларирует равноправие участников, но при этом фактически имеет неформального лидера в лице нашего героя Джона Медески.

А сейчас хотелось бы вспомнить диск, с которого началось творчество этого трио. Это диск под названием "Notes From The Underground". Кстати, это название фигурирует во многих проектах разного времени и разных людей. А вообще оно изначально появилось в качестве названия повести Фёдора Достоевского. Но это не так важно. Важно, что сейчас мы услышим то, с чего начиналось трио Медески – Мартин – Вуд.

В исполнении американского джазового трио Medeski, Martin & Wood звучит пьеса из альбома 1992 года "Notes From The Underground":
4. "Hermeto's Daydream" (John Medeski – Billy Martin).

Фактически Джон Медески возглавляет движение так называемых "jam bands", которое полностью оформилось к середине 90-х годов. Джем-бенды работают на основе соединения джаза, соула, клубной музыкой, фанка и рок-музыки. И трио MMW (Medeski, Martin & Wood) всегда воспринималось в контексте нью-йоркского даунтаун-авангарда параллельно контексту джем-движения. Конечно, сам Дж. Медески много выступал с другими музыкантами от Джона Скофилда (John Scofield) до Джона Зорна (John Zorn). А ещё Дж. Медески записал довольно известный альбом с нашими музыкантами – Леонидом Фёдоровым и Владимиром Волковым. Пластинка эта вышла под маркой группы "АукцыонЪ". Ещё один очень интересный партнёр Джона Медески – это гитарист Дэвид Фьючински (David Fiuczynski), музыкант, весьма нешаблонно мыслящий и при этом, безусловно, большой виртуоз и новатор.

Сейчас мы обратимся к пластинке, которая была записана клавишником Джоном Медески и гитаристом Дэвидом Фьючински в 1994 году. Кроме этих двух музыкантов, в записи участвовали басист Фима Эфрон (Fima Ephron) и барабанщик Джин Лейк (Gene Lake).

В исполнении американского джазового квартета клавишника Джона Медески и гитариста Дэвида Фьючински звучит пьеса из их совместного альбома 1994 года "Lunar Crush":
5. "Vog".

28 июня исполняется 50 лет молодому музыканту Джону Медески, который участвовал за эти годы в проектах с огромных количеством разных музыкантов. Среди них и певица из Перу по имени Сусанна Бака (Susana Baca), и знаменитый Джон Зорн, и несколько групп, которые он продюсировал, в том числе и духовая группа "The Dirty Dozen". Он играл музыку "госпел", клубную музыку. Словом, он играл самую разную музыку.

Известность мирового уровня к трио Medeski, Martin & Wood пришла после того, как трио в 1997 году в полном составе участвовало в записи альбома легендарного гитариста Джона Скофилда. Надо сказать, что после этого взаимодействие с Джоном Скофилдом не прекращалось. И в январе 2006 года была сделана запись второго с Дж. Скофилдом альбома, который называется "Out Louder" и записью из которого будет закончена сегодняшняя программа.

В исполнении американского джазового трио Medeski, Martin & Wood и гитариста Джона Скофилда звучит композиция из альбома 2006 года "Out Louder":
6. "Miles Behind" (John Medeski – John Scofield – Billy Martin – Chris Wood).

№ 773 Terry Riley (24.06.1935) & John Medeski (28.06.1965)
 

джаз музыка

Музыка американских композиторов Терри Райли и Джона Медески (773-я программа)

49:53