8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

14 ноября 2015

Росуэлл Радд: от "свободного джаза" к этномузыке (793-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас на повестке дня один музыкант. Рядом с ним, конечно, будут появляться и другие музыканты, но главная фигура – это американский тромбонист Росуэлл Радд или Росуэлл Хопкинс Радд (Roswell Hopkins Rudd), который родился 17 ноября 1935 года в г. Шарон (Sharon), шт. Коннектикут (США).

Таким образом, через пару-тройку дней он будет отмечать свой очень важный юбилей. Музыкант этот очень многое сделал в своей музыкальной карьере, прошёл через разные стили, выступал в России, даже записывался с российскими музыкантами. И очень интересен он, чтобы проследить на его примере историю джаза. Конечно, в течение одной программы это не удастся сделать в полной мере, но, тем не менее, мы послушаем кое-что из музыкальной истории Росуэлла Рада, чтобы подготовиться к его юбилею.

Американский тромбонист Росуэлл Радд был одним из тех музыкантов, кто стоял у истоков "свободного джаза", хотя до этого Р. Радду пришлось поиграть "диксиленд". У него случился такой резкий переход от совсем архаичного, традиционного джаза к джазу самому новому, по крайней мере, для того времени. Ну и творчество этого виртуозного музыканта шире, собственно, рамок "фри-джаза" в последующие годы. А в последние годы он занимается самой разнообразной музыкой, в том числе и этно-музыкой. И вот в 2013 году, а я называю этот год специально для того, чтобы начать с музыкального материала, который совсем недавно вышел из-под рук Р. Радда, появился диск под названием "Тромбон для влюблённых" ("Trombone For Lovers"). На этом диске Росуэлл Радд собрал коллекцию фантастической музыки и, кроме того, довольно широкий ассортимент музыкальных талантов. В записи этого альбома ему помогали такие люди, как клавишник Джон Медески (John Medeski), вокалист Боб Доро (Bob Dorough), трубач, с которым Росуэлл Радд сотрудничает в последние годы довольно активно, Стивен Бернстайн (Steven Bernstein). И надо заметить, что при всём авангардизме, через который прошёл Р. Радд, он очень любит стандарты, музыку своей юности. И как раз на этом диске он с удовольствием играет музыку раннего джаза, которая приходится на его молодость. Надо сказать, что особое место в его творчестве занимают произведения Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Херби Николса (Herbie Nichols). Этот диск тромбонист начал записывать, когда ему было 76 лет (сейчас будет отмечаться его 80-летие). Так вот, он тогда был, кстати говоря, назван "тромбонистом года" по версии журнала "Downbeat", и на этот свой диск начал собирать средства. Средства поступили, диск был записан и вышел на лейбле Sunnyside Records.

В исполнении американского тромбониста Росуэлла Рада, хаммонд-органиста Джона Медески, контрабасиста Ричарда Хаммонда (Richard Hammond) и барабанщика Аарона Комесса (Aaron Comess) звучит знаменитая тема Дюка Эллингтона из альбома 2013 года "Trombone For Lovers":
1. "Come Sunday"("Гряди воскресенье", Duke Ellington).

Это последняя работа Росуэлла Радда, которому в 2015 году исполняется 80 лет.

В 1954 году музыкант переехал в Нью-Йорк, где в течение четырёх лет изучал музыкальную теорию, занимался по классу валторны и вокала в Гарварде. Одновременно он играл традиционный джаз в различных диксилендах. В 1960 году Р. Радд уже записывается с пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor). С 1960 по 1962 годы он исполняет авангардный джаз, играя с легендарным пианистом Херби Николсом. В 1961 году музыкант присоединился к квартету сопрано-саксофониста Стива Лэйси (Steve Lacy) и Денниса Чарльза (Dennis Charles). Он принимал участие в постановке фильма "The Hustler".

Его поворот к свободным и даже радикальным джазовым формам произошёл в 1962 году, когда он начал играть фри-джаз с Деннисом Чарльзом и Арчи Шеппом (Archie Shepp). В 1964 году совместно с Джоном Чикаи (John Tchicai) Р. Радд создает группу "New York Art Quartet". В 1965 году после распада квартета Р. Радд на протяжении двух лет входил в известную группу тенор-саксофониста Арчи Шеппа. В те же годы появляются его собственные альбомы "Roswell Rudd" и "Everywhere". Альбом "Roswell Rudd" – первый, где он выступает в качестве лидера. Он был записан на европейском лейбле America в Нидерландах. И в нём проявляется очень активно индивидуальный стиль Р. Радда с его очень пластичным и уверенным звуком. В пьесе, которая сейчас прозвучит, вместе с Р. Раддом играют: саксофонист Джон Чикаи, басист Финн Вон Эйбен (Finn Von Eyben) и барабанщик Луис Мохоло (Louis Moholo).

В исполнении ансамбля американского тромбониста Росуэлла Радда звучит пьеса из альбома 1965 года "Roswell Rudd":
2. "Old Stuff" (Roswell Rudd).

Прозвучала запись, сделанная более 50 лет тому назад. Ну а вообще этот период, конца 50-х – начала 60-х годов, был чрезвычайно щедр для Росуэлла Радда на контакты. Он оказывался рядом с интереснейшими музыкантами, с очень крупными индивидуальностями. И, конечно, это не могло не сказаться на музыкальной карьере, мыслях, звучании этого очень талантливого музыканта. Надо заметить, что ещё в 1957 году были сделаны записи музыки, которая стала важна для Росуэлла Радда. Это записи его постоянного партнёра на многие годы – саксофониста Стива Лэйси. Тогда С. Лэйси выступал с Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre) и Гилом Эвансом (Gil Evans). В 1960 году он выступал 16 недель в квинтете Телониуса Монка. Именно пианист Телониус Монк оказал сильнейшее влияние на формирование музыкальной концепции Р. Радда и С. Лэйси. С 1961 году их квартет более трёх лет играет только музыку Т. Монка.

К Т. Монку и Х. Николсу Р. Радд возвращался в течение всей своей музыкальной жизни. Например, в 1982 году он вновь объединился со Стивом Лэйси и голландским пианистом Мишей Менгельбергом (Misha Mengelberg) в рамках проекта "Monk Project". Запись этого проекта была сделана в Милане в июне 1982 года.

В исполнении американского тромбониста Росуэлла Радда, саксофониста Стива Лэйси, пианиста Миши Менгельберга, контрабасиста Кента Картера (Kent Carter) и голландского барабанщика Ханка Беннинка (Hank Bennink) звучит пьеса Телониуса Монка из альбома 1982 года "Regeneration":
3. "Monk's Mood" (Thelonious Monk).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Автор и ведущий – Михаил Митропольский, звукорежиссёр программы – Ольга Рудакова.

В этой программе мы представляем разнообразное творчество американского тромбониста Росуэлла Радда. 17 ноября исполняется 80 лет этому замечательному музыканту, который всё время менял направленность своих действий. В 1969 году он вошёл в состав знаменитого "Charlie Haden's Liberation Music Orchestra" Чарли Хейдена (Charlie Haden). В 70-е и 80-е годы Р. Радд очень много времени проводил в различных турне со своими группами. Он записал множество альбомов в качестве лидера, ну и, конечно, в роли сайдмена с ведущими авангардистами.

Постепенно Р. Радд всё больше времени стал уделять преподавательской деятельности, стал профессором музыкальной этнологии в Университете в Мейне (University of Maine). А свои работы он посвящает исследованию связей между джазом, этнической музыкой и традициями классической европейской музыки. На рубеже веков у Росуэлла Радда продолжилось сотрудничество с живущим в Европе саксофонистом Арчи Шеппом (Archie Shepp), который к тому времени из радикального авангардиста стал музыкантом, гораздо более умеренным в музыкальном отношении. Сейчас прозвучит запись их "живого" концерта, который состоялся в Нью-Йорке в сентябре 2000 года. Играют: Арчи Шепп (саксофон), Росуэлл Радд (тромбон), Грэйшн Монкур III (Grachan Moncur III, тромбон), Редджи Уоркман (Reggie Workman, контрабас) и Эндрю Сирилл (Andrew Cyrille, барабаны).

В исполнении ансамбля саксофониста Арчи Шеппа и тромбониста Росуэлла Радда звучит пьеса из их совместного альбома 2000 года "Live In New York":
4. "Bamako" (Roswell Rudd).

В последние годы американский тромбонист Росуэлл Радд активно интересуется этнической музыкой. Он часто бывал в Мали, результатом чего явился его проект с малийскими музыкантами "MALIcool". С 2005 года музыкант активно сотрудничал с монгольскими музыкантами, встречался и делал совместные записи с бурятскими исполнителями. В июне 2007 года он благодаря полученному гранту был в Улан-Баторе и в Улан-Удэ для производстве записей с монгольскими и бурятскими исполнителями. На обратном пути Росуэлл Радд заехал в Москву, остановился здесь и благодаря заранее спланированному взаимодействию, а также, хорошо зная записи проекта "Второе приближение" Андрея Разина, выразил желание выступить в качестве специального гостя вместе с трио в их концерте в Москве. 21 июня 2007 года этот концерт состоялся, результатом чего стал очень интересный диск под названием "The Light". Участниками проекта "Второе приближение" являются: лидер и пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин.

В исполнении российского трио Андрея Разина "Второй приближение" и специального гостя – американского тромбониста Росуэлла Рада звучит фрагмент пьесы из альбома 2007 года "The Light":
5. "Lavina" (Roswell Rudd – "Second Approach").

Спектр музыкальных интересов американского тромбониста Росуэлла Радда распространяется от ретро-диксиленда до современной метафоричной музыки. В 1999 году его альбом "Monk's Dream" номинировался на премию "Грэмми", а с 2003 года Р. Радд регулярно назывался "тромбонистом года" по версии Международной ассоциации джазовых журналистов.

Последний проект, который хотелось бы представить в данной программе, – это ансамбль "Sexmob", очень любимый Р. Раддом. И ансамбль этот имеет общую страсть с Росуэллом Раддом к музыке незаслуженно находящегося в тени пианиста и композитора Херби Николса. Р. Радд очень активно издаёт его музыку и играет его музыку.

В исполнении американского тромбониста Росуэлла Радда и ансамбля "Sexmob" звучит композиция Херби Николса из альбома 2008 года "Trombone Tribe":
6. "Twelve Bars" With "Sexmob" (Herbie Hichols).

№ 793 14.11.2015 Росуэлл Радд: от "свободного джаза" к этномузыке (793-я программа)

культура джаз музыка

Росуэлл Радд: от "свободного джаза" к этномузыке (793-я программа)

49:50