8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

28 ноября 2015

М. Шнайдер и В. Волков: два совершенно не похожих юбиляра (795-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас в программе "Бесконечное приближение" два героя, и что интересно, они абсолютно друг на друга не похожи. То есть, настолько не похожи, что это даже трудно себе представить. Первый герой, а точнее героиня – это американская пианистка Мария Шнайдер (Maria Schneider), знаменитый бенд-лидер, которой 27 ноября исполнилось 55 лет. Она композитор, руководитель оркестра своего имени – Оркестра Марии Шнайдер, которую не стоит путать с тёзкой-актрисой из картины "Последнее танго в Париже". Ну а второй человек, которому 28 ноября исполняется 55 лет, – это по-настоящему большой музыкант, контрабасист Владимир Волков. Ну, к нему мы обратимся чуть позже.

• Первой представим американскую пианистку, композитора и бенд-лидера Марию Шнайдер. Во-первых, она раньше на день родилась, а во-вторых, она дама, поэтому давайте чуть подробнее о ней. Тем более что в последние лет 20 имя Марии Шнайдер постоянно фигурирует в джазовых поллах. Она не раз от Ассоциации джазовых журналистов получала звание "лучшего аранжировщика" и "лучшего композитора".

Родилась Мария Шнайдер в городе Уиндом (Windom, шт. Миннесота). Изучала теорию музыки и композицию в Университете Миннесоты, затем продолжила образование в Истменской музыкальной школе (The Eastman School of Music) в Нью-Йорке и в Университете Майами. В 1985 году она снова оказалась в Нью-Йорке и начала заниматься у Боба Брукмайера (Bob Brookmeyer), который по-настоящему и окончательно отшлифовал её талант аранжировщика и композитора. Первые композиции М. Шнайдер прозвучали в Джазовом оркестре Тэда Джонса – Мела Льюиса (The Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra). Затем в течение трёх лет М. Шнайдер была ассистентом у Гила Эванса (Gil Evans) в его оркестре. В 1988 году Гил Эванс умер, и после его смерти она возглавила этот бенд, который, начиная с 1992 года, стал именоваться The Maria Schneider Jazz Orchestra. Этот бенд узнаваем своей изысканной звукописью, мастерством музыкальной мысли и фантазии.

И мы сейчас услышим звучание этого бенда с относительно ранней записи, которая вышла на лейбле Enja Records, который находится в Европе. У американцев с созданием их биг-бендов, особенно современных, дела обстоят не очень, прямо скажем. Запись эта сделана в ноябре 1995 года в Нью-Йорке.

В исполнении Джазового оркестра американского композитора и лидера Марии Шнайдер (The Maria Schneider Jazz Orchestra) звучит композиция саксофониста Джона Колтрейна из альбома 1995 года "Coming About":=
1. "Giant Steps" (John Coltrane).

Начиная с самого своего появления, Оркестр Марии Шнайдер получил признание. Каждый понедельник с 1989 года этот оркестр можно было услышать в клубе "Visiones". Ну а дебютная запись под названием "Evanescence" была номинирована сразу на две премии "Grammy" в 1995 году. Вторая и третья пластинки Оркестра Марии Шнайдер "Coming About" and "Allégresse" тоже были номинированы на "Грэмми", а "Allégresse" оказалась в десятке лучших по признанию журналов "Time" и "Billboard" за 2000 год, причём без привязки к каким-либо музыкальным жанрам. С тех пор Оркестр Марии Шнайдер получил достаточно премий. В общей сложности одних только премий "Грэмми" девять штук.

В исполнении Джазового оркестра американского композитора Марии Шнайдер (The Maria Schneider Jazz Orchestra) звучит пьеса лидера бенда из альбома 2000 года "Allégresse":
2. "Nocturne" (Maria Schneider). Соло на фортепиано – Фрэнк Кимброу (Frank Kimbrough).

Надо сказать, что основной поток премий "Грэмми" приходится на XXI век. Это уже более поздние работы Марии Шнайдер, первой из которых была "Concert In The Garden", получившая премию как "лучший альбом для большого ансамбля" в 2004 году. Интересно, что альбом и весь этот проект реализовывался через веб-сайт композитора. И исторически это первая запись, которая получила премию "Грэмми" в результате продажи через Интернет. Премия "Грэмми" – это коммерческая премия. Она в значительной степени связана с продажами, но продажа через Интернет – это особая статья, так как изначально премия была ориентирована немного на другое.

Следующие премии Марией Шнайдер были получены уже за следующий альбом "Sky Blue", на котором оказалась "лучшая инструментальная композиция" под названием "Cerulean Skies". Она была отмечена, как был отмечен и сам альбом Ассоциацией джазовых журналистов и по результатам опроса критиков журнала "Downbeat", назвавшими его "джазовым альбомом года".

Что любопытно, звучание оркестра всё время изменялось, совершенствовалось. Тут сказалось ещё то обстоятельство, что Мария Шнайдер – заядлый орнитолог, большой знаток птиц. Она изучает звучание голосов птиц и даже использует их в своих оркестровках, в частности, это было сделано в пьесе "Cerulean Skies". Хотя в ней есть и более традиционные голоса музыкальных инструментов. В этой пьесе солируют тенор-саксофонист Донни МакКаслин (Donny McCaslin), альт-саксофонист Чарльз Пиллоу (Charles Pillow), аккордеонист Гэри Версаче (Gary Versace) и певица Лучана Соуза (Luciana Souza), хорошо известная в джазовом сообществе.

В исполнении Джазового оркестра американского композитора Марии Шнайдер (The Maria Schneider Jazz Orchestra) звучит фрагмент пьесы из альбома 2007 года "Sky Blue":
3. "Cerulean Skies".

В последующие годы поток премий, который обрушивался на оркестр Марии Шнайдер, не уменьшался, а, наоборот, даже увеличивался. В 2008 и 2009 годах она и её оркестр были награждены как “лучший композитор", "лучший аранжировщик" и "лучший большой оркестр". Продолжала награждать Марию Шнайдер и Ассоциация джазовых журналистов. Как "композитор года" она получила премию в 2010 году. А в 2014 году – целых три премии "Грэмми" за альбом "Winter Morning Walks". Причём интересно, что эти премии получают альбомы удивительного лейбла ArtistShare, на котором издаются все последние проекты Джазового оркестра Марии Шнайдер. Средства на эти издания собираются среди фэнов при помощи Интернета. Последний такой альбом был записан в августе 2014 года. Называется он "Поле Томпсонов" ("The Thompson Fields"). Это такие музыкальные детские воспоминания Марии Шнайдер о ферме, птицах, природе. Одна из пьес посвящена памяти Лори Фринк (Laurie Frink), исполнительнице и педагогу по трубе, умершей в 2013 году. Она нередко выступала в составе Джазовом оркестре Марии Шнайдер, человек ей близкий.

В исполнении Джазового оркестра американского композитора Марии Шнайдер (The Maria Schneider Jazz Orchestra) звучит композиция из альбома 2014 года "The Thompson Fields":
4. "A Potter's Song" (Maria Schneider). Соло на аккордеоне – Гэри Версаче.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• На второго героя осталось несколько меньше времени. Но мы с ним знакомились раньше подробнее. Целый цикл программ был посвящён замечательному российскому контрабасисту, человеку, которого я долгое время считал джазменом номер один в нашей стране, да и сейчас, в общем, считаю почти так же. Его зовут Владимир Волков. 28 ноября ему исполняется 55 лет.

На самом деле принадлежность Владимира Волкова к джазу можно оспорить. Он шире, чем, собственно, границы какого-то вида музыки. Самое главное, что о нём можно сказать, – это "человек с контрабасом". Он от него неотделим. Он невероятно мастерски владеет этим инструментом. Он настолько органично сливается с ним, что его даже визуально очень трудно отделить от контрабаса. В. Волков играет действительно самую разную музыку, его можно встретить на рок-проектах или на альтернативных проектах Сергей Курёхина или Бориса Гребенщикова, он очень много и активно занимался ранней европейской музыкой, при этом, правда, играя на виоле да гамба. Его образование позволяет ему делать многое. Владимир родился в Ленинграде, ещё подростком заинтересовался контрабасом. Закончил училище Римского-Корсакова. Затем получал образование в консерватории, играл в симфоническом оркестре. Но уже с 1980 года в течение пятнадцати лет Владимир Волков играл в дуэте с трубачом Вячеславом Гайворонским. И именно этот дуэт стал для него очень важной джазовой школой, университетом и аспирантурой. Однако мы сейчас услышим его собственный проект, который записывался в течение какого-то продолжительного времени. Там менялись музыканты. Проект этот получил название "Much Better". Вышел он в 1998 году под именем "Volkovtrio", одного из стабильно существующих ансамблей Владимира Волкова. Но к этому проекту всё время присоединяются различные гости. Поэтому в пьесе, которая прозвучит сейчас, кроме, собственно, участников трио – Владимира Волкова, Дениса Сладкевича (ударные) и Святослава Курашова (гитара), участвуют ещё и Сергей Старостин, известный знаток традиционной российской музыки, фантастический валторнист Аркадий Шилклопер и исполнитель на губной гармонике Оливер Кер-Оурио (Oliver Ker-Ourio).

В исполнении трио российского контрабасиста Владимира Волкова "Volkovtrio" и приглашённых музыкантов звучит пьеса из альбома 1998 года "Much Better":
5. "Khoro vod" (Владимир Волков).

Один из последних проектов, в котором участвует Владимир Волков, собственно, он давно существует уже, – это объединение в трио трёх музыкантов, один из которых – давний партнёр В. Волкова, трубач Вячеслав Гайворонский, а второй – пианист Андрей Кондаков. Трио Гайворонского, Кондакова и Волкова создаёт в последнее время уникальные проекты. Один из них посвящён русскому романсу, причём автором этих романсов является Александр Даргомыжский, а соавторами – все три музыканта, поскольку они преобразуют его музыку в совершенно другую ипостась.

Но однако много и других проектов, в которых играет Владимир Волков, объединяясь с Владимиром Тарасовым, Аркадием Шилклопером, Леонидом Фёдоровым, Молой Силлой (Mola Sylla), Дафером Юссефом (Dhafer Youssef), Недом Ротенбергом (Ned Rothenberg) и другими. А закончим мы программу объединением Владимира Волкова и Славы Ганелина, которое произошло в сентябре 2005 года в Израиле. Эти два музыканта музицировали там вместе совершенно свободно, и эта свободная музыка является лучшей характеристикой творчества контрабасиста Владимира Волкова.

В исполнении израильского пианиста Славы Ганелина и российского контрабасиста Владимира Волкова звучит композиция из альбома 2005 года "Ne Slyshno":
6. "Six Twenty-Six".

№ 795 Maria Schneider (p, lead) & Владимир Волков (b) Пианистка Мария Шнайдер и контрабасист Владимир Волков: два совершенно не похожих юбиляра

культура джаз музыка

М. Шнайдер и В. Волков: два совершенно не похожих юбиляра (795-я программа)

49:49