8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

07 ноября 2015

"Не очень новые новинки": выпуск 31-й (792-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодняшняя программа представляет традиционную рубрику "Не очень новые новинки". Они у нас не простые, не новые новинки, а не очень новые новинки. И связано это с тем, что музыка, которой мы с вами занимаемся в программах "Бесконечное приближение" уже не один год, не требует спешности и суеты. Наоборот, она располагает к задумчивости, к осмыслению музыки. И я должен всем сказать из собственного опыта, что очень часто мне для того, чтобы проникнуть в достаточно непростую музыку, требуется не одно её прослушивание. Мне кажется, это нормально. Хотя, наверное, есть очень способные люди, которые сразу всё могут понять и уловить. Я не таков. Мне требуется послушать разок, потом после перерыва ещё разок. В общем, проходит некоторое время. И в результате новинки не устаревают, а, наоборот, становятся таким хорошим выдержанным вином и могут быть предложены слушателям для того, чтобы всем вместе объединиться в удовольствии слушания подобного рода музыки. Так вот, музыка, которая сейчас будет представлена в 31-й программе "Не очень новые новинки", записывалась примерно год назад.

• Дело в том, что в городе Иерусалиме происходит ежегодный фестиваль, который называется "Джаз-Глобус" ("Jazz Globus"). С этим фестивалем нас объединяет многое и в первую очередь участие большого количества российских или бывших российских музыкантов, которые живут в Израиле. И самое главное обстоятельство заключается в том, что арт-директором этого фестиваля является выдающийся отечественный пианист, бенд-лидер, композитор, один из важнейших музыкантов всей нашей истории джаза Вячеслав Ганелин. Слава Ганелин, собственно, так его там зовут обычно, а вовсе не Вячеслав, несмотря на то, что он уже совсем не мальчик, тем не менее, каждый раз очень привередливо относится к составлению программы этого фестиваля, который в 2014 году прошёл уже в 11-й раз и на который теперь уже стоит достаточно серьёзная очередь из интересных музыкантов. Наши российские музыканты тоже с удовольствием приезжают туда и участвуют в этом фестивале.

В частности, 11-й Международный фестиваль "Джаз-Глобус" в Иерусалиме проходил в конце ноября – начале декабря 2014 года, и в нём участвовало немало музыкантов, в том числе американская вокалистка Кэти Козинс (Kathy Kosins). Сам Слава Ганелин, как правило, играющий дважды, и на этот раз традицию не нарушил, сыграв в разных вариантах на этом фестивале. Среди музыкантов были музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Вены, Нью-Йорка, Сан-Франциско. Участвовал в этом фестивале российский пианист и бенд-лидер Андрей Кондаков; ансамбль из Австрии "Prosorov Trio" под руководством саксофониста Андрея Прозорова; лауреат джазовых фестивалей в Санкт-Петербурге и Сан-Франциско вокалистка Анна Малкиэль с трио пианиста Якова Муравина; виртуозный скрипач, лауреат международных конкурсов Сергей Поспелов из России; пианистка Ирина Железнова; баянист Борис Мальковский.

В общем, там было, что послушать. Но из двойного диска, который появился по результатам этого фестиваля, я выбрал сольное выступление самого Славы Ганелина. Оно мне показалось наиболее интересным, и было оно необычным вот в каком отношении. Дело в том, что прямо в первый день этого фестиваля "Джаз-Глобус" в Иерусалиме пришло известие о кончине многолетнего партнёра Славы Ганелина Виктора Фонарёва. Он с ним записывался, играл, выступал не раз в концертах уже в то время, когда переехал из России в Израиль. Существует немало дисков, немало их совместных выступлений. К сожалению, Виктор Фонарёв умер, умер скоропостижно, и своё первое выступление на этом фестивале Слава Ганелин посвятил памяти В. Фонарёва. Пьеса так и называется "Постлюдия памяти Виктора Фонарёва". Запись эта была сделана в зале "Гармония" в Иерусалиме, где проходят обычно эти фестивали 26 ноября 2014 года. Всё выступление мы с вами услышать не сможем, но фрагмент этого сольного выступления Славы Ганелина прозвучит.

В исполнении израильского пианиста и композитора Славы Ганелина, родившегося в Советском Союзе, звучит фрагмент сольного выступления, сыгранного им на 11-м Международном фестивале "Джаз-Глобус" в 2014 году ("Jazz Globus" The 11th International Festival 2014, запись © Ganelin @ Mak):
1. "Postludia To The Memory Of Victor Fonarev".

Выступления Славы Ганелина на фестивалях "Джаз-Глобус", где он является арт-директором, всегда чрезвычайно интересны, и хорошо, что они фиксируются на материальном носителе, становятся доступными гораздо большему кругу слушателей, нежели тем, кто заполняет зал "Гармония" в Иерусалиме во время традиционного фестиваля "Джаз-Глобус".

• Следующая, условно говоря, "новинка", которую хотелось бы представить, как раз не очень последняя новинка, не очень новая. Это издание 2012 года, появившееся на фирме Leo Records. С предыдущей записью с фестиваля в Иерусалиме эту новинку связывает то обстоятельство, что музыканты трио Андрея Разина "Второе приближение" ("The Second Approach Trio") дважды бывали гостями фестиваля в Иерусалиме. Речь идёт об одном из дисков ансамбля "Второго приближения" Андрея Разина, у которого дискография уже достаточно обширна. Коллектив этот существует давно. И тем, кто, может быть, не знаком с этим составом, я должен сказать, что это один из самых интересных и самых сильных ансамблей нашего "нового джаза" последних полутора-двух десятилетий.

"Второе приближение" Андрея Разина – это трио, и, соответственно, в нём, кроме пианиста, лидера и композитора Андрея Разина, выступают контрабасист Игорь Иванушкин и вокалистка Татьяна Комова. Так вот, сегодня речь идёт об альбоме, который появился в 2012 году. Это третий их альбом, изданный британской фирмой Leo Records. Называется он "Beeswing". Слово это английское, хотя англичане его трактуют по-разному. Главное значение этого названия – "Выдержанное вино". Дело в том, что на этом альбоме представлены пьесы, записанные в разное время трио "Второе приближение". И при этом они переделаны, перемастерены, выступают как бы в новом звучании, в новом обличье. Это чрезвычайно важно для состава, который придаёт большое значение звуку, композиции. И вообще композиционная основа – это, пожалуй, главный признак, конёк этого ансамбля, хотя делается это не в ущерб импровизационной составляющей музыки.

На пластинке "Beeswing" представлен целый ряд пьес начиная с 1999 года. Записаны они не только участниками самого трио, но и гостями ансамбля, в число которых входят американский саксофонист Майк Эллис (Mike Ellis), знаменитый отечественный валторнист Аркадий Шилклопер, перкуссионисты Вано Авалиани (Vano Avaliani) и Влад Окунев (Vlad Okunev). Музыка этого диска весьма разнообразна. Например, первая вещь под названием "Dore Lume", созданная на основе народной цыганской песни, затягивает слушателя в очень своеобразную фри-джазовую цыганскую боль-тоску. Во второй вещи под названием "Dance" ("Танец") Татьяна Комова лёгким скэтом раскрепощает атмосферу, затем её вокал становится лидером на ориентальной теме в другой пьесе великого венгра Белы Бартока "Bagatelle № 4" (её мы как раз услышим). Здесь к трио Андрей Разин – Татьяна Комова – Игорь Иванушкин присоединяются Аркадий Шилклопер и Вано Авалиани. Пьеса "Bagatelle № 4" Белы Бартока привлекала внимание джазовых музыкантов в разное время. Не первый раз она звучит в джазовом контексте. На этот раз музыканты использовали венгерскую народную песню, которая послужила отправной точкой для самого Белы Бартока. И эта песня звучит на венгерском языке. По крайней мере, фрагмент этой песни в качестве затравки, инициации для дальнейшего новоджазового развития.

В исполнении российского трио "Второе приближение" (Андрей Разин – Татьяна Комова – Игорь Иванушкин), валторниста Аркадия Шилклопера и перкуссиониста Вано Авалиани звучит пьеса, записанная в 1999 году и вышедшая в 2012 году на альбоме "Beeswing":
2. "Bagatelle #4" (Бела Барток).

• Следующая "новинка" принадлежит музыканту, который появлялся уже не раз в наших программах. Это голландский виолончелист, композитор Эрнст Рейсегер (Ernst Reijseger). В общем, это культовое имя, которое объединяет в себе и "фри-джаз", и импровизационную музыку нового типа, и новую академическую музыку. Этого очень необычного и энергетичного музыканта с необычным чувством юмора многие из нас, особенно те, кто живёт в Москве, могли слушать в Центре "ДОМ", где проходили его "живые" выступления. У него огромное количество записей, в том числе для фирмы Winter & Winter. Кстати, диск, о котором сейчас идёт речь, а он называется "Down Deep", тоже вышел в 2013 году на фирме Winter & Winter.

В России действительно Эрнст Рейсегер выступал несколько раз, в том числе в трио с пианистом Харменом Фраанье (Harmen Fraanje) и сенегальским вокалистом, живущим в Европе, по имени Мола Силла (Mola Sylla). Трио сыграло свой первый концерт в Нидерландах в 2008 году. Трио это в своих концертах, в своих выступлениях объединяет разные музыкальные языки. Здесь африканские песни "wolof", сенегальский язык Молы, очень симпатичные композиции Эрнста и Хармена и очень много юмора. И сейчас прозвучит одна из композиций с диска "Down Deep" 2013 года.

В исполнении интернационального музыкального трио в составе голландского виолончелиста Эрнста Рейсегера, пианиста из Нидерландов Хармена Фраанье и сенегальского вокалиста Молы Силлы звучит композиция из альбома 2013 года "Down Deep":
3. "Ana".

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Вернёмся к 11-му Международному фестивалю "Джаз-Глобус" в Иерусалиме, который год назад представил самых разных музыкантов, в числе которых был и российский пианист с международной известностью, автор огромного количества музыки и лидер очень многих проектов Андрей Кондаков. Он действительно вдохновитель множества международных проектов, арт-директор джаз-клуба JFC в Санкт-Петербурге, куратор джазовых программ в рамках фестиваля "Музыкальный Эрмитаж", преподаватель джазового отделения Музыкального колледжа имени М.П. Мусоргского. В России он получил известность очень давно. Играет он в разных стилях, причём стилевое разнообразие действительно огромное. Это может быть и вполне традиционный джаз, и современная импровизационная музыка, и совершенно свободная музыка. А. Кондаков записывался и выступал с Бобби Макферрином (Bobby McFerrin), Ленни Уайтом (Lennie White), Рэнди Брекером (Randy Brecker), Дэвидом Санчесом (David Sanchez), Полом Болленбеком (Paul Bollenbeck), Владимиром Чекасиным, Давидом Голощёкиным, Вячеславом Гайворонским, с которым у него и Владимира Волкова замечательное трио существует. И здесь он оказывается волею судеб и случайных обстоятельств объединён, во-первых, с музыкантом, который перебрался из Санкт-Петербурга в Иерусалим. Так что они играли раньше часто вместе. Это саксофонист Ленни (Леонид) Сендерский (Lenny Sendersky) и два музыканта, уже давно живущие в Израиле: басист Симон Старр (Simon Starr) и барабанщик Офри Нехемия (Ofri Nehemya). Итак, фестиваль "Jazz Globus", тот же день – 26 ноября 2014 года, выступление Андрея Кондакова и фрагмент его достаточно большой композиции.

В исполнении российского пианиста из Санкт-Петербурга Андрея Кондакова и израильских музыкантов: саксофониста Ленни Сендерского, басиста Симона Старра и барабанщика Офри Нехемия звучит композиция, сыгранная ими на 11-м Международном фестивале "Джаз-Глобус" в 2014 году ("Jazz Globus" The 11th International Festival 2014, запись © Ganelin @ Mak):
4. "Windows Wide Open" (Andrei Kondakov).

• В конце программы представляем работу, которая по характеру своему не так часто появляется вообще в наших программах. Здесь очень много электроники. Это результат деятельности коллектива "EXIT project". Это российская группа с длинной историей, которая исполняет музыку в стиле "арт-фьюжн". Здесь замешаны "nu jazz", "world music", "electronic", "fusion". "EXIT project" – это смешение "живых" инструментов и электроники. Стилистическая эклектичность сквозит во всём. Создавалась и записывалась эта музыка, а проект получил название "Сон через мост", в течение четырёх лет совместного творчества музыкантов, главными из которых являются два человека. Это бас-гитарист и саунд-продюсер Олег Смирнов и перкуссионист, барабанщик и саксофонист Кирилл Паренчук. В альбоме заняты ещё несколько музыкантов, но главные – вот эти двое.

Что касается музыки, которая записана на этом альбоме, а он, кстати, находится в свободном доступе в Интернете, если он кого-то заинтересует, его необязательно покупать, собственно, я даже не очень понимаю, как это делается, у меня он-то на материальном носителе, который мне предоставили музыканты, но в Интернете он существует в электронном виде. Так вот что говорит Олег Смирнов по поводу этого проекта: "Сон через мост" расшатывает привычные рамки формата. Это музыкальный альбом плюс сопровождающее оформление. Эта работа зачиналась как студийный альбом, но сейчас выросла в целостный мультимедийный проект, пронизанный единой идеей, которая иллюстрируется музыкой, визуальным оформлением, текстовыми цитатами и документальным фильмом. Идеей проекта стал образ пробуждения. Работа погружает слушателя в развернутое медитативное путешествие, проносящееся над выразительными, образными, во многом кинематографичными ландшафтами, в которых узнаются, с одной стороны, черты европейского джаза, академического минимализма и индийской традиционной музыки, а с другой – стилей современной электронной музыки: IDM, ambient, DUB и new age".

В исполнении российской группы "EXIT project" звучит композиция из альбома 2012 года "Сон через мост" ("Son Cherished Most"):
5. "Сцена преображения, часть 2: Aurora" (Олег Смирнов).

№ 792 "Не очень новые новинки": выпуск 31-й

культура джаз-мануш музыка Андрей Разин

"Не очень новые новинки": выпуск 31-й (792-я программа)

49:52