8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

21 ноября 2015

Гюнтер Шуллер и музыка "третьего течения" (794-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас совершенно определённо будет пограничная музыка: джаз – не джаз, академическая – не академическая музыка. И это не случайно. Дело в том, что программа эта посвящена человеку, который родился 90 лет назад – 22 ноября 1925 года. Этот человек – выдающийся американский музыкальный исследователь, композитор, дирижёр и писатель Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller). К сожалению, юбилей этого музыканта омрачён. Совсем недавно, 21 июня 2015 года, музыкант покинул этот мир.

Гюнтер (Александр) Шуллер был рождён в семье немецких эмигрантов в США. Его отец играл в струнной группе Нью-йоркского филармонического оркестра (The New York Philharmonic). В 1937 году Гюнтер Шуллер поступил в школу церковно-хорового пения в церкви св. Томаса. Профессиональным валторнистом в возрасте 16 лет он принимал участие в американской радиопремьере Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дм. Шостаковича. Дирижировал тогда этим исполнением Артуро Тосканини (Arturo Toscanini). В 1945 году прозвучал его первый "Валторновый концерт" ("The Horn Concerto"). Он же выступил в качестве композитора. А в 1962 году Гюнтер Шуллер написал и издал книгу "Техника игры на валторне" ("Horn Technique"). Эта книга актуальна и по сию пору. Начиная с 1945 года он стал играть и руководить оркестром Метрополитен Опера (The Metropolitan Opera Orchestra). Руководил он им 9 сезонов и тогда же познакомился с теорией Арнольда Шёнберга (Arnold Schönberg), которая увлекла композитора.

Примерно в это же время, когда Гюнтер Шуллер перешёл в лоно академического авангарда, он познакомился по-настоящему с джазом, который его в высшей степени заинтересовал. В результате в качестве валторниста он участвовал в записях Майлза Дэвиса (Miles Davis), Гила Эванса (Gil Evans), Лало Шифрина (Lalo Schifrin). Он писал композиции и аранжировки для "Modern Jazz Quartet".

И дальше произошло очень важное событие, благодаря которому, в том числе, его имя остаётся и останется в истории музыки. На одной из лекций в 1957 году, чтобы определить некий "новый тип музыки", который тогда активно зарождался и который был "расположен между джазом и академической музыкой", именно Гюнтер Шуллер ввёл термин музыка "третьего течения" ("third stream"). Этот термин закрепился и существует по сию пору.

И в качестве такой своеобразной иллюстрации этого термина хотелось бы представить фрагмент из композиции Гюнтера Шуллера. Композиция эта очень большая, поэтому целиком её прослушать абсолютно невозможно. Это "Симфония для медных духовых и перкуссии, опус 16-й". Причём это часть из этой симфонии "Andante-Allegro", которую исполняет духовой ансамбль Общества джазовой и классической музыки (Brass Ensemble Of The Jazz And Classical Music Society). Занят там и сам Гюнтер Шуллер, он играет на валторне в этом составе. Кстати, там играют много музыкантов, которые знакомы слушателям. В их числе – пианист Джон Льюис (John Lewis), кларнетист и саксофонист Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), тромбонист Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson). Но дирижирует этим составом академический дирижёр Димитрий Митропулос (Dimitri Mitropoulos). Происходит всё это в 1957 году. И вышла эта запись на очень интересной пластинке фирмы Коламбиа (Columbia), это отдельный разговор, которая представляет как раз "музыку третьего течения" и которая называется "Music For Brass".

В исполнении американского валторниста Гюнтера Шуллера и ансамбля духовых инструментов Общества джазовой и классической музыки (Brass Ensemble Of The Jazz And Classical Music Society) под управлением дирижёра Димитрия Митропулоса звучит фрагмент "Симфонии для медных духовых и перкуссии" из альбома 1957 года "Music For Brass":
1. "Symphony For Brass And Percussion, Op. 16, 1. Andante-Allegro (Gunter Schuller).


Итак, это был фрагмент из большой симфонии Гюнтера Шуллера. Музыкальное его обеспечение создавалось Обществом джазовой и классической музыки (Jazz And Classical Music Society), которое уже было упомянуто. Надо сказать, что это общество было создано по инициативе преимущественно двух людей – Гюнтера Шуллера и пианиста, лидера "The Modern Jazz Quartet" Джона Льюиса (John Lewis). В сущности, под именем Джона Льюиса идёт продолжительная попытка во второй половине 50-х годов соединения импровизационной музыки и академических приёмов XX века.

Джон Льюис и Гюнтер Шуллер встретились ещё в 1949 году при записи знаменитого проекта Майлза Дэвиса, который получил впоследствии название "Рождение "кула" ("Birth Of The Cool"). Так что всё в этой жизни не случайно. Эти правильные люди правильно встретились и продолжили своё взаимодействие в конце 50-х годов. Во всяком случае, благодаря деятельности Общества джазовой и классической музыки возникла запись альбома "Modern Jazz Concert", сделанная в 1956-м и 1957-м годах. В этом альбоме звучат оркестровые композиции Джона Льюиса, Джей Джей Джонсона, Чарльза Мингуса (Charles Mingus), Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), Джорджа Расселла (George Russell), Гюнтера Шуллера.

В 1960 году вышел альбом “Third Stream Music” ("Музыка третьего течения"). И на этом альбоме была представлена уже полностью концепция соединения музыки академической и джаза. На альбоме были композиции Джона Льюиса, Гюнтера Шуллера и Джимми Джюффри.

В исполнении американского музыкального квартета "The Modern Jazz Quartet" под руководством дирижёра Гюнтера Шуллера звучит композиция из альбома 1960 года "La Troisieme Force":
2. "Exposure" (John Lewis).

Это настоящее "третье течение", которое возникло сегодня в программе благодаря тому, что 22 ноября исполняется 90 лет со дня рождения американского композитора, валторниста, музыкального деятеля Гюнтера Шуллера.

И следующий шаг, который мы должны сделать, путешествуя по музыкальной биографии Г. Шуллера, – это, конечно, 1961 год. Именно тогда появилась ярчайшая запись "прогрессив-джаза" – альбом “Jazz Abstractions”, вышедший под именем Джона Льюиса, который, однако, сам не участвовал в записи этого альбома, но был своеобразным покровителем опытов, которые делались под его началом и руководством Гюнтера Шуллера усилиями молодых музыкантов-революционеров, создававших фактически "новую музыку". Этот альбом представил теснейшую связь представителей нового направления с зарождавшимся “фри-джазом”, с одной стороны, и с “интеллектуальным джазом”, с другой. Сам альбом посвящен памяти контрабасиста Скотта ЛаФаро (Scott LaFaro), погибшего в автокатастрофе через несколько месяцев после его участия в записи данного альбома.

Среди участников: саксофонист Орнетт Коулмен (Ornette Coleman), кларнетист и саксофонист Эрик Долфи (Eric Dolphy), гитарист Джим Холл (Jim Hall), пианист Билл Эванс (Bill Evans), струнный квартет “Contemporary String Quartet”. Структура музыки, которую фактически создавал Гюнтер Шулер, была чрезвычайно сложна. В мае 1960 года Г. Шуллер представил семь опытов подобного рода в серии концертов в Нью-Йорке "Jazz Profiles". В программе позвучит одна из композиций Гюнтера Шуллера, которая называется "Абстракция" ("Abstraction"). Структура этой четырёхминутной пьесы весьма не проста: она построена в зеркальной симметрии вокруг центральной оси – сымпровизированного без аккомпанемента пассажа Орнетта Коулмена. Пьеса начинается с коротких подчинённых атональных мотивов. Их исполняет гитара. Постепенно они уплотняются и усиливаются. Орнетт Коулмен накладывает импровизированные линии на нарастающие пассажи. Одним словом, структуру наши слушатели услышат, она действительно не проста. Участвуют в записи уже названные люди. Кстати, Скотт ЛаФаро играет на контрабасе. Есть струнный квартет, есть Джим Холл, Орнетт Коулмен. Ну а наш главный герой Гюнтер Шуллер, который является автором данной композиции, присутствует здесь виртуально.

В исполнении американских музыкантов: саксофониста Орнетта Коулмена, гитариста Джима Холла, контрабасистов Скотта ЛаФаро и Элвина Брема (Alvin Brehm), барабанщика Стикса Эванса (Sticks Evans), а также струнного квартета “Contemporary String Quartet” – звучит композиция Гюнтера Шуллера из альбома Джона Льюиса 1961 года "Jazz Abstractions" (подзаголовок: "John Lewis Presents Contemporary Music: Compositions by Gunther Schuller and Jim Hall"):
3. "Abstraction" (Gunther Schuller).

Эта необычная музыка связана с композитором и валторнистом Гюнтером Шуллером, хотя он здесь не играет. Тем не менее, он – создатель этой музыки в значительной степени. Но, конечно же, здесь есть элемент импровизационности, и в нём уже задействованы собственно музыканты, среди которых и Орнетт Коулмен, и Джим Холл, и Билл Эванс. Мы сегодня не успеем послушать все проекты Гюнтера Шуллера, их очень много, но, тем не менее, постараемся сделать как можно больше, особенно это касается пограничной музыки.

Очередной образец такого рода музыки возник в 1966 году в Государственной опере Гамбурга, где была представлена опера Гюнтера Шуллера под названием "The Visitation". Чуть позже джазовые и импровизирующие музыканты, которые участвовали в этой опере, были приглашены на концерт на сцене той же самой Гамбургской оперы. И релиз, который вышел некоторое время спустя благодаря этому концерту, получил название "Джаз в опере" ("Jazz At The Opera"). Это была музыка "третьего течения", которой дирижировал Гюнтер Шуллер, однако под его руководством выступал не большой оркестр, а некая группа импровизирующих музыкантов. Сложность задачи была невероятной, притом что композиционный элемент был весьма существенен. Имена музыкантов, которые участвовали в концерте, говорят сами за себя. Это цвет европейского джаза и европейской импровизационной музыки. В их числе: трубач из Югославии Душко Гойкович (Dusko Goykovich), немецкий тромбонист Альберт Мангельсдорф (Albert Mangelsdorff),  немецкий кларнетист Рольф Кюн (Rolf Kühn), тенор-саксофонист и флейтист Бент Йэди (Bent Jaedig), Джон Итон (John Eaton) – за фортепиано, басист Петер Трунк (Peter Trunk), Ральф Хюбнер (Ralph Hübner, ударные инструменты). Ну и за дирижёрским пультом, если таковой был во время этого концерта в 1967 году, Гюнтер Шуллер.

В исполнении югославского трубача Душко Гойковича и интернационального ансамбля под руководством американского дирижёра Гюнтера Шуллера звучит композиция из альбома 1967 года "Jazz At The Opera":
4. "Night Music" (Gunther Schuller).

Гюнтер Шуллер занимался не  только экспериментами. Он занимался очень много и старой американской музыкой. Впрочем, его усилия были замечены. Он не раз получал различные престижные премии. В том числе в 1994 году ему присудили Пулитцеровскую премию. Г. Шуллер сыграл очень важную роль, конечно же, в становлении джазового авангарда, и в то же время очень высоко оценивается его большая работа по восстановлению ранних доджазовых жанров. В том числе им была поставлена единственная опера, которую в своё время написал главный автор огромного количества рэгтаймов Скотт Джоплин (Scott Joplin). Опера "Тримониша" ("Treemonisha") прошла как раз под руководством Гюнтера Шуллера. Он занимался специально с ансамблем, который получил название "New England Ragtime Ensemble" и который очень много приложил усилий для воссоздания звучания старой американской доджазовой музыки, в частности рэгтаймов. Несколько дисков, несколько программ этих рэгтаймов были представлены не только в США. Г. Шуллер приезжал с этим ансамблем и в нашу страну, выступал в Москве и в Ярославле на джазовом фестивале. И сейчас прозвучит один из таких образцов.

В исполнении американского ансамбля "New England Ragtime Ensemble" под руководством композитора Гюнтера Шуллера звучит композиция из альбома 1974 года "The Art Of Scott Joplin" ("Искусство Скотта Джоплина"):
5. "Original Rags" (Scott Joplin, 1899).

Вот этот ансамбль принадлежит Консерватории Новой Англии, специализируется на рэгтайме. И объединение это не случайно. Дело в том, что Гюнтер Шуллер, о котором сегодня идёт речь и 90-летие которого приходится на 22 ноября, в течение многих лет был президентом Консерватории в Новой Англии в Бостоне. Вообще он много занимался преподаванием в Манхэттенской школе музыки и в Йельском университете, руководил Музыкальным центром Беркшира.

Ну и, конечно, после Гюнтера Шуллера осталось огромное число сочинений. Такие композиции Г. Шуллера, как "Симфоническое подношение Дюку Эллингтону" ("Symphonic Tribute To Duke Ellington"), "Семь этюдов на темы Пауля Клее" ("7 Studies On Themes Of Paul Klee"), "Визит" ("The Visitation") и многие другие хорошо известны, записаны.

Композитор подготовил более 200 радиопередач о современной музыке и джазе, открыл музыкальные издательства, им создан лейбл GM Recordings. И спектр его музыки очень широк. Например, Гюнтер Шуллер реконструировал, редактировал и провёл посмертную премьеру композиции "Эпитафия" Чарльза Мингуса, которая никогда не исполнялась при жизни этого великого музыканта. Это произошло в 1989 году в Линкольн-центре.

Сам он продолжал создавать крупные формы, и на 85-летие Гюнтера Шуллера Бостонский симфонический оркестр (The Boston Symphony Orchestra) под руководством Джеймса Левайна (James Levine) показал премьеру его сочинения под названием "Where The Word Ends". Именно фрагмент этого сочинения, правда, в другом исполнении – в исполнении немецкого Симфонического оркестра Кёльнского радио (WDR Symphony Orchestra) под руководством Семёна Быкова (Semyon Bychkov) мы услышим. Это одно из последних сочинений Гюнтера Шуллера.

В исполнении Симфонического оркестра Кёльнского радио (WDR Symphony Orchestra) под руководством Семёна Быкова (Semyon Bychkov) звучит фрагмент композиции американского композитора Гюнтера Шуллера, записанной в 2010 году в Лондоне:
7. "Where The Word Ends" (Gunther Schuller).

№ 794 Gunter Schuller.  Гюнтер Шуллер и музыка "третьего течения"

культура джаз музыка

Гюнтер Шуллер и музыка "третьего течения" (794-я программа)

49:51