8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

12 декабря 2015

Ударные и аккордеон (797-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в программе снова два юбиляра. Причём родились они в один и тот же день – 12 декабря. Только между ними пять лет пролегло времени и огромное музыкальное пространство. Это знаменитый американский барабанщик Тони Ульиямс (Tony Williams или Anthony Williams), который ассоциируется с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), с собственными работами, человек определённой такой американской жёсткой культуры владения ударными инструментами. И человек совершенно другого характера, музыкант, имеющий французское происхождение, знаменитый аккордеонист Ришар Гальяно (Richard Galliano). Итак, сегодня два этих персонажа в программе "Бесконечное приближение".

• Американский барабанщик Тони Ульиямс (Tony Williams) родился 12 декабря 1945 года в г. Чикаго. Умер он довольно-таки рано, 23 февраля 1997 года в г. Нью-Йорке, и весь мир об этом сожалеет. Фактически Тони Уильямс стал одним из этапных музыкантов современного джаза.

Музыкой он начал заниматься под влиянием отца, саксофониста-любителя. Мать его тоже пела. В восемь лет Т. Уильямс стал осваивать ударные и выступать с ансамблем своего отца. В 1954 году Тони получил свою первую ударную установку. В это время он начал брать частные уроки у Алана Доусона (Alan Dawson) – музыканта и преподавателя Berklee School Of Music. Ещё будучи подростком, Тони начал играть рядом с мэтрами-барабанщиками Артом Блейки (Art Blakey) и Максом Роучем (Max Roach). В 15 лет он уже активно выступал в Бостоне на джем-сейшенах. В декабре 1962 года Т. Уильямс получил ангажемент в квинтете альт-саксофониста Джеки МакЛина (Jackie McLean) и переехал в Нью-Йорк. Именно в ансамбле Дж. МакЛина барабанщик был замечен Майлзом Дэвисом, и с 1963 года фактически юношей он уже работает в квинтете Майлза Дэвиса. Он оказался в ансамбле, который в истории Майлза Дэвиса был лучшим по своей ритм-секции, в которую входили ещё пианист Херби Хэнкок (Herbie Hancock) и контрабасист Рон Картер (Ron Carter). С М. Дэвисом нашему герою пришлось выступать шесть лет. Он участвовал в записи двенадцати его дисков. Уже в 1964 году, по опросу журнала "Down Beat", Тони Уильямс признан лучшим барабанщиком среди "подающих надежды".

Ещё через год, в 1965 году, он выпустил два альбома под своим именем: "Lifetime" и "Spring", достаточно этапных с точки зрения развития "новой школы", альбомы, которые синтезировали приёмы авангардного джаза и рок-музыки. В середине 1969 года Т. Уильямс расстался с М. Дэвисом и организовал собственное трио "Lifetime", которое получило название по его первому альбому. Это был один из первых джаз-роковых составов, в который вошли органист Лэрри Янг (Larry Young), также известный как Халид Ясин (Khalid Yasin), и гитарист Джон Маклофлин (John McLaughlin).

В исполнении трио американского барабанщика Тони Уильямса "Lifetime" звучит пьеса Карлы Блей из альбома 1969 года "Emergency!":
1. "Vashkar" (Carla Bley).

Группа Тони Уильямса "Lifetime" выпустила четыре удачных альбома и в 1972 году прекратила своё существование . Но с тем, чтобы через три года вновь собраться, правда, в более сильном и более "джаз-фанковом" составе. Новая группа получила название "Новый "Лайфтайм" Тони Уильямса" ("The New Tony Williams Lifetime"). В неё вошли, кроме самого Тони Уильямса, гитарист Аллан Холдсуорт (Allan Holdsworth), клавишник Ален Паскуа (Alan Pasqua) и басист Тони Ньютон (Tony Newton). Эта группа тоже не очень долго просуществовала.

Тони Уильямс некоторое время выступал в качестве независимого исполнителя, руководил различными джаз-роковыми коллективами, далеко уходящими от мейнстрима, но постепенно он возвращается к джазу. В конце 70-х годов он снова выступает и гастролирует с пианистом Херби Хэнкоком и саксофонистом Уэйном Шортером (Wayne Shorter) в составе квинтета V.S.O.P.. Это были такие воспоминания о работе с Майлзом Дэвисом. Он записывается с пианистом Гилом Эвансом (Gil Evans), выступает с саксофонистом Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), пианистом Хэнком Джонсом (Hank Jones) и трубачом Уинтоном Марсалисом (Wynton Marsalis). В 1979 году очередной альбом самого Тони Уильямса был номинирован на премию "Grammy".

Но мы вернёмся к временам существования "The New Tony Williams Lifetime" и услышим пластинку, которая получила название "Believe It". Она была записана в 1976 году. Музыканты-участники этого ансамбля: гитарист Аллан Холдсуорт, пианист и кларнетист Ален Паскуа, электробасист Тони Ньютон и сам барабанщик Тони Уильямс.

В исполнении ансамбля американского барабанщика Тони Уильямса "The New Tony Williams Lifetime" звучит композиция Тони Ньютона из альбома 1976 года "Believe It":
2. "Red Alert" (Tony Newton).

Барабанщик Тони Уильямс очень рано, будучи ещё совсем молодым, очень высоко поднял планку искусства игры на ударных инструментах. Его стиль стал стилем для подражания. У него появилось огромное количество поклонников, учеников, он сам стал легендой. Действительно, это человек, который очень рано начал свою карьеру. К Майлзу Дэвису он пришёл 18-летним. Кстати говоря, мир обязан ему ещё и тем, что к нему он привёл гитариста Джона Маклофлина. Это была его протекция. Ну а сам он совершенствовал свою игру и в 1983 году журнал "Modern Drummer" ввёл Тони Уильямса в свой символический "Зал славы". При этом Тони Уильямс всё время старался искать что-то новое.

В начале 80-х он начинает изучать академические приёмы в сочинении музыки в Калифорнийском университете. В 1988 году он вёл мастер-класс в Консерватории им. Моцарта в Зальцбурге. Выступает он нередко в качестве лидера, иногда играет чисто би-боповую музыку. В 1990 году в Сан-Франциско состоялась премьера его большого сочинения "Ритуалы: музыка для струнного квартета, фортепиано, ударных и цимбал" ("Rituals: Music For String Quartet, Piano, Drums And Cymbals"), в записи которого участвовали Херби Хэнкок, струнный квартет, ну и, конечно, сам Тони Уильямс. В 1992 году он вновь обращается к стилю "фьюжн", пытается найти новые звучания в этой стилистике, параллельно проводит серию концертов "Tribute To Miles Davis" вместе с Роном Картером, Херби Хэнкоком и Уэйном Шортером, посвящённых памяти Майлза Дэвиса. Вышедший в 1994 году одноимённый диск получил "Grammy" как лучшая джазовая запись года.

Тони Уильямс умер в возрасте 51 года. Это было сердце. А незадолго до смерти он записал великолепную сюиту "Wilderness" с звёздным составом музыкантов и струнным оркестром. Разговор о Тони Уильямсе мы сегодня закончим одной из пьес из этой сюиты "China Road". В записи, кроме Тони Уильямса (барабаны), участвовали Пэт Мэтини (Pat Metheny, гитара), Херби Хэнкок (клавишные), Стэнли Кларк (Stanley Clarke, бас) и Майкл Брекер (Michael Brecker, тенор-саксофон).

В исполнении ансамбля американского барабанщика Тони Уильямса звучит пьеса из альбома 1995 года "Wilderness":
3. "China Road" (Tony Williams).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

• А мы сейчас переходим в программе к другому портрету, к другому музыканту, чей юбилей тоже приходится на 12 декабря. Это французский аккордеонист Ришар Гальяно (Richard Galliano), который часто бывает в России. Сегодня заслуженному продолжателю как французской традиции жанра "мюзетт" ("musette"), так и великому исполнителю инструментального танго, которое в своё время было задано аргентинцем Астором Пьяцоллой (Astor Piazolla), исполняется 65 лет. Во Франции Ришара Гальяно называют “священным монстром джаза”. Музыкант владеет игрой на всех разновидностях аккордеона и бандонеона. Родился он в Каннах, и первым его инструментом был не аккордеон, а тромбон. В 1969 году Р. Гальяно с отличием окончил консерваторию. В юности он участвовал в международных конкурсах аккордеонистов, получил известность как интерпретатор музыки И.С. Баха, П.И. Чайковского и Дж. Гершвина.

В 1973 году он покинул юг Франции и переехал в Париж. А ещё через 10 лет Астор Пьяццола пригласил Ришара Гальяно в Комеди Франсез (La Comédie Française) исполнять сольную партию на бандонеоне в постановке по мотивам У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" ("A Midsummer Night's Dream"). Это стало началом долгой дружбы, которая длилась до самой смерти А. Пьяццолы в 1992 году. А в 1993 году Академия джаза назвала Р. Гальяно "лучшим музыкантом года", и он стал считаться частью французской джазовой сцены. За свою творческую карьеру Р. Гальяно выступал по всему миру и не по одному разу. Он играл с Джо Завинулом (Joe Zawinul), Бобби Макферриным (Bobby McFerrin), Ришаром Бона (Richard Bona) и многими другими музыкантами.

Но начнём слушать музыку Ришара Гальяно с одного из ранних дисков 1985 года, который называется "Spleen". Ришар Гальяно здесь записывался с французскими музыкантами.

В исполнении ансамбля французского аккордеониста Ришара Гальяно звучит композиция из альбома 1985 года "Spleen":
4. "Sexy Dream" (Richard Galliano).

Композитор, аккордеонист, аранжировщик и дирижёр Ришар Гальяно родился 12 декабря 1950 года (65 лет назад). Его отец преподавал аккордеон и играл на нём во время народных балов (bals musette). В четыре года Ришар последовал отцовскому примеру: взял в руки инструмент, который в то время не пользовался почётом у "серьёзных" музыкантов и, казалось, был навечно обречён на роль незатейливого аккомпаниатора танцующей публики.

Однако в возрасте 14 лет Р. Гальяно влюбился в джаз. Он услышал трубача Клиффорда Брауна (Clifford Brown) и был удивлён, что аккордеон не применяют в этой музыке. Ну, он был не совсем прав, его применяют, но крайне редко, особенно в ту пору. Во всяком случае, эта идея зрела в Р. Гальяно определённое время, и она музыканта, который предварительно уже создал себе имя на эстраде, а он играл в оркестрах таких певцов, как Жюльетт Греко (Juliette Gréco), Ив Монтан (Yves Montand), Клод Нугаро (Claude Nougaro), заставила вернуться к мысли о существовании аккордеона в джазе и возможности доказать, что "пианино бедных" имеет право на существование в этой музыке. С начала 80-х его можно было видеть и слышать в компании таких музыкантов, как трубач Чет Бейкер (Chet Baker), кларнетист и саксофонист Мишель Порталь (Michel Portal), контрабасист Рон Картер (Ron Carter), пианист Мишель Петруччиани (Michel Petrucciani), саксофонист Ян Гарбарек (Jan Garbarek). Этот список в 80-е годы становится уже просто огромным. Ну и в качестве примера прозвучит одно из таких сочетаний. Правда, эта запись сделана не в 80-е, а ровно в 1990 году. Это дуэтный диск легендарного американского контрабасиста Рона Картера и французского аккордеониста Ришара Гальяно. Называется этот диск "Panamanhattan". Эта запись была сделана в Париже. И играют на нём музыканты музыку как авторскую, так и джазовые стандарты.

В исполнении интернационального музыкального дуэта в составе контрабасиста из США Рона Картера и аккордеониста из Франции Ришара Гальяно звучит тема Хораса Силвера из альбома 1990 года "Panamanhattan":
5. "Summer In Central Park" (Horace Silver).

Этапным моментом карьеры Ришара Гальяно стала его встреча с Астором Пьяццолой, который посоветовал ему "звучать не слишком по-американски", вернуться к своим корням, к популярной бальной музыке, обновив и трансформировав её подобно тому, как сам гениальный аргентинец поступил с танго, создав жанр "tango nuevo" ("новое танго"). Р. Гальяно последовал совету и придумал стиль "new musette", выпустив под таким названием альбом. Впрочем, под влиянием А. Пьяццолы он увлёкся и танго, которому посвятил альбом "New York Tango". А когда отмечалось десятилетие с момента смерти А. Пьяццолы, он записал в честь старшего друга диск "Piazzola Forever", с программой которого совершил мировое турне. Это мощная оркестровая музыка, в ней задействованы музыканты, играющие на струнных инструментах, но, как правило, соло принадлежит самому Ришару Гальяно. И, конечно же, на этом диске представлена музыка Астора Пьяцоллы.

В исполнении септета французского аккордеониста Ришара Гальяно (Richard Galliano Septet) звучит танго Астора Пьяцоллы из альбома 2002 года "Piazzolla Forever":
6. "Verano Porteño, Tango" (incl. in Cuatro estaciones porteñas [The Four Seasons]) (Astor Piazzolla).

Музыка Ришара Гальяно иногда выглядит относительно легковесной, как бы тяготеющей к поп-жанру. Однако они играет и сложнейшие импровизации, он вступает в музыку, которая явно совершенно уводит нас в глубины искусства. И в этом смысле характерно высказывание самого Р. Гальяно: "Как только я начинаю ощущать себя запертым внутри какого-то жанра или стиля, мне сразу хочется сломать эти "ограды". Предпочитаю называться просто музыкантом. Помимо джаза я много играл и бразильскую музыку, и танго, и вальсы... Мне нравится дозировать... Сегодня проводится всё больше концертов, прокладывающих дорогу современной синтетической форме: танго-джазу, музыке, где есть и импровизация, и свинг...".

Он действительно универсален. Иногда он обращается к академической музыке. Напомню, что его карьера началась с того, что он играл именно классическую музыку. И иногда он это делает и сейчас. Только эта музыка звучит по-другому. Она современна, она использует новые возможности и краски, которые Р. Гальяно освоил за свою карьеру. Такова, например, запись, сделанная в 2009 году. Эта пластинка имеет говорящее название "Richard Galliano. Bach". Действительно, здесь играется музыка И.С. Баха. В данном случае прозвучит "Аллегро" из Концерта для скрипки, гобоя и струнных, ре-минор. Ришар Гальяно здесь со своим аккордеоном окружён музыкантами, играющими на струнных инструментах.

В исполнении французского аккордеониста Ришара Гальяно и ансамбля струнных инструментов звучит "Аллегро" из Концерта для скрипки, гобоя и струнных, ре-минор (альбом 2009 года "Richard Galliano. Bach"):
7. "Concerto for Violin, Oboe, and Strings in D minor, BWV 1060: 1. Allegro (J.S. Bach)".

У Ришара Гальяно огромная дискография. Его можно постоянно слышать на европейских и неевропейских фестивалях. И, конечно, у него невероятный спектр музыки от "мюзетт" до авангардных композиций, которые он играет с достаточно современными музыкантами.

В исполнении французского аккордеониста Ришара Гальяно, норвежского басиста Палле Даниэльссона (Palle Danielsson) и американского барабанщика Джоуи Бэрона (Joey Baron) звучит композиция из альбома 1995 года "Laurita":
8. "Libertango" (Astor Piazzolla).

№ 797 Tony Williams (dr.) & Richard Galliano (accord.)

культура барабанщик Франция США/Америка музыка

Ударные и аккордеон (797-я программа)

49:41