8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

19 декабря 2015

"Не очень новые новинки": выпуск 32-й (798-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Я стараюсь регулярно представлять радиослушателям новинки, которые выходят в программе под лозунгом "Не очень новые новинки". Это уже 32-й выпуск из этого цикла, но я бы хотел ещё раз пояснить, что означают "не очень новые новинки". Дело в том, что в программе, которая занимается музыкой, претендующей на долгожительство, на классичность, на важность, на глубину, бессмысленно рассматривать новинки, только что вышедшие из той плавильной печи, в которой делается музыка. Нет. Я думаю, что новой музыке надо дать некоторое время отлежаться, небольшое время, тем не менее, 2-3 года – это совершенно нормально. И после этого, расслушав её как следует, представить уже слушателям. Тем более что эта музыка никуда не убежит, она не модна, и поэтому мода на неё не проходит, слава богу. И вот поэтому, собственно, такое название у нас и установилось – "Не очень новые новинки". Я продолжаю этот цикл давно и с большим удовольствием, потому что мне самому приходится погружаться в "новую музыку", всё это отслушивать, а иногда даже участвовать в создании некоторых проектов.

• Что касается проекта, который сейчас будет представлен, то я оказался в нужном месте в нужное время, чтобы присутствовать при его "зачатии". Речь идёт об очень интересной музыке, которая появилась на пластинке квартета отечественного саксофониста Алексея Круглова, одного из самых плодовитых молодых музыкантов, которая получила название "Могучая кучка". Диск этот вышел недавно, весной 2014 года. Выпустила его компания ArtBeat Music. Продюсер этой компании Николай Богайчук вместе со мной присутствовал при рождении проекта "Могучая кучка". Более того, это вообще была его, в значительной степени, идея. Мы вместе с Николаем Богайчуком  и музыкантами квартета Алексея Круглова и эстонского гитариста Яака Соояара (Jaak Sooäär), в котором также заняты музыканты из Эстонии – басист Михкел Мялганд (Mihkel Mälgand) и барабанщик Танел Рубен (Tanel Ruben), оказались в Таллине на фестивале JazzKaar. Там этот квартет выступал. И по просьбе организатора фестиваля Анне Эрм (Anne Erm), программа выступления этого ансамбля была составлена из пьес русских классиков. Причём замечательный гитарист и знаток музыки Яак Соояар сделал аранжировки, в которых были сохранены оригинальная форма, гармония, квадрат, идущие от русской музыки, к которой он подошёл с благоговением и почтением. Он старался не нарушать стройность музыкального пространства "кучкистов".

Что касается Алексея Круглова, то он, как музыкант сам сознался, не сохранял оригинальный материал, изначально старался изменить его так, чтобы слушатель мог как бы со стороны посмотреть на музыку великих русских композиторов. Получилось очень неплохо. Более того, получилось это неплохо в то непростое время, как пишет сам А. Круглов, когда многое делается против проектов, объединяющих людей. А этот проект объединяет не только разные народы, эстонских и российских музыкантов, но ещё и разное время – современную музыку и музыку времён "могучей кучки".

Сейчас прозвучит одна из композиций из этого проекта, который имеет английское название – "The Mighty Five".

В исполнении квартета российского саксофониста Алексея Круглова и эстонского гитариста Яака Соояара звучит композиция М.П. Мусоргского из альбома 2014 года "The Mighty Five" ("Могучая кучка"):
1. "Баба Яга" ("Избушка на курьих ножках (Баба Яга)" из цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского).

Квартет Алексея Круглова – это один из новых его проектов. Впрочем, проекты Алексея появляются очень часто и быстро. Поэтому, несмотря на новизну этого проекта, уже после него появился целый ряд других, но этот называется "The Mighty Five" ("Могучая кучка").

• Следующий диск был издан российским лейблом SoLyd Records. Эта звукозаписывающая компания представила в 2012 году дуэт барабанщиков – Владимира Тарасова и Гарта Пауэлла (Garth Powell). Сама запись была сделана в 2010 году. И она не вполне обычна.

Дуэты барабанщиков, вообще говоря, – дело не то, что бы привычное, но встречающееся. Скажем, американские барабанщики Бадди Рич (Buddy Rich) и Макс Роуч (Max Roach) устраивали такие дуэты. Здесь немного другая ситуация. Два музыканта с огромным опытом, кстати, давно знакомые друг с другом, В. Тарасов и Г. Пауэлл встретились тогда, когда В. Тарасов приехал в США, будучи участником проекта с саксофонным квартетом РОВА (The Rova Saxophone Quartet). Так вот, на диске они создали особый мир, расширенное музыкальное пространство с иными возможностями и средствами, используя аналоговое мультитрековые записи, то есть, сложно сыгранные этюды. Это не "живая" запись, а запись многократного наложения с использованием электроники и возможностей многочисленных инструментов, которыми владеют эти два мастера.

Кстати, насчёт мастеров. Владимира Тарасова в нашей программе, наверное, лишний раз представлять бессмысленно, да и невозможно, потому что это человек, который стал известен в своё время благодаря трио Вячеслава Ганелина (Ганелин-Тарасов-Чекасин), а уже после распада этого трио оказался участником огромного количества проектов по всему миру. У него более 110 пластинок и компакт-дисков, записанных с такими разными музыкантами, как саксофонисты Энтони Брэкстон (Anthony Braxton) и Джон Зорн (John Zorn), барабанщик Эндрю Сирилл (Andrew Cyrille), вокалистка Лорен Ньютон (Lauren Newton). Их очень много, невозможно всех перечислить, ибо их действительно невероятное количество.

Что касается Гарта Пауэлла, это современный американский барабанщик, перкуссионист, композитор. Он довольно часто выступает в Европе и Америке, записывается на разных фирмах, среди которых знакомая нам Leo Records. Ему приходилось играть с вокалисткой Бонни Барнетт (Bonnie Barnett), саксофонистом Джоном Бутчером (John Butcher), шведским саксофонистом Матсом Густафссоном (Mats Gustafsson), немецким басистом Петером Ковальдом (Peter Kowald). Одним словом, у него тоже обширный список партнёров, весьма и весьма именитых.

Что касается этой встречи, она достаточно необычна. Пластинка носит название "Этюды (барабаны и перкуссия)" или "Etudes (Drums and Percussion)".

В исполнении дуэта барабанщиков – литовского Владимира Тарасова и американского Гарта Пауэлла – звучит композиция из альбома 2012 года "Etudes (Drums and Percussion)":
2. "No Compensation" (Vladimir Tarasov & Garth Powell).

• Имя саксофониста бразильского происхождения Иво Перельмана (Ivo Perelman) стало появляться просто постоянно в нашей программе. Но ничего не поделаешь, он невероятно плодовитый музыкант. На фирме Leo Records регулярно выходят его диски, иногда по несколько экземпляров в месяц. Может быть, я и преувеличиваю, но по десятку в год уж наверняка. Во всяком случае, огромное количество его и "живых" выступлений, и студийных записей не теряются, а остаются на века, замороженными в пространство компакт-дисков.

С 19 лет этот тенор-саксофонист начал выступать, немножко поучился в Бёркли, переехал в Лос-Анджелес в 1986 году. К настоящему времени у него огромная дискография. Не будем перечислять имена всех его партнёров, потому что это всё известнейшие люди в разделе "новой импровизационной музыки".

В данном случае речь идёт о диске под названием "Tenorhood", который записал дуэт в составе саксофониста Иво Перельмана и его постоянного партнёра – барабанщика Уита Дики (Whit Dickey). Уит Дики происходит из фри-джазовой тусовки и много играет с пианистом Мэттью Шиппом (Matthew Shipp), который также является партнёром Иво Перельмана.

Но вернёмся к альбому, который назван словом "tenorhood", обозначающим "чехол для тенор-саксофона". Дело в том, что пять из шести композиций на этом диске посвящены знаменитым тенор-саксофонистам: Хэнку Мобли (Hank Mobley), Бену Уэбстеру (Ben Webster), Джону Колтрейну (John Coltrane), Альберту Эйлеру (Albert Ayler) и Сонни Роллинзу (Sonny Rollins). А вот шестая, которая называется так же, как и весь диск, "Tenorhood", вообще записана без саксофона. Это сольная пьеса для ударных инструментов. Но, тем не менее, если мы слушаем композиции, которые посвящены знаменитым тенористам, не стоит особо рассчитывать на какие-то ассоциации с игрой этих музыкантов, с их темами. Вообще об именах лучше забыть. Ассоциативность здесь очень далекая. Однако дух этих знаменитых саксофонистов присутствует, точнее продолжение этого духа в наше время в творчестве свободно мыслящего Иво Перельмана. В любом случае, оба музыканта достигли очень высокого уровня взаимодействия, когда не нужно о нём думать, они постоянно находятся в режиме создания музыки. В том числе и в пьесе, которая посвящена Джону Колтрейну.

В исполнении американского музыкального дуэта в составе саксофониста бразильского происхождения Иво Перельмана и барабанщика Уита Дики звучит композиция из альбома 2014 года "Tenorhood":
3. "For Coltrane".

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

• А сейчас обратимся к знаменитому пуэрториканскому контрабасисту Эдди Гомесу (Eddie Gomez), чья пластинка "Per Sempre" вышла в 2012 году. Всегда приятно получать музыкальные послания от великих мастеров. Думаю, что Эдди Гомес относится именно к таким. Я хорошо знаю его многочисленные записи, да и знаком с ним лично, ведь Эдди Гомес приезжал не один раз в нашу страну. Это удивительный мастер звука, в первую очередь звука. Это мастер напряжённых соло. Напомню, что в своё время он пришёл на смену легендарному контрабасисту Скотту ЛаФаро (Scott LaFaro) в трио пианиста Билла Эванса (Bill Evans).

Эдди Гомес был в центре внимания в течение более четырёх десятилетий. Его музыка достаточно разнообразна и интересна. Она интеллектуальна и в то же время чувственна. Но в пластинке, о которой сейчас идёт речь, совершенно иная вселенная. Здесь всё прозрачно, несколько приторно и бесконфликтно. Запись эту Эдди Гомес сделал в Болонье с итальянскими музыкантами. Название пластинки "Per Sempre" переводится с итальянского как "Навсегда". Ну а пьеса одного из музыкантов итальянской компании тенор-саксофониста Марко Пиньятаро (Marco Pignataro), которая прозвучит, называется "Homesick" ("Тоскующий по дому"). "Тоскующий по дому" – это откровенно романтическое пространство, даже можно сказать, что это рафинированный романтизм Эдди Гомеса.

В исполнении пуэрториканского контрабасиста Эдди Гомеса и ансамбля итальянских музыкантов звучит композиция из альбома 2012 года "Per Sempre":
4. "Homesick" (Marco Pignataro).

• А сейчас вспомним имя чешской вокалистки, которая обсуждалась в наших программах в цикле "Голос". Мы уделили ей достаточно много времени. Но думаю, что каждый раз, когда появляется возможность послушать её голос, да ещё и её скрипку, это стоит сделать, потому что это выдающаяся авангардная скрипачка, талантливая певица и композитор. Зовут её Ива Биттова (Iva Bittová).

Чешская скрипачка, певица и композитор Ива Биттова родилась 22 июля 1958 года в городе Брунтал в северной Моравии (Чехословакия). Её карьера началась в середине 70-х. Кстати, она тогда ещё осваивала и артистическую карьеру, снявшись в нескольких чешских фильмах, но впоследствии переключилась на музыку (в начале 80-х). В её музыке очень много всего. Это и смесь лирической поэзии, фольклора, свободного и оригинального вокала. Так или иначе, это способствовало признанию И. Биттовой в качестве звезды европейской "новой музыки". Большую часть последнего времени она живёт в США, но регулярно выступает по всему миру. И сейчас Ива Биттова может похвастаться уже международным признанием, отнюдь не только среди маргиналов-экспериментаторов. Она поёт в опере, снимается в кинофильмах, записывается на знаменитом лейбле ECM.

И именно и-си-эмовский альбом мы сейчас с вами и услышим. Кстати говоря, этот альбом Ивы Биттовой называется просто – “Iva Bittová”. Выпущен он в 2012 году. Музыку из этого альбома можно, скорее, отнести к современной композиции без обозначения вида музыки, не приписывая её экспериментальному джазу, фолку или року. Это своего рода минимализм, который использует скрипку и миниатюрную калимбу. И, конечно же, он приправлен уникальной вокальной эквилибристикой Ивы Биттовой. Надо заметить, что на альбоме сами композиции не имеют каких-то определённых названий. Для того чтобы, по-видимому, не привязывать их к некой ассоциации слушателя, они называются просто "Фрагменты".

В исполнении чешской авангардной скрипачки и певицы Ивы Биттовой звучит композиция из альбома 2012 года "Iva Bittová":
5. "Fragments, Pt. 11" (Iva Bittová).

Кстати, любопытно, что в большинстве фрагментов этой пластинки звучит только голос, без скрипки, без калимбы. У Ивы Биттовой достаточно художественных средств для того, чтобы сделать композиции только на одном голосе.

• Ну и последний персонаж, к которому мы сегодня обратимся, – это известнейший американский музыкант, пианист, композитор и человек, который порой поражает публику своими необычными работами, Ури Кейн (Uri Caine).

Американский пианист и композитор Ури Кейн родился 8 июня 1956 года в Филадельфии. Он действительно своими необычными работами регулярно шокирует то академическое, то джазовое сообщества. В его музыке представлены и джаз как таковой, и элементы классической (академической) музыки, электронной, этнической и религиозной музыки. Всё это в его феерических импровизациях бывает перемешано, иногда вполне эклектичным образом.

Ещё в юности Ури Кейн увлекся творчеством канадского пианиста Гленна Гульды (Glenn Gould), параллельно он интересовался творчеством великих джазовых музыкантов, среди которых Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Сесил Тейлор (Cecil Taylor). С 1981 года Ури Кейн начинает свою профессиональную карьеру, а в начале следующего десятилетия уже играет с кларнетистом Доном Байроном (Don Byron), трубачом Дейвом Дагласом (Dave Douglas) и саксофонистом Джоном Зорном (John Zorn). Он – желанный гость на лучших фестивалях джазовой музыки: в Монреале, Монтрё, Сан-Себастьяне, Ньюпорте. Кроме чисто джазовых работ, в его портфеле известный аранжировки музыки Рихарда Вагнера (Richard Wagner), Густава Малера (Gustav Mahler), "Гольдберг-вариации" ("Goldberg Variations") И.С. Баха, вариации на цикл песен "Любовь поэта" ("Dichterliebe") Роберта Шумана (Robert Schumann). При этом проекты Ури Кейна всегда наполнены удивительным юмором.

Надо сказать, что, кроме его легальных, нормальных изданий, многие из которых приходятся на лейбл Winter & Winter, издаётся немало так называемых "бутлегов". Эти "бутлеги" – либо сборники его предыдущих работ, либо это сборники записей с концертов, которые не имеют официального издания. Тем не менее, они достаточно интересны.  Один из итальянских стал сборником его композиций разных лет, в авторах, кроме самого Ури Кейна с его авторскими работами, есть Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Телониус Монк (Thelonious Monk) и Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart). Называется этот альбом "Мешугге" ("Meshuggeh"). Он появился в 2011 году. И слово это происходит еврейского европейского фольклора. Оно не очень напрямую переводится, но что-то вроде "сумасшедший" или "безумный". В быту в еврейских местечках в Белоруссии "мешуггенами" ("meshuggeneh") называли эксцентричных, но талантливых и артистичных людей. Иногда, как пишет Эдуард Лимонов, "артистичных до карикатурности". Не знаю, в какой степени проявляется это в пьесе, которую мы сейчас услышим. Она принадлежит самому Ури Кейну и называется "Отелло".

В исполнении американского пианиста и композитора Ури Кейна звучит пьеса из альбома 2011 года "Meshuggeh":
6. "Otello" (Uri Caine).

№ 798 "Не очень новые новинки": выпуск 32-й (798-я программа)

культура музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 32-й (798-я программа)

49:50