8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

05 декабря 2015

Новаторская музыка пианиста и композитора Дейва Брубека (796-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодняшний день расположился между двумя юбилейными датами. 4 декабря исполнилось 85 лет со дня рождения потрясающего и очень любимого мною джазового гитариста из США Джима Холла (Jim Hall). А 6 декабря исполняется 95 лет со дня рождения американского пианиста и композитора Дейва Брубека (Dave Brubeck), человека очень важного для многих из тех, кто вошёл в джаз, имея некий багаж академической музыки.

Сегодня мы, пожалуй, уделим больше внимания Дейву Брубеку. С Джимом Холлом придётся расстаться на некоторое время. Может быть, в конце что-то услышим из его музыки, но уж очень разные эти два музыканта. И хочется уделить внимание и тому, и другому. Поэтому Джиму Холлу, пожалуй, предстоит ещё раз появиться в нормальной часовой нашей программе для того, чтобы мы могли как следует насладиться его творчеством. А там есть, что послушать.

Поэтому сегодня в основном речь пойдёт о Дейве Брубеке. К сожалению, об обоих музыкантах можно говорить уже в прошедшем времени, поскольку их нет на свете. И, в общем, совсем недавно их нет на свете. И до сих пор есть такое ощущение, что они живы, потому что музыка их актуальна.

Но давайте обратимся к Дейву Брубеку, к человеку, который, в общем, до самого конца своего продолжал очень активно выступать на фестивальных площадках. Дейв Уоррен Брубек (Dave Warren Brubeck) умер буквально за день до своего 92-летия. А человек этот попал впервые в читательский полл журнала "Down Beat" 65 лет назад – в 1950 году. Уже тогда он, музыкант, изменивший стереотипы работы с ритмом, гармонией и формой, вызывал восхищение, в общем, противоположного по духу ему человека, джазового революционера, создателя би-бопа Чарли Паркера (Charlie Parker). Они, между прочим, одногодки. Д. Брубек, правда, вступил на профессиональную сцену тогда, когда годы Ч. Паркера уже были сочтены. Он потратил очень много времени на учёбу. А для Ч. Паркера учёбой была его профессиональная деятельность. Он формально не заканчивал никакое учебное заведение и очень молодым вступил на профессиональную стезю. Дейв Брубек долго и, как следует, учился. Он пришёл в джаз, имея солидную академическую подготовку. Он был учеником французского композитора Дариуса Мийо (Darius Milhaud), который преподавал в США в конце 40-х годов, брал уроки у Арнольда Шёнберга (Arnold Schönberg), правда, недолго, как-то они не сошлись.

Сформированный Дейвом Брубеком квартет с саксофонистом Полом Дезмондом (Paul Desmond) много лет привлекал внимание публики. Вплоть до 1967 года квартет Дейва Брубека оставался одним из самых популярных джазовых коллективов мира. В творчестве Д. Брубека всегда соединялись джазовое импровизационное мышление и европейские академические наработки. Именно поэтому Дейв Брубек оказался таким удобным переходом к джазу для людей, которые были хорошо знакомы с так называемой "классикой". В любом случае его композиторское творчество продолжает процесс импровизации, которая в свою очередь инспирирована композицией в режиме "живого" времени. Мы сегодня вряд ли услышим самые популярные вещи, которые играл его квартет. Это можно сделать в любое другое время. А вот нашей программе, которая всё время пытается идти по границе между различными видами музыки, стоит уделить внимание как раз вещам не вполне обычным.

И начнём мы, пожалуй, с фрагмента одного из его сочинений для симфонического оркестра. Разумеется, не просто симфонического оркестра, но, конечно же, ещё и его квартета. У него таких сочинений было несколько. Одно из самых известных – пьеса под названием "Elementals", написанная в эпоху расцвета квартета Дейва Брубека. И весь квартет здесь представлен целиком. Это сам Дейв Брубек за роялем, Пол Дезмонд (альт-саксофон), барабанщик Джо Морелло (Joe Morello) и контрабасист Юджин Райт (Eugene Wright). А оркестром дирижирует Бей Райт (Bay Wright).

В исполнении Симфонического оркестра под управлением Бея Райта и квартета Дейва Брубека (The Dave Brubeck Quartet) звучит фрагмент пьесы из альбома 1963 года "Time Changes":
1. "Elementals" (Dave Brubeck).

Итак, 6 декабря 1920 года появился на свет Дейв Брубек, музыкант необычный, музыкант, которого обычно приписывают к стилистике "кула", но стиль "кул" ("cool"), вообще говоря, делится на огромное количество индивидуальных стилей, довольно сильно отличающихся друг от друга. Действительно, давайте сравним "Modern Jazz Quartet", квартет Дейва Брубека или ту компанию, которую собирал Майлз Дэвис (Miles Davis) в конце 40-х годов для того, чтобы обозначить наступление эпохи "кула". И таких примеров довольно много, и все они очень разные.

Но одним из очень важных коньков Дейва Брубека была его работа по расширению ритмических основ музыки, которую мы все называем "джазом", очень широкого спектра музыки, которая получила название "джаз". Алексей Николаевич Баташёв, известнейший отечественный знаток джаза, организатор джазовых мероприятий, кстати, сделавший немало для того, чтобы Дейв Брубек появлялся и перед московской публикой, а таких появлений было несколько, писал в аннотации к пластинке Дейва Брубека: "Он первым взорвал ритмические стереотипы, ввёл пятидольные, семидольные и девятидольные (при этом необыкновенно свингующие) метры, широко стал пользоваться полиритмией и полиметрией, а также полифонией и политональностью".

У Д. Брубека довольно много образцов такого расширенного использования различных метроритмов, иногда существующих параллельно друг другу, скажем, трёх- и четырёхчетвертных. Среди этих известных образцов есть и очень любопытная запись, которая была сделана в мае 1967 года. Это концертная запись и в какой-то степени случайная встреча двух музыкантов, относящихся к разным полюсам джаза. И, тем не менее, что-то их роднит. Я думаю, что их роднит в первую очередь невероятная чуткость к архитектонике музыкальной формы, к её построению. Это Дейв Брубек и Телониус Монк (Thelonious Monk). Два пианиста оказались за двумя роялями на одной сцене. Запись эта была сделана в Мексике. Дейв Брубек, Телониус Монк, контрабасист Лэрри Гейлз (Larry Gales), барабанщик Бен Райли (Ben Riley) – вот такая компания играет тему, которая хорошо известна в джазовом мире. Это джазовый стандарт Дюка Эллингтона. Посмотрите, как выстраивается взаимодействие этих музыкантов и как проявляется здесь самопародия самого Д. Брубека.

В исполнении американских музыкантов – пианистов Дейва Брубека и Телониуса Монка, контрабасиста Лэрри Гейлза, барабанщика Бена Райли – звучит композиция Дюка Эллингтона из альбома 1967 года "Summit Sessions":
2. "C Jam Blues" (Duke Ellington).

Дейв Брубек и Телониус Монк. Отчасти их случайная встреча в 1967 году. Таких встреч у Д. Брубека было много. Кстати, пластинка, с которой взята эта запись, называется "Summit Sessions". Это действительно собрание различных встреч Д. Брубека, которые произошли в районе 1967 года на различных фестивальных площадках, на гастролях. Среди этих встреч и соединений есть очень характерные, которые показывают, насколько широк был Дейв Брубек в восприятии новой для него музыки. Для него не было преград. Он каждый раз, когда попадал в новые условия, пытался создать некую новую стилистику для того, чтобы отразить новый содержательный процесс.

Собственных ансамблей у него было достаточно много. Но, конечно, самый знаменитый – это квартет Дейва Брубека с саксофонистом Полом Дезмондом, который закончил своё существование в 1967 году. В конце 1960-х Д. Брубек создал новый ансамбль вместе со своими сыновьями-музыкантами, который получил название "Два поколения Брубеков" ("Two Generations Of Brubeck"). Д. Брубек удостоен огромного количества различных наград и почестей, при этом он никогда не замыкался в своём узком музыкальном направлении. Он действительно был открыт для восприятия новой музыки.

Мне кажется, что пример, который сейчас прозвучит, с той же самой пластинки, то есть, это то же самое время – конец 60-х годов, – это его тоже отчасти случайная встреча со знаменитым вокальным трио "Peter, Paul & Mary". Казалось бы, какое отношение они имеют друг к другу? Но отношения, по-видимому, чисто музыкальные случились. У них получилась, пьеса, которая была записана. Называется она "Because All Men Are Brothers" и основана на "Страстях", на хорале, написанном в своё время Иоганном Себастьяном Бахом. Вот что, собственно, и роднит разных музыкантов - это некая общая музыкальная сущность.

В исполнении американских музыкантов – пианиста Дейва Брубека, контрабасиста Юджина Райта, барабанщика Джо Морелло, а также фолк-трио "Peter, Paul & Mary" – звучит пьеса из альбома 1967 года "Summit Sessions":
3. "Because All Men Are Brothers" (Tom Glazer, based on Bach's "Passion" Chorale, 70).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому.

Страничка в интернете – на сайте "Радио России" www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Продолжим короткий рассказ о жизни и творчестве американского пианиста Дейва Брубека, поскольку одной 50-минутной программы явно не хватит для того, чтобы рассказать о том, что есть Дейв Брубек, перечислить его награды и почетные степени. Да, вообще-то, это не так важно. Важно другое: Дейв Брубек всё время менялся. В какой-то момент человек, далёкий от религии, он принял католицизм. При этом сочинил мессу "To Hope".

В 70-е годы Д. Брубек продолжал разностороннюю деятельность как исполнитель и особенно как композитор. Он создал целый ряд новаторских произведений, в том числе кантаты, оратории, симфонические поэмы. Он постоянно преподавал, у него огромное количество студентов. Надо сказать, что сегодня в программе не будут звучать популярные пьесы, связанные с именем Дейва Брубека. Это такие, как, например, "Take Five", "Blue Rondo à la Turk" и многие другие. У нашей программы есть некая специфика, и я этим пользуюсь для того, чтобы послушать необычную музыку Дейва Брубека. Вот как раз таковой является крупная форма, которая была записана Д. Брубеком и Лондонским симфоническим оркестром с вокальным ансамблем "Лондонские голоса" ("The London Voices") в мае 2002 года. Это оратория, которая называется "Голос святого духа ("Языки огня")" ("Voice Of The Holy Spirit /"Tongues Of Fire"/"). Написана она была в 1985 году. Но прозвучит она в исполнении уже нашего века.

В исполнении американского пианиста Дейва Брубека, Лондонского симфонического оркестра (The London Symphony Orchestra) и вокального ансамбля "Лондонские голоса" ("The London Voices") звучит часть оратории "Голос святого духа ("Языки огня")" из альбома Дейва Брубека 2002 года "Classical Brubeck [disc 2]":
4. "Voice Of The Holy Spirit ("Tongues of Fire"): Witnesses" (1985, Dave Brubeck).

Дейв Брубек несколько раз приезжал в Россию, в Советский Союз, выступал в Москве ещё в концертном зале "Россия", когда тот ещё стоял неподалёку от Кремля. Дейв Брубек много общался с нашими музыкантами. Он общался и с журналистами. Мне тоже пришлось с ним беседовать тогда. Вообще он был открыт для такого общения. Что касается российских музыкантов, то в 2009 году на Джазовом фестивале в Рочестере в штате Нью-Йорк судьба свела Дейва Брубека и музыкантов трио Андрея Разина "Второе приближение" (" The Second Approach trio"). "Второе приближение" на том фестивале представляло свою авторскую, не простую музыку, такого европейского начала. Дейву Брубеку они передали свои диски и признание в том, что Д. Брубек повлиял очень сильно на них в начале их творческого пути. Диски этого российского трио мастер слушал уже по пути домой. А после этого, через некоторое время, трио "Второе приближение" получило от Дейва Брубека письмо удивительного содержания. Он писал: "Я думаю, что ваше трио является самой захватывающей группой, которую мне пришлось слышать в последнее время. Сейчас я делаю копии ваших компакт-дисков, чтобы дать их послушать моим сыновьям, музыкантам и инструкторам в моём Джазовом институте при Университете Тихого океана в Калифорнии. Я поражён и думаю, что вряд ли моё влияние было столь существенным на вашу группу. Единственное, что могло бы быть, так это влияние идеи, что надо честно отражать свою собственную культуру, и тогда весь мир сможет быть интегрирован в джаз. Я считаю, что каждый человек и каждая группа являются уникальными, и я рад, что такая музыка звучит от вашего ансамбля "Второе приближение". Это не только альтернатива, не только другое приближение, но правильный подход, правильное приближение, исходя из собственного фона, рассказывать свою собственную историю".

Надо сказать, что сейчас, в преддверии 95-летия со дня рождения Дейва Брубека, у трио "Второе приближение" возник проект, который реализовался в пластинке, выпущенной компанией ArtBeat. Диск этот называется "A Day For Dave", и посвящён он памяти пианиста и композитора. Эта четырёхчастная сюита с прелюдией-эпиграфом стала практически реквиемом по большому музыканту и по эпохе, которая ушла вместе с ним. Известные темы Д. Брубека в музыке трио "Второе приближение" присутствуют, но почти незримо, они как бы в ткани музыки. Это даже не вариации на тему, а их существенное переосмысление, которое произошло в духе музыкантов, живущих по другую сторону океана, в другой культурной среде.

И перед тем, как мы услышим одну из пьес с нового диска "Второго приближения", я хотел бы вас пригласить на вечер, посвящённый Дейву Брубеку. Его 95-летие будет отмечаться в Еврейском культурном центре на Большой Никитской в Москве. И вечер этот будет называться: "Кто вы, мистер Брубек?". Вечер, в котором будут кадры видео с участием Дейва Брубека, будет принимать участие в этом вечере пианист Виктор Фридман, который будет играть в стилистике мастера. И, конечно же, будет презентация нового диска проекта "Второе приближение" под называнием "A Day For Dave".

А сейчас прозвучит одна из записей с этого диска, посвящённого музыке Дейва Брубека. Андрей Разин – фортепиано, Татьяна Комова – вокал, Игорь Иванушкин – контрабас.

В исполнении российского импровизационного трио "Второе приближение" звучит пьеса из альбома 2015 года "A Day For Dave":
5. "A La Rondo" (Dave Brubeck – Андрей Разин).

№ 796 Dave Brubeck (p.) Новаторская музыка пианиста и композитора Дейва Брубека

культура Дэйв Брубек джаз музыка

Новаторская музыка пианиста и композитора Дейва Брубека (796-я программа)

49:51