8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

26 декабря 2015

Любопытная музыка саксофониста Юрия Яремчука (799-я программа)_

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня настало время программы, которое носит странное название "Лица необщим выраженьем". Она выходит так давно в рамках передачи "Бесконечное приближение", что, наверное, уже многие привыкли к этому названию. В этой программе я стараюсь представить отечественных музыкантов, которые имеют это самое "лица необщее выраженье" по известной фразе Е. Баратынского, музыкантов, которые представляют некое своё оригинальное видение мира и которые, действуя в рамках импровизационной музыки, хотя какие тут могут быть рамки, не идут вслед за американцами, не повторяют достижения тех, кто в своё время родил джаз, способствовал его появлению и следует неким джазовым традициям. Есть такое предположение, что музыканты каждого культурного пространства должны создавать некую свою музыку, которая учитывает иные культуры, но не повторяет их. И такие музыканты в нашей стране, конечно же, есть. Я уже сбился со счёту, какой порядковый номер имеет именно этот выпуск программы "Лица необщим выраженьем", но уже целый ряд отечественных музыкантов прошли чередой в этих выпусках в течение последних лет. Да и впереди ещё их немало.

• Сегодня речь пойдёт об удивительном саксофонисте, который, кстати говоря, в последнее время довольно часто концертирует в Москве. Он переехал в Москву, а до этого жил во Львове. Зовут его Юрий Яремчук. С Юрием Яремчуком мы с вами познакомились, если кто-то его раньше не знал, ещё в прошлой программе "Лица необщим выраженьем". Там он появился как партнёр Александра Нестерова, музыканта из Украины. Сам Юрий Яремчук представляет собственное направление, собственное лицо, поэтому сегодняшняя программа в значительной степени будет посвящена именно ему. Ну, а если он вас заинтересует, то вы легко найдёте, если живёте в Москве, по крайней мере, концерты с его участием. Сейчас он живёт уже в Москве.

Родился Юрий Яремчук в Новокузнецке в 1951 году. Потом судьба привела его в Ростов-на-Дону. Он там с 1978 по 1980 годы учился в Ростовском училище искусств, закончил эстрадно-джазовое отделение по классу саксофона. Ну и вместе с гитаристом Александром Нестеровым, с которым мы могли их послушать в прошлый раз, был пионером "новой музыки" на Украине. Немало он работал с актрисой и певицей Наталкой Половинкой, затем с двумя своими дочерьми, выпускницами консерватории Настей и Юлей.

Из его многочисленных работ сейчас будет представлен диск, который был издан в 2000 году московской фирмой Landy Star Music. И на этом диске мы услышим интернациональный квартет, в котором участвуют два француза – кларнетист и бас-кларнетист Кристоф Роше (Christophe Rocher) и саксофонист Жан Килливик (Jean Quillivic), скрипач с Западной Украины Роман Рось и саксофонист Юрий Яремчук. Диск этот называется "Closed Mountains" ("Закрытые горы").

"Закрытые горы" – это Карпаты, и для французских музыкантов они почти “затерянный мир”. В музыке, которая сейчас прозвучит, есть очень много, ну, может быть, не только в той пьесе, которая сейчас прозвучит, а в целом в диске представлена экзотика гуцульских напевов, средневековые вертикали, ломаная графика свободного музицирования, элементы бретонского фри-джаза, представленного французами, тембральные особенности, которые приводят к поразительному результату. Жанрово этот альбом занимает диапазон от спонтанных диалогов инструментов до хорального тутти в духе "World Saxophone Quartet". Скрипка Романа Рося – это этническое начало, Юрий Яремчук обеспечивает в значительной степени формообразование (он, кстати говоря, знаток этого важнейшего музыкального элемента), а французские музыканты открывают новые возможности в себе в компании партнёров из малознакомой части Европы.

В исполнении интернационального квартета в составе саксофонистов Юрия Яремчука (Украина) и Жана Килливика (Франция), кларнетиста Кристофа Роше (Франция) и скрипача Романа Рося (Украина) звучит пьеса из альбома 2000 года "Closed Mountains":
1. "It's Necessary To Begin A New Story".

Любопытная музыка, в которой сочетается очень много различных элементов, она прозрачна, она сформирована, казалось бы, случайно, но в то же время не случайно. Всё дело в том, что Юрий Яремчук – очень надёжный партнёр в процессе становления музыкального материала. Он хорошо знает академическую музыку XX века, он знаком с композиторскими приёмами, которые в этой музыке известны. И использует в своей спонтанной музыке, в спонтанном музицировании элементы этих приёмов. То есть, сочиняет музыку в режиме текущего времени. Кстати, следует обратить внимание, что паузы в этой музыке очень звучащие. Они являются очень важным и выразительным художественным средством.

Вот эти свойства Юрия Яремчука, надёжность в спонтанном сочинении музыки привлекают к нему других музыкантов. Одним из таких симбиозов стал проект, который возник у московского трио Андрея Разина и Юрия Яремчука в том же 2000 году. В ноябре была сделана запись, которая впоследствии получила название уже на готовом диске "Юрский период". Юрский период – это не динозавры, это период взаимодействия музыкантов "Второго приближения" с Юрием Яремчуком.

Участники ансамбля "Второе приближение" (Андрей Разин, Татьяна Комова и Игорь Иванушкин) с самого начала объявили себя открытым проектом. Их собственный немалый музыкальный опыт умножается на особое музыкальное мировоззрение гостей. Вот таким гостем на этот раз стал Юрий Яремчук. "Как археологи, – написано в аннотации к данному диску, – вместе они слой за слоем отбрасывают  вчерашнюю современность, чтобы, в конце концов, в праславянском прошлом найти общее будущее". "Юрский период" – это результат свободной импровизации в студии при невероятной чуткости музыкантов друг к другу и к форме каждой пьесы. Именно в этом, в рождении строгой формы в режиме текущего времени видят они для себя выход из обычного консервативного музыкального мышления. Весь диск пронизывают так называемые "странные разговоры" (так называется одна из композиций этого диска). Эти "Странные разговоры" происходят не только в масштабах всей четвёрки, но и в дуэтах: рояля и контрабаса, голоса и саксофона. Кстати, после этой студийной записи вскоре состоялось совместное выступление трио "Второе приближение" и Юрия Яремчука. Это был 2002 год. Произошло это на фестивале в Екатеринбурге.

В исполнении московского трио "Второе приближение" в составе Андрея Разина (фортепиано), Татьяны Комовой (голос), Игоря Иванушкина (контрабас) и украинского саксофониста Юрия Яремчука звучит пьеса из альбома 2000 года "Юрский период":
2. "Утро перед..." ("Morning before..." – Razin, Komova, Ivanushkin, Yaremtchuk).

Работы Юрия Яремчука в конце XX века – начале XXI века долгое время не издавались. И первые издания пришлись как раз на этот рубеж веков. Их было несколько, и все они достаточно интересны. Следующая работа относится к тому же периоду. Это диск "Дуэты" – дуэты Ю. Яремчука с пятью различными музыкантами из разных стран. Здесь в полной мере отразились музыкальные приоритеты музыканта: увлечение жёсткими структурами с отдельными вкраплениями импровизационных эпизодов. Это сближает его поиски того времени с новой академической музыкой, с творчеством таких композиторов, как Джон Кейдж (John Cage), Пьер Булез (Pierre Boulez) и Карлхайнц Штокгаузен (Karlheinz Stockhausen). На смену экспрессивному энергетическому выплеску звукового потока, в музыке Ю. Яремчука всё чаще приходят звуковые пустоты, паузы. Открытые звуки саксофонов становятся сонорными, звучащими как бы сфумато, где каждый отдельно взятый звук становится драгоценен сам по себе.

Были записаны несколько дуэтов. Первые четыре из них относятся к 2000 году. В них звучат два саксофона – Юрия Яремчука и бретонского саксофониста Жана Килливика. Один дуэт – с бас-кларнетистом Кристофом Роше. Один – с давним партнером Яремчука контрабасистом Вадимом Устименко, который жил в то время в Польше. Наконец, присутствуют дуэты с вокалисткой и актрисой Наталкой Половинкой. И ещё один дуэт под забавным названием “А был ли Ленин во Львове?” был записан с партнёром Ю. Яремчука по “Русско-украинскому проекту" – московским саксофонистом Сергеем Летовым.

В исполнении украинского саксофониста Юрия Яремчука и бретонского саксофониста Жана Килливика звучит пьеса из альбома 2000 года "Duets":
3. "Ocean".

Сегодня в цикле "Лица необщим выраженьем" представлен саксофонист и кларнетист Юрий Яремчук, знаток современной музыки, импровизирующий музыкант, входящий в коалицию, в партнёрство с самыми разными музыкантами Европы и России. И каждый раз при этом у него получается очень интересный музыкальный результат.

Один из таких результатов – это плод многолетнего сотрудничества с львовской вокалисткой, а точнее поющей актрисой Наталкой Половинкой. Диск, который сейчас будет представлен, был записан в 2001 году и издан московской компанией Long Arms Records ("Длинные руки"). Этот лейбл в своё время был организован Николаем Дмитриевым и Сергеем Курёхиным. И до сих пор этот лейбл представляет интересную, оригинальную и необычную экспериментальную, как любят говорить, музыку.

Диск Наталки Половинки и Юрия Яремчука носит название "Homo Ludens". Это латинское выражение, которое стоит в заголовке трактата, опубликованного в 1938 году нидерландским историком и культурологом Йоханом Хёйзингой (Johan Huizinga). Оно означает "человек играющий". Автор утверждает примат игрового начала над культурой в целом и видит все проявления культурной деятельности человека, как следствие игры. И отсюда несколько провокационное преобразование "человека разумного" (Homo Sapiens) в "человека играющего" (Homo Ludens). Это очень хорошо ощущается во всех треках альбома, особенно в первых пяти, которые называются просто "фрагментами". Каждый из "фрагментов" – вполне самодостаточное произведение, особая "игра" (по Й. Хёйзинге) со своей внутренней логикой и своими правилами. Только правила тут особые: инструментарий Юрия весьма широк, голос Наталки странствует от намёков на вполне академический вокализ до этнических интонаций и шаманских заклинаний. Надо заметить, что этот диск явился результатом другого вида деятельности: во Львовском театре тогда на рубеже 2000 года шёл целый спектакль “Homo Ludens”, где актёры Наталка Половинка и Юрий Яремчук выступали в главной роли, хотя, пожалуй, в этом случае у Юрия роль скорее аккомпанирующая.

В исполнении украинского саксофониста Юрия Яремчука и поющей актрисы Наталки Половинки звучит композиция из альбома 2001 года "Homo Ludens":
4. "Фрагмент 3".

Саксофонист Юрий Яремчук теперь живёт в Москве, играет с огромным количеством музыкантов. Его можно услышать и в московских клубах, и в записях. Он вообще участник огромного количества международных проектов. Человек этот уже с богатым опытом. За время своей профессиональной карьеры он успел переиграть с такими людьми, как швейцарская пианистка Клаудиа Биндер (Claudia Binder), американский тромбонист и трубач Рэй Андерсен (Ray Andersen), немецкий тромбонист Хайнц-Эрих Гёдике (Heinz-Erich Godecke), британский пианист Владимир Миллер (Vladimir Miller), шведский саксофонист Дрор Фейлер (Dror Feiler, Швеция), отечественные музыканты Владимир Чекасин и Аркадий Шилклопер. Можно было бы перечислять музыкантов, которые с большим удовольствием составляли ему компанию, ещё довольно долго.

Но сейчас хотелось бы всё-таки уделить внимание в большей степени музыке. Тем более, что многие записи Юрия Яремчука не опубликованы. Некоторые из них делались на фестивалях новой импровизационной музыки и просто на джазовых фестивалях. И так ходят они по рукам, не всегда находится фирма, которая готова их издать. Вот как раз сейчас мы из такого неизданного и послушаем выступление ансамбля, который существует уже много лет, собирается он не так часто, можно даже сказать, что редко, потому что долгое время участники этого ансамбля жили просто в разных городах. Это саксофонист Юрий Яремчук (Львов, недавно в Москве), саксофонист и кларнетист Николай Рубанов (хорошо известный "Колик" из Санкт-Петербурга) и два москвича – патриарх фри-джаза в Москве саксофонист Сергей Летов и баритон-саксофонист Эдуард Сивков. Четыре саксофона, которые получили название "Саксофонная мафия". Иногда их можно слышать на джазовых фестивалях. Мы их услышим в записи, которая была сделана в Культурном центре "ДОМ" в 2002 году.

В исполнении ансамбля "Саксофонная мафия" в составе Сергея Летова из Москвы, Николая Рубанова из Санкт-Петербурга, Эдуарда Сивкова из Москвы и Юрия Яремчука из Львова звучит пьеса последнего (запись выступления в Культурном центре "ДОМ" 3 февраля 2002 года, из неизданного):
5. "Koto" (Юрий Яремчук).

Сегодняшняя программа целиком и полностью посвящена творчеству саксофониста Юрия Яремчука. Она принадлежит серии "Лица необщим выраженьем". И, пожалуй, это выражение лица саксофониста Юрия Яремчука абсолютно точно соответствует направленности этой программы. Это музыкант европейского типа, это музыкант, которые очень хорошо знает музыку XX, а теперь уже и начала XXI века. И откровенно, напористо, богато использует приёмы "новой музыки" в своих многочисленных импровизационных проектах.

Осталось представить слушателям последний на сегодня проект Юрия Яремчука, кстати говоря, изданный очень известным польским лейблом Not Two Records, который специализируется на современной импровизационной музыке. Речь идёт о трио Юрий Яремчук, Марк Токарь (Mark Tokar) и Клаус Кугель (Klaus Kugel).

Что касается Юрия Яремчука, то этот человек владеет очень хорошо современной техникой игры на саксофоне, обладает ярким звуком, подвижной техникой. Он пишет свои композиции и тем самым привлекает к взаимодействию музыкантов высокого класса.

Клаус Кугель – это немецкий барабанщик, который в наших программах регулярно появляется, постоянный партнёр в последние годы Вячеслава Ганелина, он входит в его новое трио "Ganelin Trio Priority" вместе с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом. Ну а вообще Клаус Кугель играет с огромным количеством европейских музыкантов. Это очень востребованный и знающий барабанщик.

Третий участник этого состава – басист Марк Токарь. Марк Токарь, может быть, меньше известен в нашей стране, он, собственно, моложе остальных музыкантов. Он родился во Львове 2 марта 1974 года. Там начинал своё музыкальное образование. В 2002-2004 годах М. Токарь стажировался в Летних джазовых школах в Кракове. В 2006 году учился в Музыкальной академии имени Кароля Шимановского в Катовицах. Был некоторое время в должности арт-директора Международного украинско-польского фестиваля Jazz Bez.

Первый альбом с его именем, который как раз и будет сейчас представлен, был издан в 2006 году. Альбом этот носит довольно странное название. Он назван словом, которое не существует в природе, – "Yatoku". Если присмотреться, то окажется, что это просто аббревиатура фамилий музыкантов: "ya"Яремчук, "to"Токарь и "ku"Кугель. Называния пьес в этом альбоме являются результатом перемещения этих слогов. Пьеса, которая прозвучит в программе, называется "Toyaku". Это перемещение, в сущности, ничего не означает. Оно означает лишь равенство всех трёх музыкантов перед музыкой. Именно так они себя и чувствуют.

В исполнении музыкального инструментального трио в составе украинского саксофониста Юрия Яремчука, украинского басиста Марка Токаря и немецкого барабанщика Клауса Кугеля звучит пьеса из альбома 2006 года "Yatoku":
6. "Toyaku" (Yaremchuk, Tokar, Kugel).

№ 799 "Лица необщим выраженьем" (выпуск 47-й) Любопытная музыка саксофониста Юрия Яремчука

культура джаз музыка

Любопытная музыка саксофониста Юрия Яремчука (799-я программа)_

49:52