8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

30 января 2016

Вокальные ансамбли и вокальные дуэты (804-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас очередная передача из цикла "Голос", который тянется уже очень много лет. И я всё время стремлюсь его закончить, но никак не получается. Всё время возникают какие-то новые возможности реализации человеческого голоса, пройти мимо которых просто никак невозможно. Тем более я знаю, что среди молодых музыкантов немало тех, кто интересуется этими возможностями, кто готовит себя к какой-то вокальной карьере, кто не хочет заполнять свою жизнь некими штампами, пришедшими, скажем, из вокальной поп-музыки или традиционного джаза, или из техники бельканто. Они действительно ищут эти новые возможности, и возможности приходят. Ну и реализуются они в разных жанрах.

• Например, в жанре вокального ансамбля. В прошлый раз, когда мы обращались к рубрике "Голос", а это было достаточно давно, мы закончили номером удивительной французской вокальной группы под названием "Les Grandes Queules" или "Великие глотки". В самом этом названии уже заключено некое ироничное отношение к собственному действу, которое предполагает не только вокальное воплощение каких-то фантастических моментов, которые явно у группы присутствуют, да, их звучание фантастично, но ещё и театрализацию, игру с самими собой. Это тоже у этой группы присутствует. И я хотел бы сегодня представить ещё одну запись этого ансамбля.

Записей этих не так много, выбор не очень велик, но, тем не менее, напомню, что в конце прошлого века, в 1997 году, французская группа "Les Grandes Queules" приняла участие в вокальном конкурсе больших джазовых групп "Crest vocal jazz", в финале завоевав первое место. А в 1998 году она оказалась на более солидном конкурсе "La Defense". В июне того года они появились на ветреной площадке этого конкурса, эта группа людей, не известных до сих пор и прибывших впервые на фестиваль. Четыре женщины и двое мужчин приехали из Монпелье, чтобы  принять участие в престижном национальном конкурсе джаза "La Defense". И перед выходом на сцену они совершили странный ритуал: взялись за руки по кругу, чтобы сосредоточиться и "передать поток". Интересно, что, когда они закончили это ритуальное действо, разразилась гроза. И они пели под дождём, как ни в чем не бывало, а бедное жюри и зрители ютились под зонтиками. На следующий день им было присуждено первое место в 21-м конкурсе "La Defense". Такое было впервые в истории конкурса, чтобы доселе не очень известная на тот момент молодая группа получила очень лестные отзывы как по вокальной части, так и по театрализации своих представлений. В общем, они стали знамениты.

Интересно, что в свои выступления они не боятся включать всевозможную технику, смело пользуются звуковыми эффектами, loop-машиной и даже нательными микросенсорами. Одним словом, все возможности извлечения звука, а также его обыгрывания представлены, по крайней мере, в видеозаписях этой группы. У нас радио, и мы не можем показать вам видео, поэтому хотя бы часть из тех возможных художественно-выразительных средств, которыми они пользуются на видео, я надеюсь, будут сейчас слышны.

В исполнении французского вокального ансамбля "Les Grandes Queules" звучит композиция из альбома 2006 года "Vocal Extreme":
1. "Chéjiva" (Bruno Lecossois).

• Для вокальных ансамблей, подобных французскому составу "Les Grandes Queules", очень важную роль в их деятельности играют всевозможные вокальные конкурсы. Точнее даже, конкурсы вокальных ансамблей, которых в мире насчитывается немало. Один из таких достаточно известных, а, может быть, один из самых известных конкурсов проводится в австрийском городе Грац. Называется он "Vokal – Total". Причём председателем жюри этого конкурса очень долгое время, до самой своей смерти, был знаменитый Уорд Свингл (Ward Swingle), человек, который в своё время организовал ансамбль "Swingle Singers", получивший мировую известность.

Российские вокальные ансамбли по очереди попадали на этот конкурс и, в общем, выглядели там весьма пристойно. Я бы даже сказал, что больше. Они получали, в основном, первые места. Один из таких ансамблей – ансамбль "A`Cappella ExpreSSS". Он имеет достаточно длительную историю, и начало этой истории мы очень подробно обсуждали с моей хорошей знакомой, вокалисткой Этери Бериашвили. Сейчас она знакома гораздо большему кругу людей, чем тогда, когда мы с ней разговаривали в студии "Радио России". А был это 2003 год. Она тогда как раз выступала в ансамбле "A`Cappella ExpreSSS". Сейчас Этери Бериашвили известна благодаря тому неимоверному успеху, который она имела на программе "Голос". На программе, которая уходит в поп-музыку и для нашей передачи не представляет большого интереса. Впрочем, Этери Бериашвили настолько музыкальный человек, что ей поддаётся любой материал. Она может действовать в любом направлении.

Но тогда, в 2003 году, почти 13 лет назад, мы с ней говорили о самых разных направлениях развития вокальных ансамблей. Мы говорили о её собственном творчестве, о творчестве других музыкантов. Это был интересный разговор, который растянулся на четыре программы. И ансамбль "A`Cappella ExpreSSS", в котором тогда участвовали Этери Бериашвили, Екатерина Надареишвили, Елена Назарова, Андрей Туник, Максим Костра и Антон Касаткин, был тогда главным в нашем разговоре. Эта группа, возникшая в 2002 году из недр ансамбля "Cool & Jazzy", достигла на тот момент весьма впечатляющего уровня и в характере аранжировок, и в балансе звучания, и в ритмической слаженности. Во всяком случае, именно в это время, на пике своего развития, группа отправилась в австрийский Грац, где на конкурсе "Vokal – Total" получила Гран-при, который, понятно, кому попало не дают.

Интересно, что тогда эта группа отличалась от других ансамблей некой свободой, но при условии строгой аранжировки. А такое чувство достигается очень большим опытом и внутренней установкой. В это же самое время появился и первый диск с записями ансамбля "A`Cappella ExpreSSS". В 2003 году вышел альбом под названием "Magic Moment". И сейчас в программе прозвучит очень известный джазовый стандарт Дюка Эллингтона (Duke Ellington) "C-Jam Blues" в аранжировке Андрея Туника и в исполнении российского вокального ансамбля "A`Cappella ExpreSSS".

В исполнении российского вокального ансамбля "A`Cappella ExpreSSS" звучит джазовый стандарт Дюка Эллингтона из альбома 2003 года "Magic Moment":
2. "C-Jam Blues" (Duke Ellington, arr. АндрейТуник).

Уже первые годы существования ансамбля "A'Cappella ExpreSSS" были весьма успешными для его участников. Они гастролировали в Люксембурге, Швейцарии, Италии, Голландии, Бельгии, Гонконге, Сингапуре, Эстонии. Их хорошо узнали на профессиональной джазовой сцене. Они стали лауреатами многих международных фестивалей. И гораздо хуже их знали у нас в стране. Но всё меняется. Ансамбль существует по сию пору. И сейчас его известность распространяется и на наше Отечество.

А спустя буквально несколько лет, в 2006 году, за них взялся знаменитый лейбл Universal. В результате подписания контракта с этим лейблом московская группа "A'Cappella ExpreSSS" выпустила на нём первый альбом, что было чрезвычайно важно и престижно для всего вокального жанра в нашей стране. Альбом этот получил название "Voice Message". "A'Cappella ExpreSSS" представила на нём достаточно широкий диапазон музыки. В том числе там присутствовал и вокальный номер, основанный на грузинской народной песне. Естественно, аранжировку её для ансамбля сделала грузинка – Этери Бериашвили.

В исполнении российского вокального ансамбля "A`Cappella ExpreSSS" звучит грузинская народная песня из альбома 2006 года "Voice Message":
3. "Грузинский хорал" ("Georgian Choral", georgian folk song, arr. E. Beriashvili).

• Земля, которая порождает хороших музыкантов, распределяется не очень равномерно. Мы знаем точки, откуда происходит исход музыкантов, получающих впоследствии мировую известность. Город Одесса – одна из таких точек. Что означают эти слова? Они означают только одно, что мы от вокального ансамбля переходим к искусству сольного пения. И следующим героем у нас будет вокалистка, которая как раз из Одессы и вышла в мир. Речь пойдёт о вокалистке Тамаре Лукашёвой, которая появилась в Москве (по крайней мере, я тогда про неё узнал) пять лет назад в дуэте с одесской пианисткой Роксаной Смирновой. Эти две девушки, представляющие очень своеобразную музыкальную ткань, довольно быстро покорили нашу публику. Не могу сказать, что массово покорили. Дело в том, что их выступления происходили в клубах. Они выступали в моём концертном цикле, который проводится в достаточно камерном зале.

Но до появления в Москве Тамара Лукашёва и Роксана Смирнова выступали на фестивалях и конкурсах в Украине, выступали в качестве и музыкантов, а Роксана Смирнова и в качестве композитора, причём пишущего в русле свободной импровизации. Что касается Роксаны Смирновой, а я сейчас больше о ней скажу, хотя услышим мы их вдвоём, но Тамаре Лукашёвой будет посвящён следующий раздел нашей передачи, а что касается Роксаны Смирновой, её можно было слышать в разном качестве. И в качестве лидера группы "Aziz", и в качестве солирующей пианистки, может быть, даже такого и-си-эмовского плана с очень интересными идеями.

И вот возможность профессионального воплощения этих идей объединили её с Тамарой Лукашёвой, которая оказалась не готова состоять в шаблонных отношениях с вокальной сценой: будь то джазовая вокальная сцена, или поп-сцена, или рок-музыкальная сцена. Вот эта оригинальность мышления и привела их на московскую сцену. Ясность и смелость этого мышления, в общем, слушателям доставляет настоящее удовольствие.

Правда, в Москву участницы дуэта в 2011 году приехали из разных городов. Роксана Смирнова – из Одессы, где она тогда жила. Сейчас, кстати, она живёт уже в Москве. Ну а Тамара Лукашёва к тому времени уже была студенткой в Кёльне, где совершенствовала своё вокальное, композиторское и прочее музыкальное мастерство.

С собой Роксана Смирнова и Тамара Лукашёва привезли диск. "Дуэт "Горизонт" – так они назвали своё объединение. Диск этот был издан, как говорят музыканты, "на коленках". Это неофициальное издание, и, тем не менее, этот диск уже представлял очень интересную, достаточно оригинальную музыку, которая впечатлила нас. Впрочем, мы увидели их и услышали на сцене.

В исполнении украинского дуэта в составе вокалистки Тамары Лукашёвой и пианистки Роксаны Смирновой звучит композиция из неофициального издания "Horizon Duo":
4. "11 Days" (Тамара Лукашева).

Вот у нас и состоялось знакомство с Тамарой Лукашёвой, знакомство, которое для меня уже имеет достаточную историю, по крайней мере, пять лет. Из этого знакомства ясно, что у Тамары замечательные вокальные данные, но дело как раз не в этом. Дело в том, как они используются, насколько интересны идеи, которые воплощает с помощью этих данных вокалистка. В конце концов, вокалист – это тот же музыкант, просто инструмент у него вот такой специфический, особенный. И на него, возможно, больше обращает внимания публика. Вокалист как бы всегда впереди ансамбля. А, в сущности, голос – это инструмент, которым человек должен владеть безукоризненно, для того чтобы этот инструмент воплощал те мысли и те идеи, которые у человек есть. А идеи действительно любопытные.

Но я бы хотел вернуться к истории Тамары Лукашёвой. Родилась она в Одессе в семье музыкантов. Её мать – пианистка, отец выступал в известном в Одессе оркестре Николая Голощапова. Сама она окончила музыкальное училище по классу джазового вокала и фортепиано, что чрезвычайно важно. Дело в том, что Тамара достаточно часто подсаживается к инструменту в концертах. Играет она и в записях на своих дисках. Фортепиано – это невероятное подспорье для вокалиста. Впрочем, как и для любого другого музыканта, играющего на любом инструменте, например, на ударных. Она – лауреат многочисленных конкурсов как на Украине, так и за рубежом. Весной 2008 года на Международном конкурсе молодых джазовых коллективов Тамара получила ''специальный приз за лучший вокал''.

С этого момента и началась её творческая и концертная карьера. В 2009 году возник дуэт ''Горизонт'' ("Horizon Duo") с Роксаной Смирновой. И в составе этого дуэта девушки гастролировали по Украине и России.

Затем возникло её сотрудничество с мэтром одесского джаза – пианистом Юрием Кузнецовым. Творческие эксперименты характерны для обоих музыкантов. В 2010 году Тамара, закончив обучение в Одессе и поняв, что дальше она продвигаться уже не может, ей нужны другие горизонты, уезжает в Германию, где поступает учиться в Кёльнской консерватории музыки. За то время, пока она живёт в Германии, а прошло уже несколько лет, на счету у певицы несколько собственных проектов. С ними она гастролирует в Германии, Польше, странах Центральной Америки, Болгарии, Украине.

Мне пришлось оценивать её мастерство на международном фестивале-конкурсе "Master-Jam Fest" в 2013 году в Одессе, где она совершенно заслуженно завоевала 1-е место в номинации "джазовый вокал". Если в своих проектах – немецких, российских, каких угодно – она исповедует некие собственные идеи, то на фестивале "Master-Jam" ей пришлось предстать в образе традиционной джазовой вокалистки. Там был режим абсолютно не подготовленного взаимодействия, то есть настоящий "джем", с музыкантами из разных стран. Надо было говорить с ними на общем языке. И оказалось, что и на этом, традиционном языке она говорит великолепно. Хотя это, конечно, не главное в её творчестве. Главное то, что она делает сама как автор. Уже через месяц после того, как она переехала в Германию, у неё возник квартет. Этот квартет мы сейчас услышим. В него входят: сама вокалистка Тамара Лукашёва, пианист Себастьян Скобель (Sebastian Scobel), контрабасист Якоб Кунеманн (Jakob Kuehnemann) и барабанщик Доминик Маниг (Dominik Mahnig). С этим квартетом Тамара Лукашёва создавала варианты авторской музыки, в которой присутствовал один очень трудный момент. Это язык. Тамара использует как "скэт" вокализного характера, который звучал только что, язык, на котором говорят участники ансамбля и публика, это может быть немецкий или английский языки, так и язык славянский (русский или украинский). И вот здесь в восприятии публики возникают сложности. Имеется в виду публика западная, европейская. Тем не менее, она с этим, на мой взгляд, успешно справляется.

В исполнении квартета украинской вокалистки Тамары Лукашёвой звучит композиция из неизданного диска коллектива:
5. "Рада" (Тамара Лукашёва).

Молодые музыканты, которые уезжают в Европу, будь это российские или украинские музыканты, будь это музыканты из Эстонии или Литвы, начинают общаться с огромным многообразным миром импровизирующих музыкантов. Причём мир этот состоит из людей, которые свободны в выборе направления, их не сковывают шаблоны и традиции. Это чрезвычайно важный коммуникационный акт. И в этом общении, в этом процессе, те возможности, которые заложены в человеке, тот потенциал начинает давать всходы, если они есть. Если нет, человек этот остаётся клубным в лучшем случае музыкантом.

Тамара Лукашёва, на мой взгляд, получила очень много от такого европейского мышления. Она за годы, которые живёт в Германии, вошла в эту джазовую импровизационную тусовку, в это сообщество музыкантов, которые обмениваются идеями. Ей пришлось в период 2012-2013 годов выступать в качестве солистки Государственного молодежного джазового оркестра "Bujazzo". Она участвовала в некоторых проектах знаменитого WDR биг-бенда (WDR Big Band), Udk биг-бенда (Udk Big Band), для которого Тамара написала и сделала аранжировки нескольких композиций. Она пишет и для камерного состава, причём очень интересно. Или для инструментов, с которыми она раньше не работала. В такие камерные составы включаются струнные инструменты: скрипки, альты, виолончели. Это не так-то просто сделать. У неё действительно очень много различных коллабораций, её голос звучит в целом ряде проектов других музыкантов, не только её собственных. Она действительно уже объездила довольно много стран. Выступает при этом всё время в поиске.

Очень важный для неё жанр – это жанр дуэтов. Записи, которые делала Тамара Лукашёва, – это её записи с пианистами и контрабасистами. Вот одну из них, ещё не изданную запись с немецким контрабасистом Алексом Морси (Alex Morsey) хочется сейчас представить. Дело в том, что в качестве материала для этой записи Тамара использовала народную песню, хотя, конечно, в дуэте она звучит очень современно и очень необычно для истинного фольклора.

В исполнении дуэта в составе украинской вокалистки Тамары Лукашёвой и немецкого контрабасиста Алекса Морси звучит народная песня из альбома дуэта:
6. "Течёт реченька" (Тамара Лукашёва).

Последней записью, которую я хочу представить от Тамары Лукашёвой, будет постоянно существующий её дуэт с очень известным немецкий трубачом, исполнителем на флюгельгорне и на альтгорне Маттиасом Шрифлом (Matthias Schriefl). Дуэт этот также известен под названием "Matria". Он, между прочим, выступал на сцене и в Москве. Великолепный состав с очень опытным музыкантом, который уже показывался в нашей передаче со своими собственными проектами.

Итак, Маттиас Шрифл и Тамара Лукашёва и их дуэт под названием "Matria", что на латыни означает "Мать". Музыка этого дуэта привязана к родным корням. К каким родным? К самым разнообразным, к тем, которые есть у этих двух музыкантов. Маттиас Шрифл связан с Альпами, альпийская музыка в его крови. Эту музыку он развивает в разных своих проектах. Ну а что касается Тамары Лукашёвой, то это и Украина, и Россия, и Одесса, это та музыка, которая идёт из неких славянских корней. Этот необычный дуэт тоже представлен в передаче пластинкой, выпущенной фирмой Unit Records. Мы закончим нашу сегодняшнюю программу композицией М. Шрифла, которую исполняет дуэт. Композиция эта в переводе на русский язык называется "Солнечный луч", и я надеюсь, что Тамара Лукашёва будет регулярно поставлять нам новые свои проекты и новые идеи, которые должны звучать в цикле программ "Голос".

В исполнении дуэта в составе украинской вокалистки Тамары Лукашёвой и немецкого флюгельгорниста Маттиаса Шрифла звучит композиция из альбома 2014 года "Matria":
7. "Sonnenstrahl" (Matthias Schriefl).

№ 804 "Голос XLVIII" (выпуск 48-й)

культура голос музыка

Вокальные ансамбли и вокальные дуэты (804-я программа)

49:50