8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

09 января 2016

Композитор М. Фелдман и мастер "семиструнки" Б. Пиццарелли (801-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня, 9 января, я решил представить программу, которая посвящена предстоящему юбилею американского композитора Мортона Фелдмана (Morton Feldman), входящего в число классиков XX века. Однако, когда я приступил к её подготовке, понял, что музыка Мортона Фелдмана требует особой настойчивости, особого внимания и терпения при вслушивании в неё.

Именно поэтому эта программа оказалась разбитой на две части. В первой части слушатели действительно услышат музыку Мортона Фелдмана, а во второй части у нас возникнет другой юбиляр, чей день рождения приходится прямо на 9 января. Это вполне традиционный музыкант, джазовый гитарист Баки Пиццарелли (Bucky Pizzarelli). Вот такие две совершенно не сопоставимые страницы в нашей программе, посвящённые совершенно разным музыкальным деятелям и разной музыке.

• Американский композитор Мортон Фелдман родился 12 января 1926 года в Нью-Йорке. Со дня рождения ему в этом году исполняется 90 лет. Родители композитора были русско-еврейскими эмигрантами. К музыке они не имели отношения, были владельцами прачечных и текстильных магазинов, в которых начал работать и молодой Мортон.

Что касается музыки, первым учителем композиции у него был американский композитор получивший образование в Европе, Уоллингфорд Риггер (Wallingford Riegger). У. Риггер вместе с Генри Кауэллом (Henry Cowell) были из окружения Чарльза Айвза (Charles Ives) и являлись самыми радикальными американскими "модернистами" своего времени.

Следующим учителем М. Фелдмана стал Штефан Вольпе (Stefan Wolpe), ученик светил Европы начала XX века: Франца Шрекера (Franz Schreker), Павла Юона (Paul Juon), Ферруччио Бузони (Ferruccio Busoni) и Антона Веберна (Anton Webern). Учась у Ш. Вольпе, Мортон Фелдман начинает писать музыку, близкую "нововенцам", музыку достаточно необычную, относящуюся к радикальному авангарду.

К началу 50-х годов начинает формироваться оригинальный и вполне узнаваемый фелдмановский стиль. Музыка этого композитора изобилует повторами, обычно чуть-чуть изменяющимися, хроматизированными гармониями, неожиданными паузами. Уже с ранних сочинений 50-х его музыка состоит из преобладающих piano и pianissimo, forte (громкое звучание) в этой музыке возникает крайне редко, это большое событие. Ну и любопытно, что в отношении формы его музыка состоит как бы из кусочков, которые чередуются, очень медленно меняясь.

В исполнении струнного квартета "Kronos Quartet" и японской пианистки Аки Такахаси (Aki Takahashi) звучит фрагмент пьесы, являющейся образцом одного из типичных произведений американского композитора Мортона Фелдмана (запись 1985 года) и названной просто по составу инструментов, из альбома 1991 года "Morton Feldman / Kronos Quartet With Aki Takahashi: Piano And String Quartet":
1. "Piano and String Quartet" (Morton Feldman, 1985).

В один из вечеров 1950 года (а именно в начале 50-х годов начинает формироваться стиль М. Фелдмана) американский пианист греческого происхождения Димитрис Митропулос (Dimitris Mitropoulos) в Карнеги-холл исполнял Симфонию № 21 Антона Веберна. В этой же программе звучали и "Симфонические танцы" Сергея Рахманинова. И после исполнения музыки Антона Веберна из зала вышли два взволнованных человека, потрясённых этой музыкой. Они не хотели слушать ничего дальше, потому что их переполняли ощущения, которые они не хотели потерять. Этими двумя были композиторы Джон Кейдж (John Cage) и Мортон Фелдман. С этого вечера они стали друзьями. Днём Мортон работал у своих родителей и дяди (всё тот же бизнес), ну а ближе к ночи ходил на встречи к Дж. Кейджу, где собирались художники и поэты. Бизнес его семьи и родственников принёс довольно большой доход, и в конце жизни М. Фелдман стал обладателем довольно большого состояния, которое он часто тратил на бедных композиторов и художников. В 1973 году М. Фелдмана пригласили преподавать в Университет Буффало (шт. Нью-Йорк), где он и проработал до самой смерти. Умер он 3 сентября 1987 года.

Музыка, которая складывалась у него весь этот период, достаточно разнообразна. Тем не менее, характерные черты в ней остаются, те черты, о которых в программе уже говорилось. Это музыка повторяющаяся, медленно меняющаяся, как правило, тихая и прозрачная. И образцом такой музыки может служить ещё один фрагмент довольно известной композиции Мортона Фелдмана "Triadic Memories". Я действительно не могу давать в эфир целиком эти композиции, так как порой они длятся очень долго, дольше, чем вся программа "Бесконечное приближение". Фрагмент, который сейчас прозвучит, был записан в феврале 1993 года в Большом зале Московской консерватории композитором и пианистом, который специализируются на музыке, отчасти близкой к музыке Мортона Фелдмана. Это знаменитый отечественный музыкант, композитор Антон Батагов.

В исполнении российского пианиста Антона Батагова звучит фрагмент одноимённой композиции из альбома 2003 года "Triadic Memories", записанной в ходе концерта в 1992 году:
2. "Triadic Memories" (Morton Feldman).

Что касается музыки Мортона Фелдмана, она узнаваема и своеобразна. Довольно значительный период времени композитор работал с музыкой, используя своеобразные нетрадиционные приёмы нотации. И у многих людей, кто исполняет эту музыку, есть проблемы с чтением того, что зашифровано Мортоном Фелдманом.

Однако после такого периода работы с неопределённостью Мортон Фелдман в композиции под названием "The Viola In My Life" ("Альт в моей жизни"), написанной на рубеже 1970 и 1971 годов, наконец, зафиксировал все параметры: ноты, размер, продолжительность, ритм. И при этом сохранил ощущение изысканной утончённости, связанной с приходом инструмента в музыкальную вселенную композитора, в которой звуки как бы открываются в тот самый момент, когда их играют. Это, в сущности, импровизационное отношение к музыке, которое постоянно в программе "Бесконечное приближение" декларируется. Именно такое отношение к музыке и способствует её настоящему воплощению, когда используются все художественные выразительные средства, независимо от нотации.

Вот что говорил сам композитор: "Моё намерение состояло в том, чтобы размышлять о мелодии и основных фрагментах примерно так, как американский художник Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg) использует фотографии в своих картинах, и накладывать их на статический мир звуков, который более характерен для моей музыки".

Живопись при помощи звуков – это центральная идея музыки М. Фелдмана. Он был композитором, который был не менее близок к художникам-абстракционистам, чем к своим музыкальным современникам. М. Фелдман пребывает как бы в поисках какого-то созвучия, и, находя его, автор, как и слушатель, ощущает его как чудо. Во многом это ощущение музыкального материала сходно с тем, что говорят о минимализме. В принципе, М. Фелдмана можно причислить к минималистам. Об этом говорят и повторы в его музыке с незначительными изменениями, и характер её медитативности. С другой стороны, от таких американских классиков минимализма, как композитор Стив Райх (Steve Reich) или Райли (Terry Riley), М. Фелдмана отличают: 1) почти полное отсутствие диатоники и торжество хроматики; 2) аккордовый склад и сонорика; 3) совершенно индивидуальные стилистические и образные ассоциации.

В исполнении польский альтиста Марека Константиновича (Marek Konstantynowicz) и Оркестра Норвежского радио (Norwegian Radio Orchestra) под управлением Кристиана Эггена (Christian Eggen) звучит фрагмент четвёртой части композиции "The Viola In My Life" из одноимённого альбома 2001 года:
3. "The Viola In My Life: IV" (March 8, 1971) for viola and orchestra (Morton Feldman).

В 1976 году Мортон Фелдман познакомился с 70-летним классиком ирландской литературы – Сэмюэлем Бекеттом (Samuel Beckett). Случилось это так: М. Фельдман пришёл в Берлинский театр Шиллера и, будучи очень близоруким, зайдя в тёмный театр, споткнулся о некоего человека. Это был Сэмюэль Бекетт. Оказалось, что они оба не очень любят оперу. И, выйдя из театра, они решили создать свою оперу, точнее антиоперу. С. Бекетт написал либретто, а М. Фелдман, естественно, музыку. Опера "Neither" написана для сопрано и оркестра. Длительность этой оперы менее 50 минут. Однако длительность произведений Мортона Фелдмана бывает очень разной. Например, Второй квартет М. Фелдмана длится 6 (!) часов, а самые короткие миниатюры – минимум минут пять.

Стоит отметить, что М. Фелдман часто давал названия самого простейшего рода для своих произведений. Например, "Фортепиано", "Флейта и оркестр", "Джону Кейджу", "Сэмюэлю Бекетту". Кстати, действительно в 1985 году С. Бекетт предложил кандидатуру М. Фелдмана в качестве автора музыки для американской версии радиопьесы "Words And Music". Отложив все другие дела, композитор с воодушевлением взялся за работу. Он не только написал саундтрек, но и сочинил посвящение своему другу и великому драматургу, которое называлось "For Samuel Beckett".

В исполнении ансамбля "Модерн" (Ensemble Modern), которым дирижирует Артуро Тамайо (Arturo Tamayo), звучит фрагмент музыкального посвящения драматургу Сэмюэлю Бекетту из одноименного альбома 1992 года "For Samuel Beckett":
4. "For Samuel Beckett" (Morton Feldman).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Оставшаяся часть программы "Бесконечное приближение" посвящена музыканту совершенно другого рода – американскому гитаристу джазовой традиции Баки Пиццарелли (Bucky Pizzarelli), который родился 9 января 1926 года в городе Патерсон (штат Нью-Джерси). Этот джазовый гитарист – один из замечательных стилистов мейнстрима, ветеран акустической гитары.

Профессиональную музыкальную карьеру свою Баки начал в 1944 году. В 1954 году он пришёл на студию NBC, правда, в течение 12 лет практически музыкант оставался в тени. И только в 1970-е годы он начал работать в секстете Бенни Гудмена (Benny Goodman), а затем в дуэтах с гитаристом Джорджем Барнсом (George Barnes) и с кларнетистом Бобом Уилбером (Bob Wilber), правда, при этом играя не на гитаре, а на банджо. В 1970-е и 1980-е годы Баки Пиццарелли выступал с саксофонистом Зутом Симсом (Zoot Sims), сотрудничал со скрипачом Стефаном Граппелли (Stephane Grappelli), тенор-саксофонистом Бадом Фрименом (Bud Freeman) и другими выдающимися музыкантами.

В исполнении квартета американских джазовых музыкантов в составе гитариста Баки Пиццарелли, тенор-саксофониста Зута Симса, басиста Милта Хинтона (Milt Hinton) и барабанщика Бадди Рича (Buddy Rich) звучит джазовый стандарт Фэтса Уоллера (Fats Waller) из совместного альбома Зута Симса и Баки Пиццарелли 1974 года "Send In The Clowns":
5. "Honeysuckle Rose" (Fats Waller – Andy Razaf).

Американский джазовый музыкант Баки Пиццарелли давно, с 1969 года, играл на семиструнной акустической гитаре. Его непосредственным вдохновителем был непревзойдённый мастер “семиструнки” Джордж Ван Эпс (George Van Eps). Тогда ещё молодой Б. Пиццарелли был очарован звучанием гитары Ван Эпса и буквально сразу же после посещения концерта последнего помчался в магазин и купил себе такую же. Действительно, возможности семиструнной гитары иные, чем у шестиструнки, у тех гитар, которые обычно используются в джазе, и, тем более, в рок-музыке. Баки Пиццарелли – действительно мастер использования возможностей этого арсенала. Он проявляет этот самый арсенал в самых разных сочетаниях. Одно из замечательных – дуэт со скрипачом Стефаном Граппелли (Stephane Grappelli), который мы сейчас и услышим. Запись этого дуэта была сделана в 1979 году. А звучит просто блюз.

В исполнении дуэта в составе французского джазового скрипача Стефана Граппелли (Stephane Grappelli) и американского гитариста Баки Пиццарелли (Bucky Pizzarelli) звучит композиция из их совместного альбома 1979 года "Дуэт" ("Duet"):
6. "Blues".

Несмотря на основательность достижений Баки Пиццарелли, главную известность и мировую известность он получил всё-таки в 90-е годы, выступая в дуэтах и трио с собственным сыном – Джоном Пиццарелли (John Pizzarelli), который стал не только хорошим гитаристом, но и вокалистом поп-джаза. Их совместные работы принесли известность им обоим. Сегодняшнюю программу "Бесконечное приближение" мы закончим дуэтом Баки Пиццарелли с его собственным сыном.

В исполнении дуэта американских гитаристов отца и сына Баки и Джона Пиццарелли (Bucky and John Pizzarelli) звучит композиция из альбома 2006 года "Generations":
7. "Early Autumn" (Johnny Mercer – Ralph Burns – Woody Herman).

№ 801 Morton Feldman & Bucky Pizzarelli (М. Фелдман и Б. Пиццарелли: живопись при помощи звуков)

культура музыка

Композитор М. Фелдман и мастер "семиструнки" Б. Пиццарелли (801-я программа)

49:51