8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

23 января 2016

В.А. Моцарту – 260 лет (803-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Должен сказать, что я даже рад, что наша программа сегодня выходит не в день юбилея, о котором идёт речь, а за несколько дней до него. Действительно, остаётся несколько дней для того, чтобы попытаться осознать, что за явление Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart). 27 января 2016 года исполнится 260 лет со дня его рождения. Не так уж много времени осталось, только бы подготовиться.

В.А. Моцарт – действительно явление совершенно необычное, потому что Моцарт – это не только музыка. И вообще, возможно, он был дан человечеству не только для того, чтобы был сделан некий комплект великой музыки, но и для возможности взглянуть на суть человека со стороны. Обратите внимание, ведь Сальери тоже появился неслучайно, возможно, у него та же самая функция, возможно, именно этот человек увидел глубину В.А. Моцарта лучше, чем сам Моцарт. Тем более, что для большинства людей, тех, кто знаком с творчеством В.А. Моцарта, музыка австрийского гения представляется своеобразной лёгкой безделушкой, во всяком случае в большинстве своём, очень ценной, очень важной, очень даже, я бы сказал, престижной. И тем не менее, это такая деталь в интерьере безумного мира, в котором мы живём.

Итак, время, которое нам осталось до его юбилея, – это время подумать, время осознать те 35 лет земного существования, которые были ему даны для сочинения огромного количества музыки. При этом мы не знаем, как он сам к ней относился, как она звучала в его руках. Нам трудно даже представить себе его образ, поскольку люди, которые пытались войти в существо моцартовской музыки и в его жизнь, представляли его очень по-разному: от пушкинского – лёгкого и порывистого до образа формановского – шкодного и инфантильного. Каков он был в действительности, неизвестно. И был ли он конкурентом Сальери, этот вундеркинд, который на самом деле ему конкурентом быть не мог. Всё дело ведь не в этом. Всё дело в том, что мы все, человечество, не очень любим гениев и всегда готовы их отравить.

Человек, который сейчас будет играть В.А. Моцарта, пожалуй, не претендует на такой уровень, но, тем не менее, это был человек необычный, которого тоже не очень понимали и любили в своей среде. То, что уровень его таланта невероятно высок, несомненно. И то, что В.А. Моцарта он играл особенно, это тоже несомненно. Это австрийский пианист Фридрих Гульда (Friedrich Gulda), равным образом замешанный как в классике¸ с которой он начинал и которой он принадлежат полностью, так и в джазе, в котором он тоже функционировал очень активно. Фридрих Гульда тоже был таким своеобразным шкодным хулиганом на академической сцене. Уже достаточно этого, чтобы его не очень там любили. Но представлял он музыку совершенно необычно. В том числе и В.А. Моцарта. Послушайте, как играет Фридрих Гульда среднюю часть из знаменитой Сонаты до-мажор Вольфганга Амадея Моцарта, сочинение 545-е. Это 15-я Соната, которую проходят все дети в музыкальных школах. И как необычно звучит эта вторая медленная часть!

В исполнении австрийского пианиста Фридриха Гульды звучит вторая часть Сонаты до-мажор, сочинение 545 Вольфганга Амадея Моцарта (запись 1966 года):
1. Sonata in C Major, K. 545: Andante (Mozart).

Вот такое странное в ритмическом отношении, во фразировке отношение к музыке В.А. Моцарта. Оно, конечно же, связано с той атмосферой джаза, в которой Ф. Гульда чувствовал себя вполне своим человеком.

Однако вернёмся к В.А. Моцарту. Родился он 27 января 1756 года в Зальцбурге и при крещении получил имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart). Его мать – Анна Мария (Anna Maria), урожденная Пертль (Pertl); отец – Леопольд Моцарт (Leopold Mozart, 1719-1787 гг.), композитор и теоретик, а c 1743 года – скрипач в придворном оркестре Зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: сам Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна (Maria Anna). И брат, и сестра обладали блестящими музыкальными данными: Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочинённая отцом в 1759 году для Наннерль (Nannerl) "Нотная тетрадь" ("Notebook for Nannerl") с лёгкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга.

В возрасте трёх лет В.А. Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты, в пятилетнем возрасте начал сочинять несложные менуэты. "Симфония игрушек", связанная с детством В.А. Моцарта, или "Детская симфония" (нем. Kindersinfonie, оригинальное название Berchtoldsgaden-Musik, известна как Cassatio ex G), которая сейчас прозвучит, – это действительно музыка, которая отвечает духу детства Вольфганга Амадея Моцарта. Кстати, музыка этого оригинального шуточного камерного произведения приписывалась разным композиторам, например, Йозефу Гайдну (Joseph Haydn). Часть исследователей считают её автором Леопольда Моцарта. Есть ещё и другие варианты авторства, но самое главное – это то, что в этой симфонии действительно присутствует дух детства Вольфганга Амадея. В этой симфонии, кроме струнного оркестра, используются ещё и детские игрушечные инструменты: кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник. Впрочем, набор этих инструментов может меняться. Сейчас были перечислены те инструменты, которые взяли на вооружение музыканты, довольно близкие духу В.А. Моцарта. Это замечательный скрипач Гидон Кремер (Gidon Kremer) и блистательный молодёжный ансамбль, который вместе с ним выступает по всему миру и завоевывает бесчисленное количество наград, – знаменитая "Kremerata Baltica". Диск "After Mozart" был записан этими музыкантами в сентябре 2000 года и произвёл впечатление на весь мир. Это впечатление совершенно оправдано, в том числе и присутствием на нём так называемой "Детской симфонии".

В исполнении советского и латвийского скрипача Гидона Кремера и молодёжного ансамбля "Kremerata Baltica" звучит "Детская симфония" Л. Моцарта из альбома 2000 года "After Mozart":
2. "Kinder-Symphonie" (Berchtolsgadener): I. Allegro, II. Menuetto – Trio, III. Finale – Allegro (Леопольд Моцарт).

Работа "After Mozart" получила премию "Грэмми". В 2001 году Гидон Кремер вместе с оркестром "Kremerata Baltica" получил её в номинации "лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля" в жанре классической музыки. "After Mozart" – это название, которое означает только одно. Музыка, включённая в этот альбом, – это музыка, навеянная Моцартом, инспирированная им и необязательно принадлежащая ему самому. Как раз прозвучавшая пьеса не имеет точного авторства, но при этом совершенно явно связана с эпохой В.А. Моцарта.

Что касается оркестра "Кремерата Балтика", он существует с 1997 года, когда Г. Кремер собрал музыкантов из трёх стран Балтии – Латвии, Литвы и Эстонии. С тех пор Гидон Кремер активно гастролирует с оркестром, регулярно выступает в лучших концертных залах мира и на самых престижных фестивалях. Так вот, я снова хочу вернуться к пластинке, инспирированной В.А. Моцартом, и в том числе к пьесе, которая открывает этот диск. Она принадлежит российскому композитору Александру Раскатову. А. Раскатов с середины 1990-х годов живёт за рубежом, в основном во Франции и Германии. Музыка, которую он сочиняет, исполняется по всему миру. В данном случае она действительно имеет прямое отношение к В.А. Моцарту. И пьеса, которая сейчас прозвучит, называется "Пять минут из жизни Вольфганга Амадея Моцарта для скрипки, струнного оркестра и перкуссии".

В исполнении советского и латвийского скрипача Гидона Кремера, молодёжного ансамбля "Kremerata Baltica" и перкуссиониста Андрея Пушкарёва звучит пьеса из альбома 2000 года "After Mozart":
3. "5 min. aus dem Leben von W.A.M. для скрипки, струнного оркестра и перкуссии" (Александр Раскатов).

Прозвучавшая музыка – это один из замечательных примеров того, как эпоха и музыка Вольфганга Амадея Моцарта влияют на композиторов и музыкантов нашего времени. Эта музыка не осталась в музее, она осталась активной и имеет крайне важное значение для понимания мира, в котором мы с вами живём. 27 января весь мир будет праздновать 260-летие со дня рождения В.А. Моцарта. И я уверен, что нужна подготовка к этому дню. И вот эта музыка, далеко не всегда принадлежащая В.А. Моцарту, которая звучит в сегодняшней программе, музыка, которая инспирирована им, посвящена ему, имеет к нему отношение, будет служить неким подспорьем для подготовки этого юбилея. Тем более, что эта музыка не вполне обычная. Дело ведь происходит в программе "Бесконечное приближение". Так что постоянные её слушатели наверняка к этому привыкли. Ну, а не постоянные должны иметь это в виду. В программе всё бывает не вполне обычно. Впрочем, с сутью этой программы можно познакомиться на сайте "Радио России", где есть архив передач.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Но вернёмся к Вольфгангу Амадею Моцарту, которому принадлежит огромное число произведений разных жанров весьма и весьма известных. Их хорошо знает широкая публика. К их числу принадлежат песни, арии, бытовая музыка для оркестров и ансамблей. Наверное, один из самых известных образцов, пожалуй, всё-таки поздней музыки В.А. Моцарта – это так называемая "Маленькая ночная серенада" ("Eine Kleine Nachtmusik"), сочинённая в 1787 году. Мы сейчас услышим вторую часть из этой серенады в исполнении вполне классическом, вполне традиционном, хотя музыкант, который дирижирует Камерным оркестром Святого Павла (The Saint Paul Chamber orchestra), не вполне обычный. Это знаменитый вокалист-импровизатор Бобби Макферрин (Bobby McFerrin). В данном случае он выступает в качестве просто дирижёра. Но вот так он чувствует и видит музыку В.А. Моцарта.

В исполнении Камерного оркестра Святого Павла (The Saint Paul Chamber orchestra) под руководством дирижёра Бобби Макферрина звучит вторая часть "Маленькой ночной серенады" В.А. Моцарта из альбома 1995 года "Paper Music":
4. "Eine Kleine Nachtmusik, Serenade KV. 525: 2. Romance, Andante" (Wolfgang Amadeus Mozart).

В 1784 году Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте 28 лет стал масоном, и это наложило очень глубокий отпечаток на его жизненную философию. Масонские идеи прослеживаются в целом ряде поздних сочинений В.А. Моцарта. Особенно они отражены в знаменитой опере "Волшебная флейта". В те годы немало известных в Вене учёных, поэтов, писателей, музыкантов входили в масонские ложи (в их числе был и Й. Гайдн). Масонство культивировалось и в придворных кругах.

Последняя опера В.А. Моцарта "Волшебная флейта" ("Die Zauberflote" или "The Magic Flute"), одно из величайших созданий композитора, появилась по предложению антрепренера и друга В.А. Моцарта Эмануэля Шиканедера (Emanuel Schikaneder), желавшего постановкой оперы на сказочно-волшебный сюжет поправить свои пошатнувшиеся финансовые дела. В.А. Моцарт начал работу над "Волшебной флейтой", при этом Шиканедер создавал либретто оперы, используя поэму-сказку К.М. Виланда (Christoph Martin Wieland) "Лулу" ("Lulu, oder die Zauberflöte" ). Опера эта представляет собой философскую сказку. В музыке явно противопоставляются образы света и тьмы, очень тонко выражены чувства любящих друг друга Тамино (Tamino) и Памины (Pamina). Не менее ярки простодушно-комедийные образы Папагено (Papageno) и Папагены (Papagena) – подлинных персонажей австрийско-немецкого народного театра. Персонажи сказки в опере становятся живыми людьми, наделёнными определёнными индивидуальными чертами.

Ну и вот материал этой оперы попал в руки невероятного американского музыканта – провокатора и философа Ури Кейна (Uri Caine). Ури Кейн в своё время к 250-летию В.А. Моцарта записал пластинку "Ансамбль Ури Кейна играет Моцарта" ("Uri Caine Ensemble Plays Mozart"). Подход в ней, конечно, резко отличается от всего того, что мы слышали перед этим. Если тот же Фридрих Гульда, не меняя ни ноты в тексте В.А. Моцарта, меняет характер этой музыки, то здесь ноты меняются очень резко, очень мощно. Происходит некая адаптация произведения великого композитора-классика с применением самого широкого спектра музыкальных стилей от джаза и до музыки "соул", от "клезмера" до drum-n-bass. Тем более, что в этом проекте участвует замечательный гитарист Нгуен Ле (Nguyen Le). Здесь же слышно участие диджея Олива (DJ Olive). Ну и, конечно, представлен сам пианист  Ури Кейн. Вот так ему видятся два эпизода из двух актов "Волшебной флейты", которые он смешал в единую композицию.

В исполнении ансамбля американского пианиста Ури Кейна, в составе которого играет скрипач вьетнамского происхождения Нгуен Ле, звучит композиция, составленная из двух эпизодов из двух актов оперы "Волшебная флейта" из альбома 2006 года "Uri Caine Ensemble Plays Mozart":
5. "Bei Mannern, welche Liebe fuhlen duet & Der Holle Rache kocht in meinem Herzen aria from "Die Zauberflote" (Wolfgang Amadeus Mozart).

Я очень надеюсь на то, что такой скоморошный подход Ури Кейна к музыке В.А. Моцарта не смутит постоянных слушателей программы "Бесконечное приближение". Мы много чего такого слушали в этой программе. Нет, это не должно нас смущать. Ведь дело в том, что В.А. Моцарт был живым человеком. Как уже было сказано, мы плохо представляем себе, как звучала музыка в его время и в его руках. Ну а современный человек живёт в иных реалиях, поэтому для его естественно переосмысливать этот музыкальным материал. Возможно, что такой подход ближе к духу самого В.А. Моцарта, но только, конечно же, духу, который пережил очень многое за эти 260 лет.

Конечно, среди музыкантов есть и те, кто пытаются найти то звучание, которое соответствует эпохе В.А. Моцарта. Это музыканты, которые играют на инструментах той эпохи, которые пытаются понять, как рождался звук в пальцах музыкантов того времени. Аутентисты берутся за эту музыку, используя старинные инструменты. Один из них – Кристофер Хогвуд (Christopher Hogwood), известный, прежде всего, как дирижёр и руководитель "Академии старинной музыки" (The Academy of Ancient Music). Он как раз и старается предстать перед слушателями в качестве исполнителя на инструменте эпохи В.А. Моцарта – на клавикорде (clavichord). Произведения В.А. Моцарта он исполняет на трёх разных клавикордах, в том числе и на инструменте, который принадлежал самому В.А. Моцарту.

Но "Фантазию ре-минор" В.А. Моцарта мы услышим сейчас с помощью инструмента, который был сделан баварским мастером Йоганом Давидом Шидмайером (Johann David Schiedmayer). Инструмент этот датируется 1791 годом, то есть годом смерти В.А. Моцарта. Сам композитор на нём играть, конечно же, никак не мог, тем не менее, это то время, к которому мы обращаемся с большим интересом к великому гению В.А. Моцарта и к его секрету, который останется секретом ещё не на одно столетие.

В исполнении британского клавесиниста Кристофера Хогвуда, играющего на клавикорде, звучит музыка В.А. Моцарта из альбома 2008 года "The Secret Mozart":
6. "Fantasia in D minor, K. 397" (Wolfgang Amadeus Mozart).

В.А. Моцарту (27.01.1756) – 260 лет

культура Вольфганг Амадей Моцарт Гидон Кремер музыка

В.А. Моцарту – 260 лет (803-я программа)

49:50