8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

16 января 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 33-й (802-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня нам предстоит знакомство с очередным списком "Не очень новых новинок". Это будет 33-й выпуск данной программы. За предыдущие 32 выпуска мы успели уже послушать довольно много "новинок". Некоторые из них стали совсем не очень новыми, а некоторые остаются актуальными. Я надеюсь, что часть той музыки, которая сегодня прозвучит, останется на какое-то время. Именно в этом и состоит принцип отбора "не очень новых новинок". Музыка должна немножко, на мой взгляд, отлежаться. И после этого, может быть, даже при не первом прослушивании мы должны решать, остаётся она в нашем арсенале или нет.

• Первое, что будет предложено сегодня, – это 16-й диск, который выпустил итальянский музыкант по имени Карло Актис Дато (Carlo Actis Dato) на фирме Leo Records.

Карлос Актис Дато – это саксофонист и кларнетист, он владеет большинством язычковых инструментов. Это человек с невероятной энергетикой, человек, который действительно очень много сделал работ для Leo Records и не только для Leo Records, музыкант, который не забывает о том, что играть музыку – это процесс, который очень связан с понятием "игры". Вот это игровое состояние для него чрезвычайно важно.

Поскольку Карлос Актис Дато уже появлялся в наших программах, слушатели, наверное, с ним отчасти знакомы. Для тех, кто не знаком, напомню, что этот итальянский музыкант родился в Турине 21 марта 1952 году, жил на юге Италии. Затем он начал играть на кларнете и саксофоне. В 1974 году он был соучредителем одной из первых групп "нового джаза" в Италии. Ему приходилось концертировать по всему свету. Ну а в его состав в данном случае входит ещё один саксофонист Беппе Ди Филиппо (Beppe Di Filippo), который играет на сопрано- и альт-саксофоне. Сам Карлос Актис Дато меняет баритон-саксофон, тенор-саксофон и бас-кларнет. Сам же состав является квартетом, в котором, кроме двух саксофонистов, контрабасист Маттео Равицца (Matteo Ravizza) и барабанщик Даниэле Бертоне (Daniele Bertone).

Так вот, его ансамбль меняется всё время, в его ансамблях меняется состав духовых инструментов в зависимости от музыкальной необходимости. Сам Карлос Актис Дато переиграл со всем высшим дивизионом современного джаза. Уже в 2001 году он появился в опросе критиков в журнале "Down Beat", и до настоящего времени его считают одним из лучших баритон-саксофонистов мира. Во всяком случае, это первый итальянский джазовый музыкант, который достиг достаточно высокой номинации.

В музыке Карлоса Актиса Дато очень много различных чувств, причём от язвительности до неимоверной глубины постижения. Квартет, о котором идёт речь, существует с 1984 года, то есть, достаточно давно. При этом они всё время пытаются развлекаться. Развлечения у них, в основном, музыкальные. У них очень небольшое расстояние от комедии до драмы и трагедии, очень многое основано на простых песенно-танцевальных попевках. В данном случае это попурри, в которое включена музыка Средиземного моря и близлежащих стран: Италии, Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Название диска "Earth Is The Place" ассоциируется с известным диском Сан Ра Аркестра (Sun Ra Arkestra), который назывался "Space Is The Place". Если у Сан Ра место его обитания – весь мир, космос, то в данном случае у Карлоса Актиса Дато – это Земля. Это действительно приземлённая музыка, с одной стороны. С другой стороны, это 70 минут карнавала, радости, изобилия, солнца и веселья. Пьеса, входящая в этот диск и которая сейчас прозвучит, носит название "Цыганские цимбалы" ("Gipsy Cembalon").

В исполнении квартета итальянского саксофониста Карлоса Актиса Дато (Dato Actis Quartet) звучит композиция из альбома 2014 года "Earth Is The Place":
1. "Gipsy Cembalon" (Carlo Actis Dato).

• Следующая работа – альбом трио 45-летнего американского пианиста по имени Крейг Таборн (Craig Taborn). Музыкант записал этот свой проект для фирмы ECM, который носит название "Chants", в июне 2012 года. Песнопения американца – это настоящая смесь влияний самых разных направлений. Это современная классика, хэви метал, джазовый авангард. В его музыке очень сильно влияние пианиста Сесила Тейлора (Cecil Taylor). Крейг Таборн в 12 лет получил от родителей "Минимуг" ("Minimoog"). Учась в университете, он гастролировал с саксофонистом Джеймсом Картером (James Carter). Ну а в 2011 году стал "лучшим клавишником" по версии журнала "Down Beat".

Что касается его появления на фирме ECM, то это его не первое появление. Впервые на ECM он появился в конце 90-х годов в компании с саксофонистом Роско Митчеллом (Roscoe Mitchell). Сольных записей у него не так уж и много, но на рубеже веков он оказался одним из самых востребованных пианистов в Нью-Йорке в современной музыке. Его можно слышать с такими музыкантами, как саксофонист Стив Коулмен (Steve Coleman), трубач Дейв Даглас (Dave Douglas), саксофонист Марти Эрлих (Marty Ehrlich), басист Дрю Гресс (Drew Gress), саксофонист Эван Паркер (Evan Parker), трубач Вадада Лео Смит (Wadada Leo Smith).

Его иногда сравнивают с более известным пианистом Мэттью Шиппом (Matthew Shipp), но у Крейга Таборна большее тяготение к мелодике, он больше использует гармонические конструкции. С другой стороны, внимание к самому звуку, к конструктивному мышлению привело его в ECM. И первый диск под его именем был записан в 2010 году. Называется он "Avenging Angel". В музыке, которую представляет Крейг Таборн, он использует модульный подход с помощью использования небольших единиц мелодии и ритма, а затем он их разрабатывает. Отчасти это пересекается с методом работы Джона Медески (John Medeski), но Крейг Таборн, пожалуй, несколько свободнее и разнообразнее.

Члены его трио – это контрабасист Томас Морган (Thomas Morgan) и барабанщик Джералд Кливер (Gerald Cleaver). Оба они, кстати, являются участниками квартета польского трубача Томаша Станько (Tomasz Stańko). Ну а вместе с Крейгом Таборном они когда-то раньше, лет 25 лет назад, уже играли. Так что они вернулись в проект, который, видимо, является довольно сильной композиторской работой.

В исполнении трио американского клавишника Крейга Таборна (Craig Taborn Trio) звучит композиция из альбома 2013 года "Chants" ("Песнопения"):
2. "Silver Ghosts" (Craig Taborn).

• Очередная новинка – отечественное российское издание. Компания ArtBeat Music представляет российскую саксофонистку из Москвы Анну Королёву. Анна Королёва уже достаточно давно на джазовой сцене, но только в 2012 году выходит её первый собственный официальный релиз под общим названием "Воздух времени". Почему я сказал "под общим названием", потому что альбом этот двойной. В альбоме два как бы самостоятельных диска. Один называется "Камергерский переулок", второй – "Песня для саксофона". У этого альбома довольно большая предыстория, которая начинается с истории самой Анны Королёвой, родившейся в Краснодаре в апреле 1980 года в семье музыкантов. В джаз она пришла в самом конце XX века. Где-то с 1998 года она начала играть эту музыку. И первым её составом был ансамбль известного новосибирского пианиста Евгения Серебренникова.

Первую сольную программу, которая была составлена из авторских композиций, Анна Королёва представила в московском "Джаз Арт Клубе" на Беговой. В 2000 году со своим квартетом она уже приняла участие в международном джаз-фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж". Затем были многочисленные клубные и филармонические выступления, фестивали, участие в разных проектах с такими весьма интересными музыкантами, как джазовый басист Кристиан МакБрайт (Christian McBride) и саксофонист Гэри Бартц (Gary Bartz). Она играла с саксофонистами Владимиром Чекасиным и Игорем Бутманом, флейтистом Хьюбертом Лоузом (Hubert Laws), барабанщиком Адамом Нюссбаумом (Adam Nussbaum). Одним словом, таких музыкантов очень много. Регулярно участвовала в гастролях с пианистом Даниилом Крамером, выступала с клавишником и вокалистом Сергеем Манукяном. Анна Королёва в 2005 году заслужила российскую независимую (молодёжную) премию поощрения высших достижений литературы и искусства "Триумф".

Основной инструмент Анны Королёвой – альт-саксофон. Но при этом довольно быстро после начала собственных выступлений она начала ещё и петь. Причём поёт она достаточно профессионально, свободно владеет вокальной стилистикой разных эпох, как в джазе, так и вне его, использует скэт, играет на клавишных инструментах.

Но вернёмся к первому официальному релизу "Воздух времени" из двух дисков, каждый из которых имеет собственное название. Работа эта посвящена знаменитому писателю Владимиру Орлову, который в своё время написал роман "Альтист Данилов". Анна Королёва в какой-то момент начала посещать литературные семинары, которые вёл В. Орлов.

Собственно, по названию одного из романов Владимира Орлова "Камергерский переулок" получил название и первый диск из этого двойного альбома. Он называется "Камергерский переулок". Точно так же, как и роман у В. Орлова. Причём номера в этом альбоме вполне узнаваемые. Они привязаны к неким знаковым элементам Москвы. Здесь есть "Гном Центрального телеграфа", "Пропажа дома номер три", "Аргентум хабар", "А где бочка?" Эти авторские пьесы совершенно явно вызывают литературные ассоциации. В них участвуют музыканты её ансамбля под названием "Jump". Музыканты разные в разных номерах. Так или иначе, во всех пьесах этого альбома присутствует некая эклектика мотивных разработок. Природная музыкальность, присущая Анне Королёвой, музыкальность, которая дана е й её учителями, здесь проявляется в высшей степени. Хотя где-то, возможно, эклектика перебарщивает. Может быть, есть какой-то недостаток музыкального вкуса, но музыкальность компенсирует всё. Должен сказать, что первый диск этого двойного альбома похож на такой мешок с новогодними подарками. Каждый может найти себе здесь что-то по вкусу.

Второй диск под названием "Песня для саксофона" направлен, скорее, в свит-джазовую область, которая для нашей программы менее характерна. Поэтому для представления альбома была выбрана пьеса именно из первого диска. Это композиция Анны Королёвой, которая называется "Пропажа дома номер три". В ней участвуют, кроме неё, контрабасист, правда, в данном случае играющий на бас-гитаре, Игорь Иванушкин, исполнитель на клавишных Дмитрий Илугдин и барабанщик Пётр Ившин.

В исполнении российской саксофонистки Анны Королёвой и группы "Jump" звучит композиция из альбома 2012 года "Воздух времени":
3. "Пропажа дома номер три" (Анна Королёва).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Музыка, представляемая в данной программе, фактически занимается поисковой работой. Кстати, о поисковой работе. Дело в том, что каждый регион, каждая область импровизационной музыки имеет некое своё лицо. Вот такое необычное лицо на американской джазовой сцене принадлежит ансамблю "Орегон" ("Oregon"). Это лицо формируется в течение уже многих десятилетий. Собственно, пятое десятилетие функционирования "Орегона" заставляет нас ждать новых и новых работ. Тот огромный опыт, которые есть у этих музыкантов, представляющих не характерную для США, фактически европейскую новую импровизационную музыку, имеющую отношение, скорее, к фирме ECM в большей степени, чем к американскому континенту, обусловливает особое внимание к этой группе.

Ну а диск, который был записан в апреле 2012 года и вышел на фирме CAM Jazz под названием "Family Tree", – это диск действительно очень зрелых, матёрых музыкантов, представляющих развитие той линии, к которой мы, в общем, привыкли, когда вспоминаем квартет "Орегон".

На тот момент, когда производилась запись этого диска, "Орегон" состоял, как обычно, из четырёх музыкантов, три из которых играли в группе в течение 42 лет. Это флейтист, гобоист, бас-кларнетист и сопрано-саксофонист Пол МакКэндлесс (Paul McCandless). Это, условно говоря, лидер ансамбля – гитарист и пианист Ральф Таунер (Ralph Towner) и басист Глен Мур (Glen Moore). Четвёртый участник этого ансамбля – барабанщик и перкуссионист Марк Уолкер (Mark Walker) – с основными музыкантами коллектива работает с 1996 года. "Орегон" и теперь остаётся беспокойным, с одной стороны, а с другой стороны, дисциплинированным ансамблем.

Альбом "Family Tree" включает в себя пять новых композиций Ральфа Таунера, новые пьесы Пола МакКэндлесса и Глена Мура и две коллективные композиции всей группы. Альбом этот был записан в Людвигсбурге в главной студии фирмы ECM Bauer Studios, обеспечивающей идеальное качество звучания, тот самый характерный звук, который принят в ECM, начиная с середины 80-х годов. Думаю, что новый альбом "Family Tree" можно рассматривать как вторую молодость "Орегона", поскольку джаз, звучащий в этой работе, веет свежим ветром Средиземноморья, несмотря на то, что это американский ансамбль. Здесь цвет и аромат, идущие оттуда, из потока Европы. Это такое эмоциональное путешествие нестареющих музыкантов "Орегона" с очень разнообразной стилистикой.

В исполнении американской группы "Орегон" звучит композиция из альбома 2012 года "Family Tree":
4. "Bibo Babo" (Ralph Towner).

• В рубрике "Не очень новые новинки" этих самых новинок накопилось довольно много. Продолжение представления этих новинок грядёт примерно через месяц. Думаю, что в следующий раз мы начнём программу музыкой, которая продолжит эту и-си-эмовскую линию особого отношения к звуку. Эта линия намечена у "Орегона", несмотря на то, что пластинка "Family Tree" вышла на фирме CAM Jazz, а вовсе не на ECM, но и-си-эмовская музыка занимает очень важное, конечно, место в нашей программе, и именно с неё мы начнём.

Могу лишь приоткрыть секрет, связанный с тем, что в качестве "новинки" сейчас появится запись 1981 года. Ну что ж, так бывает. В анналах, в арсенале фирмы ECM есть такие склады, где отлёживается музыка, запись которой была произведена достаточно давно, и, наконец, приходит время её выпустить. Вот и у саксофониста Яна Гарбарека (Jan Garbarek), фактически символа фирмы ECM, появилась как раз такая работа, которая была записана в 1981 году, а выпущена совсем недавно. Это пластинка, с которой мы начнём следующую программу из цикла "Не очень новые новинки" примерно через месяц. Ну а сейчас прозвучат первые звуки довольно знакомой многим традиционной пьесы, которая когда-то появилась на диске гитариста Эгберто Джисмонти (Egberto Gismonti) с участием Яна Гарбарека и контрабасиста Чарли Хейдена (Charlie Haden).

В исполнении трио норвежского саксофониста Яна Гарбарека звучит композиция из альбома 2012 года "Magico: Carta de Amor" (запись 1981 года):
5. "Folk Song" (trad.)

№ 802 "Не очень новые новинки": выпуск 33-й (802-я программа)

культура музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 33-й (802-я программа)

49:52