8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

06 февраля 2016

Пол Блей: такие разные 60-е (805-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Эта программа относится к разряду "Персоналий". Сегодня – третья передача, в которой мы слушаем музыку канадского пианиста Пола Блея (Paul Bley). К сожалению, начало этого года было омрачено: 3 января 2016 года Пола Блея не стало. Тем более, интересно сейчас в этом цикле вновь обратиться к его музыке.

Пол Блей – музыкант невероятно плодовитый. За время своей жизни он сделал огромное количество интереснейших записей. Именно это послужило причиной того, что я решил взять его имя в качестве главного в этом персональном цикле. Дело в том, что Пол Блей – это один из самых влиятельных пианистов второй половины XX века. Пожалуй, где-то наравне с Билом Эвансом (Bill Evans). Канадец, который переместился в Соединенные Штаты, Пол Блей, сыграл в истории джаза последних 50 лет очень значительную роль. Его вполне можно считать одним из основоположников современного импровизационно-композиторского мышления. Как и Билл Эванс, он в своё время отталкивался от би-бопа и хард-бопа. Однако если язык Б. Эванса формировался вокруг его мелодических и гармонических построений, то Пол Блей очень много экспериментировал со свободной игрой, а позже – с электроникой.

Родился Пол Блей 10 ноября 1932 года в Монреале (Канада). Там, в Канаде, он получил приличное музыкальное образование. Начинал со скрипки, потом перешёл на фортепиано. В 11 лет он уже практически закончил консерваторию. Профессионально он начал выступать в Монреале в конце 40-х годов. В 1948 году встретился с Оскаром Питерсоном (Oscar Peterson). И именно О. Питерсон рекомендовал его на свою замену для выступления в Альберте Лаунж (Alberta Lounge, Канада), когда сам О. Питерсон уехал в Нью-Йорк, чтобы там начать свою карьеру.

Так всё начиналось. Однако первую фазу деятельности Пола Блея мы уже слышали в прошлых передачах. К сожалению, разрыв между программами в разделе "Персоналии" бывает достаточно большим. Но не будем повторяться, и сегодня мы обратимся к музыке, которую Пол Блей в разных составах с различными партнёрами записывал в 60-е годы.

Первая запись, которая появится в сегодняшней программе, была сделана в августе 1962 года. Она принадлежит к так называемым "Savoy Sessions". Эта сессия была сделана для фирмы "Савой", в ней Пол Блей играет в трио. В него входят также хорошо знакомый слушателям басист Стив Своллоу (Steve Swallow), которого с Полом Блеем связывает на тот момент уже достаточно многолетнее сотрудничество, и барабанщик, с которым, наверное, мы встречаемся впервые. Это Пит ЛаРока (Pete LaRoca), происходящий из Гарлема, получивший хорошее музыкальное образование и начавший свою карьеру в 1957 году в составе ансамбля знаменитого саксофониста Сонни Роллинзом (Sonny Rollins), которому, кстати, его рекомендовал Макс Роуч (Max Roach). Позже ему пришлось выступать и с басистом Джимми Гаррисоном (Jimmy Garrison), и с контрабасистами Скоттом ЛаФаро (Scott LaFaro) и Стивом Своллоу. Однако он совмещал свою деятельность как барабанщик с работой совершенно другого характера. Несколько лет Пит ЛаРока работал адвокатом. Кстати, умер Пит ЛаРока совсем недавно – в ноябре 2012 года. Основная часть его карьеры мейнстримовская, но он с симпатией и интересом относился и к "фри-джазу", элементы которого в те времена несомненно присутствовали в музыке Поля Блея.

В исполнении трио канадского пианиста Пола Блея (The Paul Bley Trio), в котором также играют контрабасист Стив Своллоу и барабанщик Пит ЛаРока, звучит пьеса Орнетта Коулмена из альбома 1962 года "Complete Savoy Sessions (1962-1963)":
1. "When Will The Blues Leave?" (Ornette Coleman).

Орнетт Коулмен, пьесу которого только что играло трио Пола Блея, в то время, а, впрочем, и позже тоже, оказывал несомненно сильное влияние на пианиста. Точно так же с другой стороны на него влиял саксофонист и кларнетист Джимми Джюффри (Jimmy Giuffre), с которым в начале 60-х годов Полу Блею пришлось сотрудничать очень плотно. Музыканты эти очень разные. Орнетт Коулмен всё больше и больше отдавался той свободе, которую представлял ему "фри-джаз". "Фри-джаз" его же и, что называется, разлил, поскольку О. Коулмен являлся одним из создателей этого направления. С другой стороны, Джимми Джюффри – это такой интеллектуальный подход к музыке, это серьёзное отношение к разработке новых идей, которые, с одной стороны, приводили к "свободной музыке", но, с другой стороны, и ограничивали эту "свободную музыку" набором новых правил, правил нового века. Всё это вместе очень хорошо сказывалось на том, что, собственно, происходило в самом Поле Блее, который в то же время оказывался ещё и вполне востребованным со стороны кругов мейнстрима. Музыканты мейнстрима отдавали должное его умению существовать в их среде. Так в своё время Пол Блей оказался участником записи одной из самых захватывающей сессий – встречи теноровых гигантов Сонни Роллинза и Коулмена Хокинса (Coleman Hawkins). Он играл также в части альбомов на фирме "Коламбиа" (Columbia Recordings), которые записывались басистом Чарльзом Мингусом (Charles Mingus).

Сейчас Пол Блей прозвучит во вполне традиционной мейнстримовской атмосфере. С одной стороны, это будет доказательством того, что Пол Блей – разносторонний музыкант, который может играть и так, и так. У него достаточно идей для разных направлений музыки. Ну а с другой стороны, это интересно ещё и потому, что он оказывается в такой своеобразной ловушке, созданной музыкантами разного направления. Всё-таки Сонни Роллинз и Коулмен Хокинс – это разные вещи, разные направления, разные пространства. В результате пространство создаётся многомерным.

В исполнении американских тенор-саксофонистов Сонни Роллинза и Коулмена Хокинса, а также ритм-секции, в которую входят пианист Пол Блей, контрабасист Боб Крэншоу (Bob Cranshaw) и барабанщик Рой Уолтер Маккёрди (Roy Walter McCurdy), звучит известный джазовый стандарт Джерома Керна (Jerome Kern) из альбома 1963 года "Sonny Meets Hawk!":
2. "All The Things You Are" (Jerome Kern – Oscar Hammerstein II).

Эта запись была сделана в 1963 году в Нью-Йорке. 1963 год – это год, когда Пол Блей активно взаимодействовал с Сонни Роллинзом. Он гастролировал с его составом в Японии, участвовал в этой его исторической сессии с тенор-саксофонистом Коулменом Хокинсом. А уже на следующий год Пол и его супруга Карла Блей (Carla Bley) приняли приглашение трубача Билла Диксона (Bill Dixon) присоединиться к Гильдии джазовых композиторов (The Jazz Composers Guild) – крупному объединению фри-джазовых музыкантов Нью-Йорка. По сути, они стали солидерами этой компании. И это привело их к многочисленным контактам с фри-джазовыми музыкантами – с австро-американским композитором и трубачом Майклом Мантлером (Michael Mantler), с тромбонистами Бенни Грином (Bennie Green) и Росуэллом Раддом (Roswell Rudd); саксофонистами Арчи Шеппом (Archie Shepp) и Джоном Чикаи (John Tchicai), пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor).

Это сказалось на новых проектах, которые начал создавать Пол Блей. И один из них вышел на лейбле ESP-Disk. Его записало трио Пола Блея, к которому присоединился тенор-саксофонист Джон Гилмор (John Gilmore). В это время у него был небольшой перерыв в работе с ансамблем клавишника Сан Ра (Sun Ra) "The Arkestra". Интересно, что диск, в котором участвовали Пол Блей, Джон Гилмор, Гэри Пикок (Gary Peacock) и Пол Моушн (Paul Motian) на барабанах, был записан в марте 1964 года. Однако выпущен этот диск был только в 1987 году. То есть, понадобилось некоторое время для того, чтобы издательские лейблы поняли, что эта музыка нуждается в издании. Уверенности сразу в этом не было. Надо сказать, что музыка этого квартета исследовательская, она не вполне свободна, как можно было бы ожидать. И, собственно, это и представляет главный интерес исследования со стороны Пола Блея, который играет композиции своей жены – Карлы Блей. Одна из них – самая лирическая композиция. Действительно, она наименее радикальна в своём напоре, в своей агрессии по сравнению со всем остальным диском. Это пьеса Карлы Блей "Ida Lupino".

В исполнении квартета канадского пианиста Пола Блея звучит пьеса Карлы Блей из альбома 1964 года "Turns":
3. "Ida Lupino" (Carla Bley).

Следующий диск "Turning Point" появился даже раньше в продаже, чем альбом "Turns", хотя в нём есть более поздние записи. Интересно устроен этот следующий диск. В нём присутствуют из 7 пьес 5 из предыдущей записи, а 2 композиции – это концертные записи 1968 года музыки, принадлежащей Аннете Пикок (Annette Peacock). Если до сих пор Пол Блей исключительно играл музыку своей жены Карлы Блей, то появление Аннеты Пикок – это некий новый этап в творчестве этого пианиста. Аннетта Пикок, в девичестве Коулмен (Annette Coleman), родилась в 1941 году. Это очень интересный персонаж. Её первые композиторские порывы были отмечены уже в пятилетнем возрасте. А когда ей стукнуло 19 лет в 1960 году, она вышла замуж за контрабасиста Гэри Пикока (Gary Peacock). В результате этого замужества Аннетт приобрела все фичи богемной тусовки того времени, зажигавшей по avant/free-jazz лофтам Greenwich Village. И этот вариант хиппи, этот вариант такой своеобразной богемы частенько шокировал общество. Выходки барышни были весьма своеобразны. Она могла появиться в нью-йоркском Townhouse топлесс. Она смущала своей музыкой, которую сочиняла, своим внешним видом. Но, тем не менее, музыка её оказалась очень талантливой. В 1962 году Гэри Пикок начал играть с Полом Блеем и через него в 1964 году познакомился с саксофонистом Альбертом Айлером (Albert Ayler) и его трио. Аннетт была в курсе всех этих музыкальных новшеств, духа новой импровизационной музыки и приняла участие в их совместном европейском туре. В результате музыка, сочинённая Аннетой Пикок, появляется в репертуаре Гэри Пикока и Пола Блея. И сейчас прозвучит одна из таких композиций, записанных в Университете Вашингтона в Сиэттле 10 мая 1968 года.

В исполнении музыкального трио в составе пианиста Пола Блея, контрабасиста Гэри Пикока и барабанщика Билли Элгарта (Billy Elgart) звучит композиция Аннетты Пикок из альбома 1968 года "Turning Point":
4. "Mr Joy" (Annette Peacock).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru.

Сегодня мы слушаем музыку Пола Блея, интереснейшего канадского пианиста и композитора, который в середине 60-х годов оставил свои композиторские амбиции и играл музыку: сначала Карлы Блей, своей жены, которая перешла в ранг композиторов, а потом музыку Аннетты Пикок. Впрочем, эта музыка ещё впереди, а мы, слушая композицию Аннетты Пикок в записи 1968 года, немного забежали вперёд.

В 1964-1965 годах Пол Блей со своими музыкантами записывает две пластинки для компании ESP-Disk. В ансамбле Пола Блея – два гостя. Это альт-саксофонист Маршалл Аллен (Marshall Allen) и трубач Дьюи Джонсон (Dewey Johnson), музыканты, которые пришли к этому свободно играющему интеллектуалу из музыкального коллектива "Sun Ra Arkestra" совершенно другого характера. Сан Ра – это буйство темперамента, это хаос и беспорядочность, поставленные во главу угла. И ансамблевая установка Пола Блея, его ориентир на композиционные устои для этих двух музыкантов (М. Аллена и Д. Джонсона) имеют не очень большое значение. Фактически они перемешивают в плавильном котле с невероятной интенсивностью движения все композиционные структуры, которые использует Пол Блей. Вообще говоря, 1964-1965 годы – это время пикового развития "фри-джаза". И существовать в нём было не так просто людям, которые стремились всё-таки к некоторому логическому высказыванию в музыке.

Давайте послушаем, что происходит во взаимодействии этих музыкантов разной направленности. Итак, диск под названием "Barrage", записанный 20 октября 1964 года в Нью-Йорке. Состав ансамбля таков: Пол Блей (фортепиано), Маршалл Аллен (альт-саксофон), Дьюи Джонсон (труба), а в ритм-секции у П. Блея играют на этот раз – интеллигентный контрабасист Эдди Гомес (Eddie Gomez) и перкуссионист, барабанщик Милфорд Грейвз (Milford Graves).

В исполнении квинтета канадского пианиста Поля Блея звучит композиция пианистки и композитора Карлы Блей из альбома 1964 года "Barrage":
5. "Ictus" (Carla Bley).

Квинтет Пола Блея – это совсем не то же самое, что трио. Вмешивающиеся в эту интеллектуальную ткань импровизации трио Пола Блея духовики, пришедшие как бы из другого мира, принципиально меняют подход к этой музыке. Что касается самого трио с меняющимся, кстати, составом, то его некоторые проекты материализуются постепенно не только в США, но и в Скандинавии. Идёт естественный процесс. В Европе к музыкантам "нового джаза" относятся лучше, с большим интересом, с большим вниманием и больше платят за эти проекты. Это касается и концертов, и записей.

Одним словом, Пол Блей всё больше времени проводит в Европе, в Скандинавии, делая там записи. И мы сейчас закончим нашу сегодняшнюю программу записью, которая произошла в Копенгагене в ноябре 1965 года. В этой записи, которую Пол Блей делал с своими новыми партнёрами, на контрабасе играет Кент Картер (Kent Carter), а на барабанах – великий барабанщик Барри Альтшуль (Barry Altschul). Диск этот называется "Touching". Здесь, в этой музыке, Пол Блей уходит от плотных фактур Сесила Тейлора. Именно здесь формируется узнаваемый стиль пианиста Пола Блея. С этим стилем мы будем ещё много и много соприкасаться в будущих программах, посвящённых Полу Блею, его музыке, его проектам следующих лет. Ну а запись композиции под названием "Touching", принадлежащая, кстати, Аннете Пикок как автору, заканчивает сегодняшнюю программу, посвящённую творчеству канадского пианиста Пола Блея.

В исполнении музыкального трио канадского пианиста Пола Блея звучит композиция из одноимённого альбома 1965 года "Touching":
6. "Touching" (Annette Peacock).

№ 805 Пол Блей (Paul Bley III): часть 3 (Пол Блей: такие разные 60-е).

культура музыка

Пол Блей: такие разные 60-е (805-я программа)

49:51