8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

27 февраля 2016

Флейта в джазовом мейнстриме, авангардном джазе и академической музыке (808-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня у нас 20-й выпуск из цикла "Голос флейты". У нас нередко появлялись программы, посвящённые тому или иному инструменту, но ни разу ситуация не доходила до такого уровня затягивания. 20-я передача о флейте, и я тут ничего не могу сделать. Автор не всемогущ, материал диктует линию поведения. Но я очень рассчитываю, что сегодняшняя программа, которая входит в обзор "Спектры использования инструмента под названием флейта", причём флейта разного вида: продольная, поперечная и пришедшая к нам из других музыкальных неевропейских культур, будет в этом цикле последней. По крайней мере, мне так хотелось бы, потому что тем ещё очень много, разных идей, того, что можно слушателям представить из неординарной музыки, которой, собственно, посвящена программа "Бесконечное приближение", тоже. Однако сегодняшняя программа будет достаточно насыщенной, будут представлены несколько имён, одно из которых перетекло плавным образом из предыдущей передачи.

• Это тенор-саксофонист, флейтист Лью Табакин (Lew Tabackin), которого хорошо знает российская публика, поскольку он был участником нескольких джазовых фестивалей и мероприятий, которые проходили в России. Но, вообще говоря, он имеет очень богатый джазовый опыт. В истории джаза он весьма заметная фигура.

Американский джазовый тенор-саксофонист и флейтист Лью Табакин (Lew Tabackin), настоящее его имя – Льюис Барри (Lewis Barry), родился 26 мая 1940 года в г. Филадельфии. О его российских корнях, фамилия всё-таки Табакин, можно, конечно, догадываться, но определённого ничего нет. Ничто не говорит нам о том, что кто-то из его предков приехал из России. Известность пришла к Лью Табакину в 70-е годы, причём, в основном, как к руководителю биг-бенда совместно с бенд-лидером из Японии, знаменитой пианисткой Тосико Акиёси (Toshiko Akiyoshi). Вместе они руководили биг-бендом и были мужем и женой.

Ещё раньше, в 1958-1962 годах, он учился в Филадельфийской консерватории по классу флейты. В 1965 году приехал в Нью-Йорк, сотрудничал с трубачом Мейнардом Фергюсоном (Maynard Ferguson), певцом Кэбом Кэллоуэем (Cab Calloway), композитором и пианистом Дюком Пирсоном (Duke Pearson) и многими другими музыкантами. Работал в оркестре Тэда Джонса – Мела Льюиса (The Thad Jones/Mel Lewis Jazz Orchestra). В 1968 году он организовал трио с японской пианисткой Тосико Акиёси. В начале 1970-х годов Лью Табакин гастролировал с ней в Японии. А после переезда в г. Лос-Анджелес в 1972 году Тосико Акиёси собрала весьма впечатляющий биг-бенд, в котором были представлены очень хорошие музыканты. Среди солистов там оказался и Лью Табакин. В 1980-е годы его специализация на флейте начала привлекать к себе внимание. Лью Табакин стал получать некоторое запоздалое признание в качестве флейтиста, выигрывая опросы журнала "DownBeat".

Мы в прошлой программе, посвящённой флейте, уже успели послушать его в разном качестве и в разное время, играющим именно на флейте, а не на тенор-саксофоне. И сегодня у нас осталась всего одна запись для того, чтобы мы могли перевернуть следующую страницу в нашем флейтовом обзоре. В этой записи мы обратимся к флейтовому альбому Лью Табакина, переизданному в 2009 году. А запись его произошла в сентябре 1977 года, и кое-что ещё было записано и в следующем, 1978-м году. Альбом этот называется "Rites Of Pan". Лью Табакин здесь играет с ансамблем малого состава. Рядом с ним ритм-секция, состоящая из пианистки Тосико Акиёси, контрабасиста Джона Хёрда (John Heard) и барабанщика Шелли Манном (Shelly Manne). Весьма солидный состав, конец 70-х годов, и запись, которая, будучи изданной в 2009 году, позволила ему в 2010 году занять первое место по флейте в опросе критиков журнала "DownBeat".

В исполнении американского джазового флейтиста Лью Табакина звучит знаменитая пьеса Фэтса Уоллера из альбома 1977-1978 годов "Rites Of Pan":
1. "Jitterbug Waltz" (Fats Waller).

• После джазовой флейты мы по традиции нашего флейтового цикла перейдём к так называемой академической музыке, которую я намеренно не называю "классической", тем более, когда речь идёт о таком композиторе недавнего прошлого, как Эдисон Денисов, который ассоциируется у нас с авангардом в академической музыке. Вот как-то "классикой" пока рука не поднимается называть эту музыку, причём это не говорит ни хорошо, ни плохо о ней. Просто есть некая классификация. Так вот, Эдисон Денисов с трепетом относился к флейте как к инструменту и написал довольно много музыки для этого инструмента.

Российский авангардный композитор Эдисон Денисов родился в 1929 году в Томске. В 1950 году он окончил Томский университет. Причём интересно, что в отличие от американцев, которые могут оканчивать университет по музыке, в России это не принято. Эдисон Денисов – математик и физик, причём профессионал очень высокого уровня, который одновременно параллельно Томскому университету учился ещё и в музыкальном училище по классу фортепиано. А вот после того, как он стал профессиональным математиком, в 1956 году Э. Денисов закончил Московскую консерваторию (композиторское отделение) по классу В.Я. Шебалина. С 1960 года и в течение многих лет он работал преподавателем, а с 1992 года являлся профессором Московской консерватории. У него огромное количество композиторских работ, которые очень активно исполняются во всём мире. Среди них опера "Пена дней", балет "Исповедь", "Реквием", Симфония, "История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" на тексты из Нового Завета. Одним словом, огромное количество музыки. Причём много музыки у него написано для духовых инструментов, в том числе концерты для флейты, гобоя, кларнета с оркестром.

Что касается флейты, то флейта – действительно один из любимых инструментов Э. Денисова. Это отчасти объясняется его многолетней дружбой с выдающимся швейцарским флейтистом Орелем Николе (Aurèle Nicolet), для которого композитор специально написал, помимо других работ, Концерт для флейты. Орель Николе стал первым исполнителем этого произведения.

А у нас в программе сейчас прозвучит "Прелюдия и ария для флейты и фортепиано", написанная в 1961 году. Это произведение представляет собой цикл из двух пьес с неоклассическими аллюзиями. Здесь не будет радикального авангарда, который встречается в сочинениях Эдисона Денисова. Поэтому думаю, что эта музыка слушателям понравится. Две части этого цикла резко контрастны одна по отношению к другой. Поначалу идёт быстрая прелюдия, очень ясная по мелодии и стилю, а потом – медленная ария, изящный образец барочной музыки с богатой орнаментацией.

Исполнителями этой записи, сделанной в 1994 году (для самого Эдисона Денисова это был очень приятный факт, тем более что ему не так много оставалось жить на свете, спустя два года его не стало), являются флейтист Дмитрий Денисов и пианистка Мария Паршина.

В исполнении российских музыкантов Дмитрия Денисова (флейта) и Марии Паршиной (фортепиано) звучит композиция российского композитора Эдисона Денисова из альбома 1994 года "Музыка для флейты и фортепиано":
2. "Прелюдия и ария для флейты и фортепиано" (Эдисон Денисов, 1978).

• И снова на повестке дня музыка из джаза, музыка достаточно энергичная, которая связана с именем саксофониста, флейтиста и вообще мультиинструменталиста Генри Тредгилла (Henry Threadgill), которому совсем недавно исполнилось 72 года.

Американский композитор, саксофонист и флейтист Генри Тредгилл родился 15 февраля 1944 года в Чикаго. Известным он стал в 1970-е в качестве участника и даже лидера ансамблей с необычным инструментарием, которые часто включали в свою музыку ещё и ряд неджазовых видов музыки, неджазовых жанров. Генри Тредгилл учился в Американской консерватории музыки в Чикаго по классу фортепиано и классу флейты. Его музыкальная карьера длится более сорока лет, и первые шаги им были сделаны в школьном оркестре. Правда, там он выступал в качестве перкуссиониста. Затем следующим его инструментом стал баритон-саксофон, а позже и все остальные деревянные духовые инструменты. Напомню, что саксофон тоже относится чаще всего, по крайней мере, по нашей классификации, к деревянным инструментам, несмотря на то, что сделан он из металла, только потому, что эти деревянные инструменты объединяются способом рождения звука, источником звука – язычком. У американцев они называются "язычковыми инструментами" или "reeds". Ну, а у нас иногда "деревянными". Так что это класс деревянных инструментов. Все деревянные инструменты Генри Тредгилл освоил, но основными его инструментами стали альт-саксофон и флейта.

Интересно, что Генри Тредгилл оказался одним из первых членов и даже учредителей легендарной AACM (Ассоциации содействия творческим музыкантам) в своём родном городе Чикаго. Работал он тогда под руководством Мухала Ричарда Абрамса (Muhal Ричард Абрамс). Но в дальнейшем связи с соратниками по этой ассоциации несколько у него прервались, поскольку в 1967 году Генри поступил на службу в армию США, играл с рок-группой во Вьетнаме. Затем, в 1968 году, он покинул армию и по возвращению в Чикаго вернулся к соратникам AACM, создав группу, которая получила название "Air". В эту группу, кроме него, вошли басист Фред Хопкинс (Fred Hopkins) и барабанщик Стив Макколл (Steve McCall). Вместе они записали несколько очень любопытных пластинок. Второй альбом из их совместной дискографии, который получил название "Air Raid" и был записан в 1976 году, оказался чрезвычайно интересным.

В исполнении американского джазового трио "Air" под руководством саксофониста и флейтиста Генри Тредгилла звучит фрагмент одной из пьес с альбома 1976 года "Air Raid":
3. "Release" (Henry Threadgill).

Сегодня мы в 20-й раз совершаем путешествие в мир флейты. Флейта представляется инструментом многообразным и существующим в самых разных ипостасях. У нас уже прозвучала флейта в джазовом мейнстриме, в академической музыке XX века в композиции Эдисона Денисова. И сейчас мы забрались в такой более-менее авангард джаза усилиями замечательного музыканта Генри Тредгилла, который играет не только на флейте, но и очень активно на альт-саксофоне, сочиняет много музыки. Но мы сегодня рассматриваем именно флейтовые его работы. И хотя музыкальные корни Г. Тредгилла находятся в джазе, он смешивает гораздо больше компонентов, идущих, в том числе и от блюза, и от госпел. Во всяком случае, в авангарде Генри Тредгилла представлена совершенно невероятная метаморфоза старых жанров, и это особенно интересно. В любой момент времени вы можете услышать ловко смешанные элементы традиционной африканской музыки, латиноамериканской музыки, новоорлеанской музыки, оперы. Его композиции, как правило, бывают достаточно сложными, содержат мощные сложные текстуры. Им присуще отсутствие границ между этими различными направлениями. Думается, что импровизационное ощущение большого джаза у Генри Тредгилла выражено весьма ярко и понятно. Его опыт позволяет ему это делать. Он играет со многими легендами авангардного джаза. В их числе саксофонист Энтони Брэкстон (Anthony Braxton), пианист Мухал Ричард Абрамс (Muhal Richard Abrams), саксофонисты Роско Митчелл (Roscoe Mitchell), Джозеф Джарман (Joseph Jarman), Дэвид Мюррей (David Murray) и басист Билл Ласвелл (Bill Laswell).

Важная область, которую мы сейчас не затронем, но, тем не менее, не упомянуть о ней нельзя, связывает его и с вокальным джазом. Дело в том, что он был женат на певице Кассандре Уилсон (Cassandra Wilson), и у них много совместных работ. Она часто являлась участницей его свободного джазового трио "Air".

Сейчас же прозвучит проект, в который включено довольно много музыкантов. Называется он "You Know The Number". Записан этот проект в октябре 1986 года в Нью-Йорке и включает в себя яркую музыку, характерную для жанров, рождённых когда-то в доджазовую эпоху и обращённых в авангардную веру. Но там есть одна композиция, которая называется "Paille Street", а все названия пьес этого диска, так или иначе, обращены к старому джазу и новоорлеанским реалиям, так вот, "Paille Street" резко отличается от всего, что на этом диске представлено. Фактически она как бы пришла с другого диска, с другого LP. Но в современном издании она объединяется с теми композициями, которые изначально были включены в проект. Характер звучания композиции, в которой участвуют многие известные музыканты, среди которых постоянный партнёр Генри Тредгилла басист Фред Хопкинс и тромбонист Фрэнк Лэйси (Frank Lacy), так вот, эта композиция всё-таки носит несколько иной характер, чем всё, что записано на диске под названием "You Know The Number".

В исполнении джазового ансамбля американского саксофониста и флейтиста Генри Тредгилла звучит композиция из альбома 1986 года "You Know The Number":
4. "Paille Street" (Henry Threadgill).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

Что касается Генри Тредгилла, который оказался сегодня у нас главным действующим лицом во флейтовой программе, этот музыкант нам интересен не только с точки зрения того, как его флейта звучит в ансамбле, в его музыке, но и общим построением музыки человеком, который всё время пытается экспериментировать, разрушать границы между различными направлениями. И 90-е годы посвящены именно этому. Генри Тредгилл составляет разные ансамбли. Одна из таких экспериментальных площадок – состав "Very Very Circus". Он составляет группы из двух туб, двух электрогитар, тромбона или валторны, барабанов, структурирует композиции, составляет некие достаточно сложные формы, включает в свои составы струнные инструменты. Он действительно очень интересный композитор, мыслящий очень современно и старающийся уйти от шаблонных форм.

Один из составов, который представляет особый интерес и, кстати говоря, очень подходит для относительного финала флейтовой программы, – это его проект "Flute Force Four". Этот ансамбль состоит из четырёх флейт по образцу и идеологии саксофонных квартетов. Например, аналогом в какой-то степени может быть "The World Saxophone Quartet".

Весьма изысканный альбом "Flute Force Four: Flutistry" появился в 1990 году. Записан он был в июне 1990 года. И одна из пьес Генри Тредгилла из этого альбома сейчас прозвучит. Участниками флейтового квартета являются: Генри Тредгилл (флейта и бас-флейта), венесуэлец Педро Эустаче (Pedro Eustache, флейта, бас-флейта, альтовая флейта и флейта-пикколо), американец Мелесио Магдалуйо (Melecio Magdaluyo, флейта и альтовая флейта) и Джеймс Ньютон (James Newton, флейта, альтовая флейта и бас-флейта).

В исполнении международного флейтового квартета в составе Генри Тредгилла, Джеймса Ньютона, Педро Эустаче и Мелесио Магдалуйо звучит композиция из альбома 1990 года "Flute Force Four: Flutistry":
5. "T.B.A." (Henry Threadgill).

• Итак, подходит к финалу наш флейтовый цикл в программе "Бесконечное приближение", и мне хотелось бы закончить этот цикл, может быть, даже символической музыкой, музыкой, которая была записана в 2002 году. В тот момент времени на сцене Джазового фестиваля в Одессе появился легендарный музыкант Роман Кунсман, советский саксофонист и флейтист, который уже к тому времени долго жил в Израиле. Он давным-давно эмигрировал. Невероятно талантливый человек, он играл на тенор-саксофоне и на флейте. Одна из композиций, которую он представил на том фестивале с помощью своих друзей – пианиста Юрия Кузнецова, контрабасиста Игоря Иванушкина и барабанщика Сергея Остроумова, была создана на основе знаменитой темы Клода Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна". Фрагмент из этого выступления сейчас и прозвучит.

В исполнении израильского флейтиста российского происхождения Романа Кунсмана звучит композиция, исполненная им и его музыкантами на Одесском джазовом фестивале в 2002 году:
6. "Девушка с волосами цвета льна" (Клод Дебюсси – Роман Кунсман).

№ 808 "Голос флейты" (выпуск 20). Флейта в джазовом мейнстриме, авангардном джазе и академической музыке

культура Эдисон Денисов флейта музыка

Флейта в джазовом мейнстриме, авангардном джазе и академической музыке (808-я программа)

49:50