8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

13 февраля 2016

Музыкальные проекты Паоло Фрезу (806-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодняшняя программа целиком и полностью посвящена творчеству музыканта, который уже у нас не просто появлялся, а ему был посвящён целый цикл программ. Речь идёт о итальянском трубаче Паоло Фрезу (Paolo Fresu), человеке, который играет удивительную музыку, сочетающие европейские традиции, собственные культурные корни Паоло Фрезу и его народа и, разумеется, джаз.

Совсем недавно у Паоло Фрезу был юбилей. И, конечно, мимо этого юбилея мы пройти не можем. Надеюсь, что он простит нас за некоторое опоздание, главное – что мы поздравляем его не до, а после того, как прошёл юбилей, а это можно.

Трубач Паоло Фрезу родился 10 февраля 1961 года в г. Беркидда (о. Сардиния). Так что ему исполнилось 55 лет. Место его рождения о многом говорит с музыкальной точки зрения. Это итальянский остров Сардиния, который обладает великолепной, очень интересной музыкальной традицией. Ну и Паоло Фрезу довольно часто представляет Италию на европейской джазовой карте. Интересно, что наш герой примерно шесть месяцев в году живёт в Париже. Оттуда ему удобнее ездить на записи и выступления по всему миру. Но и бывает у себя на родине – в Сардинии.

П. Фрезу – один из самых открытых европейских музыкантов, он постоянно с кем-нибудь сотрудничает, так что его дискография за более чем 30 лет работы превышает полторы сотни альбомов. Он руководит несколькими бендами, является директором фестиваля "Time In Jazz", который проходит на его родной Сардинии, даёт мастер-классы, преподает, ведёт радиопередачи, пишет статьи, а также музыку к фильмам, балетам и театральным постановкам.

И сейчас хотелось бы сразу представить одну из последних работ Паоло Фрезу, записанную совместно с итальянским бандонеонистом Даниэле ди Бонавентура (Daniele di Bonaventura). Бандонеонист этот очень опытный, он из Фермо. Оба музыканта взаимодействуют начиная с 2010 года – с проекта, который получил название "Mistico Mediterraneo". Тогда в этом проекте главными действующими лицами были певцы знаменитого вокального ансамбля "Filetta" с Корсики.

Ну а в издании, которое произошло в 2014 году на фирме ECM, а Паоло Фрезу довольно часто появляется в изданиях этой компании, П. Фрезу и Даниэле ди Бонавентура оказываются вдвоём. Их дуэт для пластинки "In maggiore" был записан в Лугано в мае 2014 года. И сейчас мы услышим, как два замечательных музыканта исследуют широкий спектр материала, который включает в себя оригинальные авторские баллады, темы Дж. Пуччини из "La Boheme" ("Богемы"), элементы литургической музыки, произведений легендарного чилийского музыканта, певца и общественного деятеля Виктора Хары (Víctor Jara), уругвайского певца-песенника Хайме Руса (Jaime Roos), музыки неаполитанских композиторов. Паоло Фрезу явным образом продолжает наследовать интонационные элементы Майлза Дэвиса (Miles Davis) на трубе, ну а Даниэле использует свой опыт в южноамериканских традициях и в джазе, в котором он тоже задействован достаточно давно.

В исполнении дуэта итальянских музыкантов в составе трубача Паоло Фрезу и бандонеониста Даниэле ди Вонавентура звучит пьеса уругвайского автора-исполнителя Хайме Руса из альбома 2014 года "In maggiore":
1. "Se va la murga" (
Jaime Roos).

Паоло Фрезу начал играть на трубе в 11 лет. Первым ансамблем, в котором он начал выступать, была Banda Musicale "Bernardo de Muro" в своем родном городе Беркидде. Получив высшее музыкальное образование, Паоло Фрезу после участия в различных поп-коллективах, в 1980 году открыл для себя джаз и в начале 80-х годов начал профессиональную деятельность джазового музыканта. Причём начинает опять же с обучения джазу на семинарах "Seminari Senesi". Далее участвует в записях на телевидении RAI (Radiotelevisione Italiana), затем принимает участие в записях оркестра под управлением Бруно Томмазо (Bruno Tommaso).

Надо сказать, что музыкальное образование не единственное, которое получил Паоло Фрезу. У него ещё есть и техническое образование. Он закончил высшую школу по специальности инженер-электротехник в Сассари в 1984 году. Но важнее оказывается консерватория в городе Кальяри, которую он окончил по классу трубы. Она даёт ему достаточное количество знаний, которые, правда, дальше совершенствуются им уже на музыкальном отделении факультета "DAMS" в Болонском университете.

В 80-е годы он действительно начинает активно играть. И в моей коллекции первая запись Паоло Фрезу, хотя на самом деле это далеко не первая его запись, просто у меня она оказалась первой, – это запись его секстета (первая запись под именем Паоло Фрезу), к которому подключается потрясающий американский саксофонист и великолепный педагог Дейв Либман (David Liebman). Диск этот, вышедший в 1986 году, называется "Inner Voices".

В исполнении секстета итальянского трубача Паоло Фрезу (Paolo Fresu Sextet) и американского саксофониста, флейтиста Дэвида Либмана звучит композиция из альбома 1986 года "Inner Voices":
2. "In Parte Senz'arte" (Paolo Fresu).

Американский саксофонист Дейв Либман – только один из огромной череды партнёров, которые выступали с Паоло Фрезу за прошедшие десятилетия. Среди музыкантов-партнёров Паоло: бельгийский гитарист и исполнитель на губной гармонике Тутс Тилеманс (Toots Thielemans), американская вокалистка Джинн Ли (Jeanne Lee), индийский перкуссионист Трилок Гурту (Trilok Gurtu), американский гитарист Джон Аберкромби (John Abercrombie). С ним играли также легендарный мультиинструменталист Джон Зорн (John Zorn), контрабасист Дейв Холланд (Dave Holland), баритон-саксофонист Джерри Маллиган (Gerry Mulligan), барабанщик Йон Кристенсен (Jon Christensen), басист Палле Даниэльссон (Palle Danielsson), пианист Джон Тейлор (John Taylor).

Именно благодаря Джону Тейлору я когда-то впервые услышал и расслушал трубу Паоло Фрезу. Их взаимодействие оказалось настолько органичным и в музыкальном смысле интересным и глубоким, что я не смог не заинтересоваться Паоло Фрезу. Это было очень давно, уже даже не помню, с какой именно пластинки, с какого диска началось это знакомство. Но один из этих дисков, одна из таких работ будет представлена сейчас. Это пластинка под названием "Contos", которая появилась в 1993 году прошлого века. В её записи участвовали всего три музыканта, но это музыканты высочайшего уровня: британский пианист Джон Тейлор, трубач Паоло Фрезу и его итальянский партнёр контрабасист Фурио Ди Кастри (Furio Di Castri).

В исполнении трио итальянского трубача Паоло Фрезу, в котором участвует британский пианист Джон Тейлор, звучит композиция из альбома 1993 года "Contos":
3. "Walkabout" (Paolo Fresu).

Прозвучала замечательная труба Паоло Фрезу, в которой сочетается некий мыслительный процесс, не всегда характерный для музыкантов. Совершенно великолепная техника европейского типа, деликатная и в то же время достаточно темпераментная, возможно, благодаря итальянско-сардинским корням музыканта. И, конечно, джазовый генезис, свинг, настоящий драйв, без которого эта музыка потеряла бы всё.

Дальше хотелось бы привести слова самого Паоло Фрезу, касающиеся влияния музыки его родины на его собственную музыкальную деятельность, на всю его музыкальную фактуру: "Сардинская традиционная музыка иногда похожа на модальную музыку и не очень далека от джаза. Многое совершенно по-разному, но есть и много общего. Джаз – очень открытая музыка: мы можем играть как Чарли Паркер (Charlie Parker), как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, но, я думаю, что быть джазовым музыкантом сегодня – большая ответственность. Нам нельзя копировать Майлза Дэвиса, Чета Бейкера (Chet Baker) или Джона Колтрейна. Мы должны изучить историю, но должны и продолжить её. Г. Гульд (Glenn Gould) – классический музыкант, но его внутреннее ощущение – джазовое. Неважно, какую музыку ты играешь, важно, как ты её играешь, так что ощущение – самое главное. На моем альбоме "Метаморфозы" ("Metamorfosi") я играю мадригал Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi) 1644 года. Это невероятный джазовый стандарт".

Действительно, речь зашла об альбоме, который называется "Метаморфозы". Паоло Фрезу как-то услышал "Метаморфозы" ("Metamorphosen") Рихарда Штрауса (Richard Strauss). Под влиянием этой музыки появились его "Метаморфозы", куда на самом деле включён мадригал Клаудио Монтеверди, который Паоло Фрезу играет со своими постоянными партнёрами – контрабасистом Фурио Ди Кастри, барабанщиком Роберто Гатто (Roberto Gatto) и пианистом Антонеллло Салисом (Antonello Salis), играющим здесь на фисгармонии и исполняющим художественный свист. Гостем ансамбля выступает известный гитарист Нгуеном Ле (Nguyên Lê), человек, который, казалось, принадлежит к совершенно другому ареалу музыки – стилю "фьюжн" с юго-восточным оттенком. И, тем не менее, Паоло Фрезу и Нгуен Ле оказались исключительно ансамблево понимающими друг друга.

В исполнении ансамбля итальянского трубача Паоло Фрезу и французского гитариста вьетнамского происхождения Нгуена Ле звучит мадригал Клаудио Монтеверди из альбома 1999 года "Metamorfosi":
4. "Si doice e il Tormento" (Claudio Monteverdi).

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

А сейчас обратимся к проекту Паоло Фрезу, который перекликается с таким же проектом, записанным в своё время Майлзом Дэвисом. Речь идёт о концертном варианте оперы Джорджа Гершвина (George Gershwin) "Порги и Бесс" ("Porgy and Bess"). Запись эту Паоло Фрезу в том же составе (Нгуен Ле, Антонелло Салис, Фурио Ди Кастри, Роберто Гатто) сделал в 2002 году.

В исполнении ансамбля итальянского трубача Паоло Фрезу и французского гитариста вьетнамского происхождения Нгуена Ле звучит песня из оперы "Порги и Бесс" с альбома 2002 года "Kind Of Porgy & Bess":
5. "My Man's Gone Now" ( George Gershwin).

В завершение передачи напомню о ещё одном проекте Паоло Фрезу из огромного их количества, которые он записал, в которых участвовал и т.д. Это участие П. Фрезу в качестве гостя в проекте американской пианистки и композитора Карлы Блей (Carla Bley) под названием "The Lost Chords Find Paolo Fresu" ("Потерянные аккорды" находят Паоло Фрезу"). Квартет Карлы Блей "The Lost Chords" был основан в 2003 году, исполняет он в основном её музыку с достаточно эмоциональной глубиной и музыкальностью. В него входят: Стив Своллоу (Steve Swallow), играющий на бас-гитаре, саксофонист Энди Шеппард (Andy Sheppard), барабанщик Билли Драммонд (Billy Drummond) и сама Карла Блей. Из альбома "The Lost Chords Find Paolo Fresu" прозвучит пьеса, которая, пожалуй, позволяет Паоло Фрезу найти эти потерянные аккорды в смысле названия квартета. Записан диск во Франции в мае 2007 года.

В исполнении квартета американской пианистки Карлы Блей "The Lost Chords" и итальянского трубача Паоло Фрезу звучит пьеса из альбома 2007 года "The Lost Chords Find Paolo Fresu":
6. "Ad Infinitum" (Carla Bley).

№ 806 Paolo Fresu (10.02.1961): Музыкальные проекты Паоло Фрезу

 

культура Италия Сардиния труба музыка

Музыкальные проекты Паоло Фрезу (806-я программа)

49:51