8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

20 февраля 2016

"Не очень новые новинки": выпуск 34-й (807-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодня в программе "Бесконечное приближение" – 34-й выпуск подпрограммы под названием "Не очень новые новинки". Не очень новые новинки... Я уже много раз об этом говорил, это не обидное название для новинок, это, наоборот, название, предусматривающее долгое и целенаправленное знакомство с музыкой, которое сопутствует её появлению в нашей программе. Действительно, надо послушать, надо как-то привыкнуть к ней. Вообще должен сознаться, что когда у меня появляется какая-то новая музыка, для того чтобы её как следует услышать и осознать, я должен по крайней мере два раза её послушать. Бывают ситуации, при которых и одного раза достаточно, когда я понимаю, что больше слушать её не хочу, но тут уж ничего не поделаешь. Но если уж есть намёки на то, что что-то можно расслышать, то лучше меньше двух раз к ней не подходить.

• Итак, очередная порция "не очень новых новинок" начинается сегодня с довольно странного издания, предпринятого фирмой ECM в 2012 году. При этом я даже не знаю, можно ли это называть "не очень новой новинкой". Это совсем не новая новинка, просто она издана в 2012 году, а вообще-то запись была сделана в 1981 году. Так тоже бывает. Речь идёт о проекте, который существовал активно в начале 80-х годов и при этом имел невероятный успех. Проект этот связан с тремя замечательными именами, с тремя сильными и контрастными музыкальными личностями. Это норвежский саксофонист Ян Гарбарек (Jan Garbarek), бразильский гитарист и пианист Эгберто Джисмонти (Egberto Gismonti) и легендарный американский контрабасист Чарли Хейден (Charlie Haden).

Я наверняка уверен, что эти три имени вызывают у слушателей ассоциации с изданиями, которые фирма ECM предлагала своим слушателям в самом начале 80-х годов. Это великолепные альбомы того времени "Magico" (ЕСМ 1151) и "Folk Song " (ЕСМ 1170). Но оказывается, что этот проект существовал в концертном варианте, он был записан в концертах "лайф" ("live"), и оказалось, что эти записи и сейчас актуальны. Их интересно слушать. В любом случае все эти три музыканта представляют целенаправленную творческую музыку, не изданную до сих пор. Эта запись получила название "Carta De Amor", а всё вместе – это проект "Magico", как это и было когда-то, 35 лет назад. Запись эта была сделана в мюнхенском зале Америка хаус (Amerika Haus) в апреле 1981 года. После альбомов, которые уже были названы, импровизационное взаимодействие этих трёх музыкантов по мере гастролей только возрастало. В результате двойной альбом включает в себя пять пьес Э. Джисмонти, записанные Манфредом Ахером (Manfred Eicher) и Мартином Виландом (Martin Wieland) в 1981 году, они смешиваются с оригинальными записями аналоговых лент старого времени. Это издание напоминает слушателям о фантастически продуктивных годах фирмы ECM. Тем, кто этот альбом послушает внимательно целиком, будет интересно сравнить звучание трио с теми записями, которые ECM издавало в начале 80-х. Мне показалось, что музыканты в этой записи несколько свободнее в продуманности и в меньшей степени ограничены во времени.

В исполнении трио в составе норвежского саксофониста Яна Гарбарека, бразильского гитариста, пианиста Эгберто Джисмонти и американского контрабасиста Чарли Хейдена звучит традиционная мелодия из альбома 2012 года "Magico: Carta De Amor":
1. "Folk Song" (trad.).

Это был как бы возрождённый проект "Magico" под названием "Carta De Amor". Под этим названием он появился на фирме ECM только в 2012 году, старый проект 80-х годов.

• Среди не очень новых новинок я представляю ещё одно издание 2012 года лейбла ECM, в котором главным действующим лицом является любимая мною певица из Неаполя Мария Пиа Де Вито (Maria Pia De Vito). Заголовок этого диска, о котором идёт речь, переносит слушателей географически в Неаполь, а по времени – в совершенно другую эпоху: в начало XVIII века, поскольку альбом этот посвящён музыке Джованни Баттисте Перголези (Giovanni Battista Pergolesi, во французском варианте Jean-Baptiste Pergolèse). Имя Дж. Перголези, собственно, и стоит в названии этого альбома - "Il Pergolese".

Итальянская вокалистка Мария Пиа Де Вито – певица абсолютно универсальная. Она в своей вокальной практике использует элементы классического обучения, элементы фолк-музыки, индийской музыки и хорошо знает джаз. Она, несомненно, импровизирующая певица, но очень в своём индивидуальном стиле.

Родилась Мария Пиа Де Вито в 1960 году. Начала учиться оперному пению, а с 1980 года она уже принимала активное участие в джазовой сфере, сотрудничая с огромным количеством музыкантов, среди которых: британский пианист Джон Тейлор (John Taylor), американский гитарист Ральф Таунер (Ralph Towner), итальянская пианистка Рита Маркотулли (Rita Marcotulli), голландский виолончелист Эрнст Рейсегер (Ernst Reijseger), трубач с Сардинии Паоло Фрезу (Paolo Fresu). В общем, довольно много музыкантов, и все они весьма именитые. Мария Пиа Де Вито регулярно выступает на важных международных фестивалях в Европе и за океаном.

В 1997 году родилось её трио с Джоном Тейлором и Ральфом Таунером. И тогда, пожалуй, это знакомство с ней облагородило уши огромного количества людей, благодаря партнёрам её узнали получше. Действительно, её проекты очень разнообразны.

Что касается творчества итальянского композитора Джованни Баттисты Перголези (1710-1736 гг.), который прожил очень короткую жизнь (он умер от туберкулёза в возрасте 26 лет), он написал огромное количество музыки в разных жанрах: мессы, оратории, кантаты, мотеты, несколько концертов для скрипки и флейты, виолончельную сонату, ряд пьес для клавесина и множество песен и арий. И периодически осуществляются попытки прочтения старой музыки Дж. Перголези современными музыкантами, естественно, c интерпретацией, с привнесением некоего своего понимания его музыки.

Квартет, который был занят в записи пластинки Марии Пиа Де Вито с музыкой Дж. Перголези, расширяет структуры Дж. Перголези, предлагает импровизационный диалог и усиливает мелодии. Очень много возможностей появляются благодаря XX веку, внедряющемуся в эту музыку.

Что касается состава, то это Мария Пиа Де Вито (вокал), Франсуа Кутюрье (Francois Couturier, фортепиано), Аня Лехнер (Anja Lechner, виолончель) и Мишель Раббиа (Michele Rabbia, перкуссия и электроника). Проект этот был заказан фестивалем "Перголези Спонтини" (Festival Pergolesi Spontini) в Йези (Jesi) в 2011 году. Ну а та версия, которая сейчас прозвучит, была записана в Лугано в декабре 2012 года.

В исполнении квартета итальянской вокалистки Марии Пиа Де Вито звучит композиция итальянского композитора Джованни Перголези из альбома 2012 года "Il Pergolese":
2. "Ogne pena cchiu spietata" (Giovanni Battista Pergolesi).

• А сейчас переходим к отечественным изданиям. На этот раз речь пойдёт о проекте, который появился в 2014 году, и записан он был летом того же года российской звукозаписывающей компанией FANCYMUSIC. Надо сказать, что летом 2014 года в московском парке “Музеон” в летнем кинозале проходил цикл вечеров "Немое кино – живая музыка". И создатель лейбла FANCYMUSIC Сергей Красин, который как-то был в эфире программы "Бесконечное приближение" и рассказывал о творческих задачах, стоящих перед лейблом, предложил квартету молодых российских музыкантов участие в этом цикле. На плечах этих активных музыкантов, можно сказать, идёт развитие новой импровизационной музыки в России. Это в первую очередь саксофонист Алексей Круглов, пианист и композитор Алексей Наджаров, барабанщик и перкуссионист Пётр Талалай и басист Денис Шушков.

Наверное, слушатели нашей программы знакомы с идеологией подобных вечеров. На экране обычно в это время идёт старый немой фильм, а музыканты перед экраном импровизируют на картинку и на развитие событий, которые происходят на экране в это время. То есть, это не тапёрская фоновая музыка, а это музыка, которая активно вмешивается в то, что происходит на экране. Правда, задача усложняется тем, что не следует музыкантам своими творческими усложнениями мешать восприятию фильма как такового. Задача эта действительно достаточно сложная.

Так вот, в том цикле вечеров показывался советский немой художественный фильм Александра Довженко “Звенигора”, который был снят в 1927 году. "Звенигора" – это первая часть так называемой "украинской трилогии Довженко". Эти фильмы, кстати, пронизаны неким мистическим началом, и благодаря, может быть, этому идея музыкантам показалась в высшей степени увлекательной. Для её воплощения, как говорит сам Алексей Круглов, было выбрано "электро-акустическое, шумовое, импровизационно-авторское направление с использованием “прямых” ритмов, где бы метро-ритмические элементы служили лишь отправными точками для их дальнейшего преобразования". Я очень рассчитываю на то, что слушатели поняли, что имел в виду Алексей Круглов. Если кто-то не понял, он может обратиться к аннотации диска Шушкова, Талалая, Круглова и Наджарова от фирмы FANCYMUSIC, который называется "1607". В этой аннотации говорится о вещах довольно сложных, и порой кажется, что Алексей Круглов просто валял дурака, когда наговаривал этот текст, который затем стал служить некой загадкой для читающих. Возможно, это и так, я у него как-нибудь при встрече спрошу.

Но сегодня нас интересует музыка. Запись это была сделана не на озвучивании фильма. Дело в том, что дальше пришла идея записать музыку, которая появилась как спонтанное музицирование во время показа фильма, уже в студии. И 16 июля эта запись была сделана на "Студии Владимира Осинского". Как говорят участники записи, в альбоме есть скрытая программность, и все пьесы названы во множественном числе. А вот название этого диска, по мнению музыкантов, связано с очень многими событиями в истории человечества. Именно 16 июля происходили такие события, как открытия Галилео Галилея, М.В. Ломоносова, раскол христианской церкви, первый ядерный взрыв. Думаю, хотя музыканты об этом не говорят, что мы легко можем продолжить список событий этого дня в разные годы, если просто обратимся к статье Википедии, посвящённой 16 июля. Там все события перечислены, и каждый может домыслить, что именно ассоциируется у него с музыкой, которая сейчас прозвучит.

В исполнении квартета молодых российских музыкантов в составе саксофониста Алексея Круглова, пианиста Алексея Наджарова, басиста Дениса Шушкова и барабанщика Петра Талалая звучит пьеса из альбома 2014 года "1607":
3. "Spheres" (Алексей Круглов).

Проект "1607", Алексей Круглов и сотоварищи. Я намеренно выделяю имя главного действующего лица, коим я считаю саксофониста Алексея Круглова, который обычно представляет гораздо более энергетически плотные проекты. Здесь музыка другого рода, что говорит о неоднозначности музыкальных проявлений этого музыканта. И это хорошо, поскольку мы не должны привыкать к однонаправленности в музыке.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Следующий герой нашей программы – суперзвезда, очень известный музыкант, британский гитарист Джон Маклофлин (John McLaughlin), которому уже немало лет. Речь пойдёт о его диске, который вышел в 2012 году под названием "Now Here This". Точнее, это не его диск, а диск его проекта "Четвёртое измерение" ("The 4th Dimension"). Надо сказать, что представлять отдельно проект нужно обязательно, потому что у Джона Маклофлина существуют параллельно несколько проектов.

Вообще, этот человек, несмотря на возраст, продолжает проявлять невероятную активность в XXI веке, и эта активность не уступает временам его молодости. Здесь и продолжение проекта "Remember Shakti", и гитарно-струнный проект "Thieves and Poets", индуистский "Floating Point band" и, наконец, проект "The 4th Dimension", представляющий жёсткий джаз-рок с импровизационной колтрейновской линией. У "Четвёртого измерения" это не первый диск. Первый назывался "To The One". С тех пор произошли некоторые изменения в ансамбле Джона Маклофлина. От прошлого состава остались клавишник Гэри Хазбенд (Gary Husband) и камерунец Этьенн М'баппе (Etienne M'bappe), который играет на басе. В нынешнем составе появился индийский барабанщик Ранджит Барот (Ranjit Barot), который пришёл из проекта "Floating Point", соединяющего индийское богатство музыки с грувом прог-рока. Ну и у самого лидера Джона Маклофлина тоже сохраняются, а может и приумножаются невероятная энергетика и, главное, фантазия, которая не даёт превращать джаз-рок в музей самого себя.

В исполнении британского гитариста Джона Маклофлина и его группы "Четвёртое измерение" (John McLaughlin And "The 4th Dimension") звучит пьеса из альбома 2012 "Now Here This", изданного фирмой Abstract Logix:
4. "Echos From Then" (John McLaughlin).

Это был относительно новый, 2012 года, диск проекта Джона Маклофлина "Четвёртое измерение". Думаю, что знатоки и любители британского гитариста, ветерана, звезды знают все его издания наперечёт. Но, тем не менее, послушать такую музыку все равно приятно. Приятно потому, что джаз-рок – музыка, которая, в общем, пережила пик своего существования, тем не менее, в руках настоящих мастеров продолжает жить. И это не так просто. Именно Джон Маклофлин ухитряется не превращать эту музыку в собственный её музей.

• Последний проект, который будет представлен в сегодняшней программе, – это издание британской фирмы Leo Records, к которой мы обращаемся довольно часто, поскольку она представляет интересных, как правило, европейских, а иногда и российских музыкантов с достаточно широким спектром музыкальных пристрастий.

Сейчас речь пойдёт об итальянских музыкантах. Практически это соединение двух составных частей. Это трио альт- и тенор-саксофониста Андреа Буффа (Andrea Buffa), в которое входят ещё басист Фьоренцо Бодрато (Fiorenzo Bodrato) и барабанщик Дарио Мадзукко (Dario Mazzucco), и очень интересного пианиста, пришедшего как бы немного с другой стороны, со стороны фирмы и саунда лейбла ECM, Стефано Батталья (Stefano Battaglia). Это музыкант с очень большим опытом, являющийся артистом ECM. Ему 50 лет. Он удачно соединяет в своём творчестве классику и джаз. У него огромная дискография – более 60 компакт-дисков. В последнее время, кстати, он работает над очень интересной антологией "Книга джаза". Ну а как лидер С. Батталья записывается с 1987 года, сотрудничая с рядом джазовых музыкантов очень высокого уровня, среди которых британские музыканты: трубач Кенни Уилер (Kenny Wheeler) и саксофонист Ли Конитц (Lee Konitz), а также, естественно, большое количество итальянских музыкантов тоже.

Представляемая работа называется "Pow-bee". Таково название диска, который был записан в 2013 году и вышел в 2015 году на Leo Records. В этом диске соединяются трио Андреа Буффа и пианист Стефано Батталья. Эта работа коллективного состава сочетает в себе и вкус итальянской мелодики, и звук современного европейского джаза. Ну а девять треков, которые входят в пластинку, обеспечивают довольно разнообразный букет настроений: от поп-музыки до свободной музыки, от камерной музыки до фанка, от атмосферы на севере Европы до блюза. Фактически это то, что я обычно называл арт-мьюзик, словом, которое не имеет прямого определения, но при этом всем понятно, о чём идёт речь. В любом случае пьесы, которые представлены на этом диске, – это такие многочастные конструкции, как правило, с мягкой мелодикой и внутренней, достаточно яркой эмоциональностью.

В исполнении трио итальянского саксофониста Андреа Буффа и итальянского пианиста Стефано Батталья звучит пьеса из альбома 2015 года "Pow-bee":
5. "Tacheles" (Dario Mazzucco).

"Не очень новые новинки": выпуск 34-й (807-я программа)

культура музыка

"Не очень новые новинки": выпуск 34-й (807-я программа)

49:53