8 - 800 - 222 - 999 - 2
телефон прямого эфира

Прямой эфир

Армия Авто Школа Про деньги Театр Общество Культура История Здоровье Это интересно

«Бесконечное приближение»

Эпизод

05 марта 2016

Музыка, наполненная воздухом ECM (809-я программа)

Ведёт программу "Бесконечное приближение" обозреватель сетевого издания www.jazz.ru Михаил Митропольский.

Сегодняшняя программа будет наполнена воздухом ECM. Можно и по-другому это назвать: саундом ECM, облаком, атмосферой ECM. Я расшифрую на всякий случай для тех, кто не понимает, о чём идёт речь. ECM (Edition of Contemporary Music) – это немецкая звукозаписывающая фирма, которая на самом деле связана не столько с Германией, сколько с Норвегией, и пронизана она норвежской атмосферой, я бы сказал, природной норвежской атмосферой. Собственно, основные места, связанные с этим лейблом, базируются в Осло. Там есть две студии звукозаписи и огромное количество музыкантов, которые подбираются исключительно в соответствии с художественными представлениями Манфреда Айхера (Manfred Eicher), владельца и основателя этой студии, который фактически определил не только направления деятельности лейбла, но и целую стилистику, связанную с этим направлением.

А поводом для программы послужили юбилейные даты двух очень характерных для фирмы ECM музыкантов. Разница в их датах рождения составляет всего два дня. Старший из них – виолончелист Дэвид Дарлинг (David Darling, 4 марта 1941 года). Причём любопытно, что этот виолончелист ни по рождению, никоим другим образом с Норвегией не связан. Это американский джазовый музыкант. А вот второй музыкант всё-таки имеет отношение к северу Европы, хотя он тоже не норвежец, а датчанин, он из Копенгагена. Это знаменитый трубач Палле Миккельборг (Palle Mikkelborg), который родился 6 марта 1941 года.

• Послушаем сегодня их музыку в последовательности их старшинства. Поэтому первым в программе возникнет Дэвид Дарлинг, родивший 4 марта 1941 года в г. Элкхарт (шт. Индиана), который играет на очень многих инструментах, но виолончель всё-таки стала для него основным инструментом. Игре на виолончели и фортепиано Дэвид Дарлинг обучался ещё в школе. Кстати, там же он осваивал контрабас и саксофон. Играл в ученическом танцевальном оркестре. А после школы получил основательное музыкальное образование в Университете Индианы (по классам виолончели и музыкальной педагогики), окончив его в 1965 году.

И в течение четырёх лет он был участником очень известного ансамбля "Consort" Пола Уинтера (Paul Winter), который занимался так называемым "экологическим джазом". Я понимаю суть этого названия, но совершенно не согласен с его лингвистической структурой. Экология – это замечательная наука, которая изучает окружающую среду. Джаз к этой науке вряд ли имел какое-нибудь отношение. Другое дело, что в нём использовались звуки, связанные с этой природной средой, но от этого он не становился более экологичным. Другое дело, что в него включались ещё и элементы разнообразной этнической музыки. В конце 1960-х – начале 1970-х годов это было чрезвычайно актуальным, модным, дающим новый материал для импровизационной музыки.

В 1970-е годы вместе с другими учениками Пола Уинтера Дэвид Дарлинг организовал группу "Radiance", с которой продолжил эксперименты в сфере "концептуального" джаза и world music. Здесь же появились первые опыты с 8-струнной электровиолончелью, позволявшей создавать различные электронные и звуковые эффекты. Более того, он в одиночку мог воссоздавать ансамблевое, оркестровое или хоровое звучания. Параллельно с концертной практикой в 1978 году Дэвид Дарлинг посещал занятия и по академической композиции. А в 1979 году записал свой первый большой диск под названием "Journal October". Надо сказать, что он был единственным участником в этой записи, играя на самых разных инструментах, среди которых обычная виолончель, 8-струнная электрическая виолончель, перкуссийные инструменты, голос и не знаю, что ещё.

В исполнении американского джазового мультиинструменталиста Дэвида Дарлинга звучит композиция из его первого альбома 1979 года "Journal October":
1. "Minor Blue".

Я думаю, что человек, который приходит с экзотическим, необычным инструментом для данного вида музыки в соответствующую группу музыкантов, всегда испытывает некое разнообразие возможностей. Перед ним всегда есть некий спектр применения этого инструмента, может быть, более широкий, чем для музыканта обычного. Наверное, так получается с виолончелистом, который приходит в джазовую тусовку. Так вышло и с Дэвидом Дарлингом.

Но вот уже в 1980 году он нашёл применение для своего инструмента и для своих творческих возможностей в электроджазовой группе "Spyro Gyra". В последующие годы он выступал со своим новым ансамблем "Gallery", в дуэте с норвежским гитаристом Тарье Рюпдалем (Terje Rypdal), сотрудничал он также с Гленном Муром (Glenn Moore), Ральфом Таунером (Ralph Towner) и Джоном Кларком (John Clark). Не было недостатка в предложениях, в возможностях использования его инструмента. Тем более что он владел им, имея в арсенале навыки и музыканта, принадлежащего к импровизационной сфере, и музыканта, исходящего из догм академической музыки.

Очередная работа на фирме ECM – это дуэтный проект замечательного норвежского гитариста Тарье Рюпдаля и нашего героя Дэвида Дарлинга. Альбом этот называется "Eos", и записан он был в мае 1983 года в одной из студий фирмы ECM – в Talent studio, которая располагается в Осло.

В исполнении норвежского гитариста Тарье Рюпдаля и американского виолончелиста Дейва Дарлинга (Dave Darling) звучит композиция из альбома 1983 года "Eos":
2. "Bedtime Story" (Terje Rypdal).

За 75 лет жизни Дэвиду Дарлингу пришлось играть с огромным количеством музыкантов. Причём музыкантов весьма известных, в число которых входят: Пол Уинтер (Paul Winter), Ральф Таунер, Гленн Мур, Коллин Уолкотт (Collin Walcott), Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Арилд Андерсен (Arild Andersen), Пол Хорн (Paul Horn), Стив Кюн (Steve Kuhn), Тарье Рюпдаль, Йон Кристенсен (Jon Christensen). Их действительно очень много.

Надо сказать, что поскольку его музыка, как правило, не соответствует неким драйвовым принципам американского джаза, скорее, она восходит к такому медитативно висящему саунду северных ландшафтов Европы, она в силу этой самой медитативности нередко используется в других областях, не только музыкальных. Она принята в качестве инструмента инструкторами и специалистами-практиками в области здравоохранения, связанной с такими отраслями медицинской практики, как массаж, йога, лечение и релаксация. И это неудивительно. Действительно, Дэвид Дарлинг тяготеет к такого рода музыке. Так почему бы её для этого и не использовать?

Впрочем, проекты Дэвида Дарлинга за десятилетия его творчества были самыми разнообразными. Один из самых интересных проектов вышел под именем французского перкуссиониста Пьера Фавра (Pierre Favre), музыканта, который представляет наиболее радикальный вариант импровизационной музыки и импровизационного джаза. В 1995 году был записан диск Пьера Фавра "Window Steps", который включил в орбиту сочинений Пьера Фавра круг очень интересных музыкантов, среди которых были британский трубач Кенни Уилер (Kenny Wheeler), саксофонист Роберто Оттавиано (Roberto Ottaviano), виолончелист Дэвид Дарлинг, басист Стив Своллоу (Steve Swallow). Именно сыгранная в таком составе вместе с Пьером Фавром и прозвучит одна из композиций лидера этого ансамбля.

В исполнении ансамбля французского перкуссиониста Пьера Фавра, в котором на виолончели играет Дэвид Дарлинг, звучит композиция из альбома 1995 года "Window Steps":
3. "Girimella" (Pierre Favre).

Дэвид Дарлинг за свою длительную карьеру в музыке прошёл очень много различных метаморфоз и испытаний, играл не только медитативную, спокойную музыку, он играл всё то, что давалось, что шло ему в руки. А в руки ему шли ещё и многочисленные инструменты. Ведь он, кроме виолончели, которая является главным инструментом, использует в своих записях также фортепиано, контрабас, гитару, ударные, деревянные духовые, всевозможные этнические инструменты. Он – одаренный импровизатор-виртуоз, музыкант романтического склада, известен, прежде всего, своими экспериментами с электровиолончелью. Но он, кроме всего прочего, интересуется ещё и смежными областями. Так возникает синтез его музыки с музыкантами, представляющими этнические пласты. Такова пластинка, которая появится в сегодняшней программе. Эта пластинка вышла в 2004 году под именами американца Дэвида Дарлинга и "Вулу Бунун" ("The Wulu Bunun"). Называется она "Муданин Ката" ("Mudanin Kata"). Этот проект объединяет электровиолончелиста и певцов с Тайваня. Виолончель Д. Дарлинга создаёт здесь некую интерпретацию древней традиции, которую поддерживают тайванские певцы. Диск этот является одним из проявлений почти современного Д. Дарлинга.

В исполнении американского электровиолончелиста Дэвида Дарлинга и певческого коллектива с Тайваня "The Wulu Bunun" (David Darling & "The Wulu Bunun") звучит композиция из альбома 2004 года "Mudanin Kata":
4. "Manas Kala Muampuk" ("Joy Tonight"). Lead singer: Chun-yu Chiu.

Почтовый адрес программы: 125040, г. Москва, "Радио России", программа "Бесконечное приближение", ведущему – Михаилу Митропольскому. Страничка в интернете – на сайте "Радио России" по адресу www.radiorus.ru.

Письма для программы просьба направлять по адресу mitropol@mtu-net.ru

• Ну а теперь переходим к датскому трубачу Палле Миккельборгу (Palle Mikkelborg), который родился 6 марта 1941 года в Копенгагене. Этот человек, несмотря на то, что ему 75 лет, всё время вызывает ощущение какой-то невероятной молодости. Возможно, это ощущение связано со звуком его трубы, с электронным звучанием его трубы, а ещё со странным сочетанием сложных современных аранжировок и поп-джазового оттенка того, что он делает в собственных проектах. Хотя это всё не мешает Палле Миккельборгу представать великолепным трубачом рядом с такими музыкантами, как саксофонист Декстер Гордон (Dexter Gordon), пианист Джордж Расселл (George Russell), бельгийский гитарист Филипп Катерин (Philip Katerine), норвежская певица Карин Крог (Karin Krog), норвежский саксофонист Ян Гарбарек, американский трубач Дон Черри (Don Cherry), канадский пианист Гил Эванс (Gil Evans) и многими другими.

Хотя, возможно, исторически главным проектом Палле Миккельборга навсегда останется многочастная сюита для большого оркестра и солирующей трубы под названием "Аура" ("Aura"). Это произведение было создано по случаю присуждения Майлзу Дэвису (Miles Davis) датской премии "Леони Соннинг" (The Léonie Sonning Music Prize). В 1985 году эта сюита была записана в исполнении оркестра Датского радио (The Danish Radio's Big Band) и самого Майлза Дэвиса. А П. Миккельборг выступил здесь в качестве композитора и бенд-лидера, хотя в Королевской музыкальной академии в Копенгагене он учился совсем по другому направлению. Он собирался стать академическим дирижёром.

А сейчас мы услышим Палле Миккельборга в одном из его проектов, более-менее поздних, под названием "Song....Tread Lightly". В этом проекте участвуют четыре музыканта: сам датский трубач Палле Миккельборг, Хелен Дэвис (Helen Davis, арфа), Пер Линдвалл (Per Lindvall, барабаны) и Оли Поулсен (Oli Poulsen, клавишные, электронное сопровождение). Несмотря на то, что здесь присутствуют электроника, программирование и множество современных эффектов, тема прозвучит старая, принадлежащая Курту Вайлю (Kurt Weil).

В исполнении квартета датского трубача Палле Миккельборга звучит композиция из альбома 2000 года "Song....Tread Lightly":
5. "Speak Low" (Kurt Weil).

Палле Миккельборг, как уже говорилось, готовился стать академическим дирижёром, получал соответствующее образование. А вот трубу он как раз осваивал самостоятельно.  И в 1961-1964 годах он уже играл на ней в клубах. В 1966 году возглавил один из джазовых ансамблей Датского радио и до 1971 года играл в биг-бенде радио. В 1968 году П. Миккельборг стал призёром фестиваля в Монтрё, но композиторскую работу он при этом не забывал и создал немало произведений симфонического характера. Но нас он сейчас интересует в первую очередь как исполнитель. И мы застанем его в ансамбле американского контрабасиста Гэри Пикока (Gary Peacock) на очень известной пластинке "Guamba", записанной тоже в Осло и изданной фирмой ECM в 1987 году. Состав музыкантов на пластинке Г. Пикока великолепен. Это сам Гэри Пикок (контрабас), Ян Гарбарек (тенор- и сопрано-саксофон), Палле Миккельборг (труба) и Питер Эрскин (Peter Erskine, барабаны).

В исполнении ансамбля американского контрабасиста Гэри Пикока, в составе которого на трубе играет датский трубач Палле Миккельборг, звучит пьеса из альбома 1987 года "Guamba":
6. "Celina" (Gary Peacock).

Вот это майлздэвисовское звучание трубы Палле Миккельборга сделало его одним из центральных персонажей северной европейской джазовой сцены. Однако к лидерству он как-то не очень стремился, поэтому огромное количество записей им сделано с другими музыкантами. В 1970-1972 годах он работал в оркестре "Rhythm Combination & Brass" Петера Хербольцхаймера (Peter Herbolzheimer). В 70-е годы он вообще много записывался с американскими и европейскими музыкантами, в число которых входят саксофонист Декстер Гордон, барабанщик Эд Тигпен (Ed Thigpen), ансамбль саксофониста Яна Гарбарека и многие другие. В 80-е годы он входил в Концертный джаз-бенд Джорджа Грунца (The George Gruntz Concert Big Band). Ну и параллельно он создаёт произведения крупной формы для джазовых солистов и симфонического оркестра. Однако мне представляется, что сейчас, прямо накануне его 75-летия, уместно будет послушать его в камерных составах.

Одним из шедевров является запись Палле Миккельборга с замечательным датским контрабасистом Нильсом-Хеннингом Орстедом Педерсеном (Niels-Henning Ørsted Pedersen), которая была выпущена в 1990 году. Название этого диска – "Hommage. Once Upon A Time". В этом диске принимают участие и гостевые музыканты, среди которых вокалист Сай Никлин (Cy Nicklin). Ну а то, что прозвучит сейчас, относится к старому джазу. Собственно, и название, и происхождение – всё это из старого традиционного джаза, хотя звучание, конечно, не вполне традиционное.

В исполнении датских музыкантов: трубача Палле Миккельборга и басиста Нильса-Хеннинга Орстеда Педерсена, а также британского вокалиста Сайя Никлина звучит пьеса из альбома 1990 года "Hommage. Once Upon A Time":
7. "That Ol' Black Magic" (Harold Arlen – Johnny Mercer).

Действительно, вполне молодёжная музыка. Собственно, с этими словами хочется расстаться с двумя нашими сегодняшними персонажами, пожелать им доброго здоровья. Одного мы можем поздравить, поскольку Дейв Дарлинг отметил своё 75-летие 4 марта, ну а Палле Миккельборга поздравлять пока ещё рано из суеверных соображений. Но я надеюсь, что завтра, 6 марта, он тоже отметит своё 75-летие, и всё будет замечательно. Тем более что оба музыканта вполне в форме, играют. Поэтому нашу сегодняшнюю программу стоит закончить звуками из записи, сделанной в 2009 году, проекта Тарье Рюпдаля "Crime Scene", в котором участвует Палле Миккельборг. И мы услышим его трубу перед самым его юбилеем.

В исполнении ансамбля норвежского гитариста Тарье Рюпдаля, в составе которого на трубе играет Палле Миккельборг, звучит композиция из альбома 2010 года "Crime Scene":
8. "Investigation" (Terje Rypdal).

№ 809 David Darling (cello, 04.03.1941) & Palle Mikkelborg  (tp, 06.03.1941) Музыка, наполненная воздухом ECM

культура джаз музыка

Музыка, наполненная воздухом ECM (809-я программа)

49:50